Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций
Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.
- согласованность и информационное единство - исключение возможности несогласован-
ных действий и вывод неправильной информации;
- открытость системы (для пополнения данных).
Эффективность логистики зависит и от уровня развития логистической информационной системы (ЛИС). Она представляет собой совокупность информационных потоков, циркулирующих внутри и между элементами логистической системы, а также между нею и внешней средой. Именно информация приводит в действие логистическую систему, обеспечивая ей гибкость, открытость и согласованность управляющих решений, принимаемых на различных стадиях движения материального потока. Логистические информационные системы делятся на три группы:
1. Плановые ЛИС –
создаются на административном
уровне управления и служат
для принятия решений
2. Диспозитивные (диспетчерские)
ЛИС создаются на уровне
3. Исполнительные ЛИС создаются
на уровне оперативного
- факторного анализа экономических и финансовых показателей;
- обобщения информации - для построения
интегральных показателей
- прогноза - используется для определения
вариантов развития
- имитации и принятия оптимальных решений в логистической системе.
В организационном плане
ЛИС представляет собой совокупность
программных модулей или
Основные подсистемы организационной структуры ЛИС
Подсистемы |
Функции |
Управления процедурами заказов |
Прием информации о заказе из различных источников, обработка и передача заказов конкретным звеньям ЛС, выполнение и контроль заказов |
Научных исследований и связи |
Обеспечение персонала
логистического менеджмента оперативной
информацией, поступающей из внешней
и внутренней среды, необходимой
для приниятия решений |
Поддержки логистических решений |
Создание и корректировка программных продуктов, базы данных и аналитических
моделей, используемых |
Генерирования выходных форм и отчетов |
Формирование и печать отчетов по логистической деятельности |
Функциональная структура ЛИС в зарубежной литературе традиционно представляется в виде пирамиды, разделенной на уровни управления в соответствии с реализуемыми функциями (от низшего к высшему):
1. Технический - определяет взаимоотношения (трансакции) между функциональными подразделениями фирмы, ее партнерами и потребителями в плане: приема и обработки заказов, закупок и учета запасов, комплектования и экспедирования грузов, оформления товарно-транспортных документов, расчетов с партнерами и персоналом организации.
2. Тактический - предусматривает
анализ маркетинговой, экономической
и финансовой информации, разработку
соответствующих прогнозов и
принятие оптимальных управленч
3. Стратегический - определяет логистическую стратегию и политику ее достижения.
Организационная и функциональная структура ЛИС осуществляют поддержку всех функций логистического менеджмента: планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа. Поэтому высокое качество логистической информационной системы позволяет эффективно решать многие проблемы управления заказами, запасами, транспортировкой, складированием материальных ресурсов и распределением готовой продукции.
Для эффективного управления логистической системой необходимо в любой момент времени иметь полную информацию о материальном потоке. Эта задача может быть успешно решена при условии использования специальной технологии автоматической идентификации продукции, тары, упаковки, грузовой единицы (контейнера, пакета) путем сканирования их штриховых кодов. Машино-читаемый штриховой код - это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов или пробелов), с помощью которых кодируется, считывается и расшифровывается информация о товаре, его производителе, перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе. В России утвердилась Европейская система кодирования - EAN-13. Это тринадцатизначный цифровой код, размещенный на упаковке товара. Первые три цифры ("флаг") указывают на страну происхождения товара (для российской продукции - 460), следующие четыре цифры - это индекс производственного предприятия, присваиваемый ассоциацией UNICKAN, еще пять цифр - код товара, в зависимости от его типа, размера, цвета и оформления. Последняя 13 цифра - контрольная, обеспечивающая надежность штрихового кода и всей логистической информационной системы. Штриховой код получил широкое распространение в промышленности и торговле. Он упрощает процессы производства и контроля запасов, сортировки, упаковки. Применяется для маркировки комплектующих, полуфабрикатов, готовых изделий, а также товаро-транспортных документов.
Сканирование штриховых кодов не только позволяет получить оперативную информацию о логистической операции в момент и в месте ее совершения (на складе, транспорте, в магазине), но и ввести ее с помощью сканирующего устройства в логистическую информационную систему для последующей обработки. Полученные данные используются в технологии DPP (Direct Product Profitability) - "прямая прибыльность продукта", которая отслеживает элементы добавленной стоимости каждого логистического посредника и определяет чистую прибыль производителя. Сканирование штриховых кодов обеспечивает также автоматизированный учет наличия и движения материальных ресурсов и готовой продукции на складе организации, электронную обработку товарно-транспортных и финансовых документов, а также позволяет снизить общие издержки ЛС и повысить эффективность контроля качества продукции и логистического сервиса.
3.3 Микрологистические концепции и системы
Эффективность функционирования ЛИС обеспечивает информационная логистика, которая организует поток данных, сопровождающий материальный поток от поставщика до конечного потребителя. С помощью информационной логистики происходит замена физических запасов продукции на всех стадиях движения материального потока надежной информацией. Основными задачами информационной логистики являются: информационное обслуживание материального потока, изучение и анализ инновационных логистических концепции и технологий, а также внедрение, разработанных на их основе, базовых логистических информационных систем.
К основным логистическим концепциям и технологиям относятся:
1. JIT (Just-In-Time) - «точно в
срок» основана на
- минимальными (нулевыми) запасами МР и ГП;
- небольшими объемами
- прочными связями с надежными поставщиками и перевозчиками;
- эффективной информационной
- высоким качеством готовой
продукции и логистического
2. RP (Requirements /resource Planning) - «планирование потребностей/ ресурсов» предназначена для определения потребности в материальных ресурсах, необходимых для реализации заданной производственной программы.
3. DDT (Demand Driven Techniques) - «технология реагирования на спрос"» является модификацией концепции RP в плане улучшения реации производителя на изменение потребительского спроса. Реализация данной концепции осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи оперативной информации об объемах продаж заданной номенклатуры товаров оптовикам, а от них - производителям. Последние, на основе прогноза спроса, разработанного маркетологами, непрерывно (или с высокой периодичностью) пополняют запасы товаров непосредственно у розничных продавцов или через оптовых посредников. Для эффективной работы DDT-технологии необходимы: достоверная информация об объемах продаж, точный прогноз спроса, гибкая производственная система и надежная доставка товаров в распределительную сеть.
4. LP (Lean Production) - «стройное, скудное или тощее производство», требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство, а также меньше запасов и меньше времени на выпуск единицы продукции. Это достигается за счет сокращения числа операций технологического процесса, таких как: входной контроль качества МР, их складирование и ожидание следующей операции. Не случайно, девизом LP процесса является «убрать бесполезные операции». Для реализации данной системы предъявляются высокие требования к поставщикам материальных ресурсов, которые должны удовлетворять ожидания производителей в отношении цены и качества МР, а также своевременности их поставки.
Данным микрологистическим концепциям соответствуют следующие базовые информационные логистические системы:
1. КANBAN - предназначена для оперативного управления производством, способным к быстрой перенастройке и практически не требующимстраховых запасов. Сущность данной системы заключается в том, что все производственные подразделения снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения полученного заказа. Средством передачи информации являются специальные карточки "канбан" двух видов: отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается вид и количество изделий, которые должны поступить с предыдущего участка сборки. В карточке заказа - вид и количество изделий, которое должно быть выпущено на предшествующем производственном участке. Таким образом, эти карточки несут информацию о количестве расходуемых материальных ресурсов и производимой
продукции. Практическое использование КАNBАN позволяет сократить издержки на производство продукции, повысить ее качество, исключить страховые запасы и снизить производственные запасы на 50% при значительном ускорении оборачиваемости оборотного капитала предприятия.
2. МRP II/III (Materials/manufacturing Requirements/resource Planning) - «система планирования потребностей в материалах/ производственное планирование потребностей/ресурсов» проектируется на основе запланированного производственного расписания. Она включает cледующие функциональные подпрограммы:
- прогнозирование спроса
и расчет производственной
- планирование потребности в материалах;
- размещение заказов и управление закупками МР;
- учет и движение
производственных запасов,
- финансовое и кадровое планирование; управление инвестиционными проектами;
- формирование базы данных о видах и запасах материальных ресурсов, поставщиках и параметрах поставки.
Более совершенной является ERP-система (Enterprise Resource Planning) - «планирование ресурсов предприятия», позволяющая автоматизировать все бинес-процессы в организации.
3. DRP II (Distribution Requirements/resource Planning) - «система планирования распределения продукции/ресурсов» базируется на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов потребительского спроса на готовую продукцию. Инструментом логистического менеджмента в DRP-системе является расписание, которое регулирует весь процесс поставок и пополнения товарных запасов на складах фирмы, в ее собственных торговых сетях или у оптовых торговых посредников. Расписание формируется для каждой товарной единицы и для каждого звена логистической системы, связанного с хранением и распределением готовой продукции. Основными преимуществами данной системы являются: повышение качества обслуживания потребителей за счет сокращения сроков исполнения заказа, а также сокращение логистических затрат, связанных с хранением и транспортировкой готовой продукции в распределительную сеть.
4. ОРТ (Оptimized Production Technology) - «оптимизированная производственная технология» предназначена для осуществления оперативного планирования (на смену, день, неделю..) производства и диспетчеризации хода выполнения планов. Кроме того, в данной системе решаются задачи контроля отгрузки запасов готовой продукции потребителям и поиска альтернативных ресурсов для замены ими недостающих МР. Применение ОРТ препятствует возникновению "узких" мест в логистической системе и способствует повышению ритмичности отгрузки ГП в распределительную систему. Для управления производством в реальном времени используются также MES-системы (Manufacturing Execution Systems).
За рубежом активно применяются и другие информационные системы для решения задач логистики, маркетинга и производства. Например, система фирмы SSA “Business planning and controlling system” - система планирования и управления предприятием любого профиля. Включает в себя 40 взаимосвязанных программных модулей. Она рассматривает как непрерывные, так и дискретные производственные процессы. Данная система установлена на десятках тысяч предприятий во многих странах мира. Ее используют L’Oreal, Proctor&Gamble, SONY, BASF, Shell.
3.4 Системы управления заказами
Логистика провозглашает приоритет потребителя перед всеми остальными субъектами логистической системы. Заказ потребителя – это своего рода сигнал, запускающий в действие различные логистические функции. Поэтому скорость и качество информации, предоставляемые системой управления заказами, оказывают влияние на общие издержки и уровень эффективности всего логистического процесса. Так, медленные и с ошибками коммуникации могут привести к потере части потребителей или к завышенным затратам на транспортировку, запасы и складирование. Поэтому выполнение заказа потребителей должно осуществляться в режиме АSAP ("как можно скорее").