Лекции по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курс лекций

Краткое описание

Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.

Содержание

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 2
1. Роль мышления в познании 2
2. Понятие о формах и законах мышления 3
3. Понятие о формализованном языке логики 5
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая 7
Глава 2. ПОНЯТИЕ 8
1. Общая характеристика понятия 8
2. Содержание и объем понятия. Класс (множество) 10
3. Виды понятий 11
4. Отношения между понятиями 12
Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 14
1. Обобщение и ограничение понятий 14
2. Определение понятия 15
3. Операции с классами 19
Глава 4. СУЖДЕНИЕ 20
1. Общая характеристика суждения 20
2. Простые суждения, их виды и состав 21
3. Категорическое суждение 22
Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 26
1. Характеристика и виды сложных суждений 26
2. Логические отношения между суждениями 31
Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 35
1. Понятие и виды модальностей 35
2. Алетическая модальность суждений 35
3. Эпистемическая модальность суждений 37
4. Деонтическая модальность суждений 39
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ 40
1. Общая характеристика законов мышления 40
2. Закон тождества 40
3. Закон непротиворечия 41
4. Закон исключенного третьего 42
5. Закон достаточного основания 43
Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 44
1. Умозаключение и его виды 44
2. Непосредственные умозаключения 44
3. Простой категорический силлогизм 45
4. Умозаключения из суждений с отношениями 51
Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ 52
1. Выводы из сложных суждений 52
2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы 55
3. Понятие о логике высказываний и логике предикатов 56
Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 58
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений 58
2. Полная индукция 59
3. Неполная индукция 60
4. Популярная индукция 60
5. Методы научной индукции 62
6. Статистические обобщения 65
Глава 11. АНАЛОГИЯ 66
1. Понятие и структура умозаключений по аналогии 66
2. Виды аналогии 66
3. Условия состоятельности выводов по аналогии 67
4. Роль аналогии в науке и правовом процессе 68
Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 69
1. Доказательство и убеждение 70
2. Структура доказательства 70
3. Способы доказательства 73
4. Опровержение 74
5. Правила, доказательства и опровержения. 76
Ошибки, возникающие при нарушении правил 76
Глава 13. ГИПОТЕЗА 81
1. Понятие гипотезы и ее структура 81
2. Виды гипотез. Понятие версии 81
3. Построение гипотезы 82
4. Проверка гипотезы 84
5. Способы доказательства гипотез 85

Вложенные файлы: 1 файл

уч. пособие.DOC

— 2.04 Мб (Скачать файл)

     Верная теория служит  руководством к  действию лишь  в случае ее обоснования или доказательства, когда она  становится внутренним  убеждением,  побуждающим  людей  к   активной  целена правленной деятельности.                                     

     Показательное  рассуждение  в  науке  и  практических делах ставит  своей  задачей  формирование  обоснованных  убеждений. Под  убеждениями  имеются  и  виду  взгляды   и  представления людей,  которые  определяют  их  поведение  и  поступки.  Если основу  убеждений  составляют  знания,  то тем  самым личность сознательно, с пониманием сути дела  ставит и  решает теоретические  и  практические  задачи.  Научные   убеждения  формируются на    базе    доказательного,    аргументированного   рассуждения.

      В   противоположность   научному   стихийный   метод  формирования убеждений  основывается  на   вере.  Вера   -  это   принятие  без достаточной  критической  проверки   чужих  мнений   под  влиянием интереса,  традиций,  внушения  и  т.  п. Так  формируются религиозные верования, где  тоже говорят  об “истине”,  но здесь  она не доказывается, а просто  “открывается” тому,  кто уверовал  в религиозные догматы.                                                

     Доказательное   рассуждение   и   вера    порождают   противоположные  типы  убеждений.  Вера  может  появиться   тогда,  когда отсутствуют   объективные   знания;   при   наличии   обоснованных знаний вера становится излишней.                                

     Для   формирования   научных   убеждений   помимо  доказательности  требуется  еще  и   убедительность  рассуждения.   Эти  два качества  рассуждения  не  всегда  совпадают.  Для  усвоения научного  доказательства  требуется  определенная  подготовка  в  конкретной области знаний.                                         

     Доказательные   выводы  в   судебно-следственной  деятельности направлены   на   формирование  научно-правовых   убеждений,  проникнутых  духом  уважения  к  закону,  к суду  и правопорядку.   Они   способствуют   перевоспитанию   и   переубеждению правонарушителей   и   неустойчивых   членов   общества.  Согласно закону,  решения  судебно-следственных  органов  считаются  правосудными,   если   они   основываются   на  объективных   данных  и сопровождаются   внутренним   убеждением   судьи   и   следователя в их истинности, законности и справедливости.                

2. Структура доказательства

     Логика  изучает  операцию  доказательства  отвлекаясь  от конкретного  содержания  мыслей.  В  реальном  рассуждении,  в  зависимости  от  самого  объекта  мысли,  связанного  с  той  или иной областью  науки  или  практики,  используются   различные  способы обоснования,   или   аргументации.   Они    отличаются   исходными предпосылками,    типами    умозаключений,    строгостью   каждого шага  в  выводе;  При  этом  степень точности  конечных заключений в  каждом  из  них  в  силу  специфики самого  объекта рассуждений будет неодинаковой -  в медицине  она будет  иной, нежели  в математике,  в биологии  иной, нежели  в судопроизводстве.  Но несмотря  на  содержательные  и  структурные  различия,  любая  операция доказательства  -  будь  то строгое  логическое следование  в теории  или  содержательное  рассуждение   в  каждодневных   делах  - всегда  преследует  задачу  и  может  с  помощью  присущих  данной области средств и принятых в ней стандартов  достигнуть объективно истинных, несомненных результатов.                     

    Доказательное  рассуждение  включает   три  взаимосвязанных элемента: тезис; аргументы (доводы или  основания); демонстрацию.  

    Тезис  доказательства  -  это суждение,  истинность которого обосновывают  в  процессе  аргументации.  Он  является  главным элементом доказательства и отвечает на вопрос: что доказывают?    В  качестве тезиса  могут выступать  теоретические положения науки, которые складываются не  из одного,  а из  целой системы взаимосвязанных  суждений.  Роль  тезиса может  выполнять доказываемая  в  математике  теорема. В  эмпирических исследованиях тезисом  могут  быть  результаты  обобщения  конкретных  фактических  данных;  тезисом  может быть  суждение о  свойствах или причинах  возникновения единичного  предмета или  события. Так, в  медицинском  исследовании  обосновывают суждение,  в котором определяют  диагноз  конкретного  заболевания;  историк  выдвигает и  доказывает суждение  о существовании  конкретного исторического факта и т. п.                                      

    В  судебно-следственной  деятельности  выдвигают  и  доказывают  суждения об  отдельных обстоятельствах  преступного события: о личности преступника, о соучастниках, о мотивах  и целях преступления,   о  местонахождении   похищенных  вещей   и  др.

В  качестве  обобщающего  тезиса  в   обвинительном  заключении следователя, как и в приговоре  суда, выступает  ряд взаимосвязанных   суждений,  в   которых  излагаются   все  существенные обстоятельства,  характеризующие  с различных  сторон единичное событие преступления.                                        

    Аргументы,  доводы   или   основания   доказательства  - это исходные  теоретические  или  фактические положения,  с помощью - которых  обосновывают тезис.  Они выполняют  роль логического фундамента  доказательства  и  отвечают на  вопрос: чем,  с помощью чего ведется обоснование тезиса?                       

       В качестве аргументов в различных областях знания могут  выступать различные по своему содержанию суждения: теоретические  и  эмпирические обобщения;  аксиомы; утверждения  о фактах.                                                           

     1. Установленные в  науке обобщения  не только  служат целям объяснения   известных  или   предсказания  новых   явлений,  но выполняют  также  роль  доводов  в   доказательном  рассуждении. Например,  физические  законы  гравитации  позволяют  рассчитать траекторию  полета  конкретного  космического  тела  и  одновременно  служат   доводами,  подтверждающими   правильность  таких расчетов.                                                      

     Роль  аргументов  в  доказательном рассуждении  могут выполнять  также  эмпирические  обобщения  в  науке и  в практической деятельности.  Например,  имея  в своем  распоряжении заключение экспертизы о совпадении пальцевых  отпечатков обвиняемого  с отпечатками  пальцев,  обнаруженными  на  месте   совершения  преступления,  следователь  приходит к  выводу, что  обвиняемый был на  месте  совершения  преступления.  В  качестве довода  в этом случае   используют   эмпирически  установленное   положение  об индивидуальном  характере  пальцевых  узоров  у  различных людей и практической их неповторимости.                              

     Наряду  с  законами  науки  и   эмпирическими  обобщениями роль  аргументов  могут  выполнять  общие   правовые  положения, нормы  права  и другие  оценочные стандарты.  Так, правомерность или  противоправность  конкретного  поступка   определяют  путем его  сопоставления  с  правовыми предписаниями.  Если, например, действия  конкретного  лица  квалифицируют   как  мошенничество, то  в  качестве  одного  из  доводов,  подтверждающих истинность такого  утверждения,  указывают  на  наличие  в   его  поведении признаков,  предусмотренных  ст.   147  УК   РСФСР:  завладение чужим  имуществом  граждан  или   приобретение  права   на  имущество путем обмана или злоупотребления доверием.              

     2. Роль аргументов в  доказательстве могут  выполнять аксиомы,  т.  е. наиболее  общие, практически  очевидные и  потому не доказываемые в данной области положения.                       

     В качестве  исходных положений  аксиомы используются  в различных  разделах  математики,  физики  и других  наук. Примерами аксиом  могут  служить  следующие  утверждения:  “Часть  меньше целого”;  “Две  величины,  равные  порознь третьей,  равны между собой”;  “Если  к  равным  прибавляют равные,  то и  целые будут равны” и т. п.                                                 

     Сходные  с  аксиомами  простейшие,  как  правило,  очевидные положения  используются  также  в  других областях  знания. Так, очевидное  положение  о  невозможности  одновременного  пребывания  одного и  того же  лица в  различных местах  нередко служит доводом  в  пользу  утверждения  о  том,  что  данное  лицо  не принимало непосредственного  участия в  совершении преступления,  так  как  в  это  время  оно  находилось в  другом месте (алиби).                                                    

    Аксиоматически  очевидный  характер  носят многие  законы и фигуры логики. Закон тождества, закон  непротиворечия, аксиома силлогизма  и  многие  другие  положения принимаются  в логике без специального доказательства, в  силу их  очевидности. Миллиардное  повторение в  практике приводит  к закреплению  их в сознании в качестве аксиом.                                  

    Если  в  конкретной  области  знания  доказательное рассуждение строится на основе аксиом, в этом случае к  ним предъявляются   определенные   логические    требования.   Важнейшими среди  них  являются  следующие:  непротиворечивость выбранных аксиом; полнота  аксиом, позволяющая  доказывать с  их помощью все  важнейшие положения  данной области;  независимость аксиом,  означающая,  что  каждая из  них логически  невыводима из других аксиом.                                               

    3.  Роль  аргументов  в  доказательстве  нередко  выполняют утверждения  о  фактах.   Фактами  или   фактическими  данными называют единичные события или  явления, для  которых характерны  определенное  время,  место  и  конкретные  условия  их существования.                                               

    Утверждения о  фактах используются  как доводы  в различных областях исследования - в истории и физике, в геологии и судопроизводстве, в биологии и лингвистике. Так, для физики фактами  будут  результаты  непосредственных  наблюдений  над физическими явлениями - показания  приборов о  температуре, давлении  и  другие;  для  врача -  результаты анализов  и описание симптомов  заболевания;  для историка  - конкретные  события в обществе,  коллективные  действия  людей и  поступки отдельных личностей.                                                   

    Поскольку  теоретические  обобщения  в  науке  являются результатом  обобщения  непосредственных   эмпирических  данных, тем  самым  факты постоянно  фигурируют в  качестве аргументов в самых различных научных рассуждениях.                      

    Особое значение  имеют факты  в судебном  исследовании, где восстанавливается  прошлое  единичное  событие по  его следам, оставленным  на  материальных  предметах  и в  сознании людей, наблюдавших  это   событие.  Фактами,   обосновывающими  тезис обвинительного  заключения или  приговора, могут  быть, например: наблюдаемое  свидетелем поведение  обвиняемого; оставленные  на  месте  совершения  преступления  следы; зафиксированные   результаты   осмотра   места   совершения  преступления; изъятые при обыске вещи и ценности; письменные документы и  другие данные.                                                      

     Когда  речь  идет  о  фактах  как  аргументах   в  доказательном рассуждении,  то  имеют  в  виду  суждения   о  фактах,   в  которых выражена  информация  о  единичных   событиях  и   явлениях.  Такого рода  суждения  о  фактах  следует  отличать  от  источников  сведений  о  фактах,  с  помощью  которых  получена  выраженная  в суждениях  информация.  Например,  первичные   данные  о   начале  вулканического  извержения  на  одном  из  островов  Тихого  океана могут быть  получены  из  различных  источников:  наблюдений   с  корабля; показаний   приборов    ближайшей   сейсмической    станции;   фотографий,  полученных   с  искусственного   спутника.  Точно   так  же в  судебном   исследовании  факт   угрозы  со   стороны  обвиняемого в  адрес  потерпевшего  становится   известным  из   показаний  свидетеля,  потерпевшего  или  самого  обвиняемого,  из  текста  письма или записки и т. д.                                                 

     В таких случаях имеют дело не с многими, а лишь с одним фактом-аргументом. Но при этом ссылаются на ряд источников,  с  помощью  которых  получена исходная  информация. Наличие  нескольких источников и их независимость  способствуют объективной оценке полученных сведений.                                

     Демонстрация  -  это  логическая   связь  между   аргументами  и тезисом.  Она  представляет  собой  одну  из  форм   условной  зависимости.  Аргументы   выполняют  функцию оснований доказательства,  а  тезис    является  их  логическим следствием.

  В соответствии со свойствами  условной зависимости    истинность    аргументов    достаточна    для   признания истинным тезиса при соблюдении правил вывода.                       

     Логический  переход  от  аргументов к  тезису протекает  в форме умозаключения.   Это   может   быть   отдельное   умозаключение,  но чаще   -   цепочка   рассуждений.   Посылками   в   выводе  являются суждения,  в  которых  выражена  информация  об  аргументах,  а  заключением  -   суждение  о   тезисе.  Продемонстрировать   -  значит показать,  что  тезис  логически  следует  из   принятых  аргументов по   правилам   соответствующих   умозаключений.   Особенность  умозаключений,   в  форме   которых  протекает   демонстрация,  состоит в  том,   что  нуждающееся   в  обосновании   суждение,  выступающее тезисом  доказательства,  является   заключением  вывода   и  формируется  заранее,  а  суждения  об  аргументах,  которые  служат  посылками   вывода,  остаются   неизвестными  и   подлежат  восстановлению.   Таким   образом,   в   процессе   доказательства  логически переходят  от  заключения  к  посылкам  -  по   известному  заключению восстанавливаются посылки вывода.                               

               Обоснование тезиса может принимать форму дедуктивных умозаключений,  индукции  или  аналогии,  которые  применяются самостоятельно  либо в  различных сочетаниях.  Рассмотрим особенности их применения в процессе аргументации .

    Дедуктивное  обоснование чаще  всего принимает  форму подведения частного случая под общее правило. Тезис  о принадлежности  или  непринадлежности  определенного  свойства конкретному предмету или явлению обосновывают  в этом  случае ссылкой  на известные законы науки, эмпирические обобщения, нравственные  или  правовые  предписания, на  очевидные аксиоматические положения.  Выражают  эти  положения  в  большей   посылке  и, опираясь на них как на основания,  судят о  конкретных фактах,  событиях и явлениях,  знание о  которых фиксируется  в меньшей  посылке.                                                                

Информация о работе Лекции по "Логике"