Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Проанализировав данные научно-методической литературы, посвящённые проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не смотря на их актуальность.
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Цель данной работы – выявить особенности логопедической работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР……………………………………
1.1. Лингвистический аспект изучения проблемы по коррекции нарушения слоговой структуры………..………………………
1.2. Психолого–педагогическая характеристика детей с ОНР………………………………………………………………
1.3. Состояние слоговой структуры слова у детей с ОНР………..
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры речи………………………………………………………………….
2.1 методика обследования слоговой структуры……………………..
2.2. Методика развития ритмической стороны слова…………………
2.3. Методика работы над словами различной слоговой структуры
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………….
Едва
ли не самым характерным для
Искажение
при воспроизведении слоговой структуры
слова оказывается очень
Можно предположить, что описанные выше особенности овладения слоговой структурой слова мешают нормальному развитию устной речи алалика (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют его общение, а также несомненно препятствуют звуковому анализу и, следовательно, обучению грамоте.
Анализ образцов речи детей-алаликов показал далее, что овладение слоговым составом слова не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками речи. Даже при наличии правильного произношения отдельных звуков (в изолированном положении) слоговая структура слова, состоящая из этих звуков, сплошь и рядом воспроизводится ребенком искаженно. Например, у Веры Б. искажены аффрикаты: звук щ она смешивает с ч, т; звук ц — с с, т; звук ч заменяет то. Остальные звуки сохранены. У этой девочки были зафиксированы (см. приведенный выше материал) искажения множества слоговых структур, включающих только сохранные звуки: «блюд» (верблюд); «вспед», «спед», «висипед» (велосипед); «водас» (водолаз) и т. д. Опущенные в этих словах слоги не содержат дефектных звуков. В примерах: «путаретка» (табуретка); «хворые», «крыс», «кровис» (хворост) — дефектных звуков не содержат слоги, переставленные местами внутри слова, и т. д.
С
другой стороны, искажение отдельных
звуков также не приводит с неизбежностью
к расстройству слоговой структуры.
Ребенок может воспроизводить в
этом случае слоговой состав сохранно,
в виде контура слова, заменяя
отсутствующие и дефектные
При
анализе произношения слогового
состава слова детьми, страдающими
общим недоразвитием речи, мы встретились
даже с индукционными
Для
выяснения соотношения между
овладением звуковой и слоговой характеристиками
речи с некоторыми детьми мы дополнительно
провели специальные
Изложенные
факты указывают на существование
особых закономерностей процесса усвоения
слоговой структуры слова и на
необходимость для его
Работа
над произношением слоговой структуры
слова должна сопровождаться развитием
соответствующих сенсорных
Для усвоения различения слов по их слоговому составу необходима специальная работа и над слухо-речевым ритмом. Она может быть проведена в форме различных игр, в которых, например, дети должны узнать, какую из лежащих на столе картинок «назвал» ведущий, если он отхлопал в ладоши такое-то число раз. Затем от узнавания ритмического рисунка слова можно перейти к его воспроизведению. В этом случае ребенок сам расчленяет слова на слоги, для чего также могут быть применены всевозможные отстукивания карандашом, отхлопывание в ладоши и т. д. Эти и подобные им упражнения развивают слуховое восприятие ребенка, обостряют слуховое внимание и делают его более восприимчивым к ошибкам в произношении.
Усвоению произношения слоговой структуры слова способствуют также специальные артикуляционные упражнения по воспроизведению различных слоговых комбинаций (типа па—пу, па—ка и т. д.). Эти слоговые структуры в ходе обучения могут усложняться по линии увеличения количества слогов, включения обратных и закрытых слогов, стечений согласных.
Проведение
занятий с детьми-алаликами, а
также наблюдение за обучением на
уроках произношения привели нас
к следующему выводу. Целенаправленное
формирование слоговой структуры слова
можно проводить пс двум руслам:
обучение произношению слов из имеющихся
у ребенка звуков (я, т, к, ф, в, м, н;
иногда л) и работа над словом в
период автоматизации новых
В
первом случае работа над произношением
слова будет тесно связана
с активизацией речи ребенка, расширением
его словарного запаса. Педагог организует
этот процесс тем, что он предлагает
детям слова для заучивания б
определенной последовательности с
точки зрения их слоговой трудности.
Для этого он соответствующим
образом подбирает речевой
Двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, па па, баба, Тата, муха, вата, кофе, хата, ноты, тина, ива, кино, кони, мука, коты, Фома, Ната, Нина, Тома. Лена, Вова, уха, эхо.
Трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны, колено, пионы, калина, тополи.
Односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.
Двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик.
Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка, танки, папка, муфта, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, камни, нитка, вафли, копна.
Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик.
Трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пуле мет, теленок, патефон.
Трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка.
Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник.
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.
Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: кнут, танк, клей, хлеб.
Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка.
Четырехсложные слова из открытых слогов: паутина.
Понятно, что слова каждой новой слоговой трудности вводятся только после достаточного усвоения предыдущих слов. Для усвоения произношения всех этих слов ребенку нужно многократно повторять их, заучивать. Чтобы это повторение не было механическим и скучным для ребенка, следует использовать для этого различные игровые ситуации: «лото», «домино», «магазин» и т. д.
Одновременно с работой над структурой слова учитель осуществляет постановку отсутствующих и искаженных звуков. Этому обычно предшествует уточнение артикуляции и звучания правильно произносимых звуков, что является непосредственной основой и для вышеописанной работы над словом.
Работа
над новым звуком также содержит
большие возможности для
При введении отрабатываемого звука в слово необходимо также соблюдать строгую последовательность слоговых трудностей. Так, не следует автоматизировать новый звук в словах, слоговая структура которых еще не отработана. Здесь следует придерживаться той же последовательности слоговых структур, которая предложена выше для слов с сохранными звуками.
Работа
по формированию слоговой структуры
слова должна осуществляться как
на уроках произношения, так и на
индивидуальных занятиях. Необходимость
индивидуальных занятий в этом разделе
работы диктуется неизбежным неравенством
отдельных учащихся по уровню знаний.
[8, 4-11]
Заключение
Проанализировав данную литературу, посвящённую проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей, можно сделать вывод о том, что развитие слоговой структуры слова необходимо для нормального развития речи ребёнка. Если нарушение слоговой структуры слова не исправить вовремя, оно может привести к негативным изменениям в развитии личности ребёнка.
Преодоление нарушений слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение.
Поскольку при нарушении слоговой структуры слова может искажаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных, в ходе логопедического обследования необходимо предлагать ребёнку различные типы слов: простые - из открытых слогов, без стечения согласных, и более сложные - из 4-5 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. [2, 4]