Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:54, курс лекций
Тема 1. Предмет и метод логистики
1.1 Концепция, цели и структура логистики
Термин "логистика" - древнегреческого происхождения, где "logistike" означало "мышле-ние, расчет, целесообразность". В Древнем Риме под логистикой понимались правила распре-деления продовольствия, а люди, выполнявшие эти функции назывались логистиками или ло-гистами. В Х веке нашей эры логистика трактавалась как искусство снабжения армии и управ-ления ее перемещениями.
6. CIF (Cost, Insurance and Freight) - продавец несет те же обязанности, что и по условиям CFR плюс оплачивает страхование от риска гибели или повреждения товара во время перевозки. Покупатель получает товар от перевозчика в согласованном месте назначения и несет расходы по его разгрузке в порту, если они не включены во фрахт.
7. CPT (Carriage Paid To)
- продавец оплачивает все
8. CIP (Carriage and Insurance Paid to) - продавец оплачивает все расходы за перевозку груза до согласованного места назначения плюс расходы по его страхованию. Покупатель обязан принять поставку товара.
9. DAF (Delivered Аt Frontier) - продавец обязан доставить очищенный от пошлины для вывоза товар в согласованный пункт. Покупатель принимает товар и оплачивает расходы по его доставке на границу и оформление таможенных формальностей, требуемых при ввозе товара.
10. DES (Delivered Еx Ship) - продавец обязан доставить товар в порт назначения, оплатить все расходы по доставке товара и передать его покупателю на борту судна. Покупатель принимает товар, оплачивает расходы по его разгрузке и таможенной очистке.
11. DEQ (Delivered Еx Quay) - продавец оплачивает все расходы и риски по доставке товара и передает его покупателю на пристани в согласованном порту назначения. Покупатель обязан принять товар с причала в порту назначения.
12. DDU ((Delivered Duty Unpaid) - продавец оплачивает все расходы по доставке товара в место назначения, кроме пошлины. Покупатель оформляет таможенные формальности, необходимые при ввозе и получает товар.
13. DDP (Delivered Duty Paid) - то же, что DDU, но с оплатой пошлины.
Поставка заказанной продукции сопровождается транспортными накладными, уведомлением об отгрузке или сопроводительным письмом. Приемка материальных ресурсов фиксируется в приемо-сдаточном акте. Оплата партии поставки может осуществляться посредством платежного поручения покупателя, его чека, векселя, аккредитива или расчета по инкассо. В последнем случае банк по поручению поставщика взыскивает с покупателя указанную в договоре сумму.
Тема 5. Транспортная логистика
5.1 Объекты
и субъекты транспортной
Существенным элементом логистики, от которого зависит надежное функционирование всей микрологистической системы, является транспортная система организации, состоящая из следующих компонентов:
под которым понимают перемещение грузов в пространстве и времени с помощью различных транспортных средств. Транспортировка создает два типа потребительской полезности: полезность места и времени, поскольку именно она определяет, насколько быстро и стабильно ресурсы и товары перемещаются из одного места в другое. Транспортировка создает также и добавленную стоимость, так как транспортные расходы включаются в конечную цену товаров, неэффективная транспортировка приводит к неудовлетворению потребителей, росту транспортных затрат, цены товара, потере прибыли перевозчика и производителя. Поэтому основными задачами транспортной логистики являются повышение полезности места и времени, а также снижение транспортной составляющей в цене товара.
Различают внутрипроизводственную и внешнюю транспортировки. Внутрипроизводственная - означает транспортировку грузов между подразделениями предприятия, включая склады, с помощью транспортеров, рольгангов, электрокаров, вилочных подъемников и штабелеров с дистанционным управлением, предназначенным для подъема и опускания грузов. Внешняя транспортировка предполагает перемещение грузов с помощью магистрального транспорта, обслуживающего сферы закупок материальных ресурсов и распределения готовой продукции.
Объектом управления во внешней транспортной логистической системе является грузовой поток - это количество груза, перевозимого в определенном направлении за определенный промежуток времени. Элементами транспортной характеристики грузов являются:
- линейные размеры(м) - длина (l),ширина (b), высота (h), диаметр(d);
- масса (кг, тонны), для жидких грузов (л, декалитры);
- объем (м3); объем 1 места: V = l b h.
По существующей транспортной классификации все грузы, принимаемые к перевозке, делятся на три категории:
1. Генеральные
- штучные грузы, состоящие из
отдельных упакованных и
2. Массовые - грузы, представляющие собой определенную структурную массу (наливные, навалочные, насыпные, лесные);
3. Особорежимные – это грузы с особыми физико-химическими свойствами, подлежащие хранению и перевозке с соблюдением специальных правил (опасные - взрывчатые вещества, скоропортящиеся - продукты питания, антисанитарные - мусор, живые - скот).
4. С технологической позиции грузы классифицируют по:
а) размерам - мало-, средне- и крупногабаритные (2,5 х 3,8 м);
б) массе одного грузового места - штучные (до 250 кг), повышенной массы (от 250 кг до 30 т) и тяжеловесные - более 30 тонн;
в) размеру отправки - мелкопартионные (массой до 5 т), партионные (5-30 т) и крупной партии - более 30 тонн.
Для различных видов транспорта и груза существует соответствующее транспортное оборудование, которое используется для перевозки и временного хранения грузов:
- крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны;
- фуры, трейлеры, контрейлеры (прицепной кузов автомобиля, приспособленный для перевозки вместе с грузом на железнодорожных платформах);
- малотоннажные контейнеры
- крупнотонажные контейнеры
- плоские, стоечные и ящичные поддоны (паллеты), предназначенные для перевозки строительных материалов и тарно-штучных грузов, упакованных в мешки, бочки, ящики, кипы и пакеты.
Контейнеры и поддоны имеют стандартные размеры, приспособленные для механизированного перемещения при выполнении погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ.
Основные субъекты транспортной логистической системы представлены на рис. 11.
Рис. 11. Субъекты транспортной системы
*специализированное
транспортное агентство,
**представитель фирмы-
*** страховые, охранные, информационные компании, банки, грузовые терминалы, предприятия по затариванию и упаковке, а также транспортные агенты и провайдеры транспортных услуг, которые не имеют собственного парка транспортных средств, а только организуют перевозку грузов для нескольких компаний путем консолидации отправок и заключения договоров с перевозчиком.
Главная цель транспортной логистики - достижение согласованных действий участников транспортного процесса с целью доставки нужного груза в определенное место точно в срок указанному потребителю с минимальными затратами. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи на макро- и микро- уровнях транспортной логистики:
1. Создание транспортных систем, транспортных коридоров, обеспечивающих значительный объем грузоперевозок между отдельными регионами, и транспортных цепей, под которыми понимаются этапы перевозок грузов на определенные расстояния в течении заданного периода времени.
2. Интеграция транспортного,
складского и
3. Оптимизация маршрута перевозки, то есть выбор наиболее выгодного варианта доставки грузов и согласование транспортных тарифов.
4. Минимизация транспортных расходов посредством оптимальной загрузки подвижного состава и организация поставок без складов.
5. Обеспечение круглосуточной
доставки грузов различными
6. Взаимодействие с другими транспортными организациями для осуществления комбинированных перевозок "от двери к двери" без простоев и опозданий подвижного состава.
7. Экспедирование, или сопровождение
груза «от терминала к
8. Претензионная работа – сбор, обработка и анализ претензий в отношении утраты или порчи груза во время перевозки.
9. Аудит счетов за перевозку
– проверка правильности
10. Информационное обеспечение
участников транспортного
Эффективное управление транспортной логистической системой является одним из важнейших резервов экономии ресурсов на предприятии. Одним из инструментов управления является информационная система управления транспортом TMS (Transportation Management System).
5.2 Проблемы
организации и управления
Одной из важных проблем
организации транспортного
1) использовать собственный (арендованный, взятый в лизинг) парк подвижного состава и нести полную ответственность за доставку груза потребителю;
2) передать функции
транспортировки
3) передать доставку груза потребителям третьей стороне – посредникам, или провайдерам транспортных услуг в режиме транспортного аутсорсинга.
Содержание собственного транспорта дорого обходится предприятию, хотя есть и определенные выгоды. Требование современной логистики к тотальному сокращению общих логистических затрат практически не оставляет выбора производителю/потребителю. Это транспортный аутсорсинг, как наиболее эффективный и потому популярный вариант доставки груза в современной экономике.
Процедура принятия решений по транспортировке грузов включает следующие действия:
а) выбор оптимального вида транспорта; б) выбор оптимальной системы перевозки;
в) выбор оптимального первозчика.
Существуют следующие виды магистрального транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный (морской, речной) и трубопроводный.
В процессе анализа и принятия решения по выбору оптимального вида транспорта логистический менеджер фирмы учитывает следующие параметры:
- вид груза и его показатели (вес, линейные размеры, стоимость);
- доступность вида
транспорта, а также необходимого
грузового и подъемно-
- расстояние до места назначения, состояние транспортной инфраструктуры и возможность замены транспорта;
- грузоподъемность и грузовместимость транспортных средств;
- срочность, стоимость и надежность доставки;
- ценность груза, условия его хранения и вид упаковки;
- независимость от метеорологических условий;
- риск для груза, невыполнение поставок, вероятность задержки поставок.
Специалисты выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 9 дается оценка различных видов магистрального транспорта по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.
Оценка различных видов транспорта
Вид транспорта |
Время доставки |
Стоимость перевозки |
Надежность соблюдения графика |
Частота отправлений |
Способность перевозить разные грузы |
Способность доставить груз в любую точку |
Сумма баллов |
Железнодорожный |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
|
Автомобильный |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
|
Воздушный |
1 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 |
|
Водный |
4 |
1 |
4 |
5 |
1 |
4 |
|
Трубопроводный |
5 |
2 |
1 |
1 |
5 |
5 |