Особенности «новой» русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией и европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 18 век.docx

— 244.62 Кб (Скачать файл)

Проведи дугами брови

По высокому челу (С. 6).

В отличие от Анакреона, возлюбленной Ломоносова оказывается не простая  смертная, а его родина, Россия, которую  он просит изобразить в виде царственной  женщины, сильной, здоровой и красивой:

Изобрази ей возраст зрелой

И вид в довольствии веселой,

Отрады ясность по челу

И вознесенную главу (С. 7).

Служение матери-Родине Ломоносов  понимает не как отказ от радостей жизни, а как творчество, как созидание  и приумножение материальных и духовных ценностей, доставляющее человеку сознание своей полезности обществу.

Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым, интересен не только образцовыми  переводами Анакреона, но и тем, что  в нем нашло отражение поэтическое  кредо самого Ломоносова. Высшей ценностью  объявлено Русское государство, Россия. Смысл жизни поэт видит  в служении общественному благу. В поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует  Ломоносова как поэта-классициста.

«Разговор с Анакреоном» помогает уточнить место Ломоносова и в  русском классицизме и прежде всего установить отличие его гражданской позиции от позиции Сумарокова. В понимании Сумарокова, служение государству было связано с проповедью аскетизма, с отказом от личного благополучия, несло в себе ярко выраженное жертвенное начало. Особенно четко эти принципы отразились в его трагедиях. Ломоносов выбрал другой путь. Ему одинаково чужды и стоицизм Сенеки, и эффектное самоубийство Катона. Он верит в благостный союз поэзии, науки и просвещенного абсолютизма.

 Выбирая жанр, Ломоносов уходил  от характерной монологичности и замкнутости оды. Диалог предполагал открытость реплик, идей и позиций, что влекло за собой большую свободу, простоту и естественность. В ответах Ломоносова звучат гражданские мотивы, в которых отражается ясное понимание того, что задача поэзии – это, прежде всего, выполнение гражданского долга. В противовес Ломоносову Анакреон – своеобразный символ легкой, интимной лирики, певец радостей жизни, любви и вина, основатель легкой лирики: «анакреотики».

2. Оды

Ода как  жанр высокой торжественной поэзии получает в литературе классицизма периода его расцвета преимущественное развитие. Это связано с тем, что эпоха, с которой было связано развитие классицизма, провозгласила торжество общих интересов над интересами личными, поэтому жанр высокой оды больше отвечал задачам эпохи, чем, к примеру, жанр любовной или застольной песни. Переживания человека, вызванные любовью, разлукой с близкими, их смертью, отодвигались на второй план. Всеобщий интерес могли вызвать лишь те переживания поэта, в которых отражались события общенационального, общегосударственного масштаба.

Ода в классицизме была жанром строгой формы. Подобно ораторской речи, она строилась из трех обязательных частей: "приступа", т.е. введения темы, рассуждения, где эта тема развивалась с помощью примеров-образов, и краткого, но эмоционально сильного заключения. Каждая из трех частей имела свои особенности построения, но Ломоносов считал, что доводы в пользу главной мысли должны были располагаться "т.о., чтобы сильные были напереди, которые послабее, те в середине, а самые сильные на конце".

Восторг поэта не исключал тщательного обдумывания  ее основных мотивов и соответствующих  им композиционных частей. Не исключал он и обдумывания способов воздействия  на слушателя, чтобы вызвать в  нем ответные чувства. Однако все  это должно было оставаться за пределами  предмета оды. Сама же ода, обращенная к слушателям, сохраняла (или должна была сохранять) характер свободной импровизации, когда одна мысль вызывала другую.

Предшественниками жанра оды в русской литературе были "Рифмологион" Симеона Полоцкого, канты и "виваты" Петровской эпохи и творчество Феофана Прокоповича, воспевшего важнейшие события эпохи и поставившего в литературе тему Петра I как просвещенного монарха, строителя и героя, которая будет подхвачена Кантемиром, Ломоносовым и др. вплоть до Пушкина с его поэмами "Полтава" и "Медный всадник".

Одна  из важнейших особенностей торжественной оды Ломоносова - красочность, выразительность описаний. Так, лирический сюжет в "Оде на взятие Хотина" основан на широком включении эпических элементов. Она начинается с описания "восторга", "пермесского жара" (вдохновения), охватившего поэта при известии о славной победе русского войска над турками и татарами, одержанной в 1739 г. Центральную часть составляет рассказ поэта о самом сражении и его размышления в связи с этим событием. В истории битвы поэт выбирает наиболее яркие моменты. Перед взором слушателя проходит меняющаяся картина боя: сначала татары окружают русских, потом русские овладевают инициативой, и вот битва идет к концу и завершается славной победой "орлов российских". Поскольку главным для Ломоносова в этой оде было прославление "российских сынов", создание атмосферы восхищения вокруг военной победы русских, в картине боя автор выбирает то, что может глубже воздействовать на патриотические чувства читателя, создать впечатление силы и мужества "россов", для которых "препон на свете нет", и их "полкам орлиным" повсюду "путь отворен". Сражение идет в таком стремительном, напряженном темпе, что "скрывает небо конский пар". Натиск врага уподобляется буре, "тьме", "ярым волнам", пучине, готовой поглотить корабль. Русские воины, отбивающие натиск турок, отвагой, мужеством, силой напоминают царя природы льва. В таком же стиле выдержано описание сражения на его заключительном этапе, когда исход его решен и враги бегут, "забыв и меч, и стан, и стыд". Природа изображается Ломоносовым (как и в "Слове о полку Игореве") как живое существо: сопереживает, сочувствует и помогает русским, и только луна ассоциируется с турками, да и то только для того, чтобы устыдиться, видя их бегство. Заканчивается ода прославлением наступившего после победы мира и благоденствия.

"Ода  на день восшествия на престол  императрицы Елизаветы Петровны" (1747) была написана по поводу  дарования Российской Академии  Наук нового устава (регламента), на который Ломоносов возлагал  большие надежды. Но начинается  текст с прославления "возлюбленной тишины", являющейся у Ломоносова синонимом к "златому миру", поскольку процветание государства и развитие науки Ломоносов связывает в первую очередь с миром. Именно поэтому Елизавета (чье имя переводится с древнееврейского как "Бог покоящегося") воспевается Ломоносовым прежде всего как установительница мира в государстве, при самом своем воцарении положившая конец русско-шведской войне 1741-1743 гг.

Так Ломоносов  подходит к своей главной мысли - к утверждению "пользы наук", необходимости просвещения. Первым, кто призывает "божественные науки" на русскую землю, был Петр I, которому посвящены несколько строф, традиционно  развивающих тему (военные победы, строительство флота, основание  Петербурга, Человек, "каков не слыхан был от века", давший толчок развитию России). В Елизавете поэт хочет  видеть преемницу дел ее великого отца.

Один  из центральных образов оды - образ России. Ее просторы безграничны, ее климат разнообразен, богатства, заключенные в ее недрах и лесах, несметны. Повсюду скрыты сокровища, "какими хвалится Индия", но для того, чтобы их освоить, нужны просвещенные люди, которые только и могут привести Россию к процветанию и богатству. Именно поэтому с такой горячей страстностью Ломоносов обращается к российской молодежи, призывая неутомимо трудиться в овладении науками на благо отечества.

"Разговор с Анакреоном"

Ярче  всего гражданские мотивы поэзии Ломоносова прозвучали в цикле стихотворений "Разговор с Анакреонтом" (1761), составленный из 4-х пар стихотворений: Ломоносов переводит 1, 22, 11 и 28 оды  Анакреона и каждую сопровождает своим стихотворным ответом. Первая пара стихотворений организована по принципу контрастного параллелизма. Анакреону нужно было бы воспевать троянских героев, но гусли его "любовь велят звенеть". Ломоносов хотел было петь о нежной любви, но струны "поневоле звучат геройский шум".

Во второй оде Анакреона говорится о  том, что жизнь человеческая коротка  и потому не стоит заботиться о  накоплении сокровищ, раз уж ими  нельзя откупиться от смерти. Ответ  Ломоносова, в сущности, звучит иронически. Он называет Анакреона "великим философом" за создание философской системы, в  основе которой лежит любовь к  удовольствиям, благодаря чему она  может снискать себе массу сторонников  и последователей, и противопоставляет  Анакреона суровому моралисту Сенеке, предписывавшему слишком строгий  моральный закон "не в силу человеку".

Третья  пара стихотворений выдвигает новую  противоположность Анакреону - это  Катон, который "старался" ввести порядок в республику, но его "угрюмство" не принесло покоя Риму, и он покончил жизнь самоубийством, не осуществив своих планов.

Все эти  исторические примеры нужны Ломоносову для того, чтобы в последней, четвертой  паре стихотворений высказать, наконец, свои взгляды на обязанности поэта  и гражданина. В 28 оде Анакреон просит художника написать портрет возлюбленной и создает словесное изображение. В своем ответе Анакреону Ломоносов  просит художника написать портрет  не любовницы, а матери, которую в  следующей строфе он именует Россией. Это не легкомысленный образ молоденькой  девушки - "любезной" Анакреона, но образ зрелой, здоровой, сильной  матери-кормилицы, дающей жизнь, питающей и защищающей своих чад. Строгое, величавое изображение характеризуется  не подбором внешних признаков красавицы, о чем писал Анакреон, а выявлением духовных качеств.

Итак, своими торжественными одам Ломоносов создал канон, надолго ставший художественным образцом для последующей русской оды - наиболее высоко почитаемого в системе русского классицизма высокого стихотворного жанра.

5. Трагедии  А.П. Сумарокова как явление  русского классицизма (на примере  «Димитрия Самозванца»).

Александр Петрович Сумароков - третий основоположник русского классицизма, младший современник Тредиаковского и Ломоносова - принадлежал к старинному дворянскому роду. Его отец владел полутора тысячами душ, служил во вполне достаточных чинах и чрезвычайно заботился об образовании своих детей. В 1732 г. Сумарокова отдают в Сухопутный шляхетный корпус, устроенный Минихом по образцу аналогичных прусских заведений и предназначенный для столичной дворянской элиты. Еще в корпусе Сумароков начинает писать стихи, сочиняя модные любовные песенки, писавшиеся на готовые мотивы и пользовавшиеся большим успехом среди дворянской молодежи. Он пишет и в других жанрах, сначала следуя версификационным предписаниям Тредиаковского, затем Ломоносова, с которым сближается в начале 1740-х гг. При всем этом литература остается для него "приятным упражнением": закончив корпус в 1740 г., он служит сначала у Миниха , затем у графа Головкина и А.Г.Разумовского и дослуживается до чина бригадира. Литературная деятельность затягивает его постепенно, но уже в конце 1740-х гг. он воспринимает ее уже не просто как развлечение, пусть даже и просвещенное, но как школу, предназначенную создавать нового просвещенного человека, причем прежде всего - именно просвещенного дворянина.

Отличаясь исключительной творческой плодовитостью, Сумароков за 40 лет своей профессиональной литературной деятельности испробовал свои силы едва не во всех известных  ему из опыта древней и европейской  поэзии литературных жанрах, применяя при этом самые разнообразные  строфические формы и метры.

Наибольшую  известность Сумароков завоевал как драматург: ему принадлежат 9 стихотворных трагедий, написанных 6-стопным ямбом, русским эквивалентом французского александрийского стиха, с соблюдением основных правил поэтики французского классицизма, 12 комедий в прозе и 2 оперы.

 

         В трагедии последней трети  века большое место занимает  изображение произвола власти. Сюжет  строится на эпизодах активного  противоборства положительных героев  тирании монарха. Первой такой  трагедией явился «Димитрий Самозванец»  Сумарокова (1771).Трагедия написана  на историческом материале «эпохи  смуты»: взят период короткого  пребывания Димитрия Самозванца  на московском троне. Исторические  сведения для сюжета трагедии  Сумароков мог получить из  материалов Г. Миллера и князя  Щербатова, работавших в то  время над «Летописью о мятежах  и разорении Московского государства  от внутренних и внешних неприятностей», а так же из анонимной рукописной  повести «Повести, како восхитил неправдою на Москве царский пристол Борис Годунов».  

В основу сюжета положен  эпизод восстания народа против Димитрия и его свержение. Внешне действие строится на любви Самозванца к дочери Шуйского Ксении, любви, вступающей в  противоречие с тем, что Ксения любит  другого и любима им, а Димитрий женат. Однако движение событий и их развязка определяются не любовными отношениями героев, а организованным в Москве заговором против Димитрия. Заговор возник потому, что Димитрий, во-первых, осуществляет политику полновластного самодержца, забывшего о своем истинном назначении и поправшего свободу и права своих подданных. Он «изверг на троне>.

Блаженство завсегда народу вредно:

Богат быть должен царь, а  государство бедно.

Ликуй, монарх, и все под  ним подданство, стонь!

Всегда способнее к  труду нежирный конь,

Смиряемый бичом и частою ездою

И управляемый крепчайшею уздою,—  (!я оставила эти кусочки из москвичевой, чтобы было понятней и она просила приводить пример из текста кому не нужно удалаяйте!)

выражает Димитрий свою политическую программу.

«Царска страсть» для него закон, и он готов ради нее убрать все препятствия на своем пути: убить жену, казнить жениха Ксении .Второй момент в трагедии, не менее важный,— это отношение Димитрия к русским.  Он — предатель, презирает и ненавидит своих соотечественников, не скрывает своих

Информация о работе Особенности «новой» русской литературы 18 века. Периодизация. Главные художественные достижения. Связь с древнерусской традицией и европе