Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 00:06, контрольная работа
– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.
Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.
Цель: отработка орфографических и пунктуационных умений и навыков.
I
На небе разгорается
заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через
густую рожь. Тяжелые колосья касаются
лица и будто собираются удержать меня.
Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка
и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают
далекие поля, прибрежные кусты возле
речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь
много ягод и отыскать грибы. Мои предположения
оправдались. Ягоды буквально устилали
лесные поляны. Стоило присесть — видишь,
как прячутся в траве головки спелой земляники,
подберезовики. 1
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил
я до дома полную корзину пресладких ягод.
За день мое лицо и руки загорели. После
такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь
отдохнуть на свежем сене. (109 слов)
II
Поздней осенью
выпадает первый снег. Он преображает
все вокруг. Пушистые снежинки осторожно
касаются земли, и она одевается в ослепительный
наряд. Побелели дорожки и крыши домов.
Загораются, блестят разноцветные искорки
инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых
прибрежных зарослей.
Как прекрасна белоствольная березовая
роща! Веточки покрыты хлопьями, но от
любого прикосновения снежинки осыпаются.
В ельнике снег так засыпал деревца, что
ты их не узнаешь. Елочка становится похожей
на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются
следы лесных зверюшек. По шелухе шишек
можно отыскать белку.
В предзимние дни дома не сидится. Люди
всех возрастов выходят на пешеходные
маршруты. Каждый хочет почувствовать
свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» — радостно говорят
люди. (107 слов)
III
С вечера разыгралась
метель. Прошумела она, и волшебно преобразился
лес.
Слепят глаза блестящие на солнце сугробы.
Заколдовала зима молчаливого богатыря
в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей
под тяжестью снега почти касаются земли.
Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
Под березками приютились крохотные елочки.
В причудливый наряд одела метель молодую
поросль. От холодных лучей солнца загорается
на них снежное покрывало. Как хороши они
теперь!
Вьюга посеребрила пышные прически преогромных
сосен. На их макушках примостились пышные
снежные шапки. Под соснами змеится след
лукавой лисицы.
Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки.
Таинственный сумрак окутывает даль. Во
мраке безлунных ночей только и видишь
одни березы в темном лесу. Трудно отыскать
здесь тропинку или даже дорогу. (111 слов)
(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
Тема: Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Цель: отработать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока.
Разберите по составу выделенные слова:
Карточка №1
Хорош (сосновый) бор (осен_им) (сентябрь_им) днем. Идешь по старому бору – точно огромные (свинц_вые) свечи возвышаются над головой. Толстым слоем хвои накрылась земля. Через (песча_ую) дорогу протянулись (длин_ы) корни.
Карточка №2
(Серебря_ым) мхом поросли невысокие кочки. В траве виднеются (ярко)(зеленые) листики брусники, а среди них – (темно)(красные) ягоды и (еж_вый) корм – грибы.
Карточка №3
Через (зеленоватые) вершины пробиваются (багря_ные) лучи солнца. (Золотистые) солнечные зайчики касаются стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придает бору (причудливый), (таинстве_ый ) вид.
Карточка №4
Тишина в старом (сосновом) бору. Пахнет смолой. Но вот с (северо)(запада) потянул (рез_ий) ветер, и зашумели (сказочные) великаны.
1.Укажите имена
2.Укажите прилагательные в
3.Укажите имена
4.Укажите имена
5.Укажите сложные имена
Ответы:
1.(1,3,4)
2.(1,3,5)
3.(1, 4,7,8)
4. (1,3,5,6,8,11)
5. (1,4)
Домашняя работа: комплексный анализ текста.
Тема: Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Цель: сформировать понятие о сложных словах и их образовании.
Ход урока.
1. Исследовательская работа.
– Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.
Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.
Все торопятся узнать,
Как их правильно писать, –
Эти сложные слова
Не выносят буквы А.
А поставишь букву О –
Скорость будет – ого-го!
Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море – мореход плывет.
Все названья хороши,
Только правильно пиши.
Мы у этих слов внутри
Не поставим букву И,
А напишем Е – тогда
Каждый скажет: «Это – да!»
На доске выписаны сложные слова из стихотворения:
О/А |
Е/И |
сам..лет |
каш..вар |
пар..воз |
стал..вар |
пар..ход |
кон..вод |
мор..ход |
– Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.
– Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?
– Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (на с. 74).
2. Упражнения 167, 168.
3. Самостоятельная работа в парах.
На карточке написаны слова. По вертикальной полосе, после которой написаны гласные О и Е, листок отгибается. Работа проходит следующим образом. Один ученик произносит слово по слогам, другой его проверяет, глядя на буквы, записанные на обороте.
Карточки
вод..провод земл..трясение гром..отвод вод..мерка земл..делие дожд..мер жизн..описание груз..подъемник |
о е о о е е е о |
картофел..копалка каш..вар книг..печатание корабл..строение лед..ход машин..строение нефт..провод овц..водство |
е е о е о о е е |
пар..ходство растени..водство ча..питие басн..писец власт..любие кон..водство песн..пение чест..любие |
о е е о о е о о |
вод..пой язык..знание стал..вар гряз..лечение хлеб..резка газон..косилка птиц..лов пеш..ход |
о о е е о о е е |
овощ..хранилище черн..морец сад..водство птиц..фабрика газ..провод прав..писание олен..водство лед..кол |
е о о е о о е о |
После этой работы учащиеся откладывают карточки и записывают слова по памяти.
4. Итог урока.
– Что такое сложные слова?
– Всегда ли сложные слова образовываются с помощью соединительных гласных?
– От чего зависит выбор соединительной гласной?
Домашнее задание: упражнение 169; подготовить «раскладушку» с любой аббревиатурой по образцу:
Тема: Сложносокращенные слова. Контрольный словарный диктант №1.
Цель: сформировать понятие о сложносокращенных словах, рассказать о видах сложносокращенных слов по способу их образования.
Ход урока.
1. Лингвистическая загадка.
Может ли водоросль расти на суше?
– Ответ найдите в слове.
2. Закрепление пройденного материала.
1) Проверка домашнего задания.
2) Работа с сигнальными картами.
– Сейчас я буду называть слова. Все они сложные. Если я не права – поднимите красную карточку, обоснуйте. Если права – зеленую.
Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, безопасность, благоустройство, автомобиль, направление.
3. Работа с теоретическим материалом.
– Что такое сложное слово?
– На с. 75 учебника прочитайте определение сложносокращенного слова.
– Чем сложносокращенное слово отличается от сложного?
– Послушайте отрывок из произведения «Республика ШКИД» и скажите, как образовываются сложносокращенные слова.
– Как зовут заведующего?
– Виктор Николаевич.
– А почему же вы его не сократили? Уж сокращать так сокращать. Как его фамилия?
– Сорокин, – моргая глазами, ответил Воробышек.
– Ну вот – Вик. Ник. Сор. Звучно и хорошо.
– И правда, дельно получилось.
– Ай да Цыган!
– И в самом деле, надо будет Викниксором величать.
– Прочитайте об этом на с. 76.
– Как определить род
4. Упражнения 173 – 175.
5. Работа с «раскладушками» (по группам).
Класс делится на группы. Каждая группа по очереди выходит к доске и представляет свои аббревиатуры (в сложенном виде). Задача остальных – разгадать аббревиатуры, составить с ними предложения и записать их в тетрадь. Затем каждый член выступающей группы растягивает свою «раскладушку», определяет главное слово аббревиатуры, род.
6. Контрольный словарный диктант №1
Президент; придвинуть; преподаватель; привилегия; предания; приятный; пристрастие; пригореть; премудрый, безысходность; предыюльский; подыскать; подытожить; сверхизобилие; предыстория; сыграть; изыскать, касаться; вырасти; подрастут; прикоснуться; гореть; растения; предположить; сгореть; слагать; касаюсь; предполагать; коснись; предлагать; разрослись; загораться; располагаться; прикосновение; касательная.
7. Итог урока.
– Попробуйте расшифровать следующие сложносокращенные слова:
Ленгорметаллоремпромсоюз
Ленгоршвейтрикотажпромсоюз
Ростглавстанкоинструментснабсб
– Скажите, можно ли безоговорочно утверждать, что сложносокращенные слова портят нам язык? Обоснуйте свой ответ.
Домашнее задание: тест № 2 (по вариантам) из сборника тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
Тема: Сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро».
Цель: Продолжение формирования умения составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему, воспитать интерес к творчеству Т.Н. Яблонской.
Оборудование: презентация, экран, проектор, компьютер.
Ход урока 1.
I. Вступительное слово о художнице.
(Слайд 1)
Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи, лауреат Государственной премии. Татьяна Ниловна изображает на своих полотнах простых людей, их труд. Очень любит писать детей.
В 1935—1941 годах училась в Киевском государственном художественном институте, закончила институт по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Фёдора Кричевского).
На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных выставках, среди которых самые значительные:
1956 — XXVIII Международная
художественная выставка в
1958 — Всемирная
выставка в Брюсселе, где Т. Яблонская
была награждена бронзовой
Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах.
Персональные выставки за период с 1991 по 2006 год
1992 — выставка живописи, Киевский музей русского искусства
Информация о работе Русский язык – один из развитых языков мира