Анализ сбытовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является исследование теоретических основ обучения персонала и разработка мероприятий, направленных на совершенствование обучения персонала ООО «ТД Алтайская крупа».
Для достижения цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы профессионального обучения персонала организации;
• проанализировать существующую систему обучения персонала в ООО «ТД Алтайская крупа» и выявить её существенные недостатки;
• разработать мероприятия по совершенствованию профессионального обучения персонала в ООО «ТД Алтайская крупа».

Содержание

Введение 3
1 Теоретико-методологические основы профессионального обучения персонала
1.1. Сущность понятий «развитие персонала» и «профессиональное обучение» персонала……..………………………………………………….. 5
1.2. Этапы управления системой развития и профессионального обучения персонала………………………………………………………………………. 12
1.3. Формы и методы профессионального совершенствования персонала……………………………………………………………..……… 20
2 Анализ структуры персонала ООО «ТД Алтайская крупа»
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………….. 34
2.2. Анализ структуры функционирования системы развития и профессионального обучения персонала……………………………….... 37
2.3 Выводы по результатам анализа структуры ООО «ТД Алтайская крупа»………………………………………………………………………….. 53
3 Мероприятия по повышению эффективности профессионального обучения персонала
3.1 Мероприятия по совершенствованию обучения персонала…………… 57
Заключение…………………………………………………………………….. 68
Список использованных источников……………………………………….. 71
Приложение…………………………………………………………………… 76

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом професс.обучение ООО ТД Алт.крупа.doc

— 555.00 Кб (Скачать файл)

Бюджет обучения и повышения квалификации персонала предприятия формируется на основе планов обучения и потребности в обучении персонала. Однако размер финансовых средств, выделяемых на обучение, во многом зависит от уровня доходности предприятия и позиции руководства в отношении обучения.

  1. Выбор или подготовка преподавателей, инструкторов, тренеров, наставников, методистов.

 Для проведения учебного  процесса многие крупные организации  имеют штатных преподавателей, тренеров. Могут привлекаться к работе  в качестве преподавателей собственные  работники — специалисты, обладающие  необходимыми знаниями и опытом. Хорошо зарекомендовал себя подход, когда в качестве преподавателей (тренеров, инструкторов) выступают после соответствующей подготовки линейные руководители. Непосредственное участие в процессе обучения руководителей-практиков, знающих важнейшие детали работы слушателей, при соответствующей их подготовке и при правильной организации этого участия положительно сказывается на результатах учебы.

Подбор преподавателей осуществляется в первую очередь на основании их способности и желания работать в этом качестве. Кроме того, следует учитывать такие формальные критерии, как возраст, образование и опыт работы. Большое значение имеют также коммуникативные способности кандидатов, уровень общего развития и умение ясно излагать свои мысли [6, с.126].

После того, как отобраны работники, которые будут работать в качестве преподавателей, необходимо организовать их обучение. В ходе этой подготовки преподаватели должны более глубоко освоить тот предмет, который им предстоит преподавать, научиться тому, как лучше структурировать учебный материал, как выбирать и использовать наиболее эффективные методы обучения с учетом рассматриваемых тем и состава слушателей. Преподаватели также должны уметь обеспечивать высокий уровень мотивации слушателей к обучению и повышать их готовность к применению полученных знаний и навыков в реальной работе.

Если же по каким-либо причинам организация не имеет возможности привлекать к обучению собственных преподавателей, то может быть найдено достаточное число внешних источников для приглашения преподавателей. Так, например, преподавателей могут предоставить организации, специализирующиеся на обучении в соответствующей области (университеты, институты, бизнес-школы, консалтинговые фирмы) [9, с. 176].

  1. Разработка комплекса подготовительных мероприятий, в том числе составление положений и инструкций, регламентирующих процесс обучения или повышения квалификации разных категорий персонала, назначение ответственных, формирование учебных групп.

При формировании учебных групп необходимо учитывать уровень образования или профессиональной подготовки слушателей, и в одну группу не должны попадать новички и опытные работники, люди с разным образовательным уровнем.

  1. Проведение обучения.

Текущий контроль за посещаемостью, обеспечение бесперебойной реализации учебной программы и обеспечение обучающихся всем необходимым. Непосредственное обучение, которое основывается на следующих принципах:

  • обучаемый должен быть заинтересован в результатах. Чтобы научиться, человек должен этого хотеть. Наличие такой мотивации определяет энтузиазм слушателей, концентрирует их внимание на учебной деятельности, подкрепляет усвоенное;
  • изучение должно подкрепляться. Специалисты в области психологии поведения считают, что обучающиеся достигают лучших результатов, если полученные в процессе обучения навыки сразу же подкрепляются. Обучающийся, достигнувший определенных сдвигов, должен быть поощрен (через премирование, продвижение и т.д.);
  • обучение должно включать практику. Требуется время, чтобы усвоить изучаемый материал и обобщить его. А для этого нужно не только его повторение, но и подкрепление на практике;
  • представленный материал должен быть осмыслен. Этому могут помочь специализированные материалы — примеры, вопросы для обсуждения, материалы для самостоятельного изучения;
  • методы обучения следует разнообразить;
  • имеющийся материал должен быть осмыслен учащимися. Это означает, что на его усвоение должно быть выделено достаточно времени;
  • теорию следует приблизить к конкретной рабочей обстановке. Наставник должен делать все возможное, чтобы приблизить процесс обучения к реальности, тогда после возвращения на работу повышающий квалификацию будет способен немедленно применить свои знания на практике.
  1. Оценка эффективности обучения.

Наибольшие споры среди специалистов вызывает вопрос определения эффективности обучения. Это связано с методологическими трудностями определения эффективности, и поэтому эффективность может быть определена только приблизительно.

Экономическая эффективность обучения определяется соотношением между суммарными затратами на организацию и проведение обучения и финансовыми результатами обучения, выраженными в виде прироста полезных результатов деятельности компании, увеличения его потенциала, снижения затрат на его функционирование и уровня риска деятельности.

К результатам деятельности системы обучения можно отнести:

    • улучшение качества работы;
    • увеличение скорости работы персонала, прошедшего обучение;
    • расширение числа рассматриваемых вариантов при принятии решения специалистами и руководителями, что влияет на его оптимальность;
    • снижение потерь, связанных с неправильной оценкой ситуации и неверными действиями работников;
    • предотвращение ущерба от наступления рисковых событий, ограничение распространения их отрицательного влияния;
    • снижение вероятности аварий и поломок оборудования;
    • укрепление корпоративной культуры организации;
    • улучшение координации действий работников;
    • возникновение и рост коммуникативных связей между работниками предприятия [15, с. 153].

Таким образом, кадровая политика предприятия, в частности политика в области обучения и повышения квалификации, оказывает особенно сильное влияние на выбор методов, видов обучения, которые будут финансироваться.

 

    1. Формы и методы профессионального совершенствования структуры персонала

 

При выборе методов обучения организация должна, прежде всего, руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу обучающихся. При этом необходимо учитывать принципы обучения взрослых людей. Таких принципов четыре:

  • актуальность – то, о чем говорится во время обучения, должно иметь отношение к профессиональной или частной жизни обучающегося. Взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы;
  • участие - обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания и навыки уж е в ходе обучения;
  • повторение - помогает закрепить в памяти новый материал и превращает приобретенные навыки в привычку;
  • обратная связь - обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.

Классификация видов обучения по различным признакам приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Виды обучения персонала

 

Классификационный признак

Виды обучения в соответствии с классификационным признаком

1

2

В зависимости от участников процесса обучения:

внутреннее – готовится и проводится работниками предприятия;

внешнее – готовится и проводится с привлечением внешних специалистов;

самообучение – готовится и проводится работником самостоятельно.

Классификационный признак

Виды обучения в соответствии с классификационным признаком

В зависимости от совмещения учебного процесса и работы на предприятии:

с отрывом от производства – во время прохождения обучения работник освобождается от своих обязанностей;

без отрыва от производства

В зависимости от целевого назначения:

первичная подготовка – обучение работника без образования в первый раз;

переподготовка – обучение работника, имеющего образование, новой специальности (профессии);

повышение квалификации – получение работником новых знаний, умений и формирование у него новых навыков в рамках своей профессии, специальности;

адаптационное обучение – обучение работника с целью профессиональной, социальной адаптации на предприятии.

В зависимости от времени обучения:

краткосрочное – обучение в течении не более 5 дней, время активного восприятия информации до 40 часов;

среднесрочное – обучение в течении не более 6 месяцев;

долгосрочное – обучение более 6 месяцев.

В зависимости от количества обучаемых:

индивидуальное;

групповое.


 

К обучение на рабочем месте применяются следующие формы обучения - демонстрация, наставничество, коучинг, планомерное приобретение опыта через ротации.

Достоинства и недостатки методов обучения на рабочем месте и вне его представлены в таблице 2.

      

        Таблица 2 – Достоинства и недостатки методов обучения

 

Группа методов

Достоинства

Недостатки

1

2

3

Обучение на рабочем месте

  • непосредственно привязано к требованиям конкретного рабочего места;
  • работнику не надо отвлекаться от работы;
  • тот, кто проводит обучение, хорошо знает содержание работы и особенности организации;
  • методика обучения составляется с учетом специфики предприятия;
  • передача знаний осуществляется простым наглядным способом;
  • результат легко контролируется;
  • является более дешевым и оперативным;
  • облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях
  • требует тщательного отбора наставников, их близости обучаемым по социальному положению и личным качествам;
  • опыт быстро устаревает, может не соответствовать потребностям обучаемого, а наставник небрежно относиться к своим обязанностям;
  • высокие убытки из-за испорченного оборудования, неудовлетворенных клиентов, исковерканных форм, плохо обученных работников;
  • участники могут неохотно обсуждать некоторые вопросы открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии руководителя

Обучение вне рабочего места

  • более эффективно;
  • сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы 
  • связано с дополнительными финансовыми затратами;
  • отвлекает работника от его служебных обязанностей;
  • могут возникнуть проблемы при переходе от обучения к непосредственному выполнению реальной работы

 

Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время, обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств: аудио- и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ.

Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах. В то же время индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности — обратной связи, обучающийся предоставлен самому себе. Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа приложений позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток.

Демонстрация – метод, при котором учащимся рассказывают или показывают, как выполнить работу. Приемы выполнения работы работнику демонстрирует его непосредственный руководитель или сотрудник.

Наставничество (кураторство) ориентировано на взаимообмен жизненным и практическим опытом, поддержку и развитие сотрудника в целях его карьерного или жизненного роста. Это процесс, при котором специально отобранные и подготовленные сотрудники (наставники) дают указания и советы, помогающие прикрепленным к ним «протеже» развиваться в своей профессии.

Коучинг это процесс, способствующий реализации развития сотрудника и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося. Используя методики практической психологии, коучинг фокусируется на целях и потребностях сотрудника.

Ротации позволяет расширить опыт работника путем планомерного перемещения его с одной работы на другую.

Обучение вблизи рабочего места. Это – рабочие инструктажи, техническая учеба, использование аудио- и видео учебных пособий, дистанционное обучение.

Рабочий инструктаж – это обучение специально подготовленным сотрудником или линейным руководителем вопросам, связанным с выполнением работы на данном виде оборудования; вопросам, связанным с обеспечением охраны труда или пожарной безопасности на конкретном рабочем месте.

Техническая учеба в компании в рамках узкоспециальных знаний осуществляется линейными руководителями в соответствии с разработанными ими программами.

Использование аудио- и видео учебных пособий предназначено для индивидуального обучения вблизи рабочего места различным конкретным элементам данного бизнес-процесса.

Информация о работе Анализ сбытовой деятельности