Особенности «новой» русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией и европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 18 век.docx

— 244.62 Кб (Скачать файл)

Дело, конечно, не в том, был  ли Державин в жизни, настоящий биографический Державин, похож на того воображаемого  «поэта», от лица которого написаны стихотворения, обозначаемые данным именем; может  быть, он и не был на самом деле похож на своего лирического героя. Существенно то, что стихи Державина  строят в сознании своего читателя совершенно конкретный бытовой образ  основного персонажа их – поэта, что образ этот характеризуется  не жанровыми отвлеченными чертами, что это не «пиит», а именно персонаж, притом подробно разработанный и  окруженный всеми необходимыми для  иллюзии реальности обстановочными деталями. Этим достигается объединение  всех произведений поэта, символизируемое  единством его имени.

Памятник

Важно отметить соотносимость пространственно-культурной модели России с одной из ключевых тем этого стихотворного произведения: пока жива Россия, будет жить и поэт, которому посчастливилось родиться и творить в ней; точнее, его незримая «эфирная» часть, которой суждено сохраниться после физической смерти поэта-творца, будет жить в памяти России и её жителей, носителей ощущения культурно-исторической принадлежности к России. Эта сакральная «часть» - его поэтические произведения. Вместе с тем Державин демонстрирует определённую буквальность в понимании своего поэтического предназначения, перечисляя свои заслуги в области реформирования отечественного стихосложения: разработка ритмического комплекса и рифмы в одах, воспевание «в забавном русском слоге» достоинств и величия модели просвещённой монархии екатерининской эпохи. Под «забавным русским слогом» поэт подразумевает нарушение непреложного закона о трёх «штилях» в русской литературе эпохи, в которой господствовали укоренившиеся догмы классицизма: вместо элементов общепринятого высокого патетического моралистически-назидательного книжного стиля Державин в своих одических текстах новаторски тяготел к низкому, повседневному, «неодическому» слогу, в связи с тем позже удостоился прозвища могильщика канонов русского классицизма.

 

Также в качестве неоспоримой поэтической  заслуги Державин отмечает то, что  «беседовал о Боге», то есть предавался рассуждениям о высших основах бытия  в соответствии с устоявшимися принципами классицизма (в качестве примера  интертекстуальной отсылки (автореминисценции) стоит отметить оду «Бог»). То, что поэт-лирический герой «истину царям с улыбкой говорил», также выводит поэтический исповедальный нарратив в план классицистского мировосприятия. По мере прочтения стихотворения читатель испытывает ненавязчивое ощущение финальной авторской исповеди, подведения итогов длительного жизненного и творческого пути того, кому воздвигается памятник.

 

Одновременно с этим в стихотворении  прочитывается глубинный «практический» пласт, который актуализируется  автором. Державин отстаивает формировавшееся в психологии жителей России необходимость признания за поэтом незыблемого права на свободу личного творчества. В просвещённом российском обществе конца XVIII века ещё свежа была память о пренебрежительно-снисходительном обращении с первым российским поэтом Василием Кирилловчием Тредиаковским, который был вынужден выполнять капризы Анны Иоанновны, терпеть от неё оплеухи и страдать от жестоких побоев, которые наносил ему вельможа Артемий Волынский. Таким образом, архетипизированное представление о поэте-бесправном шуте, призванном покорно сносить все насмешки и капризы двора, было живо в сознании граждан России, особенно в высших кругах. Одной из целей написания «Памятника» была созревшая потребность в защите полноправного статуса поэта-творца в обществе, возвеличить и прославить его как независимую свободную личность, обладавшую чувством собственного достоинства.

 

Другие произведения, в которых  Державин осмысляет своё поэтическое  предназначение и рассуждает о творчестве, дарующем бессмертие в памяти читателей: «Видение мурзы», «Поймали птичку золотисту», «Лирик», «Храповицкому», «Лебедь» и некоторые другие стихотворения, объединённые общей тематикой. Державинский «Памятник» послужил прямым прототипическим источником пушкинского «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Именно текст Г. Р. Державина стал первым в истории русской литературы, в котором самостоятельно развивалась тема нерукотворного памятника поэта. Можно отметить, что эта значимая тема проявлялась в поэтическом творчестве современников Державина, Капниста и Ломоносова, а также в гораздо более поздних текстах В.В. Маяковского и Анны Ахматовой.

О поэзии Державина

 

Несмотря на то, что основа творчества Гаврилы Державина — русский  классицизм, оно значительно выходило за его пределы. Для стихов Державина  характерно объединение «высоких»  и «низких» элементов, смешение торжественной  оды с сатирой, просторечные выражения  наряду с церковнославянской лексикой. Проскальзывает в произведениях  поэта и романтический подход к действительности. Иными словами, в творчестве Державина выразился  весь путь развития русской литературы этой эпохи — от классицизма, сквозь сентиментализм и романтизм к  реализму.

 

Основой искусства поэт считает  истину, доносить до читателя которую  обязаны художники и поэты. Задача искусства — подражание природе, то есть объективной действительности. Но это не касается низменных и  грубых сторон жизни — поэзия, как  считает Державин, должна быть «приятна». Также она должна быть полезна  — этим объясняются многочисленные нравоучения, сатиры и морали, которыми пестрит творчество поэта.

 

Державин, конечно, не мог претендовать на роль духовного народного вождя  и посягать на основы самодержавия, но во многих произведениях он выражает именно народную точку зрения, что  уже было прорывом для русской  литературы XVIII века. Так, впечатления  от крестьянской пугачёвской войны  отразились во всех важнейших стихах поэта — от «Читалагайских од» до «Вельможи» — в них он на стороне народа, осуждая его мучительство помещиками и вельможами.

 

Начиная с 1779 года творчество Державина  становится всё более оригинальным — он идёт своим путём в поэзии. Заслугой Державина перед русской поэзией является введение в литературу «забавного русского слога»: сочетания высокого стиля с просторечием, сатиры и лирики.

 

Державин расширяет тематику поэзии, сближает её с жизнью. Он начинает смотреть на мир и природу глазами обычного земного человека. Поэт изображает природу не отвлечённо, как это  делали до него, а как живую реальность. Если до Державина природа описывалась  в самых общих чертах: ручьи, птицы, цветы, овечки, то в стихах поэта  уже появляются детали, краски, звуки  — он работает словом, словно художник кистью.

 

В изображении человека поэт приближается к живому портрету, что было первым шагом на пути к реализму.

 

Державин расширяет границы  оды. В «Фелице» нарушается установленная Ломоносовым схема — это уже сюжетное стихотворение, а не свод высказываний автора в связи с торжественным событием. Наиболее знаменитые оды Державина — «Фелица», «Бог», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы», «Водопад» — это сюжетные произведения, в которые поэт вносит свои мысли и чувства.

 

Стихи Державина вносят в поэзию образ автора, знакомят читателя с  личностью поэта — в этом заключается  ещё одно его открытие. В произведениях  представлен не абстрактный, а конкретный человек. Поэт в произведениях Державина  — это неподкупный борец за правду.

 

Огромное значение для последующего развития русской литературы имеет  поэтический язык Державина. Поэт превосходно  чувствовал народную речь. В стихах поэта всегда присутствует риторика и ораторские интонации — он учит, требует, наставляет, негодует. Многие выражения Державина стали крылатыми:

 

«Где стол был яств, там гроб стоит», «Я царь, — я раб, — я  червь, — я бог», «Отечества и  дым нам сладок и приятен» и  т. д.

 

Главной заслугой поэта было введение в поэзию «обыкновенного человеческого  слова», что было неслыханно неожиданно и ново. Предметом поэзии становятся обычные человеческие дела и заботы.

 

Произведения Державина имели  влияние практически на всех поэтов конца XVIII — начала XIX века, способствуя  наступлению новой вехи развития русской поэзии.

12.А.Н. Радищев.  Философские и эстетические взгляды.  «Путешествие из Петербурга в Москву» (проблематика, система образов, жанр, стиль. идейный смысл произведения). Образ Путешественника.

Одним из самых значимых явлений русской литературы восемнадцатого века является произведение А.Радищева "Путешествие из Петербурга в  Москву". Оно написано в известном  в то время жанре "путешествия", раскрыл который Л.Стерн, родоначальник  сентиментализма. Радищев в своей  собственной оценке человека вообще руководствовался произведениями писателей-сентименталистов и считал, что человек отличается от животного как раз способностью к состраданию. Жалость, сочувствие — основные чувства повествователя в романе: "Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала".

Чему же сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую  панораму жизни крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько  бедность и тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. "Крестьянин в законе мертв", — пишет Радищев. Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава "Зайцево". На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни.

Участь крестьянина страшна: "И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме". Но повествователь, воспитанный на идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве своем просто по-человечески лучше помещиков. Помещики в романе Радищева почти все отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны, они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при сравнении городских и деревенских девушек: "Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом, и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?" Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских "на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа".

Главная заслуга Радищева и главное отличие его произведения от большинства обличительной литературы восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные  примеры, а осуждает сам порядок  вещей, существование крепостного  права:

Покоя рабского под сенью

Плодов златых не возрастет;

Где все ума претит стремленью,

Великость там не прозябает.

Оригинальность "Путешествия  из Петербурга в Москву" заключается  в том, что Радищев, взяв форму "путешествия", наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой сентиментальной  литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из "Путешествия  из Петербурга в Москву" озабочен общественными вопросами и стремится  служить общественному благу. "Путешествие  из Петербурга в Москву" — первый русский идеологический роман, где  ставятся не столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и значение для  всей нашей литературы.

Александр Николаевич Радищев  — легендарная фигура, особенно для русской революционной интеллигенции XIX века. В его взглядах на русское  общество видели радикальный гуманизм и глубину раскрытия социальных проблем. Имя Радищева для многих поколений русских читателей  окружено ореолом мученичества. Это  связано с историей создания книги "Путешествие из Петербурга в  Москву", над которой писатель работал около десяти лет.

Направленная против царизма  и помещичье-крепостнического строя, книга эта вызвала гневную  реакцию царствующей тогда Екатерины II. Прочитав "Путешествие", императрица  пришла в негодование и написала в примечаниях: "Надежды полагает на бунт мужиков… Царям грозится плахою… Он бунтовщик хуже Пугачева". Радищева вскоре после выхода книги арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а потом сослали в Сибирь, в Илимский острог.

После революции 1917 года литературоведы-марксисты  увидели в Радищеве зачинателя социализма в России, но в этих суждениях  они шли по стопам В.И. Ленина, который  поставил Радищева "первым в ряду русских революционеров, вызывающим у русского народа чувство национальной гордости".

А.Н.Радищев писал стихи, поэмы, сочинил философский трактат "О Человеке, о его смертности и бессмертии", но в памяти потомков он остался всего лишь автором "Путешествия  из Петербурга в Москву". Надо отметить, что это сочинение получило весьма нелестную характеристику А.С.Пушкина, который написал, что оно "причина его несчастья и славы, есть очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге".

Недостатком книги, безусловно, является то, что она представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой лишь названиями городов и деревень, мимо которых  следует путешественник. Чувствуется  большое влияние французских  просветителей, провозгласивших идеи равенства и братства. Основная направленность произведения — тенденциозная критика  существующего жизненного уклада в  России.

Информация о работе Особенности «новой» русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией и европе