Лекции по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курс лекций

Краткое описание

Приступая к изучению любой науки, нужно прежде всего выяснить ее предмет. Предмет науки логики - человеческое мышление. Но в отличие от других наук, также изучающих человеческое мышление, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика рассматривает мышление как средство познания; ее предметом являются законы, формы, приемы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности, в том числе об условиях и средствах этого познания,- важнейшие вопросы философии. Поэтому логика, изучающая формы и законы познающего мышления и применяемая как метод во всех областях знания, является философской наукой.

Содержание

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 2
1. Роль мышления в познании 2
2. Понятие о формах и законах мышления 3
3. Понятие о формализованном языке логики 5
4. Логика как наука. Логика формальная и логика диалектическая 7
Глава 2. ПОНЯТИЕ 8
1. Общая характеристика понятия 8
2. Содержание и объем понятия. Класс (множество) 10
3. Виды понятий 11
4. Отношения между понятиями 12
Глава 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ 14
1. Обобщение и ограничение понятий 14
2. Определение понятия 15
3. Операции с классами 19
Глава 4. СУЖДЕНИЕ 20
1. Общая характеристика суждения 20
2. Простые суждения, их виды и состав 21
3. Категорическое суждение 22
Глава 5. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ 26
1. Характеристика и виды сложных суждений 26
2. Логические отношения между суждениями 31
Глава 6. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ 35
1. Понятие и виды модальностей 35
2. Алетическая модальность суждений 35
3. Эпистемическая модальность суждений 37
4. Деонтическая модальность суждений 39
Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ 40
1. Общая характеристика законов мышления 40
2. Закон тождества 40
3. Закон непротиворечия 41
4. Закон исключенного третьего 42
5. Закон достаточного основания 43
Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 44
1. Умозаключение и его виды 44
2. Непосредственные умозаключения 44
3. Простой категорический силлогизм 45
4. Умозаключения из суждений с отношениями 51
Глава 9. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕДУКТИВНЫХ ВЫВОДОВ 52
1. Выводы из сложных суждений 52
2. Сокращенные, сложные и сложносокращенные силлогизмы 55
3. Понятие о логике высказываний и логике предикатов 56
Глава 10. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ 58
1. Общая характеристика индуктивных умозаключений 58
2. Полная индукция 59
3. Неполная индукция 60
4. Популярная индукция 60
5. Методы научной индукции 62
6. Статистические обобщения 65
Глава 11. АНАЛОГИЯ 66
1. Понятие и структура умозаключений по аналогии 66
2. Виды аналогии 66
3. Условия состоятельности выводов по аналогии 67
4. Роль аналогии в науке и правовом процессе 68
Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 69
1. Доказательство и убеждение 70
2. Структура доказательства 70
3. Способы доказательства 73
4. Опровержение 74
5. Правила, доказательства и опровержения. 76
Ошибки, возникающие при нарушении правил 76
Глава 13. ГИПОТЕЗА 81
1. Понятие гипотезы и ее структура 81
2. Виды гипотез. Понятие версии 81
3. Построение гипотезы 82
4. Проверка гипотезы 84
5. Способы доказательства гипотез 85

Вложенные файлы: 1 файл

уч. пособие.DOC

— 2.04 Мб (Скачать файл)

г)  Аргумент  к  здравому   смыслу  (ad   silentio) используется часто  как  апелляция  к  обыденному  сознанию  вместо реального обоснования. Хотя известно, что  понятие здравого  смысла весьма относительное,  нередко  оно  оказывается обманчивым,  если речь идет не о вещах домашнего обихода.                             

д)  Аргумент  к  состраданию  (аd  misericordiam) проявляется  в тех случаях, когда вместо  реальной оценки  конкретного поступка взывают  к  жалости,  человеколюбию   и  состраданию.   К  этому аргументу  прибегают  обычно в  тех случаях,  когда речь  идет о возможном   осуждении   или   наказании   лица   за  совершенные проступки.                                                     

    е) Аргумент к верности (а tuto) - вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к принятию его  в силу  верности, привязанности, почтения и т. п.                                    

ж)  Аргумент  к  авторитету  (ipse  dixit) - ссылка  на авторитетную  личность  или  коллективный авторитет  вместо обоснования конкретного тезиса. Наиболее часто используется  в теологических рассуждениях (ссылка на Библию).                       

Соблюдение логических  правил по  отношению к  тезису, демонстрации  и  аргументам  обеспечивает   доказательность  рассуждения,  которая  выступает  ведущим  фактором убедительности процесса  аргументации  в   научной  и   практической  областях знаний.

Глава 13. ГИПОТЕЗА

1. Понятие гипотезы и ее структура                                                              

      Задачей познания является достижение объективной  истины в целях   практического   преобразования   мира.   Однако  истина никогда не рождается  в готовом  и законченном  виде. Достоверному  познанию  предметов  и  явлений объективного  мира всегда предшествует  длительная  работа  по  осмыслению многочисленного  фактического  материалы,  доставляемого   наблюдением.  Эта мыслительная  деятельность  всегда  сопровождается  построением различного  рода догадок  и предположительных  объяснений относительно действительных причин наблюдаемых явлений.           

      На  первых  порах объяснения  носят, как  правило, предположительный,   проблематичный  характер.   Дальнейшие  исследования вносят поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика  преодолевают  многочисленные  отклонения,   заблуждения  и противоречия и достигают объективно истинных результатов.     

      Существенная  роль  в  этом  процессе  возникновения новых знаний принадлежит гипотезе.                                 

      Гипотеза  -  это   форма  развития   человеческих  знаний, представляющая  собой  обоснованное   предположение,  объясняющее свойства и причины исследуемых явлений.                   

      Рассмотрим существенные признаки гипотезы.               

      1.  Специфика гипотезы  - быть  формой развития  знаний предопределяется  основным  свойством  мышления:  его  постоянным  движением  -  углублением  и развитием,  стремлением человека  к  раскрытию  новых  закономерностей и  причинных связей, что  необходимо  диктуется  потребностями  практической  жизни.

  В теории познания, как и во всех других областях  науки, следует рассуждать диалектически, т. е. не  предполагать готовым  и неизменным  наше  познание,  а разбирать,  каким образом  из незнания является   знание,  каким   образом  неполное,   неточное  знание становится более полным и более точным.                     

    Гипотеза  как  раз  и  является  такой  необходимой логической формой, без  которой невозможен  переход от  незнания к  знанию в любой  области  науки  и  практической деятельности. 

    0 познании каких бы явлений ни шла речь - явлений природы или общественной жизни,  единичных предметов  или закономерностей,- новое знание всегда возникает первоначально в форме гипотезы. Этим объясняется необходимый и тем  самым всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.

    2. Построение гипотезы всегда  сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемые явления.  Оно всегда выступает в  форме отдельного  суждения или  системы взаимосвязанных суждений  о свойствах  единичных фактов  или закономерных связей  явлений. Суждение  это всегда  имеет ослабленную  логическую модальность,  т. е.  является проблематическим  суждением, в  котором выражено  первоначальное предположительное знание о  причинах или  свойствах исследуемых явлений.                                                   

    Поскольку познание  ставит задачу  достижения объективной истины,  значит,  гипотеза,  дающая  в итоге  лишь вероятное знание, является незавершенным этапом на пути к истине.    

    Чтобы  превратиться  в достоверное  знание, предположение подлежит научной и практической проверке.  Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием  различных логических приемов, операций  и форм  вывода, приводит  в итоге  либо к подтверждению гипотезы, либо  к ее  опровержению. В  связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью   положения.   Гипотеза   всегда   содержит   в   себе нуждающееся в проверке  вероятное знание.  Доказанное же  с ее помощью положение  уже не  является собственно  гипотезой, ибо содержит в себе  проверенное и  не вызывающее  сомнений истинное знание.                                                  

    3.  Возникающее   при  построении   гипотезы  предположение рождается в результате анализа фактического материала,  на базе  обобщения  многочисленных  наблюдений. Значит,  гипотеза  это  не  любая  догадка,  фантазия   или  допущение,   а  лишь обоснованное,  опирающееся   на  конкретные   материалы  предположение. В соответствии  с этим  и возникновение  гипотезы - это  не  хаотический  и  не  подсознательный,  а  закономерный логический процесс.

    Построение  гипотезы  -  это  сложный логический  процесс с участием  различных  форм  умозаключений. В  отдельных случаях гипотеза  возникает как  результат уподобления  двух единичных явлений, т. е. ее основой выступает аналогия; в других случаях она - результат дедуктивных выводов;  чаще всего  ее возникновению  предшествует  индуктивное  обобщение  эмпирического материала. В большинстве же случаев  гипотеза объединяет  в себе различные  виды  умозаключений,  которые  применяются  в единстве, взаимно дополняя и уточняя друг друга.

    Отмеченные  существенные  признаки  дают  возможность более четко определить отдельные  элементы гипотезы.  Любая гипотеза имеет  исходные  данные, или  основания, и  конечный результат рассуждения  -  предположение.  Она  включает  также обработку исходных   данных  и   логический  переход   к  предположению. Завершающий  этап  познания  -  проверка  гипотезы, превращающая  предположение  в  достоверное  знание  или  опровергающая его.

2. Виды гипотез. Понятие версии

    В  зависимости от  объекта исследования  различают гипотезы общие и частные.                                             

    Общей  гипотезой  называют  обоснованное   предположение  о закономерностях  естественных  и общественных  явлений. Примерами  общих  гипотез  могут  служить:  развитая  в   ХVIII  в. М. В.  Ломоносовым гипотеза  об атомистическом  строении вещества; современные  конкурирующие гипотезы  акад. О.  Ю. Шмидта и акад. В. Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти и т. д.

    Общие гипотезы выполняют роль  строительных лесов  в развитии научных знаний. Будучи  доказанными, они  становятся научными  теориями и  являются ценным  вкладом в  развитие научных знаний.                                                      

     Частная гипотеза - это  обоснованное предположение  о происхождении  и свойствах  единичных фактов,  конкретных событий и явлений.                                                     

     Если единичное  обстоятельство послужило  причиной возникновения  других  фактов и  если оно  недоступно непосредственному  восприятию,  то  познание  его принимает  форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.          

     Частные гипотезы находят применение как  в естествознании, так и в  общественно-исторических науках.  Археолог, например, выдвигает  частную  гипотезу  о  времени происхождения  и принадлежности  обнаруженных  при  раскопках  предметов.  Историкстроит гипотезу о  взаимосвязи между  конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.                     

     Частными гипотезами являются  и те  предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо  здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках  людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступным деянием.       

     Наряду  с общими  и частными  в науке  используется термин “рабочая гипотеза”.                                            

     Рабочая  гипотеза  -  это предположение,  выдвигаемое, как правило,  на первых  этапах исследования.  Оно непосредственно не  ставит задачей  выяснение действительных  причин исследуемых  явлений,  а  служит  лишь  условным   допущением,  позволяющим  сгруппировать  результаты  наблюдений  в  определенную систему   и  дать   согласующееся  с   наблюдениями  описание явлений.                                                       

     В судебно-следственной  практике при  объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают  ряд гипотез, по-разному объясняющих  эти факты. Такие  гипотезы называют версиями (от латинского versio-  оборот, versare  - видоизменять) .                                                    

     Версия в судебном исследовании -  одна из  возможных гипотез,   объясняющих   происхождение   или   свойства  отдельных обстоятельств преступления либо событие преступления в целом.

     Поскольку перед судом  ставится задача  установить событие преступления  и  лиц,  виновных  в его  совершении, обобщающая версия  выдвигается по  поводу главного  предмета доказывания. Она  объясняет  всю  совокупность  существенных  обстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено; кто его совершил; где,  когда, при  каких обстоятельствах  и каким способом  оно  совершено;  каковы  цели,  мотивы преступления, вина преступника и т. д.                                       

     Неизвестной реальной причиной, по поводу которой создается версия, выступает здесь не  общее положение,  принцип развития или   объективная   закономерность,   а   конкретная  совокупность фактических  обстоятельств,  из  которых   складывается  единичное преступное  событие.  Освещая  все  подлежащие  выяснению  в  суде вопросы,  такая  версия  носит  черты  общей  версии,  объясняющей все преступление в целом.                                        

    Проверка   общей   версии  происходит   не  иначе,   как  путем последовательного  выяснения  частных  сторон,   отдельных  фактов и  обстоятельств  преступления.  Будучи  неизвестным   или  мало- известным,   каждое   из   обстоятельств   может   быть  предметом самостоятельного  исследования,  по  поводу  каждого из  них также создаются   версии,   объясняющие   особенности   и  происхождение этих обстоятельств.                                              

    Такого  рода  предположения  выполняют  роль   частных  версий, ибо   они   освещают   лишь   отдельные,   частные  обстоятельства преступления.                                                    

    Знания,   полученные   с   помощью   частных   версий,   служат основой   для   построения,   конкретизации   и   уточнения  общей версии,  объясняющей преступное  деяние в  целом. В  свою очередь, общая  версия  дает  возможность  наметить   основные  направления для  выдвижения  частных  версий  по  поводу  еще   не  выявленных обстоятельств дела.

3. Построение гипотезы

    Построение  версии  в  судебном исследовании,  как и  любой гипотезы,  складывается  из  двух  этапов.  Первый  этап   -  анализ отдельных  фактов  и  отношений  между  ними;  второй этап  - синтез фактов, их обобщение и выдвижение предположения.             

    Анализ   фактов.   В   процессе   построения    версии,   чтобы уяснить  характер  преступного  деяния  и  лиц,  виновных   в  его совершении,   необходимо   аналитически    исследовать   имеющийся фактический  материал.  Цель  анализа  -  выделить   среди  множества фактических обстоятельств f1, f2, ..., fn такие, которые прямо или  косвенно,  явно или  неявно, близко  или отдаленно  связаны с преступным событием.                                            

    Исходный   фактический   материал   обнаруживают   в   процессе производства  осмотров  и  обысков,  при  ознакомлении  с документами,  при допросах  свидетелей и  обвиняемых. Так,  например, при осмотре  места  происшествия  фиксируют  оставленные   следы  ног, отпечатки   пальцев,    следы   повреждений,    возможные   орудия преступления,  забытые  вещи.  Не оставляют  без внимания  и такие предметы,   которые   первоначально   кажутся   не   связанными  с исследуемым событием, вроде кусочков бумаги, окурков  и т.  п., но которые  впоследствии   могут  восполнить   картину  преступления.

      В  процессе  анализа важно  выявить у  многоразличных фактических обстоятельств  нечто общее,  а именно  наличие их  связи с преступлением.  При   этом  учитывают,   что  общий   для  многих фактов  признак  -  связь  каждого  из них  с искомым  событием - проявляется  каждый  раз по-особенному,  в зависимости  от специфики каждого конкретного дела.                                  

Информация о работе Лекции по "Логике"