Конкурентоспособность турфирмы «1001 тур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование и оценка конкурентоспособности турфирмы и разработка рекомендаций по ее повышению.
Задачами в курсовой работе являются изучение:
- изучение понятия конкурентоспособности предприятия;
- рассмотрение особенностей конкуренции на туристическом рынке;
- краткая характеристика предприятия «1001 тур»;
- рассмотрение внешней и внутренней среды «1001 тур»;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маркетинг конк.docx

— 72.87 Кб (Скачать файл)

Идея стратегических групп конкурентов помогает сделать  процесс исследования конкурентов  более управляемым. Так, различные  конкуренты должны быть подвергнуты  определенному анализу. Те, кто оказывает  или мог бы оказать существенное влияние на деятельность фирмы, исследуются  особенно тщательно.

Сбор всех данных, необходимых  для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому  часто используется система исследований, предложенная американским ученым М. Портером. Он отмечал, что “цель анализа  конкурентов состоит в том, чтобы  построить профиль характера  и успеха вероятных изменений  стратегии, которые может произвести каждый конкурент, вероятного ответа каждого  конкурента на набор реалистичных стратегических действий, которые могут начать другие фирмы, и вероятной реакции каждого  конкурента на совокупность изменений в отрасли и более широких сдвигов в среде, которые могут произойти”.3

Предложенная М. Портером схема состоит из четырех основных элементов, характеризующих конкурентов: цели на будущее; намерения; текущие  стратегии; возможности.

Диагностика целей конкурентов  имеет большое практическое значение, так как позволяет, с одной  стороны, определить степень удовлетворенности  последних их позицией на рынке, с  другой – предвидеть возможные действия по изменению существующей расстановки  сил.

В первую очередь необходимо выяснить, в чем заключается основа целеполагания:

-  Намеревается ли конкурент быть лидером или стремится следовать за лидером?

-  Есть ли предприятия, ставящие своей целью имитировать деятельность конкурента?

-        Имеет ли конкурент традиции в реализации каких-либо целей относительно качества продуктов, системы сбыта, ценовой стратегии?

-  В чем состоит позиция конкурента относительно риска в финансовой сфере?

-  Каковы темпы роста доходов и чем они обеспечены?

-  Какова организационная структура управления предприятием?

-  Как она способствует реализации следующих ключевых решений: аккумулирование ресурсов, ценообразование, изменение ассортимента реализуемых продуктов?

-  Какими качествами отличается высший управленческий персонал предприятия?

Помимо основ целеполагания, при исследовании конкурентов большое  значение имеет изучение самооценки деятельности исследуемого предприятия, т. е. изучение того, как конкурент оценивает самого себя, состоящее из ряда вопросов:

-  В чем, по мнению конкурента, заключаются сильные стороны деятельности предприятия, его позиция в области себестоимости туристического продукта, качества, технологии обслуживания туристов?

-  Что думает конкурент о будущем спросе на туристический продукт и о тенденциях развития рынка?

-  Как определяется иерархия целей и оцениваются возможности ближайших конкурентов?

-  Считает ли конкурент, что на рынке существуют определенные правила бизнеса?

-  Насколько мнение о своей деятельности отражает используемую стратегию конкуренции?

Точно определить конкретные действия конкурента часто бывает достаточно сложно из-за отсутствия необходимой  информации для анализа. Поэтому  при появлении первых признаков  активизации конкурентов необходимо подготовиться к тому, что получаемые сведения первоначально будут неясными и лишь с течением времени станут пополняться и проясняться. Вместо того чтобы ожидать полной информации, необходимо уточнить возможные ответные действия при различных вариантах  развития событий.

Для этого прибегают  к изучению внешних проявлений деятельности конкурентов, которые прямо или  косвенно информируют о целях, задачах  и мотивах их поведения. Умение правильно  выделять из всей информационной среды  данные о намерениях конкурента и  адекватно диагностировать их, дает дополнительную информацию для оценки предстоящих изменений на рынке.

Заключительным этапом анализа конкурентов является построение конкурентной карты рынка, разработанной  М. Портером.

Конкурентная карта  рынка представляет собой классификацию  конкурентов по занимаемой ими позиции  на рынке. Большинство специалистов сходятся во мнении, что наиболее объективным  показателем, обобщенно отражающим результаты конкурентной борьбы, является доля рынка предприятия.

Конкурентная карта  рынка может быть построена с  использованием двух показателей:

-  занимаемой доли рынка;

-  динамики доли рынка.

Распределение доли рынка  позволяет выделить ряд стандартных  положений туристских предприятий:

-  лидеры рынка;

-  предприятия с сильной конкурентной позицией;

-  предприятия со слабой конкурентной позицией;

-  аутсайдеры рынка.

При всей важности показателя доли рынка необходимо иметь в  виду, что он представляет собой  статическую оценку на определенный момент времени. В связи с тем  что ситуация на рынке достаточно динамична, необходимо знать тенденции  изменения данного показателя и  связанное с ним изменение  конкурентной позиции предприятия. При равенстве рыночных долей  для ранжирования предприятий используется показатель стабильности их рыночных долей. Он характеризует степень  приверженности клиентов к услугам  фирмы и показывает, какую часть  в общем объеме продаж составляют продажи постоянным потребителям. Применение показателя стабильности рыночной доли как уточняющего коэффициента позволяет  однозначно распределить предприятия  внутри каждой классификационной группы.

Анализ конкурентов  позволяет выявить рыночные возможности, которые представляют собой направления  деятельности, открывающиеся перед  предприятием исходя из совокупности условий, в которых оно функционирует. При этом в первую очередь учитываются внешние условия, где постоянно протекают динамичные процессы изменений, что-то исчезает или появляется.

Американские исследователи  А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд  предложили примерный перечень характеристик, положительное заключение по которым  позволяет составить список сильных  и слабых сторон предприятия, а также  возможностей и угроз для него, заключенных во внешней среде.

Сильные стороны:

-  компетентность;

-  адекватные финансовые ресурсы;

-  хорошая репутация у покупателей;

-  признанный лидер рынка;

-  изобретательный стратег;

-  защищенность от сильного конкурентного давления;

-  преимущество в области издержек;

-  преимущество в области конкуренции;

-  инновационные возможности;

-  высокие маркетинговые способности;

-  лучшие возможности производства;

-  проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны:

-  недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;

-  слабый финансовый потенциал;

-  низкие маркетинговые способности;

-  отсутствие четких стратегий;

-  слабое представление о ситуации на рынке;

-  уязвимость по отношению к конкурентному давлению;

-  внутренние производственные проблемы;

-  отставание в области исследований и разработок;

-  узость ассортимента продуктов;

-  недостаточный имидж;

-  неудовлетворительно организованный сбыт;

-  недостаток средств для финансирования необходимых изменений.

Возможности:

-  перспективы выхода на новые рынки или сегменты рынка;

-  расширение производства;

-  расширение ассортимента;

-  ослабление позиций конкурентов;

-  появление новых технологий;

-  рост емкости рынка;

-  уменьшение барьеров на рынках;

-  производство сопутствующих товаров;

-  возможности стимулирования спроса.

Угрозы:

-  появление новых конкурентов;

-  рост продаж товаров-заменителей;

-  замедление роста рынка, спад;

-  неблагоприятная политика правительства;

-  затухание деловой активности;

-  усиление давления со стороны покупателей и поставщиков;

-  изменение потребностей и вкусов покупателей;

-  неблагоприятные изменения обменных курсов иностранных валют;

-  неблагоприятные демографические изменения.

После составления конкретного  списка слабых и сильных сторон, а также возможностей и угроз  необходимо установить взаимосвязь  между ними. Это позволит выделить маркетинговые возможности предприятия. Под маркетинговыми возможностями  следует понимать привлекательные  направления маркетинговых усилий предприятия, на которых оно может добиться конкурентных преимуществ.

Конкурентные преимущества – это материальные и нематериальные активы, а также сферы деятельности, которые стратегически важны  для туристского предприятия  и позволяют ему побеждать  в конкурентной борьбе. Материальные (осязаемые) активы характеризуются  физическими и финансовыми ресурсами  предприятия (основные фонды, денежные средства и т.д.). Нематериальные (неосязаемые) активы – это, как правило, престиж, имидж предприятия, квалификация персонала.

Часто определение маркетинговых  возможностей осуществляется с помощью  метода SWOT-анализа (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: Strenght - сила, Weaknesses - слабость, Opportunites - возможности, Threats - угрозы).

Анализ конкурентов  и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят больше пользы, чем  реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны  конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит предприятию расширить  собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Практически все выдающиеся маркетинговые успехи фирм основываются на использовании собственных лучших сил против слабых мест конкурентов.

Это обеспечивает туристическому предприятию ряд преимуществ, давая  возможность:

-  полнее оценивать перспективы рыночного успеха, зная о деятельности конкурентов;

-  легче определять приоритеты;

-  быстрее реагировать на действия конкурентов;

-  вырабатывать стратегию максимально возможной нейтрализации сильных сторон конкурентов;

-  повышать конкурентоспособность и эффективность предприятия в целом;

-  обеспечивать информацией о конкурентах сотрудников предприятия и тем самым мотивировать их деятельность;

-  совершенствовать систему обучения и повышения квалификации персонала;

-  лучше защищать и расширять позиции предприятия на рынке

Вместе с тем следует  проанализировать конкурентные стратегии  фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Краткая характеристика ООО «Мастер»

2.1 Общая характеристика туристической  фирмы

Сеть  турагентств «1001 тур» насчитывает 130 отделений на 2012 год, из которых 4 в  Санкт-Петербурге, 4 – в Подмосковье, 15 – в Москве и 107 – в других городах. Компания «1001 Тур» работает с 2002 года. Все офисы «1001 Тур» работают по единому стандарту качества, с единой on-line базой туров. Фирма ежегодно обслуживает более 10000 туристов. У нас можно заказать авиа и ж/д билеты по всем направлениям России и зарубежья;

Сеть турагенств имеет  множество наград за плодотворное сотрудничество от туроператоров и иных организаций  среди которых Pegas Touristik, Infoflot, Intourist, TEZTour, Natalie Tours, Ривьера.

Особенность данной компании – сотрудничество с туристическими базами и отелями, а также иностранными туристическими фирмами напрямую. Это способствует снижению цены тура в конкурентной борьбе с другими туристическими предприятиями и привлекает внимание многих клиентов, для которых цена является очень важным фактором при выборе места отдыха.

Целью деятельности “1001 тур” является получение прибыли  и оказание услуг на высшем уровне с тем, чтобы у клиента, который  съездил один раз через эту  фирму, появилось желание вернуться  снова в это турагентство.

Компания «1001 тур» предлагает 44 направления. Компания сотрудничает с такими туроператорами как,  «Tez Tour», «Инна тур», «Mostravel», «VKO Travel»,  «PAC Group», « Natalie Tour»,  «Space Travel»,  «Sunmar Tour»,  «Coral Travel»,  «Pegas Touristik», «Lanta Tour» и «ПАКС», а так же с косметической компанией «Mary Kay», с производителем часов «Ника» и цветочной компанией «Эрмитаж». 
Одним из направлений своей деятельности выбрала обучение за рубежом. За годы существования надежными и лучшими партнерами турфирмы стали языковые школы, где уровень преподавания и предлагаемые услуги высокого уровня.  
По мере развития туристической компании «1001 тур» появилась необходимость выделить международный туризм.  
 
В настоящее время туристическая фирма работает по странам Европы, Азии, Африки, Южной Америки и Океании.  
«1001 тур» предлагает широкий спектр услуг: обучение за рубежом, каникулы для детей и студентов, пляжный отдых, экзотические туры, автобусные туры по Европе, лечение и оздоровление в России и за рубежом, туры для молодоженов, горнолыжные туры, корпоративные туры, шоп-туры, визы.  
Подходы турфирмы «1001 тур» к работе с клиентами и предлагаемым услугам новы и максимально эффективные. Сотрудники турфирмы работают оперативно и точно. Оформление поездки каждого клиента осуществляется в максимально сжатые сроки. С помощью сайта все путешествующие могут найти полную информацию по странам и городам, в которые они направляются. «1001 тур» также оказывает юридические консультации путешественникам и туристическим фирмам.  Сеть туристических агентств «1001 тур» оказывает услуги по организации туристического отдыха на самом высоком уровне в странах Европы, США и России. Предлагает и разрабатывает индивидуальные туры, учитывая интересы, увлечения и пожелания клиента. 

 

2.2 Анализ внутренней среды туристической фирмы «1001тур» 
Туристическая компания «1001 тур» работает на туристском рынке России с 2002 г.   Документы, которые турфирма «1001 тур» имеет на туристическую деятельность: 
1.                 Сертификат, подтверждающий, что данная компания является Уполномоченным агентством «1001 тур» ; 
2.                 Свидетельство «О внесении сведений о туроператоре в единый федеральный реестр туроператоров»; 
3.                 Собственный Устав;

Информация о работе Конкурентоспособность турфирмы «1001 тур»