Развитие семейных ценностей на уроках литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 06:30, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс изучения литературы как средство формирования истинных семейных ценностей.

Предмет исследования - формы, методы формирования истинных семейных ценностей.

Цель исследования - апробировать формы, методы преподавания литературы, влияющие на формирование истинных семейных ценностей у учащихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3-4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ………………………………...5-24

1.1 Понятие ценностей… ………………………………………………..5-7

1.2 Влияние возрастных и индивидуальных особенностей

на процесс формирования семейных ценностей у подростков …………...7- 11

1.3.Анализ школьной программы по литературе В.Я.Коровиной…..11-18

1.4 Методические пути, приемы освоения семейных ценностей

учащимися………………………………………………………………………18-22

1.5Критерии оценивания результатов………………………………….22-23

Выводы по первой главе……….………………………………………………23-24

2. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

У УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………………….25-43

2.1 Выявление представлений о семейных ценностях у учащихся…………………………………………………………………………..25-29

2.2 описание уроков по формированию семейных ценностей

у учащихся 7 класса…………………………………………………………….29-40

2.3 Динамика результатов работы учащихся по итогам проведенных

уроков по формированию семейных ценностей……………………40-42

Выводы по второй главе……….……………………………………………….42-42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………43-44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45-47

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый вариант ВКР.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Участие в работе прояалялось в следующем:

- в желании высказывать свое мнение;

- в желании активно обсуждать рассматриваемые проблемы и ситуации;

- в желании смоделировать определенную ситуацию для разрешения определенного вопроса.

              Второй критерий – отношение. Первый параметр – эмоциональное отношение к окружающему. Обсуждаемые вопросы находили у учащихся живой эмоциональный отклик. Второй параметр – качество отношений в классе во время урока. На занятиях была атмосфера повышенного эмоционального фона, доброжелательности.

              Третий критерий – отношение принятия – непринятия обсуждаемого события, вопроса, проблемы.

Все ответы учащихся разделены на три группы:

                            - первая – называемые ответы были близки к нашим предполагаемым. Такие ответы мы получали при обсуждении поставленных вопросов на уроке.

                            - вторая – ответы далекие от  наших целей. Отражение эти смыслы находили в личных высказываниях учащихся.

                            - третья группа – отказ от ответа. Мы столкнулись с отказом от ответа (на письменную работу не ответили 20 человек). (Приложение 7 ).

Уроки литературы обладают колоссальным потенциалом по созданию условий для формирования семейных ценностей у учащихся. Данную мысль подтверждают все результаты. Мы считаем, что  благодаря таким урокам, воспитание учащихся происходит не в результате нравоучений, а в результате обсуждения, восприятия и понимания обсуждаемых вопросов, в непринужденной атмосфере, где каждый свободно высказывает свою позицию.

Мы можем судить о том, что мысль о семье как главной ценности учащимися принята и понята. Хотя мы не можем с точностью сказать, что данное представление сформировано у всех учащихся, но даже если проведенная работа сподвигла учащихся на какие-то размышления, это уже положительный результат.

Для того, чтобы укоренить в сознании мысль о главной ценности – семье и о семейных ценностях, необходимо проводить работу в системе, чего в нашей работе нет. Мы провели только два урока и только заронили мысль о семье, но не закрепили ее у учащихся. 

 

 

Выводы по второй главе

 

 

1. Цикл уроков по формированию семейных ценностей включает в себя занятия на темы: роль семьи в жизни ребенка, отношения между членами семьи.

2. Для наибольшей эффективности работа по формированию семейных ценностей у учащихся требует системного  подхода.

3. Проведение уроков в непринужденной обстановке позволяет добиться большего раскрепощения учащихся, делает их открытыми для собеседников, что способствует осмысленному восприятию материала.

4. Отслеживать эффективность  проведенных уроков по формированию  семейных ценностей у учащихся затруднительно, потому что данный процесс происходит в сознании учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

              В связи с опасной тенденцией разрушения института семьи перед обществом возникла задача – разработать пути преодоления наступившего кризиса. Школа имеет возможность для работы по преодолению кризиса, т.к. данную деятельность необходимо осуществлять на ранних этапах жизни.

              В школьных программах по литературе достаточно  произведений,  которые способствуют воспитанию семейных ценностей. В методике преподавания литературы разработаны необходимые для достижения данной цели пути и формы. Это означает, что реальные возможности для работы над проблемой  существуют. Учащихся волнуют  семейные темы, они не безразлично к ним относятся.  

              Поставленную цель мы реализовали, но при проведении работы мы столкнулись со следующими трудностями:

- учащиеся не желают читать большие по объему произведения;

- результаты проведенной работы сложно диагностировать, потому что  работа протекает в сознании учащихся, об эффективности результатов мы можем судить только по ответам учащихся;

- для достижения видимых и ощутимых результатов работа требует системности.

              Для наиболее продуктивной работы мы предлагаем рекомендации:

- необходимо проводить внеклассные мероприятия, посвященные семейным вопросам и проблемам;

- проводить совместные мероприятия с учащимися и их родителями;

- осуществлять посещение спектаклей, кино на данные темы и проводить обсуждение увиденного;

- использовать уроки внеклассного чтения;

- предусмотреть письменные работы во всех жанрах;

Самое главное – работа по формированию семейных ценностей у учащихся должна быть системой.

              Мы пришли к выводу, что сформировать  семейные ценности у учащихся можно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624с.

2.Астафьев В.П. Рассказы. Повести. Роман. – Екатеринбург: Просвещение, 2002. – 540 c.

3. Бояринцева А.В. Как «измерить» воспитание? // Школьные технологии. – 2001. - №2. – С. 196-210.

4. Братченко С.Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения // Школьные технологии. –2001. - №4. – С. 137-146.

5. Братченко С.Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения // Школьные технологии. – 2001. - №3. – С. 204-226.

6. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: психологические аспекты.- М.: Смысл, 1999. – 137 с.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Т. 4.– М.: Педагогика, 1982. – 432с.

8.  Галимова Л.М. Без доброты и сострадания нет человека // Литература в школе. – 2003. - №7. – С.44-46.

9. Максим Г. «Детство». [ Электрон. ресурс].  – Режим доступа:  http://ilibrary.ru/text/1539/.

10. Губский Е.Ф.,  Философский энциклопедический словарь / Губский Е.Ф., Лутченки В.А. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 576с.

11. Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева Васюткино озеро //Литература в школе. – 2009. - №6. – С. 9-12.

12. Короленко В.Г. Дети подземелья. [ Электрон. ресурс].  – Режим доступа:  http://lib.ru/RUSSLIT/KOROLENKO/detipodz.txt.

13.  Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 176с.

14. Лапшина О.А. Рассказ В.П. Астафьева Васюткино озеро //Литература в школе. – 2005. - №4. – С. 35-39.

15. Литература в 6 классе: Метод. руководство к учебнику- хрестоматии «Родная литература» для 6 класса/ Под ред. М.А.Снежневской.- М.: Просвещение, 1973. – 319с.

16.Литература 5-11 классы (базовый уровень):  Программы общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2005. – 223с.

17. Матюхина М.В., Возрастные особенности школьника 11-12 лет / Матюхина М.В., Патрина К.Т. [электронный ресурс].- 1975 – Режим доступа: www. Detskyisad.ru.

18. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. – М.: Издательский центр Академия, 1999.-400с.

19. Мешалкин А.Н. Заветная книга В.П.Астафева: мир детства, добра и красоты в повести «Последний поклон» // Литература в школе. – 2007. - №8. – С. 18-22.

20. Новейший психологический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-808с.

21. Платонов А.П. Никита. [ Электрон. ресурс].  – Режим доступа:  http://lib.rus.ec/b/43163/read.

22. Попова Е.В. Есть ценностей незыблемая скала. Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. – 2003. - №7. – С. 22-27.

23. Пришвин М.М. Кладовая солнца. [ Электрон. ресурс].  – Режим доступа: 

http://lib.ru/PRISHWIN/kladsoln.txt.

24.  Литература 5-11 классы (базовый уровень): Программы общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2005. – С.223.

25. Сигаева Т. Три детства в русской литературе. Воскрешение детства Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»// Литература. – 1999. - №3. – С.5.

26. Сигаева Т. Три детства в русской литературе. Детство без детства М.Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты»// Литература. – 1999. - №3. – С.10.

27. Соловей Т.Г. Открываем богатства Пришвина урок по «Кладовой солнца» // Литература в школе. – 2007. - №12. - С. 10-14.

28. Сосновская И.В. Сердце сердцу весть подает, сердце сердце чует: Повесть В.Г. Короленко Дети подземелья // Литература в школе. – 2003. – №7. – С.42-44.

29. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: Детство; Отрочество; Юность: Повести; Рассказы (1852-1857) / Вступ.ст. Дорофеева; Коммент.  А.Чичерина, Н.Бурнашевой. – М.: Мир книги, Литература, 2010. – 464с.

30. Тугеева Л. Подростковый кризис. [ Электрон. ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://tugeeva.ru/?p=117.

31. Философский энциклопедический словарь. [ Электрон. ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/36.

32. Холомьев Н.Г. Розовый конь детства: Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» в контексте повести «Последний поклон» // Литература в школе. – 2007. - №5. – С. 40-42.

33. Шевченко А.И. Повесть М.М. Пришвина «Кладовая солнца» // Уроки литературы. – 2002. - №4. - С. 8-10.

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Развитие семейных ценностей на уроках литературы