Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа
Цель: выявить и определить как сказка влияет на творческие способности детей 5-6 лет жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность понятия и структуру творческих способностей;
рассмотреть развитие творческих способностей детей дошкольного возраста;
определить сущность народной сказки и её особенности;
изучить использование народной сказки в решении педагогических задач;
рассмотреть народную сказку в развитии творческих способностей детей 5-6 лет жизни.
Введение 3
Глава 1.Творческие способности детей дошкольного возраста 5
Творческие способности, сущность понятия, структура 5
Глава 2.Народная сказка, как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет жизни 7
Сущность народной сказки и её особенности 7
Народная сказка в развитии творческих способностей детей 5-6 лет жизни 12
Заключение 21
Список использованных источников
В сказках, особенно в исторических,
прослеживаются межнациональные связи
народов, совместная борьба трудящихся
против иноземных врагов и эксплуататоров.
В ряде сказок имеются одобрительные
высказывания о соседних народах. Во
многих сказках описываются
Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.
Положительным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага; река и озеро, направляющее погоню по ложному пути; птицы, извещающие об опасности; рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека – кошке и собаке и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе [10, C. 12].
Многие народные сказки внушают
уверенность в торжестве
Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя), за одну ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ и т.д.). То же самое следует сказать и о таких чертах как физическая сила, мужество, смелость и т.п. [10, C. 15]
Образность
дополняется забавностью
Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом – источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме, например сказки –«Умный мальчик», «Что выучено в молодости – на камне, что выучено в старости – на снегу», «Старый человек – четыре человека» и др.
В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. О воспитательной ценности сказок писал А.С.Пушкин: «... вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».
Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения [10, C. 15-19].
Склонность к творчеству присуща каждому ребенку. По утверждению психолога Л. С. Выготского, «творчество – норма детского развития». Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский считает: «Ребенок должен жить в мире творчества. Без этого он засушенный цветок». Ведь особенностью ребенка старшего дошкольного возраста являются чистота и непосредственность восприятия, потребность выдумывать и сочинять. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. Это вид устных повествований с фантастическим вымыслом. Дети с огромным интересом принимают участие в таких творческих работах, как
Эти виды работ
благотворно влияют на развитие творческих
способностей детей. А творческие способности
– это индивидуально-
При применении
различных творческих упражнений в
работе над сказкой у детей
формируются необходимые
Богатство и яркость фантастических образов народной сказки способствует развитию творческих способностей. Сказка, как особый литературный жанр, имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются и значительные представления о подлинном мире. Сказки живо и ярко отображают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов [1, C. 11].
В первую очередь в творческих рисунках на сказочные сюжеты мы обнаруживаем смелость и богатство воображения. Некоторые дети, желая показать образы, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают ему фантастический оттенок.
Среди многообразных явлений действительности отдельные дети находят и выражают свою, пережитую и прочувствованную тему. Отражая действительность, ребенок самостоятельно отбирает образы, соединяет их в действиях и строит содержание, внося в него творческую инициативу, используя специфичные для него выразительные средства.
Как показывает
анализ рисунков, одни дети склонны
использовать ритм штрихов, пятен, линейный
контур, другие тяготеют к живописному
отражению явлений
Дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла – цветовые сочетания, форму композицию. В творческом рисунке они передают свое отношение к изображаемому. Творческий процесс предполагает у детей дошкольного возраста образное видение мира, действительности.
Действительность – основа творческого процесса.
Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта, цвет и в то же время способности сохранять целостное впечатление от объекта, явления [12, C. 15].
В современных условиях важная роль отводится развитию творческих способностей средствами искусства, в том числе и народной сказки.
Сказка, как и другие виды искусства, отражает окружающую действительность в особой образной форме, художественных образах, создаваемых выразительными средствами.
Знакомство со сказками не только обогащает эмоциональную сторону психики детей, но и расширяет, углубляет представления об окружающем, вызывает у них определенное отношение к тем событиям, явлениям, которые отражены в данных произведениях.
Основной формой отображения, окружающей ребенка действительности служит художественный образ. Именно художественный образ заставляет почувствовать аналогичный жизненный образ. Он служит воспитанию чувства прекрасного, а через художественный образ – соответствующего восприятия окружающей жизни.
Изобразительная
деятельность даже у самого маленького
ребенка связана с его
Сказки помогают осуществлению в процессе изобразительной деятельности более широких задач воспитания: изображаемый ребенком образ вновь вызывает у него чувства, испытанные ранее и тем самым способствует закреплению этих чувств. Поэтому важно учитывать, какие чувства вызывает у детей та или иная сказка, образ.
Очень важно для развития творческих способностей, через изобразительное творчество поддерживать первое проявление чувства цвета, развивать его дальше, вести ребенка от восприятия контрастных сочетаний, к все более тонким и гармоничным [1, C. 11].
Известие, что рисунки дошкольников отличаются своим жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков видны яркие, открытые цвета: синее море, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т.д.
Для многих
детских работ характерно яркое
декоративное богатство. Мелкая дробная
расцветка неприемлема для
В детских
рисунках можно встретить такие
образы, которые строятся на монохромной,
нежной гамме красок: сиреневых, лиловых,
темных коричневых тонов. Чаще всего
это можно наблюдать при
Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они «одевают» ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской. Так сказывается отрицательное отношение к этому образу.
В рисунках дети используют иногда такое цветовое сочетание, которое придает изображению таинственность и фантастичность. Беспокойный фон неба – оранжевое с яркими красными полосами – усиливает тревожное настроение рисунка, и изображающего черного колдуна. В этих рисунках мы видим своеобразное переплетение вымысла и правды, фантастического и реального.
Сказка является отражением объективной действительности.
Сказка – это специфическая форма познания действительности и воздействия на нее. Жизненные факты, отдельные события, воплощенные художником в образ и истолкованные им, помогают глубже разбираться в реальных жизненных процессах более пристально всматриваться в окружающий нас мир [11, C. 3].
Сказка обладает
умением схватывать самое важное
и существенное, сосредоточить свое
внимание на жизненных фактах и процессах
наиболее выявляющих смысл отражаемого.
Для сказки характерно чувство предмета,
особая прозорливость в общении
с многообразным миром
Следовательно, через сказку познается действительность и посредством художественных образов мы получаем необычайно многообразные и многоплановые впечатления и знания, которые обогащают человека.
Для развития
творческих способностей необходимо научить
детей владеть основными
В творческом процессе ребенка 5-6 лет можно выделить два этапа:
1) формирование замысла;
2) создание самого рисунка.
Момент формирования замысла в творческом рисовании представляется очень важным. В общей степени получаемый продукт будет зависеть от того, как сформулирован замысел.
Существенное значение приобретает здесь развитие восприятия, наблюдательности «запоминаемости» виденного. Главное заключается в том, чтобы посредством сказки содействовать накоплению зрительных представлений, впечатлений ребенка, развитию его воображения. Внимание к приемам передачи, форме колорита, композиции в используемых сказках дает детям возможность понять и найти выразительные средства для воплощения своего замысла [10, C. 19].
Информация о работе Сказка как средство развития творческих способностей детей 5