Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – исследование конкурентных возможностей компании ТОО «Караганды-Нан».
Исходя из вышеуказанной цели, перед нами стоят следующие задачи:
1. сформировать четкое представление о хлебобулочной отрасли Карагандинской области;
2. определить конкурентные преимущества и недостатки предприятия ТОО «Караганды-Нан»;
3. определить предпочтительную стратегию действий предприятия ТОО «Караганды-Нан».
Обычно барьеры выхода включают следующие обстоятельства: - инвестиции в оборудование не имеют альтернатив их использования и, если компания оставит отрасль, их надо списывать; - высокая фиксированная стоимость выхода из-за выплат увольняемым рабочим; - эмоциональное тяготения к отрасли; - стратегические взаимоотношения между СЗХ, например, соображения синергизма или интеграции между ними; - экономическая зависимость от отрасли: например если компания недиверсифицирована, она вынуждена остаться в отрасли.
Между отдельными факторами конкуренции существует определенная взаимосвязь (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Спрос и барьеры выхода как аргументы благоприятных возможностей и угроз в консолидированной отрасли
Силы конкуренции, действующие на фирму в отрасли, эволюционируют в течение жизненного цикла отрасли. Быстрый рост отрасли ослабляет конкурентные силы. На этой стадии имеются благоприятные возможности для экспансии и захвата рыночных сфер. Угроза конкуренции, особенно ценовой, возрастает в период замедления роста. В стадии зрелости угрозы конкуренции спадают и имеется возможность ограничить ценовую конкуренцию за счет согласия ценовых лидеров. Поэтому в этой стадии наблюдается относительно высокая прибыльность. Неценовая конкуренция может играть большую роль на этой стадии и она важна для компаний, использующих преимущества дифференциации продукции. Ситуация меняется в стадии спада. Конкуренция особенно растет, если высоки барьеры выхода, прибыль падает и существенна опасность ценовой войны.
Третьей портеровской силой является возможность покупателей "торговаться". Она представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качестве или сервисе. Слабые покупатели, наоборот, допускают рост цен и повышение прибыли. Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях: - когда поставляющая отрасль состоит из многих малых компаний, а покупателей мало и они большие, - когда покупатели делают закупки в больших количествах, - когда отрасль зависит от покупателей в большей части своей деятельности, - когда покупатели могут выбирать между снабжающими отраслями по критерию минимума цен, что увеличивает ценовую конкуренцию в отрасли, - когда экономически для покупателей приобретения у разных компаний рассматриваются как единое целое, - когда покупатели используют угрозу реализации своего снабжения путем вертикальной интеграции.
Четвертой конкурентной силой выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а следовательно,и прибыль. Альтернативно - слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в следующих случаях:
- когда поставляемый продукт имеет мало заменителей и он важен для компании;
- когда компании отрасли
- когда поставщики поставляют такие продукты, что для компаний дорого переключаться с одного вида на другой;
- когда поставщики используют
угрозу вертикальной
- когда покупающие компании
неспособны использовать
Пятой конкурентной силой является
угроза появления заменяющих продуктов.
Существование полностью
Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний. Для изучения относительных конкурентных позиций фирм, действующих в отрасли, используются процедуры графической стратегической группировки.
Компании в одной
Процедура конструирования карты стратегической группировки и отнесения фирм к той или иной стратегической группе состоит в следующем:
1. Идентифицируются конкурентные характеристики, которые дифференцируют фирмы отрасли (цены, качество, география деятельности, степень вертикальной интеграции, диапазон продуктов и т.д.).
2. Положение фирм наносится на двухкоординатный график (по парам выбранных характеристик).
3. Отмечаются фирмы, попадающие в одну стратегическую область.
4. Отличается доля каждой группы
в полном объеме продаж
Таким образом, строится двумерная карта стратегической группировки отрасли (рис.1.3).
Рис. 1.3 Карта стратегических групп в пивоваренной промышленности США
При построении карт стратегической группировки надо соблюдать следующие правила: основные переменные по осям координат не должны коррелировать между собою; эти переменные должны отражать существенные отличия конкурентов; эти переменные должны носить дискретный характер; площади обозначений фирм должны отражать их относительную долю продаж в отрасли; если существенных переменных больше двух, целесообразно построить несколько карт.
Чем ближе расположены различные стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Хотя фирмы в одних и тех же стратегических группах - ближайшие соперники, следующие ближайшие по рангу соперники - в ближайших группах. Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты - лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она принуждена все время находиться в защитной позиции.
Определение стратегий конкурентов проводится с помощью табл. 1.3.
Обобщение сведений о целях и
стратегии конкурентов с
Для того, чтобы оценить будущие позиции фирм в конкуренции, надо сконцентрировать внимание на их потенциальных возможностях улучшить свое положение на рынке. Агрессивные конкуренты являются источниками новых стратегических инициатив. Удовлетворенные соперники продолжают свою нынешнюю стратегию с небольшой точной подстройкой. Беспокойные и бедствующие соперники могут перейти к свежим стратегическим действиям нападающего или защитного плана. В этой связи полезно представить себя на месте менеджеров этих компаний и предположить их возможные действия.
Таблица 1.3
Составляющие целей и
Область конкуренции |
Стратегические претензии |
Цели по размерам рынка |
Конкуренция позиция/ситуация |
Стратегическое поведение |
Конкурентная стратегия |
Локальная Региональная Национальная Многонацио-нальная Глобальная |
Быть господствующим лидером Превзойти существующего лидера отрасли Войти в лидирующую пятерку Войти в первую десятку Подняться на одну или две ступени в рейтинге Превзойти конкретного соперника (не обязательно лидера) Сохранить позицию Только выживание |
Агрессивная экспансия путем приобретений и внутреннего роста Экспансия путем внутреннего роста Экспансия путем приобретений Сохранение существующей доли Расширение рынка с целью
получения кратковремен-ной |
Хватающий здоровяк, находящийся в движении Хорошо защищающийся, способный удержать существующее Держится в середине своры Пытающийся усилить позицию Отбивающийся, теряющий почву Отступающий на защитную позицию |
В основном нападение В основном защита Комбинации защиты и нападения Агрессивное, рисковое Консервативный последователь |
Стремление к ценовому лидерству Фокусирование на рыночных нишах Преследование, основанное на дифференциации: по качеству, сервису, технологии, диапазону, товаров, имиджу, другим качествам |
Ключевые факторы успеха (КФУ) - главные определители финансового и конкурентного успеха в данной отрасли.
Их идентификация - один из главных приоритетов разработки стратегии.
Они могут служить краеугольными камнями построения стратегии, однако они могут меняться от отрасли к отрасли.
Обычно для отрасли характерны три-четыре таких фактора, а из них один-два наиболее важны, и задачей анализа является их выделение.
Ниже перечислены типы КФУ и их составляющие.
1. Факторы, связанные с
- компетентность в научных
- способность к инновациям в производственных процессах;
- способность к инновациям в продукции;
- роль экспертов в данной технологии.
2. Факторы, связанные с
- эффективность низкозатратного производства (экономия на масштабе производства, эффект накопления опыта);
- качество производства;
- высокая фондоотдача;
- размещение производства, гарантирующее низкие издержки;
- обеспечение адекватной
- высокая производительность
- дешевое проектирование и
- гибкость производства при изменении моделей и размеров.
3. Факторы, связанные с
- мощная сеть дистрибьюторов /дилеров;
- возможность доходов в
- собственная торговая сеть компании;
- быстрая доставка.
4. Факторы, связанные с маркетингом:
- хорошо испытанный, проверенный способ продаж;
- удобный, доступный сервис и техобслуживание;
- точное удовлетворение
- широта диапазона товаров;
- коммерческое искусство;
- притягательные дизайн и
- гарантии покупателям.
5. Факторы, связанные с
- выдающиеся таланты;
- "ноу-хау" в контроле качества;
- эксперты в области
- эксперты в области технологии;
- способность к точной ясной рекламе;
- способность получить в
6. Факторы, связанные с
- первоклассные информационные системы;
- способность быстро
- компетентность в управлении и наличие управляющих "ноу-хау".
7. Другие типы КФУ:
- благоприятный имидж и
- осознание себя, как лидера;
- удобное расположение;
- приятное, вежливое обслуживание;
- доступ к финансовому капиталу;
- патентная защита;
- общие низкие издержки.
Кроме того, следует сделать общую оценку привлекательности отрасли (см. курс "Основы менеджмента").
1.3 Анализ внутренней среды (ситуационный анализ)
Отраслевой и конкурентный анализ касался внешнего окружения компании. Цель ситуационного анализа - оценить стратегическую ситуацию для конкретной компании в таком окружении. Он должен ответить на следующие вопросы:
- как хорошо работает
- что является для компании
сильными, слабыми сторонами,
- может ли компания
- насколько сильны конкурентные позиции компании?
- какие стратегические действия создают лицо компании?
Содержание стратегии компании одиночного бизнеса отражено на рис. 1.4. Прежде всего следует понять, какой же стратегии придерживается компания:
- низкоценового лидерства,
- отличий от соперников,
- фокусировки на узких группах
потребителей или
Следующей характеристикой конкурентной обстановки в отрасли является степень вертикальной интеграции и географический масштаб рынка. Следует исследовать вспомогательные стратегии в производстве, маркетинге, финансах, применении рабочей силы.
Дополнительно следует проанализировать последние действия компании, которые интегрируются в стратегию фирмы и могут обеспечить частные конкурентные преимущества и/или улучшить конкурентную позицию.
Наиболее очевидными индикаторами стратегической деятельности являются следующие положения:
Информация о работе Исследование конкурентных возможностей фирмы