Влияние туризма и рекреации на региональное развитие Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Современный исторический этап развития Владимирской области характеризуется постепенным выходом из затянувшегося кризиса 90-х гг. конца XX в., началом формирования новой экономической системы и попытками определения места и роли региона в составе России и мировом экономическом пространстве на базе произошедших изменений. Отсутствие государственного экономического регулирования вынуждает руководство области и частный бизнес самостоятельно решать большинство социально-экономических вопросов, самим искать источники финансирования, опираясь на местные ресурсы Владимирской области.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть
1.1. Основные тенденции развития туризма, исследование проблем
влияния туризма как вида экономической деятельности на
региональное развитие 6
Особенности экономического и социального туризма,
понятие «прямого эффекта» и «косвенного эффекта»
Методология оценки туристского влияния, особенности
казуальной методологии
Понятие и значение мультипликатора и мультипликативного
эффекта в туризме, особенности применения мультипликаторов
Практическая часть
PEST анализ
SWOT-анализ
Анализ конкурентоспособности территорий
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 177.46 Кб (Скачать файл)

 

Политические  факторы

1. Государственное (политическое) устройство: Владимирская область – это субъект РФ, входит в Центральный федеральный округ. Имеет однопалатное Законодательное собрание.

2. Туристским законодательством  занимается Комитет по вопросам  здравоохранения, образования, науки,  культуры, спорта, туризма, средствам  массовой информации, делам семьи  и молодёжи. В 2011 г. государственное  регулирование в сфере туризма  осуществлялось через мероприятия  ведомственной целевой программы  «Поддержка развития внутреннего  и въездного туризма во Владимирской  области на 2010 - 2012 гг. «Малое Золотое  кольцо». 

В области ставятся цели  совершенствования экономических, организационных, правовых и иных условий  для развития конкурентной среды.

4. Владимирская область имеет обширные и многосторонние внешнеэкономические связи. Ведущими экономическими партнерами области являются Германия, Италия, Нидерланды, Украина, Индия, Узбекистан, Франция, Чехия, Молдова. В регионе работает около 60 предприятий с иностранными инвестициями. Доля этих предприятий в общем объеме промышленного производства составляет 19%.

5.  Экологические  проблемы:

В целом по области  не улавливается 68% загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу. Около 15% проб воздуха в жилой зоне около  автомагистралей превышали ПДК. До 50% обследованных детей, проживающих  вблизи химического завода во Владимире, страдают аллергическими заболеваниями (дерматитами, конъюнктивитами, блефаритами);  
98% сточных вод сбрасывается недостаточно очищенными или без очистки. В реке Клязьма было зарегистрировано 5 случаев экстремально высокого загрязнения, когда концентрация нитритного азота достигла 51-100 ПДК, аммонийного азота – 13 ПДК, фосфатов – 16 ПДК. Из 294 очистных сооружений только на 118 обеспечивается нормативная очистка сточных вод. 
Из 230 свалок для ТБО только 79 санкционированные.

Экономические факторы

1. Центральное место в экономике занимает промышленность, особое влияние на развитие оказывает федеральный транспорт, представленный несколькими крупнейшими магистралями. Федеральное финансирование в балансе регионального бюджета достигает. Велика доля сельского хозяйства в ВРП. Региональным руководством поддерживается развитие экскурсинно-исторического и экологического туризма.

2. В области действует закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Владимирской области». В соответствии с законом российским и иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории области, предоставляются различные формы государственной поддержки, в частности, налоговые льготы, кредиты.

3. Объём валового регионального продукта (ВРП): в 2011 г. – 210130 млн.руб. или с уменьшением к ранее запланированным значениям на 2011 г. на 1,25%, в 2012  г. – 233300 млн.руб., в 2013 г. - 260000 млн.руб.;

Индекс потребительских  цен (уровень инфляции): в 2011 г. – 106,0% или с уменьшением к ранее  запланированным значениям на 2011 год на 2,04%, в 2012 г. – 105,8%, в 2013 г. – 105,0%;

4.  Состояние потребительского спроса (туристские потоки):

В 2011 году, по экспертной оценке, туристский поток во Владимирскую область сохранился на прежнем (по сравнению  с 2010 г.) уровне и составил 1,7 млн. туристов и экскурсантов. Объём услуг, оказанных  предприятиями сферы туризма (турфирмами, гостиницами, музеями, санаториями) вырос  на 5 %, составив около 3,5 млрд. рублей. Основной вид туризма во Владимирской области  – культурно-познавательный, основу которого составляют памятники белокаменного  зодчества, дошедшие до нас с XII века, и 26 музеев региона. Порядка 70 % от общего потока туристов посвящают свой досуг  именно этому направлению.

5. Владимирская область имеет обширные и многосторонние внешнеэкономические связи. Около 500 предприятий и организаций области ведут торговлю с партнерами из 96 страны мира, входящих в различные международные организации, союзы и содружества. Владимирская область обладает мощным экспортным потенциалом. Она входит в число наиболее развитых в промышленном отношении территорий России. Основу областного экспорта составляют не сырьевые товары, а продукция машиностроения.  
Спросом зарубежных партнеров пользуются локомотивы и подвижной состав, путевое оборудование, металлорежущие станки, гидравлика. Традиционными товарами областного экспорта являются также хлопчатобумажные ткани, фанера, прокат цветных металлов, электрические двигатели и генераторы, стекло, изделия из пластмассы.

Социальные  факторы

1. Демография.  Население области на 1 января 2011 г. составляет 1442,0 тыс. чел.

(1,01% от численности  населения РФ).

Доля городского населения на 1 января 2011 г. - 77,7%.

Плотность населения  на 1 января 2011 г. - 49,6 чел./кв. км.

Национальная структура  населения:

Всего в регионе  проживают представители 145 народов. Русскими называют себя 96% населения. В  процентах это примерно столько  же, сколько было в 2002 году, во время  предыдущей переписи, а вот абсолютное число русских уменьшилось почти  на 200 тысяч человек. Зато в 3-5 раз  больше стало узбеков, таджиков и  киргизов. А вот евреев, литовцев, белорусов, немцев, поляков и эстонцев, наоборот, в области стало меньше на треть.

Средний возраст  жителя Владимирской области 41,2 года.

На территории региона  с 2009 года реализуется долгосрочная целевая программа «Улучшение демографической  ситуации во Владимирской области на 2009-2012 годы» (далее - Программа), утвержденная постановлением Губернатора области  № 613 от 24.07.2009.

2. Численность экономически активного населения в ноябре 2011г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 776,1 тыс. человек, или 53,8 % от общей численности населения области. Из них  732,1 тыс. человек (94,3%) были заняты трудовой деятельностью и 44 тыс.(5,7%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организацией Труда классифицируются как безработные). Баланс денежных доходов и расходов населения. В январе-ноябре 2011 г. денежные доходы населения сложились в сумме 205439,8 млн. рублей и увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 8,5%, денежные расходы составили 202098,8 млн. руб. и увеличились на 12,2%. Превышение денежных доходов населения над денежными расходами составило 3341 млн. рублей.

 

Технологические факторы

  1. По степени инновационных возможностей Владимирская область отнесена к 14 наиболее благоприятным регионам страны. Поэтому одно из ключевых направлений развития области – применение инновационных технологий и развитие нанотехнологий.

С помощью РОСНАНО  на владимирской земле из 15 предложенных инвесторами проектов отобраны три, которые уже реализуются. Это  производство мембран, структурированного полиэтилена и выпуск теплоизоляционных  материалов. В этой и других сферах – перспективы серьезные, и возникает необходимость привлекать наукоемкие технологии.

Другая задача –  обеспечить дальнейшую интеграцию учебных  заведений области в подготовку кадров не только для Владимирской области, но и других регионов.  
       2. Вместе с развитием глобальной сети Интернет, происходит и увеличение информационных сайтов, освещающих имеющиеся возможности туризма и отдыха во Владимирской области. Используются и сугубо современные технологии туризма.

3. Проводятся многочисленные фольклорные фестивали, построен сноуборд-центр в Сновицах, также популярен у жителей Владимирской области  горнолыжный спуск «Пужалова гора» в Гороховце. 

 Областная администрация софинансирует муниципалитетам реализацию новых оригинальных туристских проектов (в 2012 году 900 тыс. рублей из бюджета области на конкурсной основе распределены между Ковровским, Гороховецким, Юрьев-Польским районами и Александровом). Новые маршруты разработаны в Собинском, Ковровском районе, в Коврове. В планах администрации Вязниковского района запустить новый маршрут для туристов «На Солнечной поляночке», который, уверена начальник управления культуры и молодежной политики администрации района Галина Бирёва, станет естественным продолжением экскурсии по Музею песни ХХ века. Здание Музея песни – это дом, где в начале ХХ века жила семья будущего знаменитого поэта-песенника Алексея Фатьянова. В этом году 39-й всероссийский фестиваль поэзии и песни «На Солнечной поляночке» в Вязниках собрал несколько сотен гостей.

4. Развиваются технологии рекламы. Благодаря рекламной кампании областной туристский бренд "Малое Золотое кольцо"  стал узнаваем и востребован.  Однако,  дальнейшее его продвижение необходимо проводить комплексно в соответствии с разработанной программой развития туристического продукта Владимирской области с акцентом на повышение качества и конкурентоспособности услуг.

Выводы: Экономическое развитие регионального туризма обусловлено такими факторами как рост численности городского населения в регионе; рост реальных доходов и соответственно покупательной способности населения; изменением структуры потребительского спроса.

В то же самое время развитие непосредственно въездного туризма  в регионе связано с туристской привлекательностью данной территории и наличием ее уникального бренда. Создание бренда территории должно происходить  на основе готовых турпродуктов, предлагаемых туристам.

При этом одним из условий  реализации этих турпродуктов является развитая туристская инфраструктура и наличие необходимых условий для реализации бренда, среди которых следует особо отметить наличие и доступность необходимой информации о существующих турпродуктах, оперативность выхода туристов на хозяйствующие субъекты туризма.

Основной проблемой для  развития туризма в области является то, что соседние области предлагают то же самое, на этом поле рынок забит  до отказа. Владимирской области становится сложно выделяться, потому что дороги, по которым проходят основные туристические  маршруты, сильно разбиты.

Близость к столице  является благоприятным условием для  развития делового, экологического, событийного, эко-туризма. Но есть минус, экологические показатели региона с каждым годом показывают всё более печальные результаты.

Активно проводятся мероприятия  событийного туризма, расширяется  гостиничная база, реализован комплекс мероприятий по поддержке и развитию туризма между муниципальными образованиями. Все более активно развивается  рекреационный туризм, появились  услуги по организации авиапрогулок, создана солидная база по активному отдыху зимой и многое другое.

Задача – помочь крупным  инвесторам, стимулируя их с помощью  федерально-целевой программы. Основная проблема - это ситуация с дорогой  от Москвы до Владимира, которая превращается в одну сплошную пробку, особенно в  выходные, «туристические» дни. Эта  проблема,  на сегодняшний день не решаема.

  • 2.2. SWOT-анализ

    Для раскрытия и оценки рисков и ресурсных возможностей в указанных аспектах применен метод SWOT-анализа, который позволит определить сильные и слабые стороны, возможности  и угрозы в экономике и социальной сфере по направлению развития туризма  и рекреации, двигаясь от угрозы (Т) к возможности (О) ее нейтрализации  через преодоление слабых сторон (W), что позволит расширить сильные  стороны (S) в указанной сфере и, соответственно, достичь стратегических целей. Итогом анализа будет аналитические выводы, раскрывающие возможные способы и меры достижения стратегических целей органами государственной власти Владимирской области. Результат представлен в таблице 2.2.1.

    Также анализу и оценке подлежат риски перспектив развития сферы туризма и рекреации  с точки зрения следующих аспектов в экономике и социальной сфере:  кадровые ограничения (таблица 2.2.2.);  возможности и ограничения регионального  бюджета (таблица 2.2.3.); возможности  и ограничения по привлечению  внешних инвестиций (таблица 2.2.4.); организационные  возможности и ограничения органов  государственного управления (таблица 2.2.5.); возможности выстраивания взаимодействия органов государственного управления с бизнес и общественными субъектами на территории области (таблица 2.2.6.).

     

    Таблица 2.2.1.

    SWOT-анализ положения Владимирской  области на рынке

    Сильные стороны (S)

    Слабые стороны (W)

    Экономическое развитие

    Экономический подъем области, выраженный в существенном росте  промышленного производства и некотором  росте инвестиций;

    Социальное развитие

    1. Низкий уровень регистрируемой  безработицы;

    2. Рост оборота розничной торговли и объемов жилищного строительства свидетельствует о положительных потребительских настроениях.

    Технологическое развитие

    1. В структуре производства  преобладают наукоемкая высокотехнологичная  отрасль - машиностроение.

    2. Благоприятное экологическое  состояние области и ее принадлежность  к регионам Золотого кольца, способствует  развитию туризма, как внутреннего,  так и въездного. 

    3. Развитая транспортная  инфраструктура способствует как  внутрирегиональной миграции населения, так и снижению транспортных расходов предприятий.

    Политическое  развитие

    Наличие и реализация программ развития региона свидетельствует  о намерениях местной власти по созданию и улучшению условий для привлечения  инвестиций и экономическому развитию региона, росту уровня жизни населения.

    Экономическое развитие

    Низкое технологическое  развитие сельскохозяйственной отрасли  делает доходы населения, занятого в  сельском хозяйстве, низкими, что снижает  платежеспособный спрос на территории региона.

    Социальное развитие

    Относительно низкий уровень  платежеспособного спроса (низкая среднемесячная номинально начисленная заработная плата, снижение величины реальных денежных доходов населения, задолженность  по заработной плате), сдерживают рост спроса на потребительских рынках.

    Технологическое развитие

    Отсутствие современных  технологий и оборудования на предприятиях преобладающих в экономике отраслей сдерживает экономическое развитие региона и объясняет относительно низкий уровень жизни в регионе.

    Политическое  развитие

    Отсутствие усилий местной  власти по стабилизации социальной обстановки, результатом чего стал резкий рост инвестиционного риска региона.

    Возможности (О)

    Угрозы (Т)

    1. Специализация региона  на наукоемких отраслях (машиностроении, приборостроении, радиоэлектронике) делает экономику региона зависимой  от инвестиций в НИОКР. Перспективой  развития этих отраслей является  выход на международный рынок  сбыта продукции. 

    2. В пищевой промышленности, перспективным является выпуск  продукции с высокой добавленной  стоимостью. Предпосылкой для развития  пищевой промышленности может  стать организация пищевых производств,  основанных на сельскохозяйственной  продукции области.

    3. Для реализации туристического  потенциала необходимо создание  туристической инфраструктуры и  активная рекламная кампания  области как в России, так и за ее пределами.

    4. Для реализации потенциала  сельскохозяйственной отрасли необходимы  инвестиции в технологии, а также  система государственной поддержки  отрасли. Перспективным являются союзы и совместные предприятия с иностранными производителями сельскохозяйственной продукции, а также организация фермерских хозяйств. 

     

    1. Специализация региона  на трех видах промышленности  делает его экономику подверженной  риску масштабного экономического  спада, связанного со стагнацией  хотя бы в одной отрасли.  Подобный спад возможен в случае  резкого снижения спроса на  продукцию данных отраслей.

    2. Риск снижения платежеспособного  спроса в результате роста  уровня безработицы, связанного  как со снижением спроса на  продукцию отраслей экономики  региона, так и со снижением  уровня образования населения.

    3. Риск снижения платежеспособного  спроса в результате увеличения  задолженности по заработной  плате на предприятиях региона.

    4. Риск усиления темпа  инфляции, вызванный как интенсивным  ростом цен производителей, так  и дисбалансом спроса и предложения  на конкретном рынке. Усиление  темпа инфляции снижает покупательную  способность населения, и соответственно, величину внутреннего платежеспособного  спроса.

    5. Риск снижения инвестиционной  привлекательности в результате  роста инвестиционного риска  региона. Рост инвестиционного  риска возможен за счет роста  как политических, социальных, экологических  рисков.  

    Информация о работе Влияние туризма и рекреации на региональное развитие Владимирской области