Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:47, реферат
Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер. Объяснить причины, условия и факторы, порождающие это социальное явление, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд вопросов, среди которых вопрос о склонности к девиантному поведению.
Девиантное поведение - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих социальную ответственность.
Анкетирование показало, что в классе все опрошенные подростки чувствуют себя комфортно. Ответы на вопросы анкеты (№8 и 9) дают возможность разделить подростков на три группы на основании удовлетворенности общением с одноклассниками. Все подростки, в соответствии и возрастными особенностями, стремятся к общению со сверстниками, но все в разной степени. Первая группа - подростки, активно взаимодействующие с одноклассниками, стремящиеся приумножить число друзей в классе (9 человек из 30, из них 4 мальчика).
Эти подростки легко находят друзей, общаются с большим числом людей каждый день в классе и имеют среди одноклассников больше друзей (в среднем, 15-16 человек в классе, с которыми эти подростки общаются каждый день, из них 7-10 друзей), чем подростки из второй группы (18 человек из 30, из них 9 мальчиков). Подростки, входящие во вторую группу менее общительны, имеют меньше друзей в классе (в среднем, 2-4 друга и 6-7 человек в классе, с которыми каждый из этих подростков общается каждый день). Эти подростки испытывают менее сильную потребность в общении с одноклассниками. И, наконец, подростки, входящие в третью группу (3 из 30, все девочки), малообщительны, имеют немного друзей в классе или совсем не имеют таковых; ежедневно они общаются с 1-2-мя одноклассниками, ведут себя скромно и стараются не выделяться. Это можно объяснить индивидуально-психологическими особенностями личности подростков, а не их плохими взаимоотношениями с одноклассников. Это подтверждает тот факт, что все опрошенные ответили на вопрос «Комфортно ли Вы чувствуете себя в классе?» положительно.
Таким образом, с помощью анкеты «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками» нам удалось проанализировать семейные взаимоотношения и условия воспитания подростков: согласно результатам анкетирования, большинство подростков оценивают свои взаимоотношения с семьей как «близкие, дружеские» (26/30), остальные - как «не очень близкие, но хорошие» (4/30). Подростков, воспитывающихся в неполной семье в три раза меньше, чем подростков из полных семей (7/30 - неполная семья, 23/30 - полная семья). Также на основании результатов анкетирования был проведен анализ взаимоотношений подростков с одноклассниками: все опрошенные подростки чувствуют себя комфортно в классе, удовлетворены общением и качеством взаимоотношений с одноклассниками (30/30); по критерию общительности, связанным с качеством взаимоотношений подростков с классом, всех опрошенных можно разделить на 3 группы: с высоким критерием общительности (9/30), со средним критерием общительности (18/30), с низким критерием общительности (3/30).
Благодаря анкетированию мы определили, что психологическая атмосфера в семье подростков и в классе, где они обучаются, является благоприятной для их нормального развития и, скорее всего, не побуждает подростков к проявлению различных форм девиантного поведения.
В результате проведения методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл) было выяснено, что все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем средний балл (коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению) у девочек немного выше, чем у мальчиков. Средняя оценка у девочек составила 7,2 балла из 19-ти возможных, а у мальчиков - 6,6 балла из 19-ти. Таким образом, девочки, согласно результатам по данной методике, более склонны к проявлению форм девиантного поведения, чем мальчики. При этом, все испытуемые набрали не более 7-ми баллов по шкале установки на социальную желательность ответов (средний балл). Это означает, что результаты данной методики можно считать достоверными.
По шкале №1 (склонность к преодолению норм и правил) наблюдаются различия в результатах у девочек и мальчиков: 76,4 % девочек набрали по данной шкале высокие баллы, это на 30,3% больше, чем у мальчиков - высокие баллы у мальчиков набрали только 46,1% испытуемых. Полученные результаты могут свидетельствовать о большей предрасположенности девочек к преодолению норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
Сравнивая данные оценки с оценками по другим шкалам, мы пришли к выводу, что, несмотря на высокие оценки по шкале №1, всех исследуемых подростков можно отнести к группе со склонностью к отклоняющемуся поведению, соответсвующей норме (по критериям данной методики). Тем не менее, стоит отметить, что более высокие оценки по всем шкалам также получили девочки (шкала №2 (склонность к аддиктивному поведению) - девочки - 17,6%, мальчики - 15,3%).
Такие результаты могут свидетельствовать о том, что девочки более предрасположенны к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем.
По шкалам №4 и 6 высокие оценки также были получены девочками, причем мальчики по этим же шкалам не получали высоких оценок вообще. По шкале №4 (склонность к агрессии и насилию) и по шкале №6 (склонность к делинквентному поведению) девочки получили высокие баллы: 17,6% и 23,5% девочек соответственно.
Полученные результаты по данным шкалам свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о склонности подростков к реализации деликвентного поведения.
Возможно, полученные результаты связаны с возрастными особенностями лиц, участвующих в исследовании (психологические особенности старших подростков).
Все полученные данные свидетельствуют о том, что старшие подростки, в частности, девочки, более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения: аддиктивное, агрессивное, делинквентное и др. Это противоречит гипотезе исследования.
В результате проведения методики «Диагностика показателей и форм агрессии» (А. Басс и А. Дарки) было выяснено, что большинство исследуемых подростков не склонны проявлять беспричинную агрессию и враждебность по отношению к окружающим. Критериями оценки агрессивности и враждебности в данной методике выступают индекс агрессивности и индекс враждебности. Индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки - ИА = 20,1 (усредненный показатель всей группы девочек); мальчики - ИА = 18,2 (усредненный показатель всей группы мальчиков)). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9,7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8,3 (усредн.)).
При этом, в процентном соотношении индекс агрессивности у 88,3% девочек имеет среднюю величину, а у 11,7% - низкую. Среди девочек высокий индекс агрессивности диагностирован не был. Индекс агрессивности у мальчиков имеет более широкий разброс: высокий - 15,4% мальчиков; средний - 46,1% мальчиков; низкий - 38,5% мальчиков. Тем не менее, все подростки, участвующие в исследовании, имеют показатели агрессивности и враждебности, соответствующие норме по данной методике.
Индекс враждебности у 23,5% девочек - высокий, у 76,5% девочек - средний. Низкого показателя враждебности диагностировано не было. Не смотря на это, у мальчиков более высокие, по сравнению с девочками, показатели враждебности: высокий - 38,5% мальчиков; средний - 61,5%; низкий - 0%.
Возможно, полученные результаты можно объяснить тем, что в данной возрастной категории, участвовавшей в исследовании (старшие подростки), такое различие между мальчиками и девочками в индексах агрессивности и враждебности связано с возрастными особенностями испытуемых. Индекс агрессивности в старшем подростковом возрасте выше у девочек, возможно, потому, что они склонны более выраженно и экспрессивно реагировать на внешние раздражители, склонны к более яркому проявлению эмоций.
Поскольку индекс агрессивности, согласно методике А. Басса и А. Дарки, складывается из показателей физической, вербальной и косвенной агрессии, можно предположить, что высокий усредненный показатель агрессивности у девочек связан с более развитыми, по сравнению с мальчиками, вербальными способностями. Т.е. девочки более склонны выражать эмоции вербально, чем мальчики. Девочки по природе своей более эмоциональны и впечатлительны, чем мальчики, а также, склонны проявлять агрессию косвенно (т.е. опосредованно). Девочки чуть реже, чем мальчики готовы применять физическую силу по отношению к другому лицу, т.е. проявлять физическую агрессию.
Более высокий индекс враждебности у мальчиков, чем у девочек, можно объяснить тем, что мальчики не склонны легко доверять окружающим, они осторожны в общении и у них, ярче, чем у девочек, проявляется тяга к соперничеству, отстаиванию своих интересов. Индекс враждебности складывается из показателей - «обида» и «подозрительность». Возможно, проявление такого рода враждебности в старшем подростковом возрасте более свойственно для мальчиков.
Обобщив все вышеизложенное, можно отметить, что в результате проведения исследования девиантного поведения старших подростков было выяснено: все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению (согласно методике СОП), причем средний балл (коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению) у девочек немного выше, чем у мальчиков (девочки - 7,2, мальчики - 6,6 балла). Индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки - ИА = 20,1; мальчики - ИА = 18,2). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9,7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8,3 (усредн.)).
Поскольку, как отмечалось ранее, коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению (методика СОП А.Орёл) является главным определяющим показателем исследования (вторым по значимости является показатель - индекс агрессивности и индекс враждебности (А.Басс - А.Дарки), то можно заключить, что согласно результатам исследования девиантного поведения у старших подростков: девочки более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения, чем мальчики. Гипотеза исследования не подтвердилась.
ВЫВОДЫ
Для проведения исследования девиантного поведения у старших подростков в качестве испытуемых было выбрано 30 подростков разного пола, в возрасте 14-15 лет, обучающихся в МОУ СОШ №37 г. Иркутска, 8А класс.
В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, психодиагностика.
Анкетирование. Нами была составлена анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками», которая помогает определить насколько комфортно чувствует себя подросток в семье и в классе, т.е. качество взаимоотношений подростка с семьей, с одноклассниками. Данная анкета дает возможность определить, является ли благоприятной для подростка психологическая атмосфера в его семье и в классе, где он обучается.
Психодиагностика. Использованы следущие методики:
.Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл);
.Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки).
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Опросник А. Басса и А. Дарки предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.
С помощью метода анкетирования нам удалось:
.Проанализировать семейные
взаимоотношения и условия
.Проанализировать
Благодаря анкетированию мы определили, что психологическая атмосфера в семье подростков и в классе, где они обучаются, является благоприятной для их нормального развития и, скорее всего, не побуждает подростков к проявлению различных форм девиантного поведения.
В результате проведения методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл) было выяснено, что все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем средний балл у девочек немного выше, чем у мальчиков (7,2 балла и 6,6 балла соответственно). Таким образом, девочки, согласно результатам данной методики, более склонны к проявлению форм девиантного поведения, чем мальчики.
В результате проведения методики «Диагностика показателей и форм агрессии» (А. Басс и А. Дарки) было выяснено, индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки - ИА = 20,1; мальчики - ИА = 18,2). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9,7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8,3 (усредн.)).
Таким образом, согласно результатам исследования девиантного поведения у старших подростков: девочки более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения, чем мальчики. Гипотеза исследования не подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер. Изучение механизмов возникновения и способов предупреждения девиантного поведения стало насущной проблемой. На наш взгляд, важной задачей является диагностика склонности к проявлению девиаций у подростков, так как именно в этой возрастной категории начинают появляться различные формы девиантного поведения.
Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) - это социально значимые отклонения от принятых стандартов, определяющие прогрессивный вектор эволюционного развития общества. Созидательные девиации необходимы, чтобы общество было гибким и готовым к переменам.
Информация о работе Девиантное поведение у старших подростков