Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:25, курсовая работа
Активное развитие рынка связи приводит к появлению новых возможностей для потребителей услуг. Абоненты выигрывают от предоставления им новых услуг, расширения возможностей выбора поставщиков, снижения стоимости услуг. В то же время для операторов связи быстрые темпы роста рынка создают ряд проблем:
снижается доходность услуг;
увеличивается миграции клиентов;
растет стоимость привлечения новых клиентов;
возрастают требования к инфраструктуре сети и бизнеса в целом;
рынок услуг приближается к насыщению и др.
Введение
Особенности маркетинга в сфере услуг.
1.1 Сущность, значение, основные функции маркетинга
1.2 Исследование рынка услуг
1.3 Направление исследования потребителей услуг
1.4 Направление исследования спроса на услуги
Положение фирмы на рынке мобильной связи в Санкт-Петербурге
2.1 Конкуренция
2.2 Динамика
Использование инструментов маркетинга на рынке мобильной связи:
3.1 Маркетинговые исследования
3.2 Сегментация рынка
3.3 Ассортимент услуг
3.4 Обеспечение физического доступа
3.5 Ценообразование
Заключение
Список используемой литературы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Факультет: «Экономика и социальное управление»
Кафедра: «Менеджмент и маркетинг»
Курсовая работа на тему: «Анализ деятельности предприятия ОАО Северо-Западный МегаФон»
Санкт-Петербург 2008 г
ПЛАН
Введение
Особенности маркетинга в сфере услуг.
1.1 Сущность, значение, основные функции маркетинга
1.2 Исследование рынка услуг
1.3 Направление исследования потребителей услуг
1.4 Направление исследования спроса на услуги
Положение фирмы на рынке мобильной связи в Санкт-Петербурге
2.1 Конкуренция
2.2 Динамика
Использование инструментов маркетинга на рынке мобильной связи:
3.1 Маркетинговые исследования
3.2 Сегментация рынка
3.3 Ассортимент услуг
3.4 Обеспечение физического доступа
3.5 Ценообразование
Заключение
Список используемой литературы
Всё новые и новые технологии входят в нашу жизнь. Буквально 7-8 лет назад мобильный телефон был еще элементом роскоши, или инструментом необходимым крупным бизнесменам, сейчас же он стал повседневной частью нашей жизни. Мобильный телефон - необходимый атрибут для 1,5 млрд. жителей Земли (население Земли на данный момент превышает 6,6 млрд. чел.)
В более чем 75% регионов Российской Федерации услуги сотовой связи предоставляют 3 или более оператора. Это говорит о том, что в целом российский рынок сотовой связи находится в стадии зрелости, обусловлен высокой конкуренцией, снижением цен, расширением ассортимента услуг. Этот период, безусловно, самый благоприятный для пользователей и интересен для изучения.
Количество абонентов сотовой связи России на 30 ноября 2007года - 3,3 млрд. человек. Проникновение сотовой связи - 59,3%. Рынок сотовой связи продолжает расти, но темпы замедляются. Такие данные приведены в сообщении исследовательской компании Informa Telecoms & Media. При этом исследователи отмечают, что приведенные цифры не означают, что мобильными телефонами пользуется каждый второй житель Земли. Дело в том, что в ряде стран уровень проникновения сотовой связи (грубо говоря, количество SIM-карт на душу населения) давно превысил 100 процентов, то есть у многих людей есть по несколько мобильных телефонов и номеров.
Однако наиболее бурный рост количества абонентов наблюдается именно на рынках бедных стран. Это во многом связано с выпуском очень дешевых моделей телефонов, ориентированных на жителей развивающихся регионов. Продажа таких аппаратов на протяжении последних лет стала одним из важнейших источников прибыли для производителей средств связи.
По состоянию на конец сентября 2007 года услуги сотовой связи оказывались в 224 странах мира, что на 32 больше, чем 10 лет назад. В 1987 году сотовой связью могли пользоваться жители лишь 35 стран.
Informa Telecoms & Media также составила рейтинг среднемесячной выручки сотовых компаний на одного абонента (ARPU). Самый высокий показатель у кувейтского оператора Zain - его абоненты тратят в месяц в среднем по 71 доллару США. На втором месте - катарский Q-Tel (69 долларов), третье место занял японский оператор KDDI (67,65 доллара). Меньше всего на связь тратят абоненты индийского Hutchison в Шри-Ланке (2,83 доллара в месяц), PBTL из Бангладеш (2,98) и украинского "Астелита", владельцы контрактов которого тратят не более 3 долларов в месяц.
Уже определены ключевые участники рынка мобильной связи т. н. федеральные операторы, имеющие лицензии на оказание услуг сотовой связи на территории всей РФ, а именно операторы сотовой связи, работающие под торговыми марками МТС, БиЛайн и Мегафон. Несмотря на то, что эти компании во всех регионах работают с примерно одинаковыми стратегиями и тарифами, результаты деятельности и доля рынка разнятся колоссально, и в различных регионах каждый оператор этой тройки занимает отличительно разные позиции.
Активное развитие рынка связи приводит к появлению новых возможностей для потребителей услуг. Абоненты выигрывают от предоставления им новых услуг, расширения возможностей выбора поставщиков, снижения стоимости услуг. В то же время для операторов связи быстрые темпы роста рынка создают ряд проблем:
снижается доходность услуг;
увеличивается миграции клиентов;
растет стоимость привлечения новых клиентов;
возрастают требования к инфраструктуре сети и бизнеса в целом;
рынок услуг приближается к насыщению и др.
Надо отметить, что понятие "услуга мобильной связи" становится все более емким. Так, в последнее время наряду с возможностями голосовой связи и передачи данных оно стало включать предоставление доступа к информационным ресурсам. Не случайно в языке российских связистов закрепился англоязычный термин контент-провайдер, обозначающий компанию, основной бизнес которой строится на предоставлении услуг речевой, видеосвязи и/или передачи данных, а также доступа к различным информационным ресурсам. Контент-провайдер могут быть операторами связи или интегрировать сервисы других операторов и провайдеров, предлагая клиентам единый пакет услуг.
В условиях острой и продолжающей обостряться конкуренции операторам связи, прежде всего, необходимо обеспечить устойчивое функционирование и дальнейшее развитие компании залог этого высокий уровень конкурентоспособности оператора.
Объектом исследования является деятельность фирмы «ОАО Северо-Западный МегаФон» на региональном рынке услуг сотовой связи, предмет - конкурентоспособность фирмы на региональном рынке услуг сотовой связи. Цель исследования проанализировать рыночные позиции фирмы.
1. Особенности маркетинга в сфере услуг
1.1Сущность, значение, основные функции маркетинга
Маркетинговая концепция с ориентацией на потребителя, его вкусы и спрос начала приобретать приоритетное значение с 50-60-х годов. На принципах маркетинга строит свои системы управления подавляющее большинство компаний США, Японии, Западной Европы. Созданы международные маркетинговые организации. В нашей стране рост популярности концепции маркетинга связан с ориентацией экономики на рыночные отношения.
Маркетинг можно определить как ведущую область хозяйственного управления, в функции которого входит организация и руководство всей совокупностью видов деятельности, связанной с превращением потребительской потребности в эффективный спрос на товар или услугу, а также с доведением этого товара или услуги до конечного или промежуточного результата, чтобы обеспечить при этом необходимый уровень рентабельности или достижения других целей.
Таким образом, маркетинг - это система управления производством и реализацией товаров и услуг, ориентированная на потребителя, связанная с выявлением, предвидением и удовлетворением спроса потребителей при оптимальной, с точки зрения производителя, величине затрат и прибыли. Это вид эффективной предпринимательской деятельности в условиях рынка, цели которой достигаются за счет ориентации производства на интересы конкретного потребителя при повышении конкурентоспособности товара или услуги.
Управление спросом лежит в основе управления маркетингом. Управление маркетингом включает анализ, планирование, претворение его в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на удовлетворение или изменение уровня спроса, установление, укрепление и поддержание выгодных обменов для достижения определенных целей, таких, как получение максимально возможной прибыли, рост объема услуг и улучшение их качества и др.
На основе анализа данных маркетинговых исследований и обработки информации о маркетинговой среде, полученной из разнообразных источников (специальных газет и журналов, различных конъюнктурных обзоров о процессах, протекающих в демографической, экономической, научно-технической, политической, культурной и природных сферах), принимаются решения о формировании рынка: сегментировании рынка, т.е. расчленение его на группы потребителей, об объемах их спроса на традиционные услуги и разработке и внедрении новых видов услуг, об установлении цен, о конкурентах, поставщиках и др.
Важнейшим основополагающим понятием маркетинга являются такие, как “товар”, “услуга”, “жизненный цикл товара или услуги”, “сегментирование рынка”.
Жизненный цикл товара или услуги - это процесс их развития с момента поступления на рынок и до снятия с рынка. Жизненный цикл товара или услуги включает четыре этапа: выведение на рынок, роста, зрелости и упадка, которые должны учитываться при разработке стратегии маркетинга.
Существуют различные виды жизненных циклов товаров или услуг, различающихся как по продолжительности, так и по форме.
Различные этапы жизненного цикла товара или услуг требуют пользования разных стратегий маркетинга. Изучение жизненного цикла товара или услуги позволяет предвидеть изменения во вкусах потребителей, ассортименте товаров или номенклатуре услуг для достижения сбалансированности и оптимального сочетания новых и традиционных товаров или услуг.
Сегментирование рынка для каждой из групп потребителей можно осуществлять по различным товарам и услугам, - комплексам маркетинга. При изучении спроса на товары или услуги сегментирование может проводиться по следующим признакам:
Концепция маркетинга включает в себя новый подход к планированию. Изучение рынка товаров и услуг, выбор целей, разработка планов и осуществление маркетинговых мероприятий по их реализации, - достаточно сложный процесс, образующий стратегию маркетинга.
Чтобы ниша на рынке не пустовала, надо вовремя улавливать зарождающиеся изменения в предпочтениях потребителей, видеть будущие нужды и запросы людей, зная систему их жизненных ценностей, проводить тщательный анализ и оценку возможностей и затрат у конкурентов.
Настоящий маркетинг ориентирован как на товар или услугу, так и на потребителя. Это две основные компоненты, обеспечивающие предприятию рост доходов и уменьшение риска банкротства. Успех на рынке обеспечен, если удается удержать потребителей и неуклонно расширять их круг. Потребитель - это тот, с кем не следует спорить, а тем более предоставлять плохой товар или некачественную услугу.
Бурное развитие отраслей информационной индустрии, к числу которых относятся и телекоммуникационные системы, предполагают создание рынка информационных услуг и продуктов, а, следовательно, маркетинга в информационной деятельности.
Практика показала, что к производству информационных услуг вполне применимы традиционные методы маркетинга. Однако практика выявила и ограниченность этих методов в сфере управления информационными ресурсами общества, поскольку в некоторых случаях чисто коммерческий подход ставит под угрозу доступность и качество информации.
Маркетинг в информационной деятельности должен быть направлен на: формирование рынка информационных услуг, выработку предложений по содержанию и формам предоставления таких информационных услуг, которые предоставляют интерес для потребителей; формирование цен на эти услуги; приспособление информационного производства к потребностям рынка, когда ставится задача не сколько реализовать любые информационные услуги, которые в данный момент пользуются наибольшим спросом и могут быть реализованы с наибольшей эффективностью.
Создание концепции маркетинга информационных услуг предусматривает:
Обращение к маркетинговой концепции позволяет повысить эффективность работы предприятий, оптимизировать инвестиционные решения, устранить диспропорции (между спросом и предложением, в ресурсах производства), быстрее развивать новые виды услуг благодаря постоянной обратной связи и комплексному подходу к решению насущных для предприятия проблем.
1.2Исследование рынка услуг
Информация о работе Анализ деятельности предприятия ОАО Северо-Западный МегаФон