Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 16:57, курс лекций
Тема 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и особенности государственного и муниципального управления
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Оно раскрывается через триаду присущих ему свойств: целеполагание, организация, регулирование и обладает только ему присущими особенностями:
партии, элиты, лидеры)
Функции власти
(Руководство, управление,
организация, регуляция,
координация, мобилизация,
господство)
Признаки, отличающую государственную власть от других видов власти:
Государственная власть, будучи по своей сути социальной, публичной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. В период своего развития она была анонимной, позднее приняла форму персонифицированной и, наконец, институциализированной.
Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти - это не одно и то же.
Государственная власть – это:
- право, способность государства (через государственные органы и должностных лиц) оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;
-
система соответствующих
- лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.
Особенностью
государственной власти
А) все другие властные силы в обществе действую в рамках законов, принимаемых и контролируемых госвластью,
Б) она обеспечивает единое политико-правовое пространство на территории страны, единое экономическое, информационное пространство, единую денежную единицу, язык и т.д.
В) обладает легитимным правом на применение мер принуждения.
Государственная власть – в институциональном выражении – это система структур, органов, учреждений, которые реализуют функции государства.
Государственная власть в процессуальном выражении – это целенаправленная управленческая деятельность (управляющее воздействие) всех органов государства по упорядочению, организации общественной жизни, обеспечению стабильности и развития общества в строгом соответствии с конституцией.
Государственная власть в социологическом выражении – это система целенаправленного взаимодействия госаппарата с общественными силами, гражданами по реализации функции государства.
Принципы организации
и функционирования
В соответствии с Конституцией государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ, Правительство РФ, суды РФ. Характеризуя каждый из указанных институтов, необходимо осмыслить их конституционно установленные:
4.2. Институт Президента
4.3. Законодательная власть. Парламент в системе законодательной власти
4.4. Исполнительная
власть Правительство в
Исполнительную власть следует рассматривать в двух аспектах:
- право и возможность
субъектов управлять кем-либо, подчинять
своей воле других людей,
- право и возможность должностного лица принимать решения, которые реализует подчиненный работник под контролем и ответственностью этого должностного лица.
- подсистему государственной
власти, образующую с другими
ее ветвями единый
- политологическую
категорию, отражающую
Правительство – высший орган федеральной исполнительной власти. Компетенция Правительства определяется ст. 71,72, 114 Конституции РФ. Основные задачи, а отсюда основные функции Правительства:.
- Разрабатывать и представлять в ГД федеральный бюджет, обеспечивать его исполнение, представлять ГД отчет.
- Обеспечивать единую финансовую, кредитную и денежную политику на всей территории России.
- Осуществлять управление федеральной собственностью, государственным имуществом.
- Осуществлять меры
по безопасности граждан,
- Осуществлять меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.
Полномочия Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти общей компетенции, достаточно широки. Прежде всегоони проявляются
Политическая ответственность
Тема 5 КОНСТИТУЦИОННЫЕ И
5.1. Субъект РФ, его конституционно-правовой статус
Понятие
регион юридического определения
пока не имеет. В географическом
смысле регион означает
Политическая автономия (автоно
1. Субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти по предметам своего ведения (ст. 73)
2. Государственную власть
в субъектах РФ осуществляют
образуемые ими органы
3. Республики имеют свои конституции и законодательства, другие субъекты – свои уставы и законодательства.
4. Статус субъектов
РФ определяется Конституцией
РФ и конституциями (уставами)
субъектов РФ. Он может быть
изменен по взаимному
5. Статус субъекта
не может подрывать суверенитет
Политической автономией обладают и административно-
Культурно-национальная
Систему органов
Формы
организации государственной
Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами: государственная и территориальная целостность России, распространение суверенитета России на всю ее территорию, верховенство Конституции и федеральных законов на всей ее территории, разделение государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными о региональными органами государственной власти, самостоятельное осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.
5.2. Система органов государственной власти в субъекте РФ
Согласно Конституции РФ, установление общих принципов организации государственной власти в субъекте РФ входит в совместное введение РФ и ее субъектов. А система органов государственной власти формируется субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральными законами. Несмотря на то, что сегодня не существует жесткой модели ее устройства, тем не менее, в целом она должна соответствовать общепринятым параметрам организации. Она строится в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
В систему органов
1. Законодательный (
2.высший исполнительный орган государственной власти
3. иные органы государственной власти.
Кроме того, может быть установлена должность высшего высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Носителем судебной власти в субъекте РФ выступают конституционные (уставные) суды субъекта РФ и мировые судьи, ¸являющие судьями общей юрисдикции.
Федеральные органы государственной власти, функционирующие на территории субъекта РФ, не входят в систему его органов государственной власти.
Законодательный орган государственной власти субъектов РФ
Законодательный
(представительный) орган имеет статус
постоянно действующего
Законодательный
орган является правомочным,
Полномочия законодательного (представительного) органа весьма обширны.
Законодательный орган принимает законы и постановления.
Правом законодательной
инициативы принадлежит депутатам,
руководителю высшего
Информация о работе Лекции по "Основам государственного и муниципального управления"