Конъюнктура рынка как основа прогнозирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Задача конъюнктурных исследований состоит в определении степени воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе

Содержание

Введение
1. Сущность конъюнктуры рынка и значение ее изучения
2. Система показателей конъюнктуры и источники конъюнктурной информации
3. Использование конъюнктурных обзоров при составлении прогнозов развития предприятия
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Определение направлений ценовой политики
3.2.1 Разработка ценовой политики ОАО «РЖД»
3.3 Прогнозирование товарооборота
3.4 Прогнозирование изменений экономического потенциала
3.4.1 Планирование будущей деятельности ОАО «РЖД»
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг ржд 2.docx

— 76.39 Кб (Скачать файл)

Методы  исследования конъюнктуры любого товарного  рынка, хозяйства или отрасли  разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении  направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При  этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи  товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

Количественное  состояние конъюнктуры может  быть оценено с помощью следующих  групп показателей :

  • Показатели сферы производства

Измеряется  объём и динамика производства в  целом, размер инвестиций, уровень занятости, размеры заработной платы, данные о заказах;

  • Показатели внутрирегиональной торговли.

Платёжеспособный  спрос, размеры реализации товаров  в кредит, данные о розничной и оптовой торговле;

  • Показатели межрегиональных и внешнеэкономических связей.

Объёмы, динамика, географическое распределение  межрегиональных связей, объёмы импорта  и экспорта, объемы грузоперевозок;

  • Показатели кредитно-денежного обращения.

К этой группе оценки относятся курсы акций  и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы.

Изучение  конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

Для реализации поставленных перед  изучением конъюнктуры рынка  задач строится соответствующая  система показателей, характеризующих  ее проявления:

1. Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:

1.1. объем, структура и динамика  предложения;

1.2. производственный и сырьевой  потенциал предложения;

1.3. эластичность предложения.

2. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:

2.1. спрос в дифференциации по  следующим признакам: степени  удовлетворения, вектору изменения,  формам образования, покупательским  намерениям, состоянию рынка и месту покупки;

2.2. потребительский потенциал (в  целом и по отдельным товарам  и услугам): емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг;

2.3. эластичность спроса.

3. Пропорциональность рынка характеризуют показатели:

3.1. соотношение спроса и предложения;

3.2. соотношение рынков средств  производства, потребительских продуктов  и услуг;

3.3. товарная структура товарооборота  (продажи, услуг):

3.4. раздел рынка между производителями,  оптовыми и розничными продавцами;

3.5. структура продавцов по формам  собственности;

3.6. структура покупателей (оптовых  - по формам собственности, розничных  - по социально-демографическим и  другим потребительским признакам);

3.7. региональная структура рынка.

4. Тенденция развития рынка характеризуют показатели:

4.1. темпы роста, векторы и  параметры трендов продажи, цен  и товарных запасов, инвестиций  и прибыли.

5. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:

5.1. коэффициенты вариации продажи,  цен и товарных запасов во  времени и в пространстве (экономическом  и географическом);

5.2. параметры моделей сезонности  развития и цикличности развития  рынка.

6. Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели:

6.1. региональная вариация соотношения  спроса и предложения и других  пропорций рынка;

6.2. региональная вариация уровня  спроса (в расчете на душу населения)

6.3. региональная вариация темпов  динамики параметров развития  рынка.

7. Деловая активность характеризуется показателями:

7.1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;

7.2. число, размер, частота и динамика  сделок;

7.3. степень загруженности производственных (торговых) мощностей.

8. Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:

8.1. инвестиционный риск;

8.2. риск принятия маркетинговых  решений;

8.3. риск случайных рыночных колебаний.

9. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели:

9.1. число фирм, выступающих на  рынке каждого товара, их распределение  по формам собственности, организационным  формам и специализации;

9.2. общий объем реализации товаров  (продуктов и услуг) на рынке  и распределение фирм по размеру  (объему сбыта и продажи);

9.3. уровень приватизации: число  и доля приватизированных предприятий,  их организационные формы, их  доля в общем объеме рынка;

9.4. раздел рынка (группировка  фирм по доле, занятой ими в  общем объеме сбыта и продажи);

9.5. доля малых, средних и крупных  фирм в общем объеме рынка.

Данная  система показателей включает в  себя не только специфические показатели конъюнктуры, но и ряд показателей  статистики рынка из других блоков. Хотелось бы еще раз подчеркнуть  связь или корреспонденцию конъюнктурных  показателей с характеристиками маркетингового исследования. Особенностью показателей конъюнктуры является использование в их качестве параметров статистических моделей, отражающих тенденции  и цикличность рынка.

Результаты  анализа прогнозируемых показателей  конъюнктуры рынка в сочетании  с отчетными и плановыми данными  дают возможность заблаговременно  выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций и могут быть предоставлены в виде различных аналитических документов.

Основной  характеристикой конъюнктуры рынка  является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется  в поведении цен, скорости оборачиваемости  товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры, Типы конъюнктуры  различают на благоприятный или  неблагоприятный. При благоприятной конъюнктуре достигается сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне. При неблагоприятной конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются затруднение в сбыте товаров.

Успех конъюнктурных  исследований зависит от скорости получения  объективной и полной информации о причинах, характере и размере  колебаний соответствия спроса и предложения на различных рынках.

Главные требования к информации – оперативность  и достоверность. Информация состоит  из трёх этапов:

– Определение  круга показателей;

– Разработка схемы передачи информации во времени  и пространстве;

– Объём  и форма представления информации.

Сбор  информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого  источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием  отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая  информация – это данные, извлекаемые  из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции  и получаемые от партнеров в порядке  информационного обмена. К ним  относятся:

– заявки и заказы торговых организаций;

– материалы  служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров  в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий  по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и  промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также  материалы научно-исследовательских  организаций.

Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые  нельзя получить другим путем. Поэтому  при изучении конъюнктуры рынка  особое внимание надо уделять получению  обширной специальной информации.

 

3. Использование  конъюнктурных обзоров при составлении  прогнозов развития предприятия

 

При изучении конъюнктуры  рынка ставится задача не только определения  состояния рынка на тот или  иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, по крайней мере на один – два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.

Прогноз рынка – это научное предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с оценкой его возможной ошибки.

Прогноз рынка базируется на учете закономерностей и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов прогнозирования.

В общем виде разработка прогноза рынка имеет четыре этапа:

1. Установление объекта прогнозирования;

2. Выбор метода прогнозирования;

3. Процесс разработки прогноза;

4. Оценка точности прогноза.

Установление  объекта прогнозирования – важнейший этап научного

предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия продажи и спроса, поставок и товарного предложения, рыночных цен и цен реализации.

В определенных условиях такие  замены возможны, но с соответствующими

оговорками и последующей  корректировкой результатов прогнозных расчетов.

Выбор метода прогнозирования зависит от цели прогноза, периода его

упреждения, уровня детализации и наличия исходной (базисной) информации. Если прогноз возможной продажи товара делается для определения перспектив развития розничной торговой сети, то могут применяться более грубые, оценочные методы прогнозирования. Если же он выполняется для обоснования закупки конкретных товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы.

Процесс разработки прогноза заключается в проведении расчетов,

выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей

корректировкой их результатов  на качественном, профессиональном уровне.

Оценка точности прогноза выполняется путем расчета его возможных ошибок. Поэтому результаты прогноза практически всегда приводятся в интервальном виде.

Прогнозы рынка классифицируются по нескольким признакам:

По времени  упреждения выделяются: краткосрочные прогнозы (от нескольких дней до 2 лет); среднесрочные прогнозы (от 2 до 7 лет); долгосрочные прогнозы (более 7 лет). Естественно, что они различаются не только периодом упреждения, но и уровнем детализации и применяемыми методами прогнозирования.

По товарному  признаку различают прогнозы рынка: конкретного товара, виды товара, товарной группы, комплекса товаров, всех товаров.

По региональному  признаку делают прогнозы рынка для: конкретных потребителей, административных районов, крупных регионов, страны, всего мира.

По сущности применяемых  методов выделяют группы прогнозов, основой которых являются:

Экстраполяция ряда динамики - емкость рынка;

Интерполяция ряда динамики – нахождение недостающих членов динамического ряда внутри его;

Коэффициенты эластичности спроса;

Структурное моделирование – представляет собой статистическую таблицу,

Информация о работе Конъюнктура рынка как основа прогнозирования деятельности предприятия