Классификация различных типов семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:42, реферат

Краткое описание

В Украине, как и в большинстве других стран СНГ, люди видят себя в первую очередь через свои роли в семье . Они думают о себе как о женах, мужьях, дочерях, отцах, дедушках и т. д. Через свою роль в семье определяют себя почти 80% населения в Украине.
Второй важной областью личностной идентификации является социальный статус человека, определяемый через положение человека в системе трудовых отношении – «пенсионер», «студент», «домохозяйка». Украина отличается от других стран СНГ довольно высокой значимостью для людей своего должностного положения: 11% респондентов сказали, что думают о себе в первую очередь как о «начальнике», «руководителе». Такая значимость должностного положения была обнаружена лишь в Узбекистане,: в остальных странах СНГ она почти в два раза ниже.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения потребительского поведения
1.1. Классификация потребителей
1.2. Основные факторы, определяющие поведение потребителей.
ГЛАВА 2. Исследование потребительского поведения различных типов семей
2.1 Анализ различных типов семей и их потребительского поведения
ГЛАВА 3. Основные тенденции потребительского поведения семей в Украине
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация различных типов семей.docx

— 41.36 Кб (Скачать файл)

Классификация различных типов  семей (с учётом неполных семей и  семей, состоящих из нескольких поколений) и описание их типичного потребительского поведения

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения потребительского поведения

 1.1. Классификация потребителей

1.2. Основные факторы, определяющие  поведение потребителей.

ГЛАВА 2. Исследование потребительского поведения различных типов семей

2.1 Анализ различных типов  семей и их потребительского  поведения

ГЛАВА 3. Основные тенденции потребительского поведения семей в Украине

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Потребители и осуществляемые ими расходы играют очень важную роль в современной рыночной экономике, называемой также "экономикой потребления". В последние годы потребительские  расходы в развитых странах превышают  половину ВВП.

 

Их усиливающаяся роль обусловливает важность анализа  поведения потребителей и определения  факторов, воздействующих на это поведение, с целью дальнейшего прогнозирования  уровня расходов.

 

Одной из важных задач современных  социологических исследований является изучение противоречий, характеризующих  систему детерминации потребительского поведения человека. В процессе творческой деятельности люди создают все новые  и новые товары, услуги, которые  обеспечивают многообразие удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Современный человек не может  существовать без разносторонней, многоэлементной  по содержанию системы потребления. Ее важнейшей особенностью является то, что она уже для многих людей  выходит за рамки приобретения самых  необходимых для жизни продуктов  питания, предметов промышленного  производства.

 

Практически все естественные природные побудители потребительского поведения заменяются системой социального  воздействия, определяющей содержание конкретных потребностей и интересов  человека. Эта тенденция распространяется как на предметы первой необходимости, так и на те, с помощью которых  человек повышает степень комфортности своей жизни. В связи с этим актуальной проблемой становится выяснение  особенностей влияния современных социальных факторов повседневной жизни человека на его потребительское поведение.

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения потребительского поведения

 1.1. Классификация потребителей

Потребительское поведение  — это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор  товаров с учетом цен и личного  бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены — на количество покупаемых товаров. Это  влияние прослеживается через особенности  потребительского поведения, которое  учитывает предприниматель в  ценовой политике.

Потребители – отдельные  граждане, семьи, фирмы, общественные организации  и государственные учреждения, которые  испытывают различные нужды и  обладают определенными потребностями.

 Можно выделить пять  типов потребителей, существенно  различающихся по своим поведенческим  стратегиям на рынках.

1. Индивидуальные потребители,  то есть такие, которые приобретают  товары исключительно для своего  личного пользования. Так поступают  одинокие и живущие отдельно  от семьи граждане. Их доля  составляет в Росси около 1/5 всего взрослого населения. До  полвины «индивидуалов» - это пожилые женщины, треть – молодые люди, преимущественно мужчины, до 30 лет. Также индивидуально, как правило, приобретается одежда, обувь, личные вещи (за исключением подарков). Прежде всего, индивидуальные потребители интересуются потребительскими качествами товара: полезностью, относительной ценой, внешними данными, внутренней упаковкой. Доходы большинства индивидуальных потребителей в России невелики. Так что, несмотря на большое количество клиентов, объем рынка товаров для «индивидуалов» в России довольно узок.

2. Семьи или домохозяйства  – основной тип потребителя  продуктов питания и непродовольственных  потребительских товаров, за исключением  одежды и личных вещей. Решения  принимаются либо супругами совместно,  либо главой семьи. Родители  принимают решения за детей,  не достигших 12 лет. Мнения  детей в возрасте 12 - 18 лет учитываются,  а по отдельным вопросам даже  могут стать решающими. Мнение  женщин являются решающим при  осуществлении повседневных покупок,  приобретении бытовой техники,  одежды. Мужчины в большей степени  принимают решения о покупке  инструментов, компьютеров и автомобилей.  Решения относительно приобретения  жилья, мебели, отдыха, аудио, видеоаппаратуры  принимаются совместно. Выбор  магазина и конкретной модели: за мужем – около 60 %, за женой  – 20 %, решают вместе – более  20 %. В хорошо обеспеченной семье  муж принимает решения о 85 % покупок.

3. Посредники осуществляют  закупки не для потребления,  а для последующей перепродажи.  Посредники занимаются как потребительскими, так и товарами промышленного  назначения. Их в основном интересует  не потребительские качества  товара, а их меновые характеристики  – спрос, абсолютная цена, рентабельность, скорость обращения, транспортная  упаковка, срок хранения. В то  же время они, как правило,  являются более профессиональными  покупателями, чем семьи и индивидуальные  потребители, а спектр товаров,  на которые они предъявляют  спрос, может быть как весьма  широк, так и очень узок.

4. Снабженцы или представители  фирм принимают решения о покупке  товаров промышленного назначения. Это, как правило, большие профессионалы  узкого профиля, знающие товар  не хуже, а возможно, даже лучше  самих производителей. Обычно процесс  покупки, начиная с осознания  проблемы и заканчивая оценкой  работы поставщика, подвергается  четкой формализации. При этом  учитывается всё, что только  может быть уточнено: цена и  качественные характеристики каждого  изделия, оперативность поставок  и транспортные расходы, полнота  ассортимента, репутация производителя,  квалификация персонала, консультации  и справочная литература, быстрота  реакции на пожелания клиента,  возможность получения кредита  или рассрочки платежа.

5. Чиновники или ответственные  лица государственных и общественных  учреждений, как правило, - профессионалы  широкого профиля. Особенность  этого рынка заключается в  том, что чиновники расходуют  не собственные, а общественные  средства, и процедура эта формализована  и бюрократизирована.

1.2. Основные факторы, определяющие поведение потребителей.

 Изучение поведения  потребителей имеет главной своей  целью понимание их потребностей  для обеспечения их наиболее  полного удовлетворения. Можно выделить  два подхода к изучению потребностей.

 Первый подход к  изучению потребностей заключается  в познании законов развития  общественных потребностей с  доведением этого познания до  такой степени конкретности, которая  давала бы возможность заранее  предвидеть структуру потребностей  будущего. Формируясь под воздействием  субъективных и объективных факторов, человеческие потребности являются  только относительно индивидуализированными  и предопределяются развитием  общественного производства и  условиями жизни. При их изучении  решающую роль играют развития  производительных сил общества, научно-технического прогресса,  изменений социальных отношений  и социальных институтов.

 Одним из главных  направлений этого подхода является  выявление социально-экономических  законов, определяющих формирование  потребностей. В соответствии с  этими законами растет общий  объем потребностей, выражающийся  в увеличении объема потребляемых  благ и услуг, улучшается структура  потребностей, что проявляется в  повышении доли нематериальных  потребностей по сравнению с  материальными, духовных по сравнению  с физическими.

 Трудности определения  потребностей на основе законов  их возникновения и развития, обусловленные во многом недостаточной  изученностью этих законов, в  значительной мере преодолеваются  при использовании второго подхода.

 Поведенческий подход  заключается в изучении субъективных  форм проявления законов развития потребностей. Составляются прогнозы развития потребностей на основе реального поведения потребителей с последующим агрегированием данных.

 С этой целью изучаются  оценки отдельными потребителями  различных благ, а также планы  покупок на будущее, спрос на  отдельные товары и услуги  и его измерение под воздействием  различных факторов, величина имущества  населения, структура и объем  реализованных товаров и услуг.  Принципиальные трудности возникают  при выявлении будущих предпочтений, особенно качественно новых потребностей.

Поведение потребителей на рынке, характер покупок определяются их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами.

 Личностные факторы  включают в свой состав возраст,  стадию жизненного цикла семьи,  род занятий, экономическое положение,  стиль жизни, тип личности и  самопредставление.

 Жизненный цикл семьи  – совокупность отдельных стадий, которые проходит семья в своем  развитии с момента своего  создания.

 Стадии жизненного  цикла:

 Холостяки (молодые  самостоятельные люди, живущие отдельно  от родителей);

 Молодая семья без  детей;

 «полное гнездо»-1 (младшему  ребенку меньше 6 лет);

 «полное гнездо»-2 (младшему  ребенку 6 и более лет);

 «полное гнездо»-3 (семейная  пара с независимыми детьми);

 «пустое гнездо»-1 (дети  живут отдельно от родителей,  глава семьи работает);

 «пустое гнездо»-2 (глава  семьи вышел на пенсию);

 живым остался один  из родителей, который работает;

 живым остался один  из родителей, который вышел  на пенсию;

 Очевидно, что для разных  стадий жизненного цикла семьи  потребности в питании, одежде, жилье, отдыхе являются разными.  Различны и возможности их удовлетворения.

отребителей измеряется путем использования вопросников, порой до 25 страниц. В этих вопросниках потребителей просят определить степень своего согласия или несогласия с утверждениями, ряд из которых приводится ниже:

 я являюсь человеком,  который все тщательно планирует;

 я в поиске развлечений  я обычно покидаю свой дом;

 я получаю удовольствие, наблюдая спортивные состязания  по телевизору;

 Тип личности характеризуется  такими чертами, как уверенность,  независимость, агрессивность, адаптивность, социальность.

 Уверенный человек  – человек, который знает что  ему нужно, не знает сомнений  ни в чем;

 Влиятельный – воздействует своим поведением на других;

 Независимый – имеет собственное мнение, на которое трудно повлиять;

 Непостоянный – не имеет своих вкусов, мнений;

 Почтительный – может себя ограничивать во всем;

 Властолюбивый – тот,  который властвует как на работе, так и в семье, сделает покупку  сам и подтолкнет своих друзей;

 Настороженный – очень осторожно, подозрительно относится ко всему;

 Агрессивный – если  ему понравится товар, то он  сделает все для того, чтобы  его получить, бурно реагирует  по любому поводу;

 Сдержанный – владеющий собой, умеющий сдерживаться; ровный, без резкостей;

 Нетребовательный – предъявляющий высокие требования к товару, очень разборчивый.

 Культурные факторы  включают в свой состав культуру, субкультуру и принадлежность  к общественному классу. Маркетологу  весьма важным является иметь  преставления об изменениях культурных  факторов, чтобы ответить на них  предложением новых продуктов.

 Под культурой понимается  совокупность основных ценностей,  понятий, желаний и поведения,  воспринятых членом общества  от семьи и других общественных  институтов.

 Субкультура – группа  людей с общей системой ценностей,  основанной на общих жизненном  опыте и ситуациях. Например, национальные, религиозные группы. При проведении маркетинговых исследований в данной области, прежде всего, ищутся ответы на вопросы: «Связано ли использование какого-то товара с определенной группой?», «Владение какими потребительскими товарами, собственно дает основание отнести потребителя к представителям определенной культуры, субкультуры?»

 Общественный класс  – относительно упорядоченная  и стабильная общественная группа, члены которой обладают общими  ценностными, интересами и поведением. Здесь наиболее часто исследуются  вопросы: «Является ли данная  группа товара или конкретная  марка символом принадлежности  к какому-то социальному классу, социальной группе?»

 Социальные факторы  включают в свой состав малые  группы, подразделяющиеся на группы  членства, референтные группы, семью, социальные роли и статус.

 Группа членства –  группа, к которой принадлежат  определенные личности и которая  оказывает непосредственное влияние  на их поведение.

 Референтная группа – группа, по которой личность осуществляет прямое или косвенное сравнение при формировании своих отношений и линий поведения. В референтной группе может существовать «лидер мнения», который оказывает сильное влияние на других членов группы. Особенно важным является изучение мнений членов референтной группы при выпуске нового товара.

Информация о работе Классификация различных типов семей