Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является формирование практических навыков разработки рекомендаций по усовершенствованию программы маркетинговой деятельности организации на примере ОАО ДОК «Красный Октябрь». Данная цель была достигнута посредством решения следующих задач:
закрепление теоретических знаний по маркетингу;
комплексное изучение деятельности организации, действующей на принципах маркетинга с учетом внешней и внутренней среды;
формирование практических навыков в разработке стратегии маркетинговой деятельности и программы маркетинга.
Введение 3
1. Характеристика объекта исследования 5
1.1. Характеристика ДОК «Красный октябрь» 5
1.2. История ОАО ДОК «Красный октябрь» 7
2. Оценка маркетинговой деятельности ДОК «Красный октябрь» 11
2.1. Анализ уровня и динамики абсолютных показателей 11
2.2. Исследование динамики показателей экономической эффективности 15
2.3. Анализ товарной политики ДОК «Красный октябрь» 18
2.3.1. Характеристика товарной номенклатуры предприятия 18
2.3.2. Трехуровневый анализ товара предприятия 21
2.3.3. Анализ динамики показателей структуры товарного ассортимента 26
2.3.4. Анализ степени влияния товарных групп на рентабельность продаж 28
2.4. Анализ распределения продукции ДОК «Красный октябрь» 31
2.5. Исследование эффективности действий предприятия по продвижению продукции 36
2.6. Анализ рынка производства мебели 39
2.6.1. Анализ маркетинговой среды организации 39
2.6.2. Анализ конкурентов ОАО ДОК «Красный октябрь» 44
2.6.3. Анализ потребителей 55
2.6.4. Анализ сильных и слабых сторон фирмы, возможностей и угроз
рынка 64
2.7. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности ДОК «Красный октябрь» 67
Заключение 75
Список литературы 77
Деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь» насчитывает более 70–ти лет истории. За этот период (на презентации это представить столбиковой диагараммой)
2. Оценка маркетинговой деятельности ДОК «Красный октябрь»
2.1. Анализ уровня и динамики абсолютных показателей
Различные стороны
производственно-хозяйственной
Исследуем динамику показателей производственно-хозяйственной деятельности организации – объем продукции, выручку, прибыль от реализации продукции, себестоимость.
Для выявления тенденций и описания зависимости воспользуемся стандартными методами статистической обработки информации: темпы изменения показателей.
Исходная
информация с данными статистической
обработки предприятия в
За исследуемый период был отмечен рост производства продукции на 13%. Однако во 2 квартале рост объема продукции составил лишь 1%, так как в этот период наблюдалось снижение выручки.
Среднее значение объема продукции приближено к значению показателя в 3 квартале и составляет 367308,75 тыс. руб. Среднее отклонение показателя от его среднего уровня менее 0,5%. Лишь в 4 квартале показатель объема продукции превышает среднее значение, в этот период его рост по сравнению с предыдущим кварталом составил 9%.
В среднем прирост объема произведенной продукции составляет 6%, что меньше прироста выручки. Это говорит о том, что объем нереализованной продукции сокращается, фирме удается в большей степени адаптировать свою производственную программу к состоянию спроса.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств. Это количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные средства.
Таблица 2.1.
Динамика абсолютных показателей деятельности
Показатели |
Период исследования |
Ср. знач. |
S |
W |
К | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Ср. темп | ||||
Объем продукции |
351700 |
354598 |
365457 |
397480 |
367308,75 |
1096,66 |
0,0030 |
1,130 |
индекс базисный |
1,00 |
1,01 |
1,04 |
1,13 |
1,06 | |||
индекс цепной |
1,00 |
1,01 |
1,03 |
1,09 |
1,04 | |||
Выручка |
254901,00 |
225645,00 |
270774,00 |
352006,00 |
275831,50 |
2063,38 |
0,01 |
1,56 |
индекс базисный |
1,00 |
0,89 |
1,06 |
1,38 |
1,09 | |||
индекс цепной |
1,00 |
0,89 |
1,20 |
1,30 |
1,11 | |||
Себестоимость, в т.ч.: |
326629,00 |
336790,00 |
338303,00 |
367880,00 |
342400,50 |
981,74 |
0,00 |
1,13 |
индекс базисный |
1,00 |
1,03 |
1,04 |
1,13 |
1,06 | |||
индекс цепной |
1,00 |
1,03 |
1,00 |
1,09 |
1,04 | |||
Материальные затраты |
200898,00 |
212177,00 |
214513,00 |
236443,00 |
216007,75 |
871,89 |
0,00 |
1,18 |
индекс базисный |
1,00 |
1,06 |
1,07 |
1,18 |
1,10 | |||
индекс цепной |
1,00 |
1,06 |
1,01 |
1,10 |
1,06 | |||
Затраты на оплату труда |
87190,00 |
98007,00 |
93343,00 |
90970,00 |
92377,50 |
394,75 |
0,00 |
1,12 |
индекс базисный |
1,00 |
1,12 |
1,07 |
1,04 |
1,08 | |||
индекс цепной |
1,00 |
1,12 |
0,95 |
0,97 |
1,01 | |||
Амортизационные отчисления |
12411,00 |
13134,00 |
13532,00 |
14715,00 |
13448,00 |
140,72 |
0,01 |
1,19 |
индекс базисный |
1,00 |
1,06 |
1,09 |
1,19 |
1,11 | |||
индекс цепной |
1,00 |
1,06 |
1,03 |
1,09 |
1,06 | |||
в т.ч. затраты на продвижение |
26130,00 |
13472,00 |
16915,00 |
25752,00 |
20567,25 |
495,30 |
0,02 |
1,94 |
индекс базисный |
1,00 |
0,52 |
0,65 |
0,99 |
0,69 | |||
индекс цепной |
1,00 |
0,52 |
1,26 |
1,52 |
1,00 | |||
Прибыль от реализации продукции |
25071,00 |
17808,00 |
27155,00 |
29600,00 |
24908,50 |
426,35 |
0,02 |
1,66 |
индекс базисный |
1,00 |
0,71 |
1,08 |
1,18 |
0,97 | |||
индекс цепной |
1,00 |
0,71 |
1,52 |
1,09 |
1,06 |
Рис. 2.1. Динамика абсолютных показателей деятельности, тыс. руб.
На рисунке 1.1 видно, что в период со 2 по 4 квартал наблюдается увеличение выручки, тогда как в течение 1 квартала выручка снизилась на 11%. Снижение объема выручки от реализации мебельной продукции в 1 квартале года обусловлено продолжающимся снижением покупательской способности населения на территории Тюменской области, Омской и Новосибирской областей, Европейской части России, Казахстана. Рост транспортных затрат приводит к организации оптовиком «экономных» комплексных поставок, сокращению оптовыми покупателями складских запасов мебельной продукции.
Объем выручки в последующих кварталах демонстрирует положительную динамику, что обусловлено увеличением покупательского спроса и дефицитом плит на рынке плитной продукции.
Яркий рост выручки на 32% отмечается в 4 квартале по сравнению с предыдущим. По данным таблицы 1.2 среднее значение выручки за исследуемый период составило 275831,50 тыс. руб., также в среднем выручка прирастала на 9%. Среднее отклонение выручки от среднего уровня составляет 2063,38 тыс. руб. или 1% о чем свидетельствует показатель вариации (W). Резерв роста выручки составил 1,56, то есть выручка могла бы еще увеличиваться.
Сезонный характер основной хозяйственной деятельности компании отсутствует.
Прибыль. За анализируемый период среднее значение прибыли равно 24908,50 тыс. руб. Ниже среднего показателя значение прибыли отмечалось во 2 квартале (снижение составляло на 29%). В целом за исследуемый период рост прибыли составил 18%. В 3 квартале наблюдается резкое увеличение прибыли компании на 52% по сравнению со значением этого показателя во 2 квартале, что объясняется увеличением выручки и сокращением некоторых статей затрат, в частности на оплату труда и незначительным увеличением прочих затрат. Также потенциал прибыли достаточно высокий, она может увеличиться в 1,66 раз.
Затраты, которые несет компания при производстве и реализации товара определяют себестоимость товара, которая также является важнейшим показателем деятельности предприятия.
На рисунке 1.1 мы видим постепенное увеличение себестоимости. Незначительный рост себестоимости отмечался в 3 квартале, он составил менее 1%. В среднем затраты увеличились на 4%. Однако в 4 квартале наблюдался достаточно высокий рост себестоимости, она возросла по сравнению с предыдущим на 9%. Причиной является относительно высокий рост материальных затрат, который составлял в этот период 10%.
Снижение затрат наблюдается в отчислениях на оплату труда в 3 и 4 квартале на 5 и 3% в отношении к предыдущему кварталу соответственно. В общем значение этого показателя увеличилось на 8% и среднее его значение составило 92377,50 тыс. руб.
Также можно отметить снижение затрат на продвижение во 2 квартале на 48%. Далее в 3 и 4 кварталах индекс цепной становился больше единицы, что говорит об увеличении затрат в этих периодах, но базисный оставался меньше единицы, таким образом, затраты не превысили значения этого показателя в 1 квартале.
Увеличение себестоимости связано с ростом цен на сырье, материалы и тарифов основных монополий, и как следствие, произошло снижение валовой прибыли.
Вышеперечисленные факторы нашли отражение в снижении чистой прибыли за 1 квартал исследуемого периода. На увеличение прибыли, повлияли прочие доходы по внереализационной деятельности и снижение расходов.
2.2. Исследование динамики показателей структуры и экономической
эффективности
Оценка деятельности предприятия производится на основе комплексного анализа конечных итогов его эффективности. Экономическая суть эффективности предприятия состоит в том, чтобы на каждую единицу затрат добиться существенного увеличения прибыли.
Относительными показателями, характеризующими экономическую эффективность предприятия являются рентабельность производства, рентабельность продаж и удельные текущие затраты.
Ниже представлено значение показателей структуры текущих затрат предприятия и показателей эффективности деятельности (табл. 2.2, рис.2.2).
Таблица 2.2.
Динамика показателей эффективности
Показатели |
Период исследования |
Всего за период | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
Удельные текущие затраты: в т.ч.: |
0,929 |
0,950 |
0,926 |
0,926 |
0,932 |
1) Материальные затраты |
0,571 |
0,598 |
0,587 |
0,595 |
0,588 |
2) Затраты на оплату труда |
0,248 |
0,276 |
0,255 |
0,229 |
0,251 |
3) Амортизационные отчисления |
0,035 |
0,037 |
0,037 |
0,037 |
0,037 |
4) Прочие (затраты на продвижение) |
0,074 |
0,038 |
0,046 |
0,065 |
0,056 |
Рентабельность производства |
0,077 |
0,053 |
0,080 |
0,080 |
0,073 |
Рентабельность продаж |
0,098 |
0,079 |
0,100 |
0,084 |
0,090 |
Рис. 2.2. Динамика показателей эффективности ресурсов предприятия.
Эффективность текущих затрат на производство продукции определяется показателем удельные текущие затраты.
По данным таблицы 2.2 можно наблюдать рост и снижение коэффициента текущих затрат, в 4 квартале изменения по данному показателю не отмечаются. Поскольку этот показатель определяется отношением себестоимости к объему продукции, то рост удельных текущих затрат объясняется увеличением себестоимости. Снижение коэффициента затрат в 3 квартале говорит не о снижении себестоимости, а о низком росте себестоимости относительно роста объема продукции в этом периоде.
Также в таблице 2.2 и на рисунке 2.2 представлена динамика рентабельности производства и продаж. Рентабельность производства характеризует прибыльность организации и определяется отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости производства.
Второй квартал исследуемого периода характеризуется спадом прибыльности организации, но в 3 квартале наблюдается повышение коэффициента рентабельности производства. В общем, линия тренда отражает постепенное увеличение рентабельности производства, это говорит о превышении темпов роста прибыли организации относительно темпов роста себестоимости, что положительно сказывается на прибыльности компании.
Рентабельность продаж показывает прибыльность организации в пересчете на одну единицу продукции.
Как и динамика показателя рентабельности производства показатель рентабельности продаж снизился во 2 квартале и в 3 наблюдался рост значения данного коэффициента. Однако в 4 квартале снова отмечается спад рентабельности продаж, так как в этом периоде происходил резкий рост выручки и относительно низкий темп роста прибыли.
Снижение чистой прибыли за 1 квартал исследуемого периода негативно повлияло на коэффициенты рентабельности. Увеличение прибыли, и снижение расходов положительно отразилось на динамике коэффициентов рентабельности. Что касается тенденций развития рентабельности производства, то они положительные.
2.3. Анализ товарной политики ДОК «Красный октябрь»
2.3.1. Характеристика товарной номенклатуры предприятия
Товарная номенклатура – совокупность всех предлагаемых фирмой товаров и услуг. Здесь можно выделить схожие по своим потребительским характерам товары (т.е. удовлетворяющие одну и ту же потребность). Такая группа товаров – ассортиментная группа. Она состоит из ассортиментных позиций. Чтобы сделать вывод о товарной продукции фирмы используют следующие характеристики товарной номенклатуры: