Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий конспект лекций по логистике.doc

— 834.50 Кб (Скачать файл)

 

На соблюдение этих правил должна быть направлена логистическая  деятельность организации, которая включает следующие аспекты:

- планирование и закупка  материальных ресурсов;

- их транспортировка и складирование;

- обработка заказов  и контроль запасов;

- организация производства  и распределения готовой продукции;

- вывоз и переработка  отходов;

- создание систем связи  и обработки данных;

- организация финансовой  деятельности фирмы;

- управление персоналом и маркетингом;

- организация защитной  упаковки и потребительского  сервиса.

Данным видам  логистической  деятельности  соответствуют функциональные области логистики (или логистические подсистемы), представленные на рис. 3.

 

Рис. 3. Функциональные области логистики как практики и теории

 

В реальной  экономике  система логистики различных  организаций находится на разных стадиях развития, под которыми понимают готовность, степень привлечения логистики для решения практических задач в экономических структурах. На микроуровне различают следующие стадии развития логистики – от низшей к высшей:

1. «Транспортировка и  хранение» - логистическая деятельность  направлена на организацию транспортировки и хранения готовой продукции в оптовой и розничной сетях.

2. «Физическое распределение» -  управление потоком готовой  продукции от последнего пункта  производственной линии до конечного  потребителя, включая обслуживание  заказчика, управление запасами товаров и их хранение на складе.

3. «Логистика»  - координация   логистических процессов от закупки  сырья и материалов до обслуживания  конечного потребителя, за исключением  оперативного управления производством.

4. «Интегрированная логистика» - полностью контролирует  движение материальных и  сопутствующих  потоков  в логистической цепи:  «закупки-производство-распределение-продажа» товаров и услуг. Она способствует сокращению общих затрат в логистической системе,  снижению длительности цикла обслуживания, стабилизации отношений с поставщиками и потребителями,  снижению цены товаров и услуг,  повышению конкурентоспособности предприятия и улучшению его стратегических позиций на рынке.

В 2000  г.  было  проведено  обследование 500 крупных западноевропейских организаций, результаты которого показали, что на первом уровне развития логистики находятся 57%,  на втором - 20%,  на третьем - 23%  данных фирм. Ученые считают, что для перехода от одного уровня к другому требуется в среднем пять лет. В настоящее время российские  промышленные предприятия находятся на втором, в лучшем случае - на третьем уровне развития логистики. Логистический подход к управлению предприятием с позиции оптимизации общих логистических затрат позволит ему выйти на более высокий уровень развития логистики.

 

1.4 Методология  и научная база логистики

В настоящее время в России наблюдается  огромный рост интереса к логистике, как со стороны организаций бизнеса, так и правительственных институтов. Быстрыми темпами растет количество организаций, имеющие организационные структуры управления логистикой - службы, отделы, дирекции, департаменты логистики. Все более востребованными на рынке труда становятся интегральные логистические менеджеры как координаторы логистической деятельности компании, умеющие правильно выбирать и применять современные интегрированные логистические технологии и информационные системы. При этом серьезной проблемой для подавляющего большинства компаний является отсутствие понимания высшим менеджментом фирм того, как должна строиться эффективная и конкурентоспособная  система логистики. Развитие методологии теории логистики  будет способствовать решению данной проблемы.

Современная теория логистики базируется на методологиях:

- системного анализа;

- кибернетического подхода;

- исследование операций;

- экономико-математического  моделирования;

- программно-целевого  планирования и прогнозирования;

- функционально-стоимостного  анализа.

Научную базу логистики, или ее инструментарий составляют следующие  дисциплины:

1. Математика (теория  вероятностей, математическая статистика, теория матриц, функциональный и факторный анализ);

2. Исследование операций (линейное, нелинейное и динамическое  программирование, теория игр, метод  сетевого планирования, теория статических  ршений, метод имитационного моделирования);

3. Техническая кибернетика  (теория графов, теория прогнозирования,  теория информации, теория связи,  теория автоматического регулирования,  теория идентификации, теория  оптимального управления;

4. Экономическая кибернетика  и экономика (теория оптимального планирования, маркетинг, менеджмент, стратегическое и оперативное планирование,  ценообразование, управление качеством, бухгалтерский учет, управление персоналом,  управление инвестициями, социальная психология, экономика и организация транспортной и складской систем).

В логистике широко используется абстрактное моделирование, с помощью  которого были разработаны экономико-математические и статистические методы для решения  различных теоретических и практических задач(АНМ, АВС-, XYZ-анализ), система управления запасами. Их применение на практике способствует повышению эффективности логистической деятельности организации. Преимущества использования логистических методов в производственно-коммерческой деятельности подтверждаются практикой крупнейших зарубежных фирм,  имеющих сильные стратегические позиции на мировом рынке.

 

 

 

 

Тема 2. Научные  основы логистики

 

2.1 Виды и  классификация логистических потоков

Объектом логистического исследования и управления является система потоков.  В  логистике поток представляет собой совокупность объектов,  существующую как процесс,  и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени.  Основными параметрами потока являются:

- начальный, промежуточный  и конечный пункты;

- траектория, длина пути, скорость и время движения;

- интенсивность - количество  объектов потока,  проходящих через пункты в единицу времени.

В зависимости от вида объекта потока различают материальный, трудовой, сервисный, информационный, энергетический и финансовый потоки. Наиболее  значимым в логистике  является материальный поток. Это находящиеся в  состоянии движения материальные ресурсы,  незавершенное производство  и  готовая продукция, к которым применяются логистические операции,  связанные с  физическим перемещением  в  пространстве и времени от поставщика ресурсов  до конечного потребителя.  Материальный поток имеет следующие параметры: 

- номенклатура, ассортимент,  количество;

- габаритные и весовые  характеристики;

- финансовые характеристики (цена, тариф);

- условия договоров  транспортировки и купли-продажи;

- полезность времени  и места, а также потребительская полезность.

Материальные потоки классифицируют по следующим признакам:

1. По отношению к  логистической системе выделяют:

- внутренние материальные  потоки, не выходящие за ее  пределы;

- внешние материальные  потоки,  поступающие в систему  из внешней среды (входные) и выходящие из нее во внешнюю среду (выходные).

2. По номенклатуре  материальные потоки делятся  на:

- однопродуктовые (простые), в котором имеется только один  вид товаров;

- многопродуктовые (сложные), состоящие из нескольких видов  продукции.

3. По степени непрерывности  во времени различают:

- непрерывные материальные  потоки (нефти и газа в трубопроводах);

- дискретные материальные  потоки, образуемые объектами, перемещаемыми  с интервалами времени.

4. По степени равномерности  выделяют равномерные и неравномерные материальные потоки, перемещаемые с переменной скоростью.

5. По ритмичности отправок  различают неритмичные и ритмичные  материальные потоки,  в которых синхронизированы сроки поставки (отгрузки) в соответствии с заранее спланированным графиком.       

6. По роли в процессе  распределения материальные потоки  делятся на: ожидающие  отгрузки,  отгруженные,  в пути,  прибывшие,  ожидающие разгрузки, принятые на склад.

7. По характеристикам  груза в процессе транспортировки  материальные потоки делятся на:

- совместимые и несовместимые;

- тяжеловесные (масса  одного места более 500 кг), большой  массы и легковесные;

- габаритные и негабаритные (высота более 3,8 м, ширина более  2,5 м);

- насыпные (зерно), навалочные (уголь) и наливные (перевозимые в цистернах, танкерах);

- тарно-штучные, измеряемые  в мешках,  рулонах,  ящиках, контейнерах,  поддонах, пакетах, флягах, бочках.

 Сервисный поток   представляет  собой поток услуг,  обеспечивающих высокий уровень  обслуживания потребителей материальных  потоков до продажи, во время и после продажи товаров (тема 9). Каждому материальному и сервисному потоку соответствует  информационный поток. Это поток сообщений в речевой, документной, магнитной и электронной формах, генерируемый исходным материальным потоком в данной логистической системе и предназначенный для реализации управляющих функций. Информационные потоки могут передаваться на бумажных, магнитных, оптических носителях и в виде видеограмм, посредством курьера, почты, телефона, факса, а также электронной почты и телекоммуникационных сетей. Информация, относящаяся к материальным потокам может быть разделена во времени на три вида: опережающая (предварительная); поступающая одновременно с материальным потоком (например, о количественных и качественных его параметрах); поступающая вслед за материальным потоком (например, различные подтверждения, претензии). Управлением информационными потоками занимается информационная логистика. Классификация  информационных потоков представлена на рис. 4.  

           



 

 

 

 

 


 



 



 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Классификация  информационных потоков

* потоки, относящиеся  к одному уровню иерархии логистической  системы;

** потоки, поступающие  от верхнего уровня управления  к низшему.   

Среди сопутствующих  материальному и информационному потокам большое значение в логистике имеет финансовый поток,  под которым понимают направленное движение финансовых средств,  циркулирующих в логистической  системе,  а  также между логистической системой и внешней средой, необходимых для эффективного движения данного материального потока. Финансовые потоки классифицируют по следующим признакам:

1. По назначению выделяют:

- финансовые потоки, обусловленные  процессом закупки товаров;

- инвестиционные финансовые  потоки;

- финансовые потоки  по воспроизводству рабочей силы;

- финансовые  потоки,  связанные с формированием материальных  затрат и результатов в процессе производственной деятельности предприятия.

2. В зависимости   от применяемых форм расчетов  различают:

- денежные финансовые  потоки,  характеризующие движение наличных  финансовых средств;

- информационно-финансовые  потоки,  обусловленные движением  безналичных финансовых средств.

3. По видам хозяйственных  связей выделяют:

- горизонтальные финансовые  потоки, которые отражают движение  финансовых средств между логистическими партнерами;

- вертикальные финансовые  потоки,  характеризующие движение  финансовых ресурсов между подразделениями  фирмы или между материнской  и дочерними компаниями.

 

2.2 Логистические  операции и функции

Каждому виду  логистики  присущи  свои  логистические  операции и функции.  Под логистической операцией понимают любое действие, связанное с возникновением, преобразованием и поглощением материальных, сервисных, финансовых и информационных потоков.

 К логистическим  операциям, связанным с материальными потоками относятся:  погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка и экспедирование грузов,  перегрузка с одного вида транспорта на другой,  приемка и отпуск товаров со склада,  хранение и сортировка,  комплектация и маркировка товаров.  Примерами логистических операций, связанных с информационными и финансовыми потоками,  могут быть сбор, хранение и передача информации о материальном потоке,  расчеты с поставщиками и потребителями, страхование грузов, передача прав собственности на товар (продажа) и таможенное оформление грузов.

Логистическая функция - это совокупность логистических  операций, направленных  на  реализацию поставленных перед логистической  системой задач. На  микрологистическом  уровне  управления выделяют:  базисные, ключевые и поддерживающие функции.  Базисными логистическими функциями являются:  закупки (снабжение), производство и распределение (сбыт). Ключевые логистические функции представлены в табл. 2.

                                                              Таблица 2

Ключевые логистические  функции

Наименование

Содержание

Поддержание стандарта  обслуживания потребителей

Обеспечение заданного  уровня качества товаров и послепродажный сервис

Управление заказами

Определение порядка  получения и обработки заказов

Управление закупками

Выбор поставщиков, планирование потребности в ресурсах, определение сроков и объемов поставки

Транспортировка

Выбор перевозчика, экспедитора  и вида транспорта

Управление запасами

Оптимизация уровня запасов  в логистической системе

Управление производственными процессами

Оперативное планирование, сокращение длительности производственного цикла

Ценообразование

Формирование цены готовой  продукции на основе логистических издержек

Дистрибьюция

Физическое перемещение  и хранение готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и/или посредников

Информация о работе Лекции по "Логистике"