Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций
Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.
На соблюдение этих правил должна быть направлена логистическая деятельность организации, которая включает следующие аспекты:
- планирование и закупка материальных ресурсов;
- их транспортировка и складирование;
- обработка заказов и контроль запасов;
- организация производства
и распределения готовой
- вывоз и переработка отходов;
- создание систем связи и обработки данных;
- организация финансовой деятельности фирмы;
- управление персоналом и маркетингом;
- организация защитной упаковки и потребительского сервиса.
Данным видам логистической деятельности соответствуют функциональные области логистики (или логистические подсистемы), представленные на рис. 3.
Рис. 3. Функциональные области логистики как практики и теории
В реальной экономике система логистики различных организаций находится на разных стадиях развития, под которыми понимают готовность, степень привлечения логистики для решения практических задач в экономических структурах. На микроуровне различают следующие стадии развития логистики – от низшей к высшей:
1. «Транспортировка и хранение» - логистическая деятельность направлена на организацию транспортировки и хранения готовой продукции в оптовой и розничной сетях.
2. «Физическое распределение»
- управление потоком готовой
продукции от последнего
3. «Логистика» - координация
логистических процессов от
4. «Интегрированная логистика»
- полностью контролирует движение материальных и
сопутствующих потоков в логистической
цепи: «закупки-производство-
В 2000 г. было проведено обследование 500 крупных западноевропейских организаций, результаты которого показали, что на первом уровне развития логистики находятся 57%, на втором - 20%, на третьем - 23% данных фирм. Ученые считают, что для перехода от одного уровня к другому требуется в среднем пять лет. В настоящее время российские промышленные предприятия находятся на втором, в лучшем случае - на третьем уровне развития логистики. Логистический подход к управлению предприятием с позиции оптимизации общих логистических затрат позволит ему выйти на более высокий уровень развития логистики.
1.4 Методология и научная база логистики
В настоящее время в России наблюдается
огромный рост интереса к логистике,
как со стороны организаций бизнеса,
так и правительственных
Современная теория логистики базируется на методологиях:
- системного анализа;
- кибернетического подхода;
- исследование операций;
- экономико-математического моделирования;
- программно-целевого
планирования и
- функционально-стоимостного анализа.
Научную базу логистики, или ее инструментарий составляют следующие дисциплины:
1. Математика (теория вероятностей, математическая статистика, теория матриц, функциональный и факторный анализ);
2. Исследование операций
(линейное, нелинейное и динамическое
программирование, теория игр, метод
сетевого планирования, теория статических
ршений, метод имитационного моделирова
3. Техническая кибернетика
(теория графов, теория прогнозирования,
теория информации, теория связи,
теория автоматического
4. Экономическая кибернетика
и экономика (теория оптимально
В логистике широко используется
абстрактное моделирование, с помощью
которого были разработаны экономико-
Тема 2. Научные основы логистики
2.1 Виды и
классификация логистических
Объектом логистического исследования и управления является система потоков. В логистике поток представляет собой совокупность объектов, существующую как процесс, и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени. Основными параметрами потока являются:
- начальный, промежуточный и конечный пункты;
- траектория, длина пути, скорость и время движения;
- интенсивность - количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.
В зависимости от вида объекта потока различают материальный, трудовой, сервисный, информационный, энергетический и финансовый потоки. Наиболее значимым в логистике является материальный поток. Это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с физическим перемещением в пространстве и времени от поставщика ресурсов до конечного потребителя. Материальный поток имеет следующие параметры:
- номенклатура, ассортимент, количество;
- габаритные и весовые характеристики;
- финансовые характеристики (цена, тариф);
- условия договоров
транспортировки и купли-
- полезность времени
и места, а также потребительск
Материальные потоки классифицируют по следующим признакам:
1. По отношению к
логистической системе
- внутренние материальные потоки, не выходящие за ее пределы;
- внешние материальные потоки, поступающие в систему из внешней среды (входные) и выходящие из нее во внешнюю среду (выходные).
2. По номенклатуре материальные потоки делятся на:
- однопродуктовые (простые), в котором имеется только один вид товаров;
- многопродуктовые (сложные), состоящие из нескольких видов продукции.
3. По степени непрерывности во времени различают:
- непрерывные материальные
потоки (нефти и газа в трубопроводах)
- дискретные материальные
потоки, образуемые объектами,
4. По степени равномерности выделяют равномерные и неравномерные материальные потоки, перемещаемые с переменной скоростью.
5. По ритмичности отправок
различают неритмичные и
6. По роли в процессе
распределения материальные
7. По характеристикам
груза в процессе
- совместимые и несовместимые;
- тяжеловесные (масса одного места более 500 кг), большой массы и легковесные;
- габаритные и негабаритные (высота более 3,8 м, ширина более 2,5 м);
- насыпные (зерно), навалочные (уголь) и наливные (перевозимые в цистернах, танкерах);
- тарно-штучные, измеряемые в мешках, рулонах, ящиках, контейнерах, поддонах, пакетах, флягах, бочках.
Сервисный поток
представляет собой поток услуг,
обеспечивающих высокий
Рис. 4. Классификация информационных потоков
* потоки, относящиеся
к одному уровню иерархии
** потоки, поступающие от верхнего уровня управления к низшему.
Среди сопутствующих
материальному и информационном
1. По назначению выделяют:
- финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;
- инвестиционные финансовые потоки;
- финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;
- финансовые потоки,
связанные с формированием
2. В зависимости от применяемых форм расчетов различают:
- денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств;
- информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств.
3. По видам хозяйственных связей выделяют:
- горизонтальные финансовые потоки, которые отражают движение финансовых средств между логистическими партнерами;
- вертикальные финансовые
потоки, характеризующие движение
финансовых ресурсов между
2.2 Логистические операции и функции
Каждому виду логистики присущи свои логистические операции и функции. Под логистической операцией понимают любое действие, связанное с возникновением, преобразованием и поглощением материальных, сервисных, финансовых и информационных потоков.
К логистическим операциям, связанным с материальными потоками относятся: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка и экспедирование грузов, перегрузка с одного вида транспорта на другой, приемка и отпуск товаров со склада, хранение и сортировка, комплектация и маркировка товаров. Примерами логистических операций, связанных с информационными и финансовыми потоками, могут быть сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и потребителями, страхование грузов, передача прав собственности на товар (продажа) и таможенное оформление грузов.
Логистическая функция - это совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой задач. На микрологистическом уровне управления выделяют: базисные, ключевые и поддерживающие функции. Базисными логистическими функциями являются: закупки (снабжение), производство и распределение (сбыт). Ключевые логистические функции представлены в табл. 2.
Ключевые логистические функции
Наименование |
Содержание |
Поддержание стандарта обслуживания потребителей |
Обеспечение заданного уровня качества товаров и послепродажный сервис |
Управление заказами |
Определение порядка получения и обработки заказов |
Управление закупками |
Выбор поставщиков, планирование потребности в ресурсах, определение сроков и объемов поставки |
Транспортировка |
Выбор перевозчика, экспедитора и вида транспорта |
Управление запасами |
Оптимизация уровня запасов в логистической системе |
Управление производственными процессами |
Оперативное планирование, сокращение длительности производственного цикла |
Ценообразование |
Формирование цены готовой продукции на основе логистических издержек |
Дистрибьюция |
Физическое перемещение и хранение готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и/или посредников |