Анализ рыночной и конкурентной среды ОАО "Новоросцемент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение состояния российского рынка цемента и разработка на основе полученных данных стратегии развития для ОАО «Новоросцемент». Необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе, а также необходимо определить конкурентные позиции фирмы и ее продуктов по сравнению с другими фирмами данной отрасли.
Также в курсовом проекте будет рассмотрен рынок цемента РФ в 2010 году. Задачи курсового проекта:
Изучение рынка цемента РФ;
Анализ и выделение основных участников рынка цемента РФ;
Проанализировать конкурентную среду;
Проанализировать рыночную конъюнктуру;

Содержание

Введение………………………………………….……………………...3
1.Анализ мирового рынка цемента…………..………………………...5
1.1 Состояние мирового рынка цемента……………..……………..…6
1.2 Прогноз по мировому рынку цемента……….…..…..…………...10
2. Портландцемент……………………………………………………..11
3. Анализ российского рынка цемента……………………………….13
3.1 Импорт и экспорт цемента………………………………………...14
4. Общая информация о предприятии ОАО «Новоросцемент» …...20
4.1 Анализ рыночной конъюнктуры…………………………………..23
4.2 Анализ конкурентной среды предприятия……………………….39
5. Стратегия развития предприятия ОАО «Новоросцемент»……….53
Заключение………………………………………………………….…..61
Список литературы………..…………………………………….….…..62
Приложение А…………………………………………………………..65
Приложение Б…………………………………………………………...66

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой МН МаркетингМЭ - 517 (исправленный).doc

— 1,006.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Уральский Государственный  Университет Путей Сообщения

 

 

 

Кафедра: «Экономическая теория

и мировая экономика»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине : Международные маркетинговые исследования

 

на тему: Анализ рыночной и конкурентной среды

ОАО «Новоросцемент»

 

 

 

 

   Проверил:                                                                    Выполнил:

    преподаватель                                                            студент гр. Мэ-517

    Морозова  О.Ю.                                                           Коробицын М.Э.

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

Содержание

 

Введение………………………………………….……………………...3

1.Анализ мирового рынка цемента…………..………………………...5

1.1 Состояние мирового рынка цемента……………..……………..…6

1.2 Прогноз по мировому рынку цемента……….…..…..…………...10

2. Портландцемент……………………………………………………..11

3. Анализ российского рынка цемента……………………………….13

3.1 Импорт и экспорт цемента………………………………………...14

4. Общая информация о предприятии ОАО «Новоросцемент» …...20

4.1 Анализ рыночной конъюнктуры…………………………………..23

4.2 Анализ конкурентной среды предприятия……………………….39

5. Стратегия развития предприятия ОАО «Новоросцемент»……….53

Заключение………………………………………………………….…..61

Список литературы………..…………………………………….….…..62

Приложение А…………………………………………………………..65

Приложение  Б…………………………………………………………...66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время существует необходимость изучения рыночной ситуации, тенденции ее развития, поэтому предприятие должно иметь возможность разобраться в сложной системе взаимосвязей и взаимоотношений, складывающихся на рынке, которая предупреждала бы о возможных неблагоприятных изменениях в рыночной конъюнктуре.

Маркетинговая деятельность как важнейшая функция  в сфере предприятия должна обеспечивать конкурентоспособное положение того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. Она предполагает проведение маркетинговых исследований, разработку программы маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы, эффективности удовлетворения потребности или клиента и снижения уровня неопределенности. Основанием для принятия решения о расширении или сокращении объемов производства, модернизации продукции или снятия ее с производства являются маркетинговые данные, полученные в результате исследований рынка и внутреннего потенциала предприятия. Исследование рынка и рыночных процессов – необходимое условие функционирования предприятия. Некоторые предприятия заказывают маркетинговые исследования интересующих отраслей  для более успешной работы на рынке, или выхода на рынок.

Предмет исследования – рыночная и конкурентная среда  предприятия.

В качестве метода исследования я выбрал метод анализа вторичной информации.

Целью курсового проекта является изучение состояния российского рынка цемента и разработка на основе полученных данных стратегии развития для ОАО «Новоросцемент». Необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе, а также необходимо определить конкурентные позиции фирмы и ее продуктов по сравнению с другими фирмами данной отрасли.

Также в курсовом проекте  будет рассмотрен рынок цемента РФ в 2010 году. Задачи курсового проекта:

  1. Изучение рынка цемента  РФ;
  2. Анализ и выделение основных участников  рынка цемента  РФ;
  3. Проанализировать конкурентную среду;
  4. Проанализировать рыночную  конъюнктуру;
  5. Определить маркетинговые стратегии развития фирмы для улучшения и закрепления своих позиций на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Мирового рынка цемента

Цементная промышленность является одной из важнейших отраслей материального производства. Значение этой отрасли в народном хозяйстве  определяется прежде всего ее неразрывной  связью с ходом капитального строительства. Цементная отрасль наряду с лесной и деревообрабатывающей, химической промышленностью, черной и цветной металлургией образует комплекс конструкционных материалов (ККМ), влияющий на экономический потенциал и уровень промышленного развития страны.

Цемент - один из главнейших строительных материалов, предназначенных для изготовления бетонов, железобетонных изделий, а так же для скрепления отдельных деталей строительных конструкций, гидроизоляции и многих других целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Состояние мирового рынка цемента

Ежегодно в мире производится свыше 3 млрд т цемента. При этом за

последние 11 лет выпуск цемента год от года возрастал. С 2000 г. по 2010 г.

объемы производства выросли более чем в 2 раза с 1,6 млрд т до 3,3 млрд т.

 

Рисунок 1.1. Динамика мирового производства цемента (млрд т),  темпы роста (%) в 2000-2010 гг.

 

Ввиду высокой зависимости  спроса на цемент от объемов строительства(где  потребляется более 80% цемента) наиболее высокими темпы роста производства (108-110% к уровню предыдущего года) были в 2003-2007 гг. в условиях строительного бума. В 2008 г. в связи с началом мирового экономического кризиса темпы роста выпуска цемента снизились до 102,5%. Однако уже в 2009 г. в мире было выпущено свыше 3 млрд т цемента, что на 7,7% выше уровня предыдущего года. В 2010 г. мировой объем выпуска достиг 3,3 млрд т (+7,8%).

В настоящее время  на мировом рынке цемента доминирует ряд крупных компаний: Lafarge (Франция), Holcim (Швейцария), HeidelbergCement (Германия), Italcementi (Италия), Cemex (Мексика, Великобритания), Anhui Conch Cement (Китай), Taiheiyo (Япония), на долю которых приходится свыше 1/3 объема совокупного мирового производства и 2/3 части продаж цемента на мировом рынке.

Более половины этого  объема в 2010 г. приходилось на предприятия

азиатских стран. В первую очередь, это Китай (около 1,8 млрд т) и Индия

(0,2 млрд т). Доля государств Европы составляет порядка 5%, США –

1,9% (рисунок 2). Доля  стран СНГ не превышает 2,5% мирового производства (в том числе России – 1,5%).

Рисунок 1.2. Географическая структура мирового производства цемента в 2010 г., %

 

Доля Китая в мировом  производстве цемента за последние  годы выросла с 44,5% в 2005 г. до 57% в 2010 г. В период c 2005 по 2010 г. выпуск цемента  в Китае вырос более чем  на 78%. Несмотря на глобальный финансово-экономический  кризис, благодаря Китаю, Индии и Ирану, производство цемента в мире росло год от года, замедлившись только в 2008. Это связано, в основном, с антикризисными мерами правительства Китая, которые были нацелены на увеличение спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке.

Второе место в мировом  выпуске цемента в последние  годы прочно удерживает Индия, которая  увеличила его выпуск в 2010 г. до более  чем 209 млн т, что на 51,5% выше показателей 2005 г. Доля Индии в мировом производстве цемента превышает 6%. По некоторым данным, мощности Индии по производству цемента уже к 2013 г. достигнут уровня в 400 млн т в год.

                                                                                                               Таблица 1.1.

                                                       Крупнейшие производители цемента, млн. т.

Страна

2005 г.

2006г.

2007г.

2008 г.

2009г.

2010г.

Мир, всего

2 370,6

           2611,6

        2763,3

2808,3

3 060

3 300

В том числе:

           

Китай

1 055,3

1 235

1 360

1 388,4

1 629

1 868

Индия

138,2

151,5

164,9

178,1

195,6

209,4

США

93,9

98,2

95,5

86,3

63,9

62,8

Япония

73,5

71,7

67,6

61,6

57,9

56,2

Россия

48,5

54,7

59,9

53,5

44,3

50,4

Турция

42,8

47,5

49,5

51,4

54

62,7

Южная Корея

51,4

55

57

53,9

50,1

46

Испания

50,4

51

45,9

34,4

27,5

23,4


 

На потребность  цемента в значительной степени  влияют рост

промышленного производства и оживление инвестиционной активности в

стране, регионе. Объемы производства (потребления) цемента  наглядно

отражают регионы  мира, претерпевающие в настоящее время периоды

бурного строительства  – страны Юго-Восточной Азии, Китай, страны

Центральной Азии.

По данным US Geological Survey на сегодняшний день мировой объем производства цемента составляет 2,8 млрд. тонн. При этом до 50% мирового производства приходится на Китай, который является одним из крупнейших мировых поставщиков и потребителей цемента. Другими значительными производителями цемента по данным US Geological Survey являются страны:

·         Индия (180 млн. тонн);

·         США (72 млн. тонн);

·         Япония (60 млн. тонн);

·         Россия (55 млн. тонн);

·         Республика Корея (53 млн. тонн);

·         Бразилия (53 млн. тонн);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Прогноз по мировому рынку цемента1

По прогнозам экспертов, мировое потребление цемента в средне- и

долгосрочной перспективе  будет расти высокими темпами. Если в 2005 г.

мировое потребление  превысило 2,28 млрд т, то в 2015 г. оно может

достигнуть 3,5 млрд т, а  в 2020 г. – 4 млрд т. Таким образом, за 15 лет

потребление возрастет  на 75%.

В будущем (до 2020 г.) ожидается расширение спроса на цемент в

первую очередь в  регионах с высокими темпами развития экономики – страны Юго-Восточной Азии (на 90%), Юго-Западной Азии (70%). Незначительный рост потребления ожидается в промышленно развитых странах, в частности в государствах Северной Америки – 1%.Прирост потребления цемента в 2010 г. по сравнению с 2005 г. превысил

30%. В последующие годы  ожидается снижение темпов прироста потребления цемента до 25% в 2011-2015 гг. и до 20% – в 2015-2020 гг.

Выше среднего ожидается рост потребления в странах Азии, Африки и

латинской Америки, в  то время как в США в 2011-2020 гг. снижение спроса

на 4-6%. Согласно прогнозам  аналитиков отрасли, в связи с  ожидаемым

сохранением высоких  темпов роста экономики Китая  ежегодный прирост

объема внутреннего  рынка оценивается на уровне 8%, что  будет

способствовать сохранению КНР статуса крупнейшего и  перспективного

рынка цемента. В странах  ЕС спрос на цемент будет расти  темпами, которые

будут ниже среднемирового уровня.

Цена на цемент на европейских  биржах в 2010 г. составляла около 100

$/т, в Китае –  46 $/т

 

 

 

 

2. Портландцемент

Портландцемент – наиболее распространенный вид цемента, состоящий в основном из силикатов кальция. Получают портландцемент путем тонкого измельчения клинкера и гипса. Благодаря всевозможным добавкам, которые могут использоваться в производстве портландцемента, он приобретает различные свойства. Благодаря своей водонепроницаемости, гидрофобности, сульфатостойкости, коррозиеустойчивый, морозостойкий, портландцемент находит широкое применение в различных областях строительства. Около 95% от общего объема потребления цемента приходится на портландцемент, причем его доля постепенно увеличивается.2

Получают портландцемент  тонким измельчением клинкера с гипсом (3—7%); допускается введение в смесь активных минеральных добавок (10—15%). Клинкер — продукт обжига (до полного спекания) искусственной сырьевой смеси, состоящей приблизительно из 75% карбоната кальция (обычно известняка) и 25% глины. Обжиг сырья ведут преимущественно во вращающихся печах при 1450—1500 °С. Свойства портландцемента зависят главным образом от состава клинкера и степени его измельчения. Важнейшее свойство портландцемента — способность твердеть при взаимодействии с водой.

Разновидности портландцемента: белитовый, белый, высокопрочный, гидрофобный, дорожный, низкотермичный, песчанистый, пластифицированный, пуццолановый, цветной.

Самый распространенный вид – Портландцемент с добавками (обычный). Его доля из общего количества произведенного цемента составляет 88.8 %

Изделия и конструкции, изготовленные с использованием портландцемента, широко используют в  надземных, подземных и подводных  условиях. Его применяют для изготовления монолитного и сборного бетона и железобетона в жилищном, промышленном, гидротехническом, дорожном строительстве и т. д. На нем изготовляют тяжелые и легкие бетоны, ячеистые бетоны, строительные растворы высоких марок, теплоизоляционные материалы и т. д. Портландцемент не следует применять для конструкций, подвергающихся воздействию морской, минерализованной и даже пресной воды проточной или под сильным напором. В этих случаях рекомендуется использовать цементы специальных видов (сульфатостойкие, цементы с добавками).

 

Рисунок 2.1. Структура производства портландцемента по видам, %

 

Так как портландцемент является самым распространенным видом  цемента, занимающий 95% процентов от общего количества производимого цемента,  именно его мы будем рассматривать в дальнейшем, обозначая  его просто как цемент.

 

 

 

 

 

 

3. Анализ российского рынка цемента

Основных производителей цемента, играющих заметную роль на российском цементном рынке можно разделить на три группы: российские холдинги, объединяющие несколько заводов; крупные российские заводы – производители цемента, пока еще не входящие в состав промышленных групп; зарубежные холдинги, присутствующие на российском рынке. К наиболее крупным российским холдингам относятся «Ероцемент груп» и «Сибирский цемент», крупнейшие зарубежные производители цемента на российском рынке представлены компаниями Lafarge, Holcim, Heidelberg. Российские заводы, не интегрированные в состав промышленных групп, как правило, характеризуются небольшими объемами производства. Исключения – ОАО «Новоросцемент» и ОАО «Мордовцемент». 

Информация о работе Анализ рыночной и конкурентной среды ОАО "Новоросцемент"