Лекции по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий конспект лекций по логистике.doc

— 834.50 Кб (Скачать файл)

- согласованность и  информационное единство - исключение  возможности несогласован-

ных действий и вывод  неправильной информации;

- открытость системы  (для пополнения данных).

Эффективность логистики  зависит и от уровня развития логистической  информационной системы (ЛИС). Она представляет собой совокупность информационных потоков,  циркулирующих внутри и между элементами логистической системы,  а также между нею и внешней средой. Именно информация приводит в действие логистическую систему, обеспечивая ей гибкость,  открытость и  согласованность  управляющих  решений, принимаемых на различных стадиях движения материального потока. Логистические информационные системы делятся на три группы: 

1. Плановые ЛИС –  создаются на административном  уровне управления и служат  для принятия решений стратегического  характера. С их помощью осуществляется планирование производства, общее управление запасами, управление данными и оптимизация звеньев логистической системы предприятия.    

2. Диспозитивные (диспетчерские)  ЛИС создаются на уровне управления  цехом или складом с целью  управления запасами на местах складирования, отбора товаров по заказам клиентов, их комплектации и отгрузке потребителям.   

3. Исполнительные ЛИС создаются  на уровне оперативного управления. Они позволяют получать информацию  о движении грузов в реальном  масштабе времени и своевременно принимать управленческие решения в случае сбоя в логистической  системе. Инвестиционные вложения в создание и развитие логистической информационной системы, как правило, окупаются за короткий период времени (до года). Текущие издержки функционирования данной системы невелики по сравнению с теми выгодами,  которые  получают ее пользователи на различных уровнях управления предприятием.  Логистическая информационная система может работать в  нескольких режимах: обучающем, информационно-справочном, расчетно-аналитическом, советующим (выдается несколько решений на основе формализованных и интуитивных методов) и оптимизационном. Для реализации данных режимов в состав математического обеспечения ЛИС включаются следующие аналитические модели:

- факторного анализа экономических и финансовых показателей;   

- обобщения информации - для построения  интегральных показателей финансово-хозяйственной  деятельности организации;

- прогноза - используется для определения  вариантов развития предприятия;

- имитации и принятия оптимальных решений в логистической системе.

В организационном плане  ЛИС представляет собой совокупность программных модулей или подсистем (табл. 4).

                                                              Таблица 4

Основные подсистемы организационной структуры ЛИС

Подсистемы  

Функции

Управления процедурами  заказов 

Прием информации о заказе из различных источников, обработка  и передача заказов конкретным  звеньям ЛС, выполнение и контроль заказов

Научных исследований  и связи

Обеспечение персонала  логистического менеджмента оперативной  информацией, поступающей из  внешней  и внутренней среды, необходимой  для приниятия решений                      

Поддержки логистических  решений

Создание и корректировка  программных продуктов,

базы данных и аналитических  моделей, используемых                          для оптимизации задач и параметров ЛС

Генерирования выходных  форм и отчетов

Формирование и печать отчетов по логистической    деятельности


  

Функциональная структура  ЛИС в зарубежной литературе традиционно  представляется в виде пирамиды, разделенной  на уровни управления в соответствии с реализуемыми функциями (от низшего  к высшему):

1. Технический  -  определяет  взаимоотношения (трансакции) между функциональными подразделениями фирмы, ее партнерами и потребителями в плане: приема и обработки заказов, закупок и учета запасов, комплектования и экспедирования грузов,  оформления товарно-транспортных документов, расчетов с партнерами и персоналом организации.

2. Тактический  - предусматривает  анализ маркетинговой,  экономической  и финансовой информации, разработку  соответствующих прогнозов и  принятие оптимальных управленческих решений.

3. Стратегический - определяет логистическую стратегию и политику ее достижения.

Организационная и  функциональная структура ЛИС осуществляют поддержку  всех функций логистического менеджмента:  планирования, регулирования, координации,  контроля,  учета и анализа. Поэтому высокое качество логистической информационной системы позволяет эффективно решать многие проблемы управления заказами,  запасами,  транспортировкой, складированием материальных ресурсов и распределением готовой продукции.

Для эффективного управления логистической системой необходимо в любой момент времени иметь полную информацию о материальном потоке. Эта задача может быть успешно решена при условии использования специальной технологии автоматической идентификации продукции,  тары, упаковки,  грузовой единицы (контейнера, пакета) путем сканирования их штриховых кодов. Машино-читаемый штриховой код - это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов или пробелов), с помощью которых кодируется,  считывается и расшифровывается информация о товаре, его производителе,  перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе. В России утвердилась Европейская система кодирования - EAN-13. Это тринадцатизначный цифровой код,  размещенный на упаковке  товара.  Первые три цифры  ("флаг") указывают на страну происхождения товара (для российской продукции  - 460),  следующие четыре цифры - это индекс производственного предприятия, присваиваемый ассоциацией UNICKAN, еще пять цифр - код товара,  в зависимости от его типа, размера, цвета и оформления. Последняя 13 цифра - контрольная, обеспечивающая надежность штрихового кода и всей логистической информационной системы. Штриховой код получил широкое распространение в промышленности и торговле. Он упрощает процессы производства и контроля запасов, сортировки, упаковки. Применяется для маркировки комплектующих, полуфабрикатов, готовых изделий, а также товаро-транспортных документов.

Сканирование штриховых  кодов не только позволяет получить оперативную информацию о логистической операции в момент и в месте ее совершения (на складе, транспорте,  в магазине), но и ввести ее с помощью сканирующего устройства в логистическую информационную систему для последующей обработки. Полученные  данные  используются  в  технологии DPP (Direct Product Profitability) - "прямая прибыльность продукта",  которая отслеживает элементы добавленной стоимости каждого логистического посредника и определяет чистую прибыль  производителя. Сканирование штриховых кодов обеспечивает также автоматизированный учет наличия и движения материальных ресурсов и готовой  продукции на складе организации, электронную обработку товарно-транспортных и финансовых документов, а также позволяет снизить общие издержки ЛС и  повысить эффективность контроля качества продукции и логистического сервиса.

 

3.3 Микрологистические концепции и системы

Эффективность функционирования ЛИС обеспечивает информационная логистика, которая организует поток данных, сопровождающий материальный поток от поставщика до конечного потребителя. С помощью информационной логистики происходит замена физических запасов продукции на всех стадиях движения материального потока надежной информацией. Основными задачами информационной логистики являются: информационное обслуживание материального потока, изучение и анализ инновационных логистических  концепции и технологий, а также внедрение, разработанных на их основе,  базовых логистических информационных систем.

К основным логистическим  концепциям и технологиям относятся:

1. JIT (Just-In-Time) - «точно в  срок» основана на синхронизации  процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени,  когда в них возникает потребность у логистических  партнеров в сферах производства и распределения. JIT-технология характеризуется следующими признаками:

- минимальными (нулевыми) запасами МР и ГП;

- небольшими объемами производства  и поставок;

- прочными связями с надежными  поставщиками и перевозчиками;

- эффективной информационной поддержкой;

- высоким качеством готовой  продукции и логистического сервиса.

2. RP (Requirements /resource Planning) - «планирование потребностей/ ресурсов» предназначена для определения потребности в  материальных ресурсах,  необходимых  для  реализации  заданной производственной программы.

3. DDT (Demand Driven Techniques) - «технология   реагирования  на спрос"» является  модификацией  концепции  RP  в плане улучшения реации производителя на изменение потребительского спроса.  Реализация данной концепции осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи оперативной информации об объемах продаж заданной номенклатуры товаров оптовикам, а от них - производителям. Последние, на основе прогноза спроса,  разработанного маркетологами,  непрерывно (или  с высокой периодичностью)  пополняют  запасы  товаров  непосредственно у розничных продавцов или через оптовых посредников. Для эффективной работы DDT-технологии необходимы: достоверная информация об объемах продаж, точный прогноз спроса, гибкая производственная система и надежная доставка товаров в распределительную сеть.

4. LP (Lean Production) - «стройное, скудное или тощее производство», требует гораздо меньше ресурсов,  чем массовое производство,  а также меньше запасов и меньше времени на выпуск единицы продукции.  Это достигается  за счет сокращения числа операций технологического процесса, таких как:  входной контроль качества МР,  их складирование и ожидание следующей операции.  Не случайно, девизом LP процесса является «убрать бесполезные операции». Для реализации данной системы предъявляются высокие  требования к поставщикам материальных ресурсов,  которые должны удовлетворять ожидания производителей в отношении цены и качества  МР, а также своевременности их поставки.

Данным микрологистическим концепциям соответствуют следующие  базовые информационные логистические системы:

1. КANBAN - предназначена  для оперативного управления  производством,  способным к быстрой  перенастройке и  практически   не  требующимстраховых запасов.  Сущность данной системы заключается в том, что все производственные  подразделения  снабжаются  материальными   ресурсами только  в том количестве и к такому сроку,  которые необходимы для выполнения полученного заказа.  Средством передачи  информации  являются специальные  карточки "канбан" двух видов:  отбора и производственного заказа.  В карточке отбора указывается вид и количество изделий, которые должны поступить с предыдущего участка сборки. В карточке заказа - вид и количество изделий, которое должно быть выпущено на предшествующем производственном участке. Таким образом, эти карточки несут информацию о количестве расходуемых материальных  ресурсов  и  производимой

продукции. Практическое  использование  КАNBАN позволяет сократить  издержки на производство продукции,  повысить ее качество, исключить страховые запасы и снизить производственные запасы на 50% при значительном ускорении оборачиваемости оборотного капитала предприятия.

2. МRP II/III (Materials/manufacturing Requirements/resource Planning) - «система планирования потребностей в материалах/ производственное планирование потребностей/ресурсов» проектируется на основе запланированного производственного расписания. Она включает cледующие функциональные подпрограммы:

- прогнозирование спроса  и расчет производственной программы  (расписания);

- планирование потребности  в материалах;

- размещение заказов и управление закупками МР;

- учет и движение  производственных запасов, анализ  их структуры;

- финансовое и кадровое  планирование; управление инвестиционными  проектами;

- формирование базы  данных о видах  и запасах  материальных ресурсов, поставщиках и параметрах поставки.

Более совершенной является ERP-система (Enterprise Resource Planning) - «планирование ресурсов предприятия», позволяющая автоматизировать все бинес-процессы в организации.

3. DRP II (Distribution Requirements/resource Planning) - «система планирования распределения продукции/ресурсов» базируется на основе долгосрочных и  среднесрочных прогнозов потребительского спроса на готовую продукцию. Инструментом логистического менеджмента в DRP-системе является расписание, которое регулирует весь процесс поставок и пополнения товарных запасов на складах фирмы, в ее собственных торговых сетях  или  у  оптовых торговых посредников.  Расписание формируется для каждой товарной единицы и для  каждого  звена  логистической  системы, связанного с  хранением  и распределением готовой продукции. Основными преимуществами данной системы являются:  повышение качества обслуживания потребителей за счет сокращения сроков исполнения заказа, а также сокращение логистических затрат,  связанных с хранением и  транспортировкой готовой продукции в распределительную сеть.

4. ОРТ (Оptimized Production Technology) - «оптимизированная производственная технология» предназначена для осуществления оперативного планирования (на смену, день, неделю..) производства и диспетчеризации хода выполнения планов. Кроме того, в данной системе решаются задачи контроля отгрузки запасов готовой продукции потребителям и  поиска  альтернативных  ресурсов для замены ими недостающих МР. Применение ОРТ препятствует возникновению "узких" мест в логистической системе и способствует повышению ритмичности отгрузки ГП в распределительную систему.  Для управления производством в реальном времени используются также MES-системы (Manufacturing Execution Systems).

За рубежом активно  применяются и другие информационные системы для решения задач логистики, маркетинга и производства. Например, система фирмы SSA “Business planning and controlling system” - система планирования и управления предприятием любого профиля. Включает в себя 40 взаимосвязанных программных  модулей. Она рассматривает как непрерывные, так и дискретные производственные процессы. Данная система установлена на десятках тысяч предприятий во многих странах мира. Ее используют L’Oreal, Proctor&Gamble, SONY, BASF, Shell.

 

3.4 Системы  управления заказами

Логистика провозглашает  приоритет потребителя перед  всеми остальными субъектами логистической  системы. Заказ потребителя –  это своего рода сигнал, запускающий  в действие различные логистические  функции. Поэтому скорость и качество информации, предоставляемые системой управления заказами, оказывают влияние на общие издержки и уровень эффективности всего логистического процесса. Так, медленные и с ошибками коммуникации могут привести к потере части потребителей или к завышенным затратам на транспортировку, запасы и складирование. Поэтому выполнение заказа потребителей должно осуществляться в режиме АSAP ("как можно скорее").

Информация о работе Лекции по "Логистике"