Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:07, курсовая работа
В данной работе рассмотрены примеры конкуренции на фармацевтическом рынке за период 2000-2013 гг.
1. Введение…………………………………………………………… стр 3
2. Основные методы конкурентной борьбы…………………………стр 4
3. Развитие конкуренции на фармацевтическом рынке……………стр 9
4. Стратегия фармацевтических фирм……………………………….стр 14
5. Формирование продуктового портфеля…………………………..стр 18
6. Список используемой литературы………………………………..стр 24
В условиях предстоящего ужесточения государственного регулирования цен на лекарственные препараты, изменения схемы оплаты в цепи товародвижения лекарственных препаратов, отсутствия дотаций со стороны государства, увеличения расходов на содержание аптечных объектов (арендной платы, коммунальных платежей, пр.) расширение аптечного нелекарственного ассортимента послужит инструментом обеспечения доходности аптек и компенсации инфляционных потерь, позволит более полно удовлетворить спрос населения на товары нелекарственного характера. Увеличение ассортимента реализуемых в аптеках товаров позволит аптечным организациям повысить рентабельность и формировать конкурентоспособную торговую и ценовую политику.
С учетом изложенного необходимо расширить разрешенный к реализации через аптечные учреждения список товаров нелекарственного ассортимента, в том числе за счет изделий очковой оптики, печатных изданий медицинской и санитарно-просветительной тематики, биологически активных добавок и других путем внесения соответствующих изменений в федеральный закон, регулирующий обращение лекарственных средств, и в ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
4. Аптеки обременены
Для освобождения аптек от необоснованных
расходов на формирование и поддержание
минимально обязательного ассортимента
ЛС, включающего устаревшие препараты,
необходимо актуализировать список минимального
ассортимента лекарственных средств (приказ
Минздравсоцразвития России от 29 мая 2005
г. № 312 «О минимальном ассортименте лекарственных
средств»);
5. Значительный разброс в ценах для
регионов со схожими природно-климатическими
условиями, несбалансированная ценовая
политика. Для улучшения ситуации в этом
направлении необходимо:
- дать поручение ФАС России в качестве
мер стимулирования конкуренции периодически
(раз в год) проводить сопоставление цен
в регионах и территориях с примерно равными
условиями доставки лекарств. Фиксация
устойчивых отклонений в совокупности
с санкциями приведет к формированию справедливых
цен на монополизированных локальных
рынках;
- увеличить долю отечественных лекарственных
средств в государственных закупках в
субъектах Российской Федерации;
- Минздравсоцразвития России с участием
территориальных органов Фонда обязательного
медицинского страхования (ФОМСа), Пенсионного
фонда Российской Федереции (ПФР) и Росздравнадзору
ежемесячно публиковать статистику закупок
ЛС в субъектах РФ с указанием долей отечественных
и импортных лекарственных средств в денежном
выражении, и публиковать на официальном
Интернет-ресурсе Минздравсоцразвития
России совокупный рейтинг субъектов
РФ по этому показателю;
- усилить контроль прокуратуры за проведением
аукционов по закупке ЛС за счет бюджетных
средств, по нормам федерального законодательства,
в том числе по своевременному и полному
опубликованию информации об объявляемом
конкурсе, соблюдением приказа Минздравсоцразвития
России о выписке рецептов по Международному
патентованному наименованию (МНН), о соответствии
закупаемой номенклатуры в рамках программы
обеспечения населяни лекарственными
средствами (ОНЛС) в соответствии с приказом
Минздравсоцразвития России от 19.10.2007
№ 655;
- утвердить приказом Минздравсоцразвития
России и Минэкономразвития России стандартную
форму технических требований при размещении
заказа на поставку лекарственных средств,
исключающую излишнюю детализацию закупаемых
продуктов, только МНН, форма выпуска (ФВ),
дозировка и кол-во;
- в целях защиты отечественных производителей
медицинской продукции от недобросовестной
конкуренции со стороны зарубежных производителей
при размещении заказов на поставки лекарственных
средств для государственных и муниципальных
нужд установить следующие жесткие требования
к конкурсной документации, а также порядку
её опубликования:
- формировать заявки исключительно по
МНН препарата(-ов), и количеству международной
единицы (МЕ) действующего вещества, установив
возможность по решению врачебной комиссии
в отдельных случаях указывать форму выпуска
препарата(-ов);
- при стоимости упаковки лекарственного
средства свыше 5 000 рублей выделять позицию
по препарату в отдельную заявку и не объединять
их по нескольким МНН;
- в одной заявке не использовать МНН из
различных терапевтических групп (по анатомно-террапевтической
классификации).
Кроме того, необходимо ввести
следующие нормы:
- если вследствие применения лекарственного
препарата нанесен вред здоровью человека,
то организация — производитель, выпустившая
это лекарственный препарат, обязана возместить
ущерб пострадавшему, когда доказано,
что:
- лекарственный препарат применялся по
назначению в соответствии с инструкцией
по применению лекарственного препарата,
и причиной вредного действия являлся
выпуск в гражданский оборот недоброкачественного
лекарственного препарата;
- вред здоровью нанесен применением лекарственного
препарата из-за ошибочной инструкции
по применению лекарственного препарата,
изданной организацией-производителем
лекарственного препарата;
- если вред здоровью потребителя ЛС нанесен
вследствие применения лекарственного
препарата, пришедшего в негодность в
результате нарушений порядка хранения
лекарственных средств, правил оптовой
торговли лекарственными средствами или
розничной торговли лекарственными препаратами,
правил изготовления лекарственных препаратов,
то ущерб возмещает организация оптовой
торговли лекарственными средствами или
аптечная организация, по вине которых
поступило в продажу или было отпущено
указанное ЛС.
Стратегия фармацевтических
фирм
Еще в советские времена фармацевтический
рынок отличался от других секторов экономики
более высокой долей импортных товаров
(по разным оценкам она достигала от 40%
до 50%). Тем не менее конкуренции отечественных
и импортных лекарств на нем (за исключением
немногих препаратов) не наблюдалось.
Дело в том, что в рамках СЭВ существовало
разделение труда между фарма-производителями
социалистических стран. Фармацевтические
заводы в разных странах были специализированы
на выпуске разных медикаментов и, следовательно,
не вступали в конкуренцию друг с другом.
Открытие в ходе реформ свободного доступа
на рынок иностранных медикаментов немедленно
создало ситуацию острой конкуренции.
Отечественные предприятия столкнулись:
- с интенсивной ценовой конкуренцией
со стороны развивающихся стран, от чего
особенно пострадали производителя субстанций;
- конкуренцией более высокого качества
препаратов со стороны фирм развитых стран,
что сильно затронуло позиции производителей
готовых лекарств;
- конкуренцией более новых препаратов
со стороны фирм как развитых, так и развивающихся
стран (также отразилось особенно сильно
на позициях изготовителей готовых препаратов).
Если описать исход этого конкурентного
противостояния в самых общих чертах,
то не вызывает сомнений, что битва за
отечественный рынок была проиграна российскими
фармацевтическими фирмами. Действительно,
соотношение между российскими и импортными
препаратами на рынке в советское время
тяготело к пропорции 55% : 45% в пользу отечественных.
В первые годы реформ в связи с либерализацией
импорта и одновременным нарастанием
хозяйственных трудностей у российских
производителей доля иностранных лекарственных
средств заметно увеличилась. А к1997 г.
доля иностранной продукции на российском
рынке вплотную подошла к 60%.
Дальнейшее развитие событий, как можно
проследить по рис. 2, характеризовалось
нарастанием значения импорта, граничащим
с полной его победой.
% по стоимости
Источник: Данные консалтинговых агентств
Фармэксперт, RМВС.
Рис. 2. Доля импортной и российской продукции
на отечественном фарм.рынке.
В 1998г., как известно, произошла более чем
троекратная девальвация рубля, во многих
отраслях резко улучшившая положение
отечественных производителей и положившая
начало импортозамещению. В фармацевтике,
однако, она не вызвала перераспределения
доли рынка в пользу отечественных фирм.
В 1999-2000 гг. доля импорта оставалась на
уровне 60%. В натуральном выражении, по
числу упаковок, флаконов и т.п., доля российских
лекарств, несомненно, выросла. Но в результате
девальвации импортные препараты вздорожали
особенно сильно. В итоге в стоимостных
показателях доля импорта продолжала
расти. А в условиях рыночной экономики
именно стоимостные, а не натуральные
показатели имеют решающее значение. К 2002
г. доля импорта выросла до 65%, а затем резко
пошла вверх, достигнув в 2005 г. 76% от общего
объема рынка.
Общим итогом развития отрасли в первое
десятилетие реформ стало формирование
крайне распыленного рынка, без явных
лидеров и доминирующих фирм (табл. 2).
Таблица 2
Ведущие фирмы-производители на российском
фарм. Рынке , 2002 г.
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Бюллетень AIPM – RMBC. №2.
Суммарная доля «сборной» команды из десяти
крупнейших российских и иностранных
производителей в 2002 г. не превысила 26%
общего объема рынка страны. Причем объемы
продаж ведущих российских и иностранных
производителей сопоставимы по величине.
В отрасли сложилась классическая высоко
конкурентная ситуация со множеством
игроков, ни один из которых не имеет решающего
воздействия на рынок.
Через восемь месяцев после введения НДС
общее снижение долларовых цен на традиционные
препараты достигло 18,1%. В дополнение к
этому из сократившейся выручки предприятиям
пришлось заплатить 10% НДС. За год заметно
выросли (оценочно, на 5-8%) цены на энергоносители
и сырье. Производителей простых, традиционных
российских лекарств постигла подлинная
катастрофа: деятельность на рассматриваемом
сегменте рынка никогда не была слишком
прибыльной, а после всех вычетов, «съевших»
около 40% первоначальной цены, стала откровенно
разорительной.
Важнейшим условием описанного развития
событий являлось восприятие потребителем
всех традиционных препаратов в качестве
ничем не отличающихся друг от друга аналогов.
Для обозначения таких плохо позиционированных
в сознании потребителей товаров принято
использовать слова «и я тоже» («me too»).
Дело в том, что единственное, что может
сказать потребитель о подобном препарате,
- это то, что препарат цитрамон производства
компании «Дальхимфарм» тоже является
одним из цитрамонов и повторяет все стандартные
свойства этого вида лекарств.
Как только какой-то из «me too»-препаратов
становится дешевле, покупатели переключаются
на него, чтобы столь же легко покинуть,
когда поступит более привлекательное
ценовое предложение по другому аналогу.
И такой исход неудивителен: потребители
не желают хранить верность данному лекарственному
средству, если другие препараты с теми
же свойствами продаются дешевле. Здесь
уже не до правильного ценообразования
с целью покрытия издержек и получения
целевой прибыли. Цены приходится подстраивать
под действия конкурентов.
Неуправляемое падение цен является сколь
распространенным, столь и разорительным
для всех участников процесса. Роль спускового
крючка для его развертывания обычно играют:
• некая встряска всей отрасли (каковой
было введение НДС);
• неосторожное поведение одной из фирм;
• сознательно агрессивные действия конкурентов.
Когда несколько фирм независимо друг
от друга обдумывают, в каких размерах
снижать цену на абсолютно идентичный
товар (в нашем случае – на один и тот же
препарат), острая ценовая схватка весьма
вероятна, что бы ни послужило исходным
толчком. В самом деле, по чисто вероятностным
причинам устанавливаемые разными фирмами
цены дадут значительный разброс по величине.
Ведь каждая компания стоит перед выбором,
как реагировать на опасность объявления
конкурентами более низкой цены. Это принято
называть проблемой «Ответить или перебить?»,
т.е. снизить свою цену до (ожидаемого)
уровня самой дешевой из предложенных
конкурентами или опустить еще ниже. Поскольку
во всех штаб-квартирах фирм выбор линии
поведения идет независимо, а информация
о планах конкурентов недоступна, можно
почти не сомневаться, что кто-то установит
цену заметно ниже других. Значит, на новом
уровне цен перед всеми прочими вновь
встанет та же проблема «Ответить или
перебить?» Последует новый тур снижения
цен. Даже если среди участников нет сознательного
«агрессора», отрасль неудержимо и неподконтрольно
для участников соскальзывает в спираль
самоубийственной ценовой войны.
Поскольку удачная «раскрутка» российских
препаратов приобрела относительно массовый
характер, сегодня уже можно обсудить
типовые черты наметившейся практики.
В фармацевтике процесс обычно проходил
следующие стандартные этапы.
Первый этап: выбор препарата. Фирма
выделяет в своем ассортименте лекарство,
на продвижении которого в дальнейшем
сосредоточивает усилия. Совсем не случайно
в современной России в такой роли часто
выступают давно известные и популярные
лекарства. За счет этого достигается
существенная экономия средств. Фактически,
в советские времена подобные препараты
уже выдержали рыночную проверку. Былая
популярность служит залогом их высокой
востребованности при условии активной
маркетинговой «раскрутки».
Интересна и другая особенность: продвигаемый
препарат часто целесообразно выбирать
с расчетом «пристроить в хвост» к западным
конкурентам. Высокую цену за витапрост
потребитель готов платить помимо всего
прочего потому, что большинство других
лекарств от простатита – это дорогие
импортные препараты. Отдать 60 руб. за
10 таблеток Пенталгина ICN не жалко потому,
что рядом с ним на прилавке лежат иностранные
болеутоляющие по 80-100 руб. за упаковку.
Второй этап: обеспечение чистоты
прав на торговую марку. Предпосылкой
успешного позиционирования лекарства
является превращение его в марочный товар,
т.е., в товар, имеющий товарный знак (название,
знак, символ или их комбинацию) и (или)
зарегистрированную торговую марку. Именно
зримое отличие марочного товара от конкурирующих
продуктов принципиально отличает положение
на рынке такого «реформированного» советского
бренда от позиции. Марка открывает путь
к формированию неповторимого облика
препарата в глазах потребителя. Еще важнее
то, что только марочный товар можно активно
продвигать. Ведь если право на использование
марки не является эксклюзивным (например,
в случае использования международного
непатентованного названия лекарства),
то реклама и стимулирование сбыта помогают
не только собственному, но и конкурирующим
продуктам с тем же названием.
Когда права на торговую марку уже принадлежат
предприятию (так было, например, со многими
мазями «Нижфарма»), задача упрощается.
Когда же конкретного владельца марки
нет, то соответствующих прав иногда можно
добиться. В фармацевтике судебные процессы
такого рода идут полным ходом. Так, завод
«Вилар» отстаивает в суде торговые марки
разработанных им препаратов ротокан,
беллатаминал и др. «Нижфарм» сумел добиться
запрета производства известнейших свечей
с новокаином и с нистатином, гепариновой
мази и трех других препаратов, выпускавшихся
по его технологии (но без разрешения)
«Биосинтезом».
Третий этап: приведение в товарный
вид. На Западе, где рыночные условия существуют
веками, подобная проблема не стоит. Но
в России еще до всякой конкретизации
позиционирования препарату следует придать
внешность современного и качественного
лекарства. Меняется упаковка: стрип (бумажная
полоска) заменяется блистером (пластмассовой
пластинкой с гнездами для таблеток). Блистер
помещается в коробочку и т.д. Коробочка
ярко раскрашивается. Это не второстепенные
мелочи. Если внешний вид препарата контрастирует
с конечной целью позиционирования (рождает
в голове потребителя подозрение, что
качественные лекарства так не упаковывают),
то все усилия могут оказаться напрасными.
Неслучайно интенсивно работающие со
своими препаратами «Акрихин» и «Нижфарм»
уже неоднократно улучшали свою упаковку.
Четвертый этап: определение позиционирования.
Фирма выделяет целевой круг потенциальных
покупателей и определяет, какие выгоды
для этих потребителей может принести
данный препарат. На этом этапе очень важно
верно оценить, какая аудитория наиболее
интересна для фирмы и в чем именно для
этих людей состоят преимущества данного
лекарства. Осуществляется также планирование
всего проекта позиционирования препарата:
определяется длительность проекта, его
бюджет, формы маркетингового воздействия
(компоненты маркетинг-микс) и т.д.
Пятый этап: внедрение позиционирования
в сознание потребителей. В рекламу и продвижение
препарата вкладываются средства. «Нижфарм»,
например, на начальных этапах продвижения
витапроста почти не давал телевизионной
рекламы (слишком дорого и неприцельно),
но неоднократно помещал рекламу этого
препарата на самых видных местах автомобильных
журналов.
По завершении же всех перечисленных этапов
происходит чудо: появляется возможность
повышать цены, а продажи и не думают сокращаться,
более того, по стоимости заметно растут.
В первые рыночные годы фармацевтическая
пресса пестрела статьями, в которых возмущенные
специалисты объясняли, что за рекламно
«раскрученный» иностранный Панадол (состоит
на 100% из тривиального парацетамола) приходится
платить в десятки раз дороже, чем за российские
препараты того же состава. Хотя по качеству
очистки отечественные парацетамолы лучше
иностранного. Верные по содержанию, эти
статьи были абсолютно неконструктивны:
дорогой Панадол находил своего потребителя,
а его дешевые аналоги – нет. Складывается
впечатление, что сейчас, наконец, появился
конструктивный ответ на вызов десятилетней
давности. Фарма-рынок оказался на диво
отзывчивым на маркетинговое продвижение
именно российских брендов.
Работа над ошибками.
Доклад
о развитии конкуренции на фармацевтическом
рынке Российской Федерации
По мнению ФАС
России, ключевыми проблемами развития
конкуренции на российском фармацевтическом
рынке являются:
1. Отсутствие понятия и четких критериев
определения взаимозаменяемости лекарственных
средств.
2. Некорректное взаимодействие фармкомпаний с врачебным сообществом
и должностными лицами, участвующими в
процессе формирования заявок на закупку
лекарственных средств за счет бюджетных
средств.
3. Использование перечней лекарственных
препаратов как механизма ограничения
конкуренции и дискриминации отдельных
фармпроизводителей.
4. Эксклюзивные соглашения фармпроизводителей
и дистрибьюторов.
1. Отсутствие
понятия и четких критериев
определения
Центральной проблемой на российском
фармацевтическом рынке остается отсутствие
понятия и четких критериев определения
взаимозаменяемости лекарственных средств.
Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об
обращении лекарственных средств» ввел
понятие «воспроизведенного лекарственного
средства», содержащего такую же фармацевтическую
субстанцию или комбинацию таких же фармацевтических
субстанций в такой же лекарственной форме,
что и оригинальное лекарственное средство,
и поступившее в обращение после поступления
в обращение оригинального лекарственного
средства, а также понятие «аналогичных
лекарственных препаратов», имеющих одинаковое
международное непатентованное наименование,
лекарственную форму и дозировку.
В то время, как во всем мире лекарственные
препараты, имеюшие одинаковое международное
непатентованное наименование, считаются
взаимозаменяемыми, в Российской Федерации
назначение таких препаратов, выписка
и закупка для государственных нужд определяется
лечащими врачами по своему усмотрению.
Это является одним из барьеров входа
на рынок лекарственных препаратов, главным
средством дискриминации российских лекарственных
препаратов и устранения конкуренции
на торгах, а также ущемления прав пациентов,
которым навязываются аналогичные, но
более дорогие лекарственные препараты.
Так, например, при регистрации взаимозаменяемых
лекарственных средств и дженериков существующим
на рынке оригинальным препаратам, в их
инструкции по применению вносятся несущественные
на первый взгляд различия в показаниях
к применению, которые позже используются
госзаказчиками при формировании требований
к предлагаемым к поставке лекарственным
средствам с целью охранения монопольного
положения поставщиков отдельных препаратов.
Неоднократно выявлялась проблема
искажения фармпроизводителями данных
в инструкциях по медицинскому применению
и введения таким образом государственных
заказчиков, врачебного сообщества и пациентов
в заблуждение относительно технических
характеристик лекарственных препаратов.
Для исключения возможности манипулирования
компаниями и государственными заказчиками
искаженными данными, приводящего к ограничению
конкуренции, а также для создания условий
снижения цен на лекарственные средства,
ФАС России считает необходимым:
− приведение всех зарегистрированных
в Российской Федерации инструкций по
медицинскому применению оригинальных
лекарственных препаратов в соответствие
с оригинальными инструкциями на оригинальных
языках, зарегистрированных Управлением
по контролю за качеством пищевых продуктов
и лекарственных препаратов США (FDA) и Европейским
агентством по лекарственным средствам
(EMEA);
− приведение инструкций по медицинскому
применению воспроизведенных лекарственных
препаратов (дженериков) в соответствие
с инструкциями оригинальных лекарственных
препаратов;
− усиление административной и введение
уголовной ответственности за введение
потребителей, государственных и муниципальных
заказчиков в заблуждение относительно
технических свойств и характеристик
препаратов.
Используя неопределенность в вопросах
взаимозаменяемости лекарств, государственные
заказчики совершают многочисленные нарушения
Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О
размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд»
и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», приводящие
к ограничению конкуренции при организации
и проведении торгов на закупку лекарственных
средств. Основными нарушениями, допускаемыми
государственными заказчиками при закупке
лекарственных средств, являются:
- включение в аукционную документацию
или в извещение о проведении запроса
котировок торговых наименований лекарственных
средств без указания на возможность поставки
эквивалента, а также включение излишних
требований, прямо указывающих на определенное
торговое наименование лекарственного
средства;
- включение в состав одного лота лекарственных
средств с изделиями медицинского назначения,
с услугами по отпуску лекарственных средств,
а также с требованиями о поставке определенного
программного обеспечения;
- включение в состав одного лота большого
перечня лекарственных средств, входящих
в различные фармакологические группы;
- необоснованный отказ в допуске к участию
в торгах, запросах котировок и др.
Для предотвращения перечисленных нарушений
ФАС России согласовала поправки в Закон
о размещении заказов, предусматривающие
обязанность заказчиков формировать отдельные
лоты для каждого международного непатентованного
наименования закупаемых лекарственных
средств, в случае если начальная (максимальная)
цена контракта (цена лота) составляет
более 500 тыс. руб.
Кроме этого, с целью развития конкуренции
на фармацевтическом рынке в настоящее
время ФАС России ведет переговоры с Министерством
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации о включении в Федеральный
закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных
средств» понятий «взаимозаменяемые лекарственные
средства» и «взаимозаменяемые иммунобиологические
лекарственные средства».
Введение таких понятий значительно сократит
количество ограничивающих конкуренцию
нарушений при проведении торгов на закупку
лекарственных средств, а воспроизведенные
лекарственные средства смогут составить
конкуренцию безальтернативно закупаемым
на сегодняшний день оригинальным препаратам,
что приведет к значительной экономии
федеральных и региональных бюджетных
средств, выделяемых на закупку лекарств.
Однако пока в законе отсутствует понятие
и критерии определения взаимозаменяемости
лекарственных средств ФАС России вынуждена
в каждом отдельном случае проводить исследования,
на основании которых в целях развития
конкуренции на торгах и формирования
единообразной практики организации закупок
лекарственных средств направлять госзаказчикам
разъяснения о взаимозаменяемости лекарственных
препаратов. Так, например, в 2009-2011 гг. ФАС
России опубликовала разъяснения о взаимозаменяемости
следующих лекарственных средств:
- все лекарственные средства, имеющие
МНН «Соматропин», в рамках высокой или
низкой концентрации;
- препараты «Селлсепт» и «Майсепт» (МНН
«Микофенолата мофетил»);
- лекарственные средства, имеющие МНН
«Фактор свертывания крови VIII», с «плавающей»
и «фиксированной» дозировкой;
- лекарственные средства «Эпрекс» и «Эральфон»
(МНН «Эпоэтин альфа»);
- формы выпуска «концентрат для приготовления
раствора для инфузий» и «лиофилизат для
приготовления раствора для инфузий»
для препаратов с МНН Октреотид и Золедроновая
кислота;
- лекарственные препараты «Пенкрофтон»,
таблетки, 200 мг и «Мифепристон», таблетки
200 мг (МНН «Мифепристон»);
- лекарственные препараты «Миролют»,
таблетки, 0,2 мг и «Мизопростол», таблетки,
0,2 мг (МНН «Мизопростол»);
- антивирусные комбинированные и монопрепараты
в той же комбинации в виде 2-х или 3-х таблеток,
предназначенные для лечения лиц, инфицированных
вирусом иммунодефицита человека;
- все зарегистрированные в Российской
Федерации лекарственные препараты, имеющие
МНН «Меропенем»;
- формы выпуска «лиофилизат для приготовления
раствора для подкожного введения 9,6 млн
МЕ» и «раствор для подкожного введения
8 млн МЕ/05 мл, 8 млн МЕ/мл» для лекарственных
средств, имеющих МНН «Интерферон бета-1b&»;
- в лечебном питании смеси белковые композитные
сухие с кодом ОКП 919760 «Лечебно-профилактическое
питание», в профилактическом диетическом
питании коды ОКП 919740 и входящий в него
код ОКП 919741 взаимозаменяемы с кодами
ОКП 919760 и входящий в него код ОКП 919769.
В соответствии с Законом о защите конкуренции,
взаимозаменяемые товары – товары, которые
могут быть сравнимы по их функциональному
назначению, применению, качественным
и техническим характеристикам, цене и
другим параметрам таким образом, что
приобретатель действительно заменяет
или готов заменить один товар другим
при потреблении (в том числе при потреблении
в производственных целях).
Таким образом, ФАС России считает, что
взаимозаменяемые лекарственные средства
должны обладать возможностью применения
на одной и той же группе больных по одним
и тем же показаниям к применению с аналогичным
терапевтическим эффектом без необходимости
получения терапии в стационарных лечебно-профилактических
учреждениях при переходе с одного лекарственного
средства на другое, а взаимозаменяемые
иммунобиологические лекарственные препараты
должны иметь показатели безопасности
и эффективности, аналогичные показателям
оригинального лекарственного препарата.
2. Некорректное взаимодействие
В ходе проверок крупнейших фармацевтических
компаний, действующих на территории Российской
Федерации, ФАС России было выявлено, что
в результате некорректного взаимодействия
фармкомпаний с врачебным сообществом
у последних формируется материальная
и психологическая зависимость от компаний,
а также материальная заинтересованность
в назначении их лекарств как можно большему
количеству пациентов. Значительная часть
врачебного сообщества (особенно узкого
профиля деятельности) имеет договорные
отношения с одной или несколькими фармацевтическими
компаниями, в соответствии с которыми
на постоянной основе получают оплату
за оказанные возмездные услуги.
Выбор врачами тех или иных препаратов
в процессе составления заявок на закупку
лекарственных средств за счет федерального
и региональных бюджетов также зачастую
связан с маркетинговой активностью фирм
производителей и не всегда является оптимальным
как для государственного бюджета, так
и для конкретных пациентов. Это приводит
к росту объема государственных закупок
лекарственных препаратов определенных
компаний и создает дискриминационные
условия доступа иных производителей
лекарственных средств и их поставщиков
к госзаказу.
Во многих странах мира некорректная практика
взаимодействий врачей и фармкомпаний
запрещена, предусмотрена ответственность
за стимулирование врачебного сообщества
в назначении определенных лекарств. Однако
в нашей стране отношения врачей и фармацевтического
бизнеса пока никак не регулируются, не
предусмотрена ответственность ни врачей,
ни фармацевтических компаний.
В результате обсуждения данной проблемы,
Правительством Российской Федерации
было дано поручение о регламентации вопросов
предотвращения и исключения конфликта
интересов при организации лекарственной
помощи населению.
ФАС России совместно с экспертным сообществом
разработала нормы, предусматривающие
регламентацию вопросов предотвращения
и урегулирования конфликта интересов
медицинских и фармацевтических работников
при организации лекарственной помощи
населению, установление обязательных
требований к врачам и фармацевтическим
компаниям, а также ответственности за
нарушение этих требований. Соответствующие
статьи были внесены в проект Федерального
закона «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» и готовятся поправки
в Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об
обращении лекарственных средств».
Кроме этого, с целью развития конкуренции
на фармацевтическом рынке ФАС России
считает необходимым введение обязанности
выписки лекарственных препаратов только
на рецептурных бланках и только по международным
непатентованным наименованиям. В связи
с этим в проект Федерального закона «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» подготовлена и внесена поправка,
предусматривающая обязанность врача
выписывать рецепты на бланках, которую
необходимо усилить требованием выписки
лекарственных препаратов по международным
непатентованным наименованиям, а также
требованием предоставлять пациентам
полную информацию об обращающихся на
территории Российской Федерации лекарственных
препаратах, соответствующих выписанным
МНН.