Русский язык – один из развитых языков мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 00:06, контрольная работа

Краткое описание

– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.
Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.

Вложенные файлы: 1 файл

14794_b413970ee9f35b747d0c37565a5c8fe3.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

1993 — выставка  живописи «Из глубин души», Национальный  художественный музей Украины, Киев

1996 — выставка живописи «Окна», Киевский музей русского искусства

1996 — выставка  живописи, галерея «27», Корк-стрит, Лондон

1997 — ретроспективная  выставка живописи к 80-летию со  дня рождения, Национальный художественный  музей Украины, Киев

1999 — выставка  графики (рисунок, акварель), Украинская Академия художеств

1999 — выставка  темперных работ «Воспоминания», Национальный художественный музей  Украины, Киев

2002 — выставка  живописи «Времена года», Национальный  художественный музей Украины, Киев

2004 — выставка работ из серии «Времена года», Украинский культурный центр, Москва

2004 — выставка  пастели, Киевский музей русского  искусства

2006 — передвижная  выставка живописных работ 90-х  в трёх городах Украины (Черкассы, Донецк, Мариуполь)

2006 — выставка  «Пастель 2003—2005 годов», Национальный художественный музей Украины, Киев.

Музеи, в которых есть картины художницы

Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). Музей Дракона (Тайвань). Национальный художественный музей Украины. Киевский музей русского искусства. Запорожский художественный музей. Харьковский художественный музей. Полтавский художественный музей. Львовская картинная галерея, другие музеи.

Пока идёт рассказ учителя, на экране, сменяя друг друга, появляются картины Т.Н. Яблонской. (Слайд 2)

II. Активизация мышления учащихся.

Ребята, какие ассоциации возникает у вас при слове «утро»?

На экране появляются слова, предложенные детьми. (Слайды 3-4)

А что может быть изображено на картине, которая называется «Утро»?

Итак, давайте посмотрим, насколько вы правы. (Слайд 5)

III. Подготовительная работа:

Мы сегодня говорим с вами о картине. К какому типу речи отнесём ваши сочинения? (Описание). Что характерно для описания как типа речи? (Наличие эпитетов).

Какие эпитеты подобрать к слову «утро»? (Слайд 6) Какое настроение создают те эпитеты, которые вы подобрали? Итак, вот в таком чудесном настроении мы приступаем к работе над репродукцией картины. (Слайд 7)

Для выполнения этого задания мы воспользуемся вашим домашним заданием. (Слайд 8-10) Вы должны были выяснить лексическое значение слов Эстамп, кашпо, бахрома (дети объясняют значение слов, составляют словосочетания, находят на картине то, о чём говорят). (Материалы: упр. 176, учебник. Русский язык 6 класс – М.: Просвещение, 2008). Те слова и словосочетания, которые предлагают дети и которые являются самыми удачными, записываются детьми в рабочие материалы.

Кто является главным героем картины? (Слайды 11-13) Давайте опишем девочку, подберём эпитет.

Итак, девочка выполняет упражнения «ласточка», она делает зарядку, т. е. заряжается, запасается энергией на весь день. Давайте и мы последует её примеру, сделаем зарядку. (Слайд 14)

Сейчас, когда мы с вами тоже зарядились энергией, продолжим работу – составим «динамические» словосочетания. (Слайды 15-16)

Активизация внимания детей. Помним, что девочка одета, но на девочке надеты… (беленькая майка, тёмно-синие шорты и пр.). (Слайд 17)

Где происходит действие картины? (в комнате девочки). А какая это комната? Что мы в ней ещё видим, о чём не говорили? (Слайды 18-19)

Ребята, а какие речевые недочёты чаще встречаются в ваших работах? (Повтор одного и того же слова или его формы). Что нужно делать, чтобы этого избежать? (Подобрать синонимы). Давайте с вами заполним табличку «Слова-помощники». (Слайд 20)

I группа  слов – о художнице (Яблонская  Т.Н., Татьяна Николаевна, художник, мастер кисти, автор картины, живописец).

II группа  – глаголы-помощники (изобразила, запечатлела, показала, создала, передала, написала, нарисовала, представила. (Слайд 21)

III группа  героиня картины (юная спортсменка, ученица, действующее лицо, девочка, школьница, главный персонаж картины, героиня. (Слайды 22-23)

Заключительное слово учителя: В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Все как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле все в ней очень продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел. Попробуем описать эту картину. Удачи вам. (Слайды 24-25).

Домашнее задание: Закончить работу над описанием картины.

 

Ход урока 2.

  1. Чтение своих работ учащимися (5-6 человек).
  2. Редактирование работ.
  3. Написание на чистовик.

 

 

 

 

 

 

Тема: Сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

Цель: сформировать умение систематизировать собранный материал по картине; закрепить умение описывать помещение.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, экран, компьютер.

Ход урока 1.

1. Вступительное  слово учителя. Рассказ о художнике(показ презентации)

Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии. Яблонская изображает на своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей.

В ее полотнах раскрываются жизнеутверждающие поэтические образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда. Ей свойственны правдивость образов, эмоциональная взволнованность и лиричность. Она любит создавать обобщающие образы, проникнутые глубоким раздумьем о жизни.

Живописная манера отличается насыщенностью света, декоративностью, острым чувством предметности окружающего мира, а в более поздних произведениях тонкостью пластического и цветового решения.

Картина «Утро» (1954 год) — это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутое окно и освещают девочку, которая только что встала с постели и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений, умение радоваться жизни.

Все как будто незатейливо в этой картине. На самом деле в ней все очень продуманно и помогает художнице раскрыть свой замысел.

2. Беседа по картине.

– Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Почему она так называется? Обоснуйте.

– Какое это время года? Как вы догадались?

– Как вы думаете, какая погода стоит за окном: теплая или холодная, солнечная или пасмурная? Обоснуйте.

– Чем занимается девочка?

– Опишите ее внешность и некоторые черты характера, используя синонимы из рамок, предложенные на с. 77. Обоснуйте.

3. Составление плана.

Учитель сообщает учащимся тему сочинения «Утро на картине». Цель – описать репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро»; ответить на вопрос: почему художница показала это время суток именно таким или каким я воспринял(а) это утро? В соответствии с целью выделяются задачи:

1) подготовить вступление;

2) описать погоду, девочку, элементы интерьера;

3) составить заключение.

Учащиеся самостоятельно составляют план сочинения. Затем несколько работ обсуждаются коллективно.

4. Работа с языковым материалом.

- А теперь внимательнее рассмотрим изображенную на картине комнату, ее обстановку и соберем рабочие материалы для ее описания в предстоящем сочинении. В этом нам поможет план сбора материалов.

Систематизация материалов

План сбора материалов

Материалы к сочинению

Комната (общий вид)

большая, просторная, уютная, светлая, прекрасная квартира, много воздуха и света

Стены

высокие, толстые, светло-желтые с розоватым оттенком, бежевые, оклеенные обоями или покрашенные краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды

Пол

паркетный, «в елочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу

Окно

высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном батарея центрального отопления, карниз над окном

Дверь

двустворчатая, стеклянная, арочного типа, выходит на балкон, оградительная железная решетка, цветы на балконе и над дверью

Мебель (обстановка)

Стол

круглый, возможно овальный, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с длинной бахромой, на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка

Кровать

деревянная, низкая, еще не убрана, торчит подушка, одеяло с белым пододеяльником

Стул

«венский», легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле одежда девочки


- Итак, мы собрали и сгруппировали  материалы к сочинению-описанию картины. Они вам помогут ярко, точно и последовательно описать изображенное на картине, раскрыть замысел художника. Как вы думаете, какова основная идея картины? {Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.)

- Давайте вспомним, что такое описание, что характерно для этого типа речи? (В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова {прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.

-  Чем различается научное и художественное описание? (В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие, красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.)

- Прежде чем начать свое сочинение, подумайте, в каком стиле вы  будете описывать изображенное  на картине помещение.

5. Словарно-стилистическая работа

Учитель предлагает объяснить значение слов «бахрома» (тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, кистей, шнурков);

«карниз» (перекладина над окном, на которую вешают шторы; выступ в передней части здания над окном, дверью);

«кашпо» (декоративная ваза для маскировки цветочного горшка),

«эстамп» (оттиск, отпечаток картины на бумаге с печатной формы (на камне, металле, дереве), выполненной самим художником или мастером-гравером) и составить с ними предложения.

Далее проводится работа с синонимами «аккуратный», «опрятный», «чистоплотный», «стройный», «статный» (данными в учебнике «Русский язык. 6 класс» Т. А. Ладыженской и др.). Обращается внимание на слова местонахождения: стоять (стол), находиться, располагаться, размещаться; в центре, посередине, прямо, напротив, вдоль, налево, направо, вверху, внизу.

Домашнее задание:

• составить сочинение-описание картины Т. Яблонской «Утро», используя для раскрытия основной мысли рабочие материалы в определенной последовательности;

 

 

Ход урока 2.

1. Чтение и редактирование  сочинений.

2. Самостоятельная работа (написание сочинения на чистовик).

 

 

 

 

 

Тема: Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Цель: Дать сведения о происхождении слов с точки зрения исторической и языковой;

Способствовать расширению познаний учеников в области этимологии;

Выявить лексическое значение слов и исследовать происхождение их.

Оборудование: презентация «Откуда пришли слова», проектор, экран, компьютер.

Ход урока 1

1. Слово учителя..

– Сегодня мы совершим одну экскурсию по городу вместе с девочкой Машей.

Она приехала из другого города и оказалась на вокзале.

Слайд 1

Вокзал – слово по происхождению английское. Когда-то госпожа Вокс устроила в усадьбе зал, где проводили танцы. Сначала этот зал и назвали вокзалом, в слове мы слышим “вок” + “зал”. А теперь – это помещение на станции для пассажиров.

Слайд 2

Маша вышла на площадь. Ей интересно будет узнать, что слово это по происхождению русское, обозначало “плоский”.

На площади – рынок. Сейчас это крытое помещение, но когда слово родилось, в немецком языке оно означало “круг, площадь”, потому что рынок чаще всего устраивали на торговой площади.

Рядом с рынком – аптека – учреждение, где изготавливают и продают лекарства. Когда-то давно это было греческое слово и означало “склад”.

Слайд 3

Маша подходит к огромному торговому комплексу. Это Гипермаркет. Сложное слово. “Гипер” в переводе с латинского означает “сверх”, “маркет” – покупка-продажа. Так комплекс назвали за огромное количество отделов, где продают вещи совершенно разного назначения.

Рядом станция метро. Метро – сокращённое слово “метрополитен” – городской подземный транспорт. Посмотрим, как слово образовалось.

В греческом языке было 2 слова: “метер” (мать) и “полис” (город), а если сложить вместе, получится “мать городов”, т. е. столица. А от них образовалось – метрополитен – столичный транспорт. Потому что метро сначала строили только в самых крупных городах.

Слайд 4

На метро Маша доехала до окраины. На берегу залива – порт. Это слово из латинского языка: место стоянки, погрузки судов.

Слайд 5

А это здание – бассейн. В латинском языке раньше обозначало – “чаша”, в немецком – “котлован”.

Слайд 6

На другой площади – собор. Слово из старославянского языка, означало “собрание”. По-другому это здание называется – церковь. Слово во время крещения пришло из Греции. Означает – “господний (дом)”.

Слайд 7

Это сооружение нам уже знакомо – стадион. Напомним Маше: слово греческое. В древних олимпийских играх бегун пробегал дистанцию примерно в 192 метра – это “стадий”.

Слайд 8

Маша пришла в парк и пошла по аллее. Аллея – это дорога в саду или в парке, по обеим сторонам которой посажены деревья или кусты. Слово пришло из французского языка, где означало “проход, дорога”.

Вдалеке журчит фонтан. Это сооружение, в котором вода под напором бьёт струёй. Фонтан – слово по происхождению латинское, значение его было – “источник”.

Слайд 9

А вот дорога, похожая на аллею, также растут по бокам деревья. Но эта аллея в городе, идёт вдоль улицы. Здесь её правильное название – бульвар. Это слово заимствовано из голландского языка. Означало раньше совсем другое: крепостной вал.

Информация о работе Русский язык – один из развитых языков мира