Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 00:06, контрольная работа
– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.
Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов.
– Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом.
– Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. – Чувствую, что скоро мне придется работать за всех.
– Вы не правы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось.
– Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас, на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.
– Ну, ну, – примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.
– Мы должны его заменить, – предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.
– Я тоже, – сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?
– А мне что, – пожало плечами Окончание. – Я здесь временно.
Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и Суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.
С первого взгляда даже не скажешь, что в глаголе ВЫНУТЬ нет корня.
– Определите, как меняется значение слов в зависимости от их суффиксов.
– Составьте словосочетания, выделите суффиксы.
Соседний – соседский
Объемистый – объемный
Понятный – понятливый
Игорный – игровой
Певун – певец
Ягода – ягодина
– Определите, как меняется значение слов в зависимости от их приставок.
– Составьте словосочетания, выделите приставки.
Нарвать – надорвать
Уяснить – разъяснить
Смазать – замазать
Заслужить – выслужить
Настойчивость – устойчивость
3. Упражнения 118, 119.
4. Итог урока.
– Для чего важно правильно подбирать однокоренные слова?
– Почему приставки и суффиксы – значимые части слова?
Домашнее задание: упражнение 116 (тема текста на выбор).
Тема: Описание помещения.
Цель: научить детей описывать помещение.
Ход урока.
1. Работа с текстом параграфа 25.
– Прочитайте текст параграфа, в котором дается информация о том, что такое интерьер.
– Опишите интерьер нашего кабинета.
– Как вы думаете, почему в школьном кабинете нет кухонной плиты, дивана? (Учащиеся приходят к выводу: интерьер помещения должен отвечать его функциям.)
– Художники слова часто используют интерьер для того, чтобы охарактеризовать героя своего произведения.
2. Упражнение 120.
– Прочитайте описание комнаты Герасима. На какой признак И. С. Тургенев обращает внимание читателя при описании помещения?
– Перечислите языковые средства, которыми автор описывает масштабность каждого элемента интерьера (богатырская кровать, сто пудов, дюжий сундук и т. д.)
– Какую характеристику можно дать хозяину этой комнаты?
– Спишите текст (комментированное письмо).
3. Упражнение 121.
– Прочитайте текст.
– Как вы думаете, на каком этаже живет автор? Обоснуйте. (На первом, так как виден свет листьев.)
– Автор живет в доме или квартире? Обоснуйте. (В доме, так как потолок бревенчатый.)
– Как изменилась комната от света осенних листьев?
– Озаглавьте текст.
– Выпишите слова с пропущенными буквами и скобками, подчеркните орфограммы.
4. Самостоятельная работа.
– Опишите интерьер своей комнаты.
5. Итог урока.
– Что такое интерьер?
– Перечислите элементы интерьера.
– Как интерьер может характеризовать хозяина помещения?
Домашнее задание: выписать из любого стихотворения строки с описанием помещения.
Тема: Основные способы образования слов в русском языке.
Цель: ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке, научить определять способ образования слова, вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Показ презентации.
3. Лаборатория словообразования.
Инсценировка
Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?
Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.
Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)
Слово «дом» (размышяя). ... или больше?
Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части.
(Становится на место -ик-.)
Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь.
Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников.
(Все уходят.)
Исследовательская работа.
– Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?
– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.
(На натянутую на доске
нить учитель прикрепляет
– Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?
(Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)
– Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.
– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?
(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)
– Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.
В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый.
– Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему?
(Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.)
– Прочитайте на с. 57 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.
– Почему в слове бессуффиксный две С?
– Как вы понимаете значение этого слова?
(Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.)
– Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.
– Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.
– Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов.
4. Упражнения 128, 129.
5. Лингвистическая разминка.
– Как вы понимаете смысл выражения «Значение действия у имен существительных вторично»?
– Образуйте от этих глаголов слова бессуффиксным способом: бегать, поджигать, восходить.
– Запишите 3–4 существительных, образованных бессуффиксным способом. Составьте с ними предложения.
6. Итог урока.
Работа с сигнальными карточками.
Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.
1. Есть четыре морфемных способа образования слов.
2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.
3. Слово бег образовано бесприставочным способом.
4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.
5. Слово лесной образовано от слова лес.
Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами.
Тема: Основные способы образования слов в русском языке.
Цель: ознакомить учащихся со способами образования слов в русском языке, научить определять способ образования слова, вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Учащиеся обмениваются карточками, составленными дома, и вписывают слова в соответствующий столбец таблицы «Морфемные способы образования слов».
2. Игра «Кто вперед?»
– Обратите внимание: тема нашего урока звучит как основные способы словообразования, а в таблице мы разбирали только морфемные. Значит, есть другие способы образования слов, они указаны на с. 57–58. Кто первый их найдет?
– Чем сложение основ отличается от сложения слов?
3. Упражнения 123, 127.
4. Самостоятельная работа.
1. Образуйте слова, используя все известные вам способы, укажите исходное слово, сделайте морфемный разбор.
2. Исправьте ошибки в
У него был воинствующий вид.
Совершил логический поступок.
Продолжается ли ваше сотрудничание?
Домашнее задание: из «Краткого этимологического словаря русского языка» Н. М. Шанского выписать одну словарную статью (на выбор), составить карточку; упражнение 126.
Тема: Этимология слов. Этимологический словарь кубанских говоров.
Цель: научить определять происхождение слов, ознакомить учащихся с этимологическими словарями.
Оборудование: презентация, экран, проектор, компьютер.
Ход урока.
1. Инсценировка.
Хвастун (в обычном шарфе). Вот, приобрел себе воротник. Как вы думаете, из кого он?
Петя. Хм, насколько мне известно, воротники делают из лисиц, норок. Но ваш не похож ни на что.
Хвастун. Что вы? Ведь это выдра, невооруженным глазом видно.
Петя (с иронией). Да? А знаете ли вы, почему выдра называется выдрой?
Хвастун. Нет, я как-то над этим не задумывался. (Поглаживает воротник.)
Петя. Дело в том, что при обработке шкурки этого зверька из нее полностью выдирается шерсть, и остается только подшерсток. Следовательно, выдра – это шкурка, из которой выдрана шерсть. Позднее название шкурки было перенесено на название зверька. (Довольный, уходит)
Хвастун (озадаченно). Не может быть, почему же тогда она так ценится? (Уходит, задумавшись.)
– Ребята, почему хвастун оказался в нелепом положении? Как Петя проучил его?
– Найдите в словаре истинное значение слова выдра.
– Слово это встречается не только в русском, но и во многих родственных индоевропейских языках. Литовское слово udra (выдра), древнеиндийское udras (водяное животное), древнегреческое hydra (гидра, водяная змея) – вот некоторые из ближайших родственников нашего слова, которые позволяют ученым установить, что первоначально слово выдра имело значение водяное животное. В русском языке связь между словами выдра и вода представляется далеко не очевидной. А вот, например, в древнегреческом языке слова hydor(вода) и hydra(водяная змея) не оставляют никакого сомнения в общности их происхождения.
2. Объяснение учителя. Показ презентации.
3. Лингвистическая задача.
– Прочитайте о происхождении слова седой на с. 61. Как оно образовано? Выделяем ли мы сейчас суффикс -д- в этом слове? Обоснуйте свой ответ.
– Чем отличается морфемный разбор слова от этимологического?
– Являются ли сейчас однокоренными слова стрела и стрелять? А в истории языка? Вспомните, как и чем стреляли в древности.
4. Работа с карточками. «Бюро находок».
– Найдите хозяина по значению.
Ученик читает этимологическую справку, остальные должны догадаться, о каком слове идет речь, и сделать его морфемный разбор.
5. Анализ детского
– Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка?
***
– Смотрите, как деревья листеют!
***
– Мама, у меня в кармане есть тайные конфетки. Хочешь?
– Какие это тайные?
– А те, которые во рту тают.
***
– Смотри не лезь в лужу!
– А если это будет необходимая лужа?
– Какая это необходимая?
– Ну такая большая, что не обойти.
***
– Я пригласил гостей на день рождения.
– А с нами посоветовался?
– Что же мне их теперь отглашать?
6. Лингвистическая задача.
– Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова «К истокам слова».
Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.
Информация о работе Русский язык – один из развитых языков мира