Влияние туризма и рекреации на региональное развитие Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Современный исторический этап развития Владимирской области характеризуется постепенным выходом из затянувшегося кризиса 90-х гг. конца XX в., началом формирования новой экономической системы и попытками определения места и роли региона в составе России и мировом экономическом пространстве на базе произошедших изменений. Отсутствие государственного экономического регулирования вынуждает руководство области и частный бизнес самостоятельно решать большинство социально-экономических вопросов, самим искать источники финансирования, опираясь на местные ресурсы Владимирской области.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть
1.1. Основные тенденции развития туризма, исследование проблем
влияния туризма как вида экономической деятельности на
региональное развитие 6
Особенности экономического и социального туризма,
понятие «прямого эффекта» и «косвенного эффекта»
Методология оценки туристского влияния, особенности
казуальной методологии
Понятие и значение мультипликатора и мультипликативного
эффекта в туризме, особенности применения мультипликаторов
Практическая часть
PEST анализ
SWOT-анализ
Анализ конкурентоспособности территорий
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 177.46 Кб (Скачать файл)

- повышения социальной  защищенности местного населения  за счет повышения бюджетной  самодостаточности региона [   ].

Помимо отмеченных положительных  сторон влияния туризма на региональное развитие, следует выделить также  и возможные отрицательные последствия  развития туризма в регионе:

- изменение традиционной  для региона экономической системы  (вытеснение прежних занятий местного  населения туризмом, переход большей  части местного населения к  новой, незнакомой туристской  деятельности, разрушение сложившихся  в регионе экономических связей);

- изменение экономических  условий жизни местного населения  (рост безработицы, инфляция, рост  цен на товары и услуги);

- формирование «уязвимой»  экономической системы региона  в обозримом будущем («сезонность»  туристских потоков, формирование  зависимости региона исключительно  от туризма).

Усиление положительного и минимизация отрицательного влияния  туризма на экономику региона  возможно при обеспечении его  устойчивого развития, то есть при  создании условий, обеспечивающих улучшение  характеристик системы регионального  туризма при достижении динамически изменяющихся целей в границах допустимых пределов роста (или ограничений). Важную роль в обеспечении устойчивого развития туризма на региональном уровне играют различные факторы, которые можно разделить на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, отдельно выделив фактор времени – сезонность (рис. 1).

 

Рис. 1.1.1. Классификация факторов, влияющих на устойчивое развитие туризма  в регионе [   ]

Внешние (экзогенные) факторы  природной и антропогенной среды  фактически формируют условия устойчивого  развития туризма в регионе. Среди  них в первую очередь необходимо отметить территорию, оказывающую сильное, многоплановое и противоречивое влияние на развитие регионального  туризма [   ]. Природно-климатические, географические и культурно-исторические факторы оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма, определяют туристский потенциал и аттрактивность (привлекательность) региона. Экологический фактор определяет, насколько турист будет удовлетворен путешествием через ощущение комфортности, атмосферы гостеприимства, безопасности и благотворного оздоровляющего воздействия. Влияние экономических и финансовых факторов на развитие туризма в регионе обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики региона существует тесная взаимосвязь. От экономического положения региона зависит уровень развития материально-технической базы и инфраструктуры туризма. Среди социальных факторов, влияющих на развитие туризма в регионе, необходимо отметить увеличение свободного времени у населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности отпусков), что в сочетании с ростом уровня жизни означает приток новых потенциальных туристов, повышение уровня их образования, культуры, эстетических потребностей. Постоянное влияние на развитие туризма в регионе оказывают также демографические (численность населения, половозрастная структура, семейное положение, урбанизация, квалифицированность кадров, гостеприимство местного населения и др.) и политико-правовые (политическая обстановка в регионе, смягчение административного контроля в сфере туризма, унификация налоговой и денежной политики) факторы. Кроме того, следует также отметить влияние на устойчивое развитие туризма в регионе технико-технологических факторов, связанных с научно-техническим прогрессом, которые открывают новые возможности для совершенствования и производства новых видов туристских услуг (повышение скорости и комфортабельности транспортных средств, безопасности перевозок, постоянное внедрение информационных технологий и т.д.) [   ].

Внутренние факторы, воздействующие на устойчивое развитие туризма в  регионе, формируются и действуют  непосредственно в самой сфере  туризма. К ним относятся материально-технические  факторы, связанные с развитием  средств размещения, транспорта, предприятий  общественного питания, рекреационной  сферы, розничной торговли и т.д., а также:

- спрос, предложение и  распространение турпродукта;

- углубление сегментации  рынка;

- усиление роли координации  туристской деятельности и ограничение  процессов монополизации;

- совершенствование средств  и методов массовой информации  и связей с общественностью  в продвижении, рекламе и реализации  разрабатываемых туристских продуктов;

- повышение профессионального  уровня кадров в туризме [   ].

Особое место среди  факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие туризма в регионе, занимает фактор сезонности. Под сезонностью  понимается свойство туристских потоков  концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода  времени. Сглаживание фактора сезонности в туризме, например за счет диверсификации туристских услуг, дает большой экономический  эффект, позволяя увеличить сроки  эксплуатации материально-технической  базы, повысить степень использования  труда персонала в течение  года и доходность предприятий сферы  туризма [   ].

Анализ, оценка, прогнозирование  и учет влияния вышеперечисленных  факторов на устойчивое развитие туризма  в регионе должны осуществляться в рамках региональной системы управления туризмом. Однако в настоящее время  в России механизм управления региональным туризмом является, на наш взгляд, недостаточно эффективным. Современная система  управления туризмом в регионах, при  которой руководство и координацию  туристской деятельности осуществляют комитеты (департаменты, отделы) по туризму в составе местных администраций, в полной мере не способна обеспечить устойчивое развитие регионального туризма. Особенно это касается тех регионов, где туризм не является основой местной экономической системы. Как было отмечено ранее, развитие туризма на региональном уровне носит комплексный, многоаспектный характер, поэтому и управление туристской деятельностью в регионе должно осуществляться по целому ряду различных направлений. К ним относятся:

- поддержание в надлежащем  состоянии существующих и создание  новых объектов региональной  туристской инфраструктуры;

- оценка туристского потенциала  региона и разработка предложений  по его повышению;

- координация и контроль  деятельности региональных туристских  организаций;

- сбор, анализ и обработка  туристской информации и статистики;

- маркетинговая деятельность  по продвижению региона на  российском и мировом рынках;

- консультационная, методическая, экспертная деятельность и т.д.

Очевидно, что в рамках существующей региональной системы  управления туризмом осуществить развитие всех перечисленных направлений  невозможно в силу целого ряда ограничений: финансовых, кадровых, информационных и других. Различия между экономическими, природно-географическими, социально-демографическими, политическими и другими региональными  условиями диктуют необходимость  гибкого подхода к построению региональной системы управления туризмом с учетом всех местных особенностей. Наиболее перспективным направлением совершенствования существующей системы  управления туризмом на региональном уровне нам видится создание региональных туристских администраций (РТА) в дополнение или замещение существующих органов  управления. Примерная схема подобной управленческой структуры представлена на рисунке 1.1.2.

Региональная туристская администрация (РТА) должна будет обеспечивать выполнение следующих функций:

- разработка методологических  аспектов и организационно-методических  основ управления сферой туризма  в регионе с широким привлечением  всех заинтересованных сторон;

- координация комплексного  исследования проблем развития  регионального туризма и принятие  концептуальных решений по развитию  туризма в регионе;

- разработка принципов  и обоснование целей устойчивого  развития туризма в регионе;

- исследование тенденций  функционирования туристской отрасли  в регионе, учет и анализ  изменений внешних и внутренних  факторов, влияющих на развитие  регионального туризма;

- мониторинг регионального  туристского рынка, изучение возможностей  и потребностей потенциальных  туристов;

- анализ существующей  региональной туристской инфраструктуры  и выявление возможных направлений  ее расширения и совершенствования  и т.д.

 

 

Рис. 1.1.2. Примерная структура  региональной туристской администрации (РТА)

Для выполнения обозначенных функций в структуре РТА выделяется несколько взаимосвязанных блоков (центров, отделов), каждый из которых  занимается выявлением и решением разного  рода проблем в обеспечении устойчивого  развития регионального туризма. Экспертно-аналитический  отдел по туризму занимается исследованием  общесистемных актуальных проблем  устойчивого развития туризма на региональном уровне. В тесной взаимосвязи  с ним работает научно-методический центр развития туризма, включающий правоведов, экономистов, экологов, социологов и других специалистов. Этот центр  занимается поиском и формированием  механизмов разрешения возникающих  проблем, обобщением имеющегося российского  и зарубежного опыта. Маркетинговый  центр на основе сегментирования  рынка туристских услуг, позиционирования различных видов регионального  турпродукта, мониторинга возможностей и потребностей туристов занимается планированием и осуществлением продвижения и стимулирования сбыта регионального туристского продукта на внутреннем и международном туристском рынках, а также осуществляет профессиональное управление брендом региона как центра безопасного развития туризма. Центр информации и логистики накапливает и распространяет туристскую информацию, поддерживает банк данных регионального туризма, распределяет потоки туристов с целью эффективного использования туристских ресурсов, обеспечивает технологическую и информационную поддержку программ, осуществляемых маркетинговым центром. Отдел антикризисных ситуаций определяет и изучает изменения и тенденции в структуре и процессах внешней и внутренней среды развития туризма в регионе, производит анализ и выделение факторов, способствующих или препятствующих достижению целей. Помощь малому бизнесу в составе РТА осуществляет отдел поддержки малого и среднего бизнеса, а консультационно-справочную работу с туристами и местным населением проводит консультационный отдел.

Также в структуру РТА  входит координационный совет по развитию туризма, который обеспечивает взаимодействие РТА со всеми заинтересованными  в развитии регионального туризма  сторонами (коммерческими и финансовыми  организациями, органами местного самоуправления и региональными органами власти, средствами массовой информации, общественными  организациями и т.д.). Помимо координационной  работы на региональном уровне, совет  по развитию туризма осуществляет связь  РТА с федеральными органами управления туризмом, что позволяет им оперативно получать картину основных региональных туристских проблем и оказывать  необходимую поддержку (финансовую, информационную, кадровую и т.д.). Кроме  этого, осуществляется и обратный процесс: координационный совет по развитию туризма предоставляет всю полученную информацию другим структурным элементам  РТА, осуществляя, таким образом, постоянное взаимодействие РТА и федеральных  органов управления туризмом.

Что касаемо контроля туристического развития Владимирской области, в плане  общего экономического развития выделен  отдельный раздел: "Развитие туристско-рекреационного комплекса".

Цель - развитие основных направлений  турпродукта "Малое Золотое кольцо" Владимирской области.

Основные задачи:

- количественный рост  показателей туристического комплекса; 

-  привлечение предпринимательства  для инвестирования в сферу  туризма (особенно в гостиничный  комплекс,  в предприятия общественного  питания, в продвижение сувенирной  и уникальной продукции региона);

- разработка мероприятий  по повышению привлекательности  туристических объектов области; 

- информационное распространение  турпродукта для формирования туристического интереса как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Цель работы органов государственной  власти и местного самоуправления -  поддержка и разработка механизмов содействия развитию туристического потенциала Владимирской области.

Основные задачи органов  государственной власти и местного самоуправления:

1. Совершенствование нормативно-правовой  базы регулирования деятельности  предприятий сферы туризма; 

2.  Контроль за выполнением административных предписаний по внедрению программы на местном уровне для качественной реализации

программы в целом;

3. Организация мероприятий,  способствующих разработке и  внедрению современных технологий  в туриндустрии;

4. Содействие малому предпринимательству,  желающему участвовать в инвестировании  в туристическую сферу; 

5.  Комплексное развитие  и поддержка мероприятий по  распространению турпродукта "Малое Золотое кольцо",  с вовлечением всех отраслей, сопряженных с туристическим комплексом, в рекламу турпродукта.

 Основным видом туризма  в нашей области является культурно-познавательный, который составляет около 70% от  туризма в целом.

В настоящее время показатели развития областного туризма превышают  среднероссийские,  однако не соответствуют возможностям областного туристского потенциала. Кроме того,  конкурентоспособность межрегионального турпродукта "Золотое кольцо России" может быть снижена появлением новых туристских рынков в регионах,  активно формирующих новые виды конкурентоспособного турпродукта.  Это обусловливает необходимость интенсификации создания областного турпродукта "Малое Золотое кольцо".

 

    1. Особенности экономического и социального туризма,

понятие «прямого эффекта» и «косвенного эффекта»

 

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера. В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги.

Эта категория граждан  нуждается в льготах социального  характера. К ней относятся в  первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских  домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане.  Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. Социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц.

Информация о работе Влияние туризма и рекреации на региональное развитие Владимирской области