Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Проанализировав данные научно-методической литературы, посвящённые проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не смотря на их актуальность.
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Цель данной работы – выявить особенности логопедической работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР……………………………………
1.1. Лингвистический аспект изучения проблемы по коррекции нарушения слоговой структуры………..………………………
1.2. Психолого–педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………………
1.3. Состояние слоговой структуры слова у детей с ОНР………..
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры речи………………………………………………………………….
2.1 методика обследования слоговой структуры……………………..
2.2. Методика развития ритмической стороны слова…………………
2.3. Методика работы над словами различной слоговой структуры
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………….
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерального Гудрственного образовательного учреждения
Высшего
профессионального образования
«Шадринский Государственный
Факультет корекционной педагогики и психологии
Кафедра
корекционной педагогики и специальной
психологии
Курсовая работа на тему:
«Логопедическая работа по преодолению
нарушения слоговой
структуры слова
у детей с ОНР»
Выполнила: студентка 353 группы
Пауесова А.В.
Проверила:
Зотеева О.С.
Шадринск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
аспекты изучения проблемы коррекции
нарушения слоговой
структуры слова у детей с
ОНР……………………………………
Глава 2. Коррекционная
работа по преодолению нарушений
слоговой структуры речи…………………………………………
2.1 методика обследования
2.2. Методика развития ритмической стороны
слова…………………
2.3. Методика работы над словами различной
слоговой структуры
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
Введение
Под
понятием “слоговая структура” слова
принято подразумевать
Актуальность проблемы
Проанализировав данные научно-методической литературы, посвящённые проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не смотря на их актуальность.
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. [14, 2 - 3]
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематиза-
4
ции и подборе
речевого дидактического материала, обеспечении
занятий лексической
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. [2, 3]
Практика
логопедической работы показывает, что
часто на первый план в дошкольном
возрасте выдвигается коррекция
звукопроизношения и
Цель данной работы – выявить особенности логопедической работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Задачи:
Предмет: слоговая структура слова у детей с ОНР.
Объект:
логопедическая работа по преодолению
нарушения слоговой структуры слова у
детей с ОНР.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР
1.1.Лингвистический
аспект изучения
проблемы по коррекции
нарушения слоговой
структуры
В
настоящее время в
Процесс усвоения слоговой структуры слова неговорящими детьми специально не изучался и в литературе не описан, хотя в работах по алалии обычно указывается на факт возникающих здесь затруднений. Более подробные сведения по данному вопросу содержатся в работах, касающихся нормального развития речи. Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И. А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.
И.А.
Сикорский приводит факты из своих
наблюдений, свидетельствующие о
возможности усвоения отдельными детьми
преимущественно звуковой или слоговой
характеристики речи. В его примерах
для детей так называемого
звукового направления
А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, останавливается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других».
Аналогичные
соображения по вопросу об усвоении
слогового состава слова мы находим
у Б. Китермана. Решающее значение в
этом процессе Б. Китерман придает сравнительной
силе произношения слогов, так называемому
динамическому ударению и ряду других
фонетических моментов, соотносимых
им с ударностью слога: длительности
гласного, его ясности — близости
к фонетическому типу, высоте гласного
— тоновому ударению. Таким образом,
отправной посылкой изложенного
толкования усвоения слоговой структуры
слова являются некоторые закономерности
звуковой действительности русского языка
и их влияние на процесс овладения
речью. Тем не менее установление
последовательности, в которой ребенок
овладевает слогами слова при
невозможности воспроизвести
Так,
общей ритмико-интонационной
Несмотря на содержательность материала по развитию детской речи, заключенного в названных работах, эти работы могут быть только в незначительной степени использованы для раскрытия особенностей усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией, ибо они содержат лишь отдельные замечания по данной проблеме и оставляют открытым вопрос об усвоении слоговой структуры слова в условиях аномального речевого развития.
1.2.Психолого–педагогическая
характеристика детей
с ОНР.
Профессор
Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые
речевые расстройства, выделила и
подробно описала такую категорию
детей, у которых наблюдается
недостаточная сформированность всех
языковых структур. У детей данной
группы в большей или меньшей
степени оказываются
По своему клиническому составу эта категория объединяет разных детей. Так, по данным Е.М.Мастюковой, среди них можно выделить три основные группы:
- так называемый неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение центральной нервной системы. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и пр.; у детей наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.д.;
- осложненный
вариант общего недоразвития
речи, когда собственно речевой
дефект сочетается с рядом
неврологических и
- грубое и
стойкое недоразвитие речи, обусловленное
органическим поражением