Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:31, курсовая работа
На протяжении многих лет в каждой школе нашей страны, несомненно, изучается творчество величайшего русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его произведения будут и впредь изучаться в школе, так как их влияние на формирование личности ребенка велико. Есенинская поэзия «не так легко доступна», как это подчас рисуется неискушенному читателю, введенному в заблуждение внешней простотой и безыскусной ясностью многих стихов поэта. Он очень философичен, хотя эта философия чаще всего скрыта. Поэт, какой бы темы он не касался, стремился к построению целостного, художественного произведения.
Введение ……………………………………………………..
Глава 1. Художественно-поэтический мир С.А.Есенина…
1.1. Биография поэта………………………………….
1.2. Тематика произведений Есенина
1.3. Поэтическая лексика
1.4. Поэтическая техника
1.5. Особенности использования образных средств в лирике Есенина
Глава 2. Обобщение приемов работы по патриотическому воспитанию школьников через пейзажную лирику С.А.Есенина.
2.1. Анализ как основной метод изучения лирических произведений.
2.2. Изучение приемов работы над пейзажной лирикой С.А.Есенина в школе.
2.3.Примеры анализа произведений Есенина в школе.
Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет
- Автор говорит, что «роса сползает по коре». А если бы автор сказал - «стекает», была бы другая картина?
5 группа - Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо
Черемуха, ручей
- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху)
- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (Во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте)
- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале - струится маленький, между корней, а в конце - гремучая волна, обдает ветки, под кручею)
- Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло - черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)
- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)
- нарисуйте картину к этому стихотворению.
Фрагмент анализа стихотворения «Берёза»
Цели:
- познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина;
-активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения,
-раскрыть авторское отношение к природе,
-способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать;
-воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.
Беседа.
-Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с Берёзой. Берёзу считают русским деревом.
Её очень часто называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т.д. Она символизирует чистоту и женственность. На «зеленые святки» в России девушки проводили обряд «заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками для помощи в скором выходе замуж.Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне «я пойду, пойду погуляю, белую березу заламаю».
4. Словесно - речевая игра «Плетём венок»
- Ребята, сейчас мы с вами тоже будем водить хоровод и сплетём венок из эпитетов. Встаём по одному, называя эпитет, подходящий к слову берёза.
(белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная )
-Когда у человека появляется потребность говорить стихами?
(Когда он по особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями от чего- то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)
-Прочитайте стихотворение самостоятельно. Какие предметы вы увидели в стихотворении?
(берёза, окно, снег, ветки, бахрома, заря и т.д.)
-Какими красками нарисовано это стихотворение?
(белые, золотые (огонь), серебряные, красные (заря…)
- У какого времени года такие краски?
-Какие звуки вы услышали в этом стихотворении? (тишина, скрип снега, …)?
-Какие запахи почувствовали?( Свежесть снега, …)
- Найдите приёмы олицетворения (очеловечивание природы), которые использует автор.
(принакрылась снегом, обсыпает ветки, обходя кругом и т.д)
Фрагмент анализа стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу».
Цели урока:
1. Постичь специфику лаборатории художника слова, т.е. особенности поэтического языка в его философских стихах. Определить поэтическую идею его стихотворений.
2. Осмыслить своё личное отношение к прочитанному.
3. Совершенствовать навык анализа лирического произведения в единстве формы и содержания. Продолжить обучение выразительному чтению.
4. Развивать интерес к поэтическому наследию С. Есенина.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
По признанию самого автора, это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мёртвых душах». Возможно, гоголевское восклицание «О, моя юность! О, моя свежесть!» и сожаление по поводу «невозвратно мелькнувшего»детства и молодости послужило побудительным толчком для создания есенинского шедевра. Но поэта волновала не столько утрата юношеской восприимчивости и любознательности, как Гоголя, сколько угасание всех чувств, охлаждение сердца. Отрывок из «Мёртвых душ» Гоголя, безусловно, не был единственным источником стихотворения. Традиционны сама тема прощания с юностью, и размышления о быстротекущем времени, и образы весны - молодости и осени -старости. В поэзии всех времён и народов мы находим бесчисленные вариации на эти темы.
Эти литературные аллегории
и ассоциации ведут своё происхождение
от фольклорного психологического параллелизма.
Есенин соединил в своём стихотворении
обе традиции - фольклорную и литературную,
- восприняв из фольклора ощущение родственной
близости человека и природы и преобразив
народнопоэтический параллелизм и книжные
сравнения. Вместо параллельного изображения
и сопоставления-
Каких?
(Я- яблоня в первой строфе и
Мы -- клёны в пятой. Но всем суждено «процвесть и умереть» - этим заканчивается стихотворение.)
О чём это стихотворение? Определите его тему.
(На первый взгляд стихотворение посвящено встрече со
старостью, не случайно дважды повторяется слово «теперь»,
«Ты теперь не так уж будешь биться» и «Я теперь скупее стал в желаньях». Но чем дальше вчитываемся в стихотворение, тем больше убеждаемся, что большинство образов относится не к осеннему увяданию, а к весеннему цветению. И главной становится тема прощания с молодостью.)
-С чего начинается стихотворение?
(Начинается оно не с воспоминаний о «невозвратном и далёком», а с печальных мыслей о будущем, которое всё время проецируется на прошлое и рисуется негативно.)
-О каком времени больше говорит поэт: о прошлом, настоящем или будущем?
(Всё пройдёт.Не буду, не будешь, не заманишь.)
-В какой эмоциональной тональности говорит о будущем?( Печальной, грустной.)
-Всё это признаки какого жанра?
(Элегия.)
-Давайте обратимся к первым двум строфам. Прочитайте их выразительно.
Чем объединены эти две строфы?
(Объединены отрицанием настоящего «Не жалею...» и будущего
«Я не буду больше молодым...»)
-Какие чувства они вызывают?
(Ощущение невосполнимости утрат.)
-В каких строчках это ощущение подчёркнуто?
(«Я не буду молодым», «Ты теперь не так уж будешь биться»,
«Страна не заманит».)
В чём поэтическая идея стихотворения?
(Философские раздумья о жизни и смерти, о тленности всего сущего. Всё приходит, чтобы умереть.)
Фрагмент анализа стихотворения «Мелколесье . Степь да дали», «Пороша»
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец крестьянин,
Ну а я крестьянский сын.
Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.
Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.
-Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении? (пейзаж будит воспоминания лирического героя о родине, о юности , пробуждает в поэте чувства восхищения , умиления , трогательной нежности: « почти березке каждой/ножку рад поцеловать», « как же мне не прослезиться…» Традиционный фольклорный образ выразителен благодаря олицетворению )
-каковы особенности образа лирического героя?( это откровенно автобиографический образ : « У меня отец-крестьянин,/Ну, а я - крестьянский сын./Наплевать мне на известность/И на то ,что я поэт….»Образ лирического героя дается и обобщенно: поэт любит своя неяркую родину , как и «всякий русский человек» )
- какие мотивы можно услышать в стихотворении?( мотив грусти , возникающий благодаря олицетворениям: «зарыдали/Разливные бубенцы», ностальгическим настроениям: « как же мне не прослезиться?» Мотив /удали, проявляющийся в восклицаниях: « Эх вы, сани! Что за сани!» мотив дороги, характерный для поэтов России: «разливные бубунцы», « неприглядная дорога», «сани».
Читаем стихотворение: « Пороша».
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
- Какие общие черты имеет это стихотворение с предыдущим?( стихотворение «Пороща» тоже ностальгически изображает простой русский пейзаж, его тоже открывают короткие предложения, создающие впечатление монотонной, бесконечной дороги: «Еду.Тихо.Слышны звоны/Под копытом на снегу» общими являются мотивы простора, дали, дороги: «Бесконечная дорога/Убегает лентой вдаль»)
-чем отличается это стихотворение? Какие художественные приемы создают живую картину природы?
(Тон стихотворению задает название, создающее образ тихого, легкого снега,урывающего и лес , и дорогу.главные художественные приемы этого стихотворения- олицетворение и сравнение: «дремлет лес», «Словно белою косынкой/Подвязалася сосна./Понагнулась,как старушка,/Оперлася на клюку». Вся природа оживлена: и старушка-сосна, и вороны, и дятел, и конь. Расшумевшиеся вороны, звон копыт, стук дятла только подчеркивают тишину. В этом стихотворении на первом плане сама природа, представляющаяся сказочно прекрасной: заколдованный лес, укрытый шалью снега, «сказка сна». Фольклорность проявляется не только в образах, но и в простонародных формах слов: «подвязалася», «понагнулась», «оперлася».)
Заключение
Русская классическая поэзия формирует в человеке любовь к родной природе, уважение к родному дому. И именно Сергей Есенин посвятил свое творчество природе, Родине и любви. Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек - только частица живой природы, не противостоящая, а зависящая от него. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя в природе, как дома. Эти чувства помогут нам сохранить человечность, а значит, и человечество
Русская поэзия двадцатого века дала миру немало блистательных имен. Но имя Есенина занимает одно из первых мест. Любовь читателей к поэту невозможно сравнить с популярностью любого другого творца. Дело здесь не в степени славы и привязанности к его творчеству, сам характер любви читателей к Есенину своеобразен. Дело в том , что оно каким-то особым, тайным и тихий светом озаряет душу человека. Тайна воздействия на человеческое сердце поэтическим словом нашла в Сергее Александровиче нового, исключительного по силе и умению владеть этим свойством мастера. Таким образом , Сергей Есенин использует в своем художественно-поэтическом мире следующие образы: Родины, матери, природы, времени и пространства, избы.