Процесс воспитания патриотических чувств школьников на основе изучение пейзажной лирики С.А. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих лет в каждой школе нашей страны, несомненно, изучается творчество величайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на формирование личности ребенка велико. Есенинская поэзия «не так легко доступна», как это подчас рисуется неискушенному читателю, введенному в заблуждение внешней простотой и безыскусной ясностью многих стихов поэта. Он очень философичен, хотя эта философия чаще всего скрыта. Поэт, какой бы темы он не касался, стремился к построению целостного, художественного произведения.

Содержание

Введение ……………………………………………………..
Глава 1. Художественно-поэтический мир С.А.Есенина…
1.1. Биография поэта………………………………….
1.2. Тематика произведений Есенина
1.3. Поэтическая лексика
1.4. Поэтическая техника
1.5. Особенности использования образных средств в лирике Есенина
Глава 2. Обобщение приемов работы по патриотическому воспитанию школьников через пейзажную лирику С.А.Есенина.
2.1. Анализ как основной метод изучения лирических произведений.
2.2. Изучение приемов работы над пейзажной лирикой С.А.Есенина в школе.
2.3.Примеры анализа произведений Есенина в школе.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 395.18 Кб (Скачать файл)

 


 

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………..

Глава 1. Художественно-поэтический мир С.А.Есенина…

1.1. Биография поэта………………………………….

1.2. Тематика произведений Есенина 

1.3. Поэтическая лексика 

1.4. Поэтическая техника

1.5. Особенности использования образных средств в лирике Есенина

Глава 2. Обобщение приемов работы по патриотическому воспитанию школьников через пейзажную лирику С.А.Есенина.

2.1. Анализ  как основной метод изучения лирических произведений.

2.2. Изучение приемов работы над пейзажной лирикой С.А.Есенина в школе.

2.3.Примеры анализа произведений Есенина в школе.

 

Заключение………………………………………………………………..

Литература……………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

На протяжении многих лет в каждой школе нашей страны, несомненно, изучается творчество величайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на формирование личности ребенка велико. Есенинская поэзия «не так легко доступна», как это подчас рисуется неискушенному читателю, введенному в заблуждение внешней простотой и безыскусной ясностью многих стихов поэта. Он очень философичен, хотя эта философия чаще всего скрыта. Поэт, какой бы темы он не касался, стремился к построению целостного, художественного произведения.

В начале двадцатого века писали: «Русская художественная литература - вот истинная русская философия, самобытная, сияющая радугой мысли, облеченная в плоть и кровь живых образов художественного творчества» [1, 52] Всегда отзывчивая к настоящему, временному, русская художественная литература в то же время всегда была сильна мыслью о вечном, непреходящем: почти всегда в ее глубине шла неустанная работа над самыми важными проблемами человечества. Значение Есенина для русской культуры и истории определяет особое место, которое должно занимать преподавание его творчества в школе. Сергей Александрович - великий русский национальный поэт, чье неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Это положение не нуждается в доказательстве. Лирика поэта, по его собственным словам, «жива одной большой любовью - любовью к родине» и воспитывает самые чистые и высокие нравственные и патриотические чувства.[] Творчество каждого поэта - это художественная философия. Великий поэт, отражая жизнь, творит не чисто художественный, а художественно-философский мир. Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромной популярностью,  как в России, так и за рубежом. Произведения поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать. Есенин прожил немного, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Как поэт С.Есенин отличался величайшим даром и ярким талантом. Страстный певец всего русского, он по мастерству воплощения увиденного может быть поставлен в ряд с великими русскими художниками. Он является величайшим поэтом ХХ века, поэтому исследование его творчества только как образно-поэтического мира сегодня недостаточно, его необходимо анализировать на более высоком, художественно-философском уровне обобщения. Стихи и проза Есенина - это художественная философия бытия и быта, религии и истории, родины и природы, общества и человека, литературы и искусства, слова и образа. Творчество этого поэта будет изучаться всегда, во всех школах нашей страны. Исходя из сказанного, можно считать, что исследование в данном направлении является актуальным.

Цель работы - исследовать процесс воспитания патриотических чувств   школьников на основе изучение пейзажной лирики С.А. Есенина.

Объектом исследования является  воспитательное воздействие лирики поэта.

Предметом исследования является пейзажная лирика С.А. Есенина на уроках литературы в школе (процесс изучения пейзажной лирики Есенина уроках литературы в школе).

Для поставленной цели решались следующие задачи: 

1) определение роли пейзажной лирики в творчестве С.А. Есенина.

2) выявление методов и приемов работы над произведениями поэта.

3) выявление роли пейзажной лирики Есенина в патриотическом воспитании школьников.

Предмет и основные задачи определили структуру  работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения.

Исходя из сформулированных цели и задач, в работе использовали следующие методы исследования: анализ текста, описание, наблюдение, сопоставление, обобщение.

Всего в работе использовано 32 источника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Художественно-поэтический мир С.А.Есенина

  1.1.Биография поэта. 

 

Сергей Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию им первых стихов. В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики. В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина «Радуница» вышел в 1916. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания. Само название этого сборника нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались «радовицкими» или «радоницкими» веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае в стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение. Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно-выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной («Там, где капустные грядки..», «Подражание песне», «Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье зализало ил..», «Хороша была Танюша, краше не было в селе...»).[]После окончания Спасо-Клепиковского училища, в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: «Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить...».[4,15] В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, «отдается весь стихам.» Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газетах «Новь», «Парус», «Заря". Упоминание Изрядновой о распространении нелегальной литературы связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И.Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистски настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.[] Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы («Кузнец», «Бельгия» и др.). А поэмы тех лет - «Марфа Посадница», «Ус», «Песнь об Евпатии Коловрате» - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну «естественности человеческих отношений».

Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н.Гумилева и А.Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда. В Петербурге Есенин посетил А.Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые...". Так благодаря участию Блока и поэта С.Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие..В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н.Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества..."[9,15].И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Этим он вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А.Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д. Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами... Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными временами

Встает иная степь..(«О Русь,взмахни крылами.»)

Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Он пишет несколько небольших поэм: «Преображение», «Отчарь», «Октоих», «Иония». Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе-скандально, шокировали современников:

 

Языком вылижу на иконах я

Лики мучеников и святых.

Обещаю вам град Инонию,

Где живет божество живых.(«Иония»)

 

 

Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:

 

Облаки лают,

Ревет златозубая высь...

Пою и взываю:

Господи, отелись!

 

 

В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье «Ключи Марии», в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь все на тот же деревенский уклад: «Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня».[]Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная публика.В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Ионию" придают лирике Есенина трагические настроения. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".[]В то же время Есенин работает над поэмами «Пугачев» и «Номах». Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость.

Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших ТВОРЕНИЙ его последних лет - «Письмо к женщине», «Персидские мотивы»,  «Возвращение на Родину» И, наконец, стихотворение «Отговорила роща золотая», в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от "изящной словесности»:

 

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник

С широким месяцем над голубым прудом...

 

В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" СергеЙ Есенин УМИРАЕТ.

1.2Тематика произведений Есенина

Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт - лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями "золотого" века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века "серебряного", стало знаменательной вехой в истории русской поэзии. Он оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия поэта удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов. На его творчестве   лежит печать времени. Она проникнута и тревогой поэта-современника о судьбах страны в бурное революционное время.

В основе ранней есенинской поэзии лежит любовь к родной земле. Именно к родной земле , крестьянской земле, а не к России с её городами, заводами, фабриками, с университетами театрами, с политической и общественной жизнью. России в том смысле, как мы её понимаем, он в сущности не знал. Для него родина - своя деревня да те поля и леса, в которых она затерялась. Россия - Русь, Русь - деревня.

Информация о работе Процесс воспитания патриотических чувств школьников на основе изучение пейзажной лирики С.А. Есенина