История развития логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:55, лекция

Краткое описание

Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».
Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались «логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912 гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её запасами, включая подготовку каждого военного похода.
Благодаря военному делу логистика выросла в науку. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века, барона А. А. Жомини (1779–1869гг.), в которых он определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск [6].

Содержание

Исторические предпосылки возникновения логистики.
Этапы эволюции логистики.
Роль логистики в экономике России.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_logistike.doc

— 898.00 Кб (Скачать файл)

Если использовать трамповое судоходство (работа судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки-выгрузки, не ограничена определенным видом груза, а цена перевозки (фрахт) устанавливается по соглашению сторон), то договор фрахтования оформляется чартером, а при перевозках на линейном судоходстве  (перевозчик организует между установленными портами регулярную доставку генеральных грузов по объявленному расписанию) коносаментом.

Линейные компании обеспечивают устойчивую регулярную транспортную связь, услугами которой может воспользоваться любой грузоотправитель по мере необходимости. Ему не надо фрахтовать целое судно. Груз может быть предложен к перевозке как заблаговременно, так и непосредственно в период стоянки судна в порту; Линейная компания принимает грузы к перевозке (на свои склады) задолго до подхода судна, а также организует и оплачивает погрузку и выгрузку.

Рассмотрим виды документов, которыми оформляются морские перевозки. Основными пунктами чартерного договора являются следующее:

-время и место заключения  чартера;

-полное юридическое  наименование сторон;

-название и описание судна;

-право замены первоначально  указанного судна другим;

-род груза;

-место погрузки и  разгрузки;

-условия погрузки и  разгрузки, включая условия демерреджа (за задержку судна на погрузке-разгрузке) и диспача (за более быструю погрузку-разгрузку);

-порядок оплаты фрахта;

-срок сдачи судна, включая  канцелинг - конечный срок подачи  судна под погрузку,: при несоблюдении  которого фрахтователь имеет  право расторгнуть договор-чартер;

-прочие условия.

В практике торгового мореплавания созданы типовые договоры перевозки-проформы чартеров. На их основе разрабатываются и заключаются чартеры на перевозку конкретных грузов в определенных направлениях. Чартеры могут заключаться заблаговременно либо в срочном порядке (промпт) и даже с условием немедленной готовности судна к перевозке (спот Промпт).

Коносамент - это документ, выдаваемый судовладельцем (капитаном) грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем. Он выполняет три основные функции:

1) удостоверяет принятие  груза к перевозке;

2)является товарораспорядительным документом, так как дает право подучить груз тому, на кого он выписан;

3)свидетельствует о заключении  договора перевозки морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз.

На коносаменте обязательно должно содержаться указание судоходной компании «груз на борту», или «груз погружен», или «груз принят к погрузке». Обычно коносамент представляет собой напечатанный типографским способом документ, в который вписываются все необходимые данные. Как правило, выписываются    три    оригинала,    один    из    которых    является товарораспределительным документом и несколько копий, которые не имеют юридической силы. На оригиналах ставится штамп «оригинал», на копиях -«копия». Оригиналы предназначены: один для грузоотправителя, один для грузополучателя и один для судовладельца. Коносамент составляют на основании погрузочного ордера, подписанного отправителем груза. Отправитель передает порту экспортное поручение с необходимыми реквизитами. При погрузке на судно сверяют правильность сведений погрузочного ордера с фактическим количеством передаваемого груза и его состоянием. Часто затем составляют документ - штурманскую расписку, которую выписывает помощник капитана в подтверждение получения конкретной партии на борт. Штурманская расписка является важным документом. Находящиеся на складе товары проверяют тальманы, которые фиксируют дату погрузки, знаки отличия, индивидуальную упаковку, номера, вес и/или меры груза, а также любой дефект или замечание об условиях получения груза. Грузовой помощник капитана подписывает штурманскую расписку на основе данных тальманов после окончания погрузки. Она выдается грузоотправителю и служит основанием для выписки коносамента. Так как в практике международных перевозок принято, что бортовые коносаменты выдаются в нескольких экземплярах-оригиналах, чрезвычайно важно, чтобы покупатель или банк, действующий по его инструкции, при оплате продавцу убедился, что все эти оригиналы переданы продавцом. Данное требование включено также и в Правила Международной торговой палаты по документарному аккредитиву.

По согласованию сторон в договор комбинированной перевозки можно включить Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа, изданные МТП. Объединенный транспортный документ, который известен под названием КТ-документ, признается документом «с начала и до конца» с тем, чтобы исключить выдачу документов на каждой стадии смешанной перевозки. КТ-документ может быть выдан по желанию сторон как в оборотной, так и в необоротной форме. После выдачи КТ-документа

смешанный перевозчик принимает на себя полную ответственность за работу комбинированного транспорта, а также ответственность на условиях, которые предусмотрены в Унифицированных правилах, за утрату, повреждение или задержку в доставке за весь период комбинированной перевозки.

 

 

 

 

Страхование грузов

 

В зависимости от способа перевозки применяется страхование:

-морское;

-авиационное;

-наземное.

В экспортной торговле часто заключается расширенное соглашение морского страхования, охватывающее не только морские перевозки, но и перевозку товаров со склада продавца на склад иностранного покупателя. В экспортной сделке условия договора купли-продажи обычно предусматривают, кто будет нести расходы по морскому страхованию.

Полис о морском страховании является частью морских отгрузочных документов. Российские экспортеры могут страховать экспортные грузы в АО "Ингосстрах" или выбрать иное страховое общество. Различают виды полисов:

-таксированный (указывается  окончательная страховая стоимость  объекта);

-нетаксированный (стоимость  должна быть подтверждена документами). Полисы бывают трех категорий:

-рейсовые (страхуется перевозка  из одного пункта в другой);

-срочные (на определенное  время);

-смешанные.

 

Финансовые потоки во внешнеэкономической деятельности

 

Движение    финансовых    средств    обязательно    сопровождается соответствующими им документами, на основе которых производятся финансовые операции. Возникновение финансовых потоков, направление ж перемещения зависят от условий, оговоренных в договоре купли-продажи (расчеты поставщик-покупатель), базисных условий поставки (расчеты поставщик-страховая фирма (CIF, CIP) - перевозчик (CFR, CIF, СРТ,СIР, Группа D) -таможенные органы страны поставщика (FCA, CFR, CIF, CIP, СРТ, Группа D) - таможенные органы страны покупателя (DES, DEQ, DDU, DDP).-B зависимости от базисных условий поставки у покупателя возникают расчеты :

- со страховой фирмой (возможно все кроме GIF, СГР);

-перевозчиком (EXW, Группа F, С, возможно, D);

-таможенными органами  страны поставщика (EXW, FAS, FOB);

-таможенными органами  страны покупателя (EXW, Группа F, С).

Если участник ВЭД заключает договор с транспортно-экспедиторской внешнеэкономической фирмой, то у него возникают расчеты с ним. Рассмотрим расчеты с перевозчиками. Они ведутся по действующим фрахтовым и тарифным ставкам. Порядок расчетов определяется, как правило, договорами. На морском транспорте расчеты по экспортным и импортным грузам российскими грузоотправителями проводятся с морскими перевозчиками-пароходствами по договорным ценам на основе коносаментов. В международном линейном судоходстве наряду с договорными ставками применяются тарифы линейных конференций. Каждая такая конференция вырабатывает свой тариф.

Фрахт представляет собой вознаграждение, выплачиваемое перевозчику за безопасную и сохранную перевозку и доставку грузов. Он выплачивается только в случае такой доставки. В трамповом сообщении ставку фрахта определяют при заключении чартеров в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка. Фрахт, выплачиваемый по коносаментам, рассчитывается по; весу, размерам или в процентах от стоимости товаров. Судовладелец вправе выбирать способ расчета, наиболее благоприятный для него. Право на получение фрахта возникает у судовладельца после выполнения им своих обязательств перед фрахтователем. Непосредственные расчеты ведет фрахтователь.

Плата за авиафрахт обычно исчисляется по весу в килограммах, при этом вес округляется на 0,5 кг в большую сторону. Когда соотношение объем/вес превышает б (для Великобритании -5), плата взимается из объема груза.

Основными формами расчетов с фирмами и организациями западных стран являются:

-аккредитивная;

-инкассовая;

-банковский перевод;

-расчеты чеками.

Вместе с тем у каждой из указанных форм имеется несколько разновидностей. Варианты отличаются друг от друга в зависимости от степени взаимного доверия торговых партеров, а также от той роли, которую призваны в каждом конкретном случае играть банки в расчетах между продавцом и покупателем.

Аккредитивная форма платежа требует самого активного участия банков в осуществлении расчетов, направлена, главным образом, на защиту интересов продавца. Международная торговая палата выработала с целью упрощения и унификации понятий, связанных с аккредитивом, "Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов". Под документарным аккредитивом Унифицированными правилами понимается любой договор, как бы он ни был назван и определен, в силу которого банк-эмитент (банк, выставивший аккредитив), действуя по просьбе и в соответствии с указаниями импортера (приказодателя), берет на себя обязательство произвести платеж третьему лицу (бенефициару) или по его приказу либо распорядиться, чтобы такие платежи были произведены банком против обусловленных документов и в соответствии с оговоренными условиями. Приказодатель определяет свои отношения с банком-эмитентом в заявлении банку об открытии аккредитива. В этом заявлении содержатся все важные, предусмотренные договором купли-продажи, условия. Таким образом, логистическая цепь, по которой проходит финансовый поток, включает звенья:

ИМПОРТЕР => БАНК-ЭМИТЕНТ => (БАНК ЭКСПОРТЕРА) => ЭКСПОРТЕР

При этом информационный поток, сопровождающий финансовый, будет выглядеть так:

 

Заявление об открытии аккредитива

Передача аккредитива

Извещение экспортера об открытии аккредитива

Передача товарораспорядительной документации

Передача документов на поставляемый товар


 

В основе инкассовой формы расчетов лежит договоренность экспортера со своим    банком,    предусматривающая   его    обязательство   передать товарораспорядительную документацию импортеру только при условии выплаты последним стоимости отгруженного товара либо договориться с банком, расположенным в стране импортера. Передача банком документов импортеру производится против их оплаты или их акцепта. При такой форме расчетов возникает риск неплатежеспособности импортера на момент представления документов на оплату, поэтому данная форма расчетов приемлема только с партнерами, платежеспособность которых проверена опытом, или должны оговариваться дополнительные гарантии в согласованные сроки. Таким образом, финансовый поток проходит следующую цепь:

 

Импортер-Экспортер –

Плательщик-приказодатель

Банк-корреспондент, выдающий поручение

Банк, принявший инкассовое поручение


 

Могут быть и три звена, когда экспортер, например, договаривается с банком импортера и передает ему непосредственно документацию на инкассо или когда инкассацию документов осуществляет сам банк экспортера.

Товарораспорядительная документация осуществляет свое движение по той же цепи на встречу финансовому потоку и предшествует ему.

Инкассовая форма расчетов по сравнению с аккредитивной более выгодна для импортера и менее выгодна для экспортера. Привлекательность инкассовой формы расчетов для импортера определяется тем, что банковская комиссия и другие сборы при осуществлении этой формы расчетов значительно ниже.

Банковская гарантия своевременной оплаты отгруженного товара дополняет инкассовую форму расчетов, но является самостоятельным соглашением между продавцом и покупателем, с одной стороны, и между импортером и его банком - с другой, в соответствии с договоренностью между импортером и его банком. Банковская гарантия - это поручительство иностранного банка за иностранного покупателя товара нашей страны, представляющее собой денежное обязательство соответствующего банка перед бенефициаром, в пользу которого выдана гарантия произвести платеж за отгруженный товар или услуги в случае, если этот товар или услуги не будут оплачены покупателем, как это предусмотрено условиями контракта, что оговаривается в самом контракте.

Информация о работе История развития логистики