Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:18, реферат
Образы птиц, как в русской, так и любой другой литературе играют важную роль для создания некой атмосферы произведения. Птицы предвещают какое – либо событие: будь оно плохое или нет, направляют героя или наоборот сбивают с верного пути. Птица может сопровождать героя на всем пути, а может появиться лишь в определенном эпизоде, но при этом повлиять на судьбу героя.
Цель работы: Разобраться какую роль играют птицы в мифологии и в русской литературе.
Введение
Ворон
Ворон: жизнь и сказка
Предназначение ворона
Вещая птица несчастья
ворон и богатство
Ворон и всемирный потоп
Ворон у славян
Лебедь
Орел
Петух
Образы птиц в лирических произведениях
Образ птицы в поэме «Мертвые души»
Образы птиц в произведениях Салтыкова-Щедрина
Образ птицы в произведении Чехова «Чайка»
Образы птиц в произведениях Горького
Заключение
Список литературы
Согласно шумерскому мифу о Лугальбанде, правителе Урука, Орел Анзуд в благодарность за помощь его птенцам передал Лугальбанде такие свои качества, как быстрота передвижения, способность достичь любого места. Этот миф можно считать ранней литературной обработкой одного из шумерских вариантов мифа о разорителе (защитнике) гнезда Орла. В мифе о Гильгамеше описано дерево, в ветвях которого Орел Анзуд в гнезде поселил своего птенца. После того как Гильгамеш срубил дерево, Орел переселился в горы (позднейший мотив переселения Орла в горы известен из аккадского эпоса). Другой вариант мифа о разорителе гнезда Орла, близкий к кетскому, отражён в шумерском тексте, описывающем, как дети Орел Анзу ведут Нинурту на тот свет (в преисподнюю).
К ближневосточным трансформациям того же мифа (косвенно отраженного и в сказочном фольклоре многих народов, в т. ч. и славян) можно отнести и грузинскую легенду, по которой Орел в преисподней пожирает детей грифа: когда царевич убивает Орла, благодарный гриф вывозит царевича из преисподней. В идентичных чукотском и эскимосском мифах жена Орла является одновременно женой Ворона. У неё двое детей — орлёнок и воронёнок. Орел запрещает детям летать в опасную для них сторону, но они трижды нарушают запрет, и на третий раз орлёнка похищает чужой Орел.
Орлу удаётся вернуть сына только с помощью Ворона, который у воеточных палеосибирских народов обычно выступает как добыватель огня или света. Противопоставление Орла и ворона характерно для многих народов мира.
Орлом были связаны белые шаманы, с вороном — чёрные. Подобное соотнесение Орла и ворона как полярно противопоставленных двоичных социальных и мифологических классификационных символов характерно для северного ареала Евразии и Америки. То же архаическое противопоставление Орла и ворона обнаруживается в социальной символике и мифах Юго-Восточной Австралии, где различались фратрии Клинохвостого Орла и Ворона. Такое противопоставление Орла и ворона облекается в форму дуалистического мифа.
Наряду с сюжетами, где Орлу противопоставлена другая мифологическая птица (Ворон, иногда гриф и т. п.), достаточно широко распространены и такие мифологические мотивы, в которых Орел противопоставляются другие животные, в особенности нижнего (водного) мира.
Чрезвычайно широкое распространение в мифологии и искусстве стран Азии и сопредельных ареалов имеет мотив борьбы Орла и змеи. Согласно аккадскому мифу о царе Этане, некогда змея и Орел дружили, но затем стали врагами после того, как Орел, боясь, что ему и его детям не хватит еды, пожирает змеёнышей. В эпосе Гильгамеша, как и в типологически с ним сходных описаниях в мифах многих других народов, Орел связывается с вершиной древа мирового, а змея связывается с его корнями.
Сходное представление реконструируется для общеиндоевропейского на основании сопоставления древнеисландской традиции с древнеиндийской. Предполагается, что в древнеюжноаравийских изображениях борьбы Орла со змеей Орел воплощает солнечное божество, а змея — смертоносное начало, связываемое с луной.
В древнеамериканском мифе о происхождении миштеков рассказывается, что двое детей богов по имени «Ветер-девять-змея» и «Ветер-девять-пещера» превратились соответственно в Орла и крылатого змея, после чего в качестве культурных героев принесли первые жертвы богам. Согласно мифу о первоначальном переселении ацтеков, имя Орла-змея было у одного из четырёх предводителей ацтеков. Два наиболее распространённых мифологических символа животных — самого мощного в мире зверей- льва и самого сильного в царстве птиц — Орлов нередко соединяются в едином смешанном образе львиноголового Орла (орлиного льва). В Древней Мексике названия групп воинов-Орлов и воинов-ягуаров, наоборот, противопоставлялись по деталям культа. В Ветхом завете в видении Иезекииля выступает гибридное крылатое существо, имеющее лики Орла, льва и быка.
Если архетипические
мифы о похищении огня обычно
связаны с птицей, иногда —
с Орлом, то вместе с тем
в них можно обнаружить и
символику полярно
Частый мифологический мотив представляет Орла, похищающий ребёнка, которого он чудесным образом спасает или носит на себе героя мифа, переходящего из одного мира в другой.
Некоторые из мифологических, позднее орнаментальных мотивов, связанных с Орлом, засвидетельствованы памятниками изобразительного искусства. Образ Орла, связанный с космогоническими представлениями и с мифом о культурном герое, чрезвычайно распространён в символике первобытнообщинного и родоплеменного общества, а также древнего мира. В Древней Греции Орел (иногда с Перуном в когтях) — важнейший атрибут Юпитера, получающий дополнительное значение солярного символа. Искусство Возрождения и последующих эпох отразило традиционные мотивы античной мифологии. Образ двуглавого Орла, представляющий собой, вероятно, первоначально отражение характерной двучленной (симметричной) структуры многих архаических мотивов, связанных с Орлом, позднее становится весьма популярным в искусстве и в геральдике. Двуглавый Орел— важнейшая составная часть герба царской России).
В библейской метафорике Орел служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, но также и гордыни (последнее значение соответствует роли этих птиц в средневековой легенде об Александре Македонском, пытавшемся достичь неба с помощью двух Орлов). Благодаря легендам из «Физиолога» (стареющий орёл взлетает к солнцу и, окунувшись там в волшебный источник, обретает молодость и здоровье) Орел служит в средние века символом крещения, а также воскресения; углублению религиозно-дидактического смысла Орла как знака возвышенно-пламенной религиозной любви способствуют также легенды об Орле, имеющем обычай возносить своих птенцов к солнцу, а также о сверхъестественной стойкости зрения этой птицы (которая якобы может созерцать дневное светило без ущерба для глаз).
В основе мифологического образа Петуха во многих традциях – его связь с солнцем. Как и солнце, Петух «отсчитывает» время.
Австралийские аборигены иногда обозначают Петуха как «птицу, которая смеётся на рассвете». В большинстве традиций Петух связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня — хотя в целом функции богов, которым посвящается Петуху (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, а также Гермес или Меркурий, Асклепий, Марс и др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый — седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух — символ третьей стражи ночи — от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме.
Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвиях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках.
Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня — солнца. С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца. Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском Слове некоего «христолюбца» осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием. Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения.
Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух — с водой, подземным царством и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11—12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь — смерть — новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе.: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею — не пользуюсь им, шпоры имею — не езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодородие Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха. Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространён ном мотиве оборотничества Петуха. У сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки петухи является на гуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани. Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух — посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса. В Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
В стихотворениях сентиментального толка образ птицы задаётся в составе устойчивого пейзажного комплекса: “зефиры” / ”ветерки”; “Аврора” / “заря”; “леса” / “рощицы”; “древеса”/ “ивы” / “мирты”; “тень древес” / “зелёные ветви”; “цветочки” / “розаны” / “лилеи”; “потоки” / “ключи” / “ручьи”/ “струи” / “зеркало вод”; “пастушки” / “пастушки”; “овечки”; “нимфы” / “Амуры” / “сильфы”) и служит средством раскрытия гармонического мировосприятия.
Подобное использование образа птицы, на мой взгляд, можно связать и с жанровыми особенностями рассматриваемых текстов. Несмотря на различные названия (например, стихотворение М.Муравьёва имеет заглавие “Ода”), все они так или иначе включают в себя черты идиллии. В изображении А.Востокова, К.Батюшкова, И.Дмитриева и других поэтов в природе царят мир и совершенная гармония: журчат потоки, цветут розаны, веют зефиры, веселятся сильфы и нимфы, пастушки гонят овечек на луга, распевают птички .
Часто в стихотворениях сентиментальной направленности образ-эмблема птица соотносится с любовными переживаниями лирического героя. Эта традиция уходит своими корнями в устное народное творчество. Не случайно поэты обращаются к таким популярным фольклорным образам, как “соловей”, “голубь”, “горлица” и т.п. ( В.Жуковского “Утренняя звезда” : А птички? Все давно уж тут; / Играют, свищут и поют; / С куста на куст, из сени в сень; / Кричат друг дружке: «Добрый день!» / И томно горлинки журчат; / Да чу! и к завтрене звонят.).
В лирических произведениях романтического
плана (Г.Каменев “Громвал”, М.Муравьёв
“Неверность”, А.Мещевский “Лила”, “Романс
Аполлония”, П.Голенищев-Кутузов “Элегия,
сделанная на сельском кладбище”, Т.Беляев
“Песня Курайча Рифейских гор”, С.Бобров
“Судьба древнего мира, или всемирный
потоп”, “Ночь”, К.Батюшков “Тень друга”: «Я
берег покидал туманный Альбиона: / Казалось,
он в волнах свинцовых утопал. / За кораблем
вилася Гальциона, / И тихий глас ее пловцов
увеселял. / Вечерний ветр, валов плесканье.»,
“На развалинах замка в Швеции”, В.Жуковский
“Сельское кладбище”; «Лишь дикая сова, таясь, под
древним сводом / Той башни, сетует, внимаема
луной, / На возмутившего полуночным приходом
Ее безмолвного владычества покой.»,
“Подробный отчёт о луне”) отсутствует
установка на идиллическое изображение
действительности. Образ-эмблема “птица”
включён в романтический пейзажный комплекс:
“ночь” / “вечер”; “луна” / “звёзды”;
“башня” / “развалины замка”, “кладбище”;
“кресты” / “камни”; “мох” / “плющ”;
“бурные потоки” / “свинцовые волны”
/ “сребристые струи”; “тень древес”
/ “дубрава” / “лес”; “корабль” / “челн”
/ “лодка”; “лешие” / “Зиланты” и т.д.
Поэты стремятся создать особую, загадочную
атмосферу стихотворения. В окружающей
действительности романтики обнаруживают
действие страшных, иррациональных сил,
постижение их человеком, соприкосновение
с ними и что становится объектом их изображения.
Информация о работе Символическое значение образа птицы в мифологии и русской литературе