Исследование внешней маркетинговой среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 03:06, курсовая работа

Краткое описание

Все вышеизложенное обусловливает актуальность изучения темы исследования внешней маркетинговой среды предприятия.
цель работы – изучить факторы анализа внешней среды предприятия на примере ОАО «Дальсвязь».
Для решения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
-определить понятие внешней среды организации и определить основные факторы, влияющие на неё;
- изучить внешнюю среду на примере ОАО «Дальсвязь» на макро- и микроуровне;
-выделить угрозы и возможности предприятия;
-построить профиль среды и графический профиль для ОАО «Дальсвязь»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретические основы понятия внешней маркетинговой среды организации………………………………………………………………………..5
1.1Основные понятия маркетинговой среды……………………………………5
1.2 Макросреда маркетинга……………………………………………………....9
1.3 Микросреда маркетинга……………………………………………………..11
Глава II Практическое исследование внешней маркетинговой среды ОАО «Дальсвязь»……………………………………………………………………....14
2.1 Анализ макроокружения и микроокружения……………………………...15
2.2 Возможности ОАО "Дальсвязь"……………………………………………25
2.3 Возможные угрозы…………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………....27
Список литературы………..…………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в  г. Обнинске

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: « Маркетинг»

Тема: «Исследование внешней маркетинговой  среды предприятия»

 

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса

заочного отделения

специальность: «Финансы и кредит»

Темиржанова А.И

Проверил: к.э.н

Тенякова О.А

 

 

 

 

Обнинск – 2012 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Теоретические основы понятия внешней маркетинговой среды организации………………………………………………………………………..5

1.1Основные  понятия маркетинговой среды……………………………………5

1.2 Макросреда маркетинга……………………………………………………....9

1.3 Микросреда маркетинга……………………………………………………..11

Глава II Практическое исследование внешней маркетинговой среды ОАО «Дальсвязь»……………………………………………………………………....14

2.1 Анализ макроокружения и микроокружения……………………………...15

2.2 Возможности ОАО "Дальсвязь"……………………………………………25

2.3 Возможные угрозы…………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………....27

Список литературы………..…………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Все изменяется в окружающем нас мире и в нас самих. Для нашей страны последние десятилетия XX века характеризовались постоянной чередой политической, социальной стабильности с периодами неустойчивости, экономических спадов и взлетов, финансовых и валютных потрясений. Настоящее время – это время технологических переворотов, появление принципиально новых инноваций, приводящих к моральному устареванию больших групп традиционных изделий, быстрые и радикальные изменения в соотношении сил конкурентов.

Любая организация находится и  функционирует в среде и чтобы  выжить и развиваться в современных  условиях организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Первоначальным этапом и информационной основой стратегического управления является исследование внешней среды фирмы, то есть системный сбор и анализ информации о ней. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Все вышеизложенное обусловливает  актуальность изучения темы исследования внешней маркетинговой среды  предприятия.

цель работы – изучить факторы  анализа внешней среды предприятия на примере ОАО «Дальсвязь».

Для решения поставленных целей  необходимо решить следующие задачи:

-определить понятие внешней  среды организации и определить  основные факторы, влияющие на  неё;

- изучить внешнюю среду на  примере ОАО «Дальсвязь» на макро-  и микроуровне;

-выделить угрозы и возможности  предприятия;

-построить профиль среды и  графический профиль для ОАО  «Дальсвязь»;

-сравнить графический профиль  среды  с идеальным.

Объект изучения - внешняя среда ОАО «Дальсвязь», крупнейший оператор телекоммуникационных услуг в Дальневосточном федеральном округе.

 Предметом работы явились теоретические и практические основы изучения внешнего влияния на организацию.

Методы исследования: анализ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические основы понятия внешней маркетинговой среды организации.

1.1 Основные понятия маркетинговой среды

 

Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы.

Все происходящие в маркетинговой среде изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми. Она способна преподнести крупные неожиданности и тяжелые удары. Так что фирма должна внимательно следить за всеми изменениями среды, используя для этого и маркетинговые исследования, и имеющиеся в ее распоряжении возможности сбора внешней текущей маркетинговой информации.

Любое предприятие действует и достигает успеха не в безвоздушном пространстве, а в определенной окружающей среде.

С точки зрения маркетинга, факторы окружающей среды, создающие совокупность условий существования предприятия, могут зависеть в той или иной мере (контролируемые) или быть полностью независимыми от самого предприятия (неконтролируемые).

Таким образом, маркетинговую среду маркетинга можно разделить на две части:

  • внешняя среда маркетинга;
  • внутренняя среда маркетинга.

 

 

 

 

Факторы внешней среды подразделяются на:

  • микросреду;
  • макросреду.

В отличие от факторов микросреды, которые, воздействуя на предприятие, одновременно испытывают встречное влияние с его стороны, воздействие на предприятие сил макросреды носит односторонний характер и предприятие должно приспособиться к ним.[1. с 205]

Успешное существование предприятия возможно лишь при условии достаточного знания окружающей среды.

Характеризуя содержание и принципы маркетинга, можно привести следующую схему (рис. 1), понимать которую надо следующим образом. Рынок – это море. На волнах рынка находятся потребители, поведение которых на рынке характеризует вектор их потребностей. Вектор потребностей для разных потребителей имеет разные направленность и величину. Он подвержен частым изменениям. Рынок является нашим шефом (начальником), и, выходя на него (идя на прием к шефу), надо хорошо подготовиться. Потребитель – это наш король, повелитель, любые требования которого мы должны безоговорочно выполнять.

 

 

Рис. 1 Иллюстрация концепции маркетинга

Над потребителями расположены  конкуренты, которые стараются вовлечь  потребителей в сферу своих интересов  и наилучшим образом удовлетворить  их потребности.

Таким образом, маркетинг – это  процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности, и получение компанией прибыли, необходимой для ее существования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем (рис. 2).

Рис. 2 Взаимодействие производителей и потребителей

Здесь следует обратить внимание на два обстоятельства. В стрелочке, направленной на запросы потребителей, используется термин «блага», а не продукт, товар. Это обусловлено тем, что  потребитель прежде всего ценит не продукт как таковой, а те блага, выгоды, конечный результат, которые получаются при использовании купленного продукта. Производитель электродрели при проведении рекламной компании скорее всего должен сделать акцент не на саму дрель, а на те отверстия, которые могут быть получены в результате ее применения. Для автолюбителя важным является не химический состав моторного масла, а условия и результаты его применения.

Далее следует подчеркнуть существенное различие между понятиями «потребитель» и «покупатель», зачастую используемыми в литературе по маркетингу как синонимы. В жизни эти понятия могут и совпадать, и нести разную смысловую нагрузку. Например, женщина зашла в магазин и купила в нем что-то из одежды для себя. В данном случае оба эти понятия совпадают. Но если эта женщина купила что-то для своего мужа, ребенка, то она является только покупателем, а потребителями являются другие лица. Подобные примеры можно привести и для продукции производственно-технического назначения. Очевидно, что деятельность по продвижению продуктов должна быть направлена, в разных пропорциях и разного содержания в зависимости от специфики продукта, как на потребителей, так и на покупателей.

Рис. 2 можно представить в более сложном виде: опосредующую роль маркетинга подчеркнуть специально, выделив комплекс маркетинга, а запросы потребителей отразить в виде сегментов рынка и окружить все это внешней средой маркетинга (рис. 3).

Рис. 3 Внешняя среда и комплекс маркетинга

Рассмотрим более подробно элементы данной схемы.

Процесс согласования запросов потребителей и возможностей организации протекает  в определенной внешней среде, в  которой осуществляется маркетинговая  деятельность. [14. с105]

Внешняя среда маркетинга характеризует  факторы и силы, внешние по отношению к маркетингу, которые влияют на возможности организации устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями. Эти факторы и силы не подвластны прямому управлению со стороны организации.

 

 

 

 

1.2 Макросреда маркетинга

 

Внешнюю среду организации, как правило, разделяют на макросреду и микросреду.

Макросреда касается всей ситуации в бизнесе – среде города (страны, региона), ее характерные особенности влияют на деятельность всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и специфики продукции, предлагаемой на рынке (и для частной парикмахерской, и для крупного производителя продуктов питания, и для пятизвездочного отеля) и микросреды.

Внешняя маркетинговая среда отличается значительной подвижностью и, как правило, неподвластна активному воздействию со стороны отдельной фирмы.

Анализ внешней макросреды маркетинга представляется важным не только в процессе поиска наиболее выгодных и оптимальных для бизнеса сегментов рынка, но и при разработке оперативных и стратегических планов деятельности фирмы на уже освоенных рынках.

К макросреде относятся более широкие социальные факторы, которые влияют на микросреду:

  • социальные;
  • демографические
  • экономические;
  • экологические и природно-географические;
  • научно-технические;
  • политико-правовые;
  • культурные.

Рассмотрим эти факторы более подробно.

Так, демографические факторы определяются демографической средой, которая является одной из важнейших для маркетолога, поскольку эта среда во многом определяет будущий спрос. Демография – это наука, изучающая народонаселение: численность, плотность, деление на группы по возрасту, полу, расе и другим статистическим признакам. Демографические факторы – это численность населения, его плотность; территориальное размещение; возрастная структура, рождаемость, смертность; количество браков и разводов; этническая и религиозная структура населения.

Экономическая среда состоит из факторов, которые влияют на покупательские способности населения и характер покупок.

Экономические факторы – это экономическое положение страны (региона); покупательская способность граждан; динамика и структура потребления; финансовое, валютное, кредитное положение страны. Специалисты по маркетингу должны быть в курсе главнейших тенденций в изменении доходов населения, т. к. общая покупательная способность населения определяется текущими доходами, наличием сбережений и уровнем цен.

Природно-географические и экологические факторы представлены главным образом климатическими и ресурсными условиями конкретного региона. В этой части внешней макросреды маркетинга имеет большое значение задача обеспечения экологической защиты при организации и ведении бизнеса, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Технологическая среда – это самая мощная сила, которая воздействует на все технические возможности организации. Научно-технические факторы – это темпы и масштабы научно-технических и технологических изменений; интенсивность инноваций; инновационный потенциал организации и ее основных конкурентов; требования к безопасности нововведений; размеры затрат на НИОКР1; квалификация персонала.

Политико-правовая среда включает в себя законодательные факторы, влияющие на деятельность организации. Политико-правовые факторы – это политические институты в стране и их развитость; состояние законодательства, регулирующего экономическую и хозяйственную деятельность; последствия влияния внешнеэкономической политики на конкуренцию и спрос на внутреннем рынке; влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органами.

Социальные факторы характеризуются положением отдельных социальных слоев общества, распределением его по принадлежности к различным классам, степенью полюсности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровнем социальной стабильности или взрывоопасное, характером социальных конфликтов и социальной борьбой и т.д.

Культурные факторы во многом определяют индивидуализацию запросов потребителей по отношению к товарам и услугам. Они связаны с такими характеристиками, как уровень образования и профессия, степень приверженности основным традиционным культурным ценностям, религиозные представления, отношение к мирозданию, природе, обществу, отношение к самим себе, подверженность влиянию субкультурных факторов и референтных групп2, жизненная позиция, стиль и образ жизни и т.д. [16. 178c]

 

1.3 Микросреда маркетинга

 

Микросреда характеризует параметры и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес (например, характеристика рынка хлопчатобумажных тканей или рынка гостиничных услуг). К микросреде относятся силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов:

Информация о работе Исследование внешней маркетинговой среды предприятия