Лекции по "Основам государственного и муниципального управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 16:57, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие и особенности государственного и муниципального управления
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Оно раскрывается через триаду присущих ему свойств: целеполагание, организация, регулирование и обладает только ему присущими особенностями:

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs_lektsy.doc

— 404.00 Кб (Скачать файл)

        Законопроекты, предусматривающие  расходы, покрываемые за счет  бюджета  субъекта РФ,  рассматриваются  по представлению, либо при  наличии заключения руководителя  высшего исполнительного органа, представленного в срок  не менее 14 дней.

        Установлен следующий порядок  принятия НПА:

        Конституция (устав)  субъекта, поправки  к ней принимаются большинством, не менее 2/3 голосов от установленного  числа депутатов;

         Законы субъекта РФ  принимаются  большинством голосов от установленного числа депутатов, постановления – большинством от числа избранных депутатов;

         Проект закона рассматривается  не менее чем в двух чтениях,  решение о его принятии (либо  отклонении) оформляется постановлением;

         Условием вступления закона в  юридическую силу является его  промульгирование  высшим  должностным  лицом (руководителем высшего  исполнительного органа) субъекта  РФ и обнародование.

         В случае отклонения закона  вето высшего должностного лица может быть преодолено большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов;

         Конституция (устав) и закон  субъекта РФ вступают в силу  после их официального  опубликования  (по вопросам защиты прав и  свобод человека и гражданина – не  ранее чем через 10 дней после их официального опубликования).

         Полномочия законодательного органа могут быть прекращены досрочно в случае:

1.Принятия  решения  о самороспуске

2. Роспуска высшим  должностным лицом субъекта РФ  на основании принятия законодательным органом НПА, противоречащего  актам высшей юридической силы, принятым  по предметам вне его компетенции, если такие  противоречия  установлены соответствующим судом, а законодательный орган не устранил  в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

3. Полномочия  также  могут быть прекращены досрочно  в случае  вступления в силу  соответствующего суда о неправомочности  данного  состава  депутатов  законодательного органа субъекта  РФ, в том числе  в связи  со сложением депутатами своих полномочий.

      Внеочередные  выборы могут быть назначены   не позднее чем через 6 месяцев  со дня  вступления в силу  решения о досрочном прекращении  полномочий  законодательного органа.

      Полномочия  также могут быть  прекращены досрочно в случае  вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов.

      Законодательный  орган субъекта РФ вправе выразить  недоверие высшему должностному  лицу субъекта РФ в случае:

1. издания им акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам,  конституции (уставам)  и законам  субъекта РФ, если такие противоречия  установлены соответствующим  судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные недостатки в течение месяца со дня вступления в силу  судебного решения;

2. иного грубого нарушения   федерального законодательства, законов   субъекта РФ, если это  повлекло  за собой  массовое нарушение   прав и свобод граждан.

       Организация исполнительной власти

       Исполнительная власть в субъектах РФ – это часть единой государственной власти Федерации. Это закрепляет  ст. 77. п.2  Конституции РФ.  Все вопросы ее организации   признаны компетенцией субъектов РФ. Не дает исчерпывающего ответа на поставленные вопросы ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ» (1999 г.).  Он закрепляет лишь общие принципы строительства органов.

       Исполнительную власть в субъектах  РФ осуществляют высший орган  исполнительной власти, иные органы исполнительной власти.

       Высшее должностное лицо исполнительной  власти субъекта наделяется полномочиями  законодательным органом субъекта  РФ по представлению Президента  РФ.

       Структура исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ определяется  высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем  высшего исполнительного органа)  в соответствии с конституцией (уставом)  субъекта Р система правового регулирования, обусловленная .  Основной особенностью  организации исполнительной власти  в субъекте  РФ  является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами:

Во-первых, разграничением предметов  ведения и полномочий между РФ ее субъектов

Во-вторых, необходимостью  обеспечения  единства системы органов исполнительной власти в РФ.

В результате  на территории каждого  субъекта  Федерации взаимодействуют  различные  системы  органов исполнительной власти: федеральные, региональные, местного самоуправления.

В компетенцию  высшего должностного лица (руководителя исполнительного органа  власти) входят:

    • представительские полномочия (представляет субъект в отношениях с федеральными органами власти, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта)
    • законотворческие полномочия (вносит проекты законов, их подписывает и обнародует, или отлагает, участвует в работе законодательного органа с правом совещательного  голоса, вправе требовать созыва  внеочередного заседания законодательного органа).
    • управленческие полномочия  (формирует высший исполнительный орган субъекта РФ, принимает решения об его отставке)
    • Координационные полномочия (взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, местного самоуправления, общественными объединениями)
    • Иные полномочия в  с федеральными законами и законами субъекта РФ.

Досрочное прекращение полномочий  высшего должностного лица (руководителя исполнительного органа)  происходит в случае:

- смерти

-отрешения от должности Президентом  РФ  в связи  выражением ему   недоверия  законодательным (представительным) органом субъекта РФ

- отрешением от должности в  связи с утратой доверия Президента  РФ, за ненадлежащее исполнение  своих обязанностей, а также в  иных случаях, предусмотренных  федеральным законом

- признания судом недееспособным  или ограниченно  дееспособным

- признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим

- вступления в отношении его   в законную силу обвинительного  приговора суда

- его выезда  за пределы РФ на постоянное место жительства

- утраты им гражданства РФ, приобретения  им гражданства  иностранного государства либо получения  им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. 

По мотивированному  представлению  Генерального  принимается  Президент  РФ также временно отстранить  главу субъекта  РФ от исполнения  полномочий в случае предъявления ему обвинения в совершении  тяжкого преступления. Решение о досрочном прекращении полномочий законодательным (представительным) органом субъекта РФ по представлению Президента РФ либо Президентом РФ.

Можно рассматривать, как проявление системы сдержек и противовесов на региональном уровне,  возможность  выражения недоверия  высшему  должностному лицу субъекта  со стороны  законодательнонго органа субъекта  РФ в следующих случаях:

    • При издании им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения
    • Установление  соответствующим судом  иного грубого  нарушения Конституции  РФ, федеральных и региональных НПА, если это повлекло  за собой массовое нарушение прав и свобод граждан
    • Ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом  субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа)  своих обязанностей.

        Данное решение  принимается  двумя третями  голосов от установленного числа  депутатов. Решение направляется  Президенту РФ для решения вопроса об отрешении руководителя от должности.

       Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта  является постоянно действующим органом и обеспечивает исполнение  нормативно-правовых актов РФ и  субъекта Федерации.  Основываясь на конституционном принципе разделения  свои полномочия самостоятельно. Наименование, система и структура органов исполнительной власти устанавливается  конституцией (уставом)  и законами субъекта РФ. Основанная роль принадлежит  высшему должностному лицу (руководителю исполнительного органа), однако законодательный орган также может обладать  полномочиями в  данной сфере, в частности,  утверждать или     согласовывать  назначение на должность отдельных должностных лиц как самого субъекта, так и территориальных органов, если это  предусмотрено законом. Кроме того,  законодательный орган  вправе выразить недоверие должностным лицам, в назначении которых он участвовал. Принятие такого решения влечет за собой  немедленное освобождение от должности.

           Администрация  субъекта РФ  обеспечивает осуществление общих для данной  территории задач социально-экономического развития, исполнение законов РФ, актов Президента и Правительства РФ, связь между федеральными органами  государственной и органами местного самоуправления. Состав администрации формируется  главой  соответствующей администрации.

5. 3. Местное  самоуправление в системе публичной  власти

      Местное самоуправление обеспечивает управляемость в местных территориальных образованиях. Выделяют  три основные модели взаимоотношений государства и местного самоуправления:

     Административная  модель – характеризуется прямым подчинением органов местного самоуправления  органам государственной власти.    Она предполагает  полное «выстраиванием» местного самоуправления в систему государственной власти, таким образом,  местное самоуправление является продолжением государственной власти, превращается  в местное управление.

      Децентрализованная  модель – предполагает полное  отделение местного самоуправления от государственной власти, органы местного самоуправления формируются исключительно местными сообществами и решают исключительно вопросы местного значения. Местная власть в этом варианте  является самостоятельной в тех пределах, в каких это определено государством, и связана в своей деятельности с ним лишь рядом общих принципов, закрепленных в законодательстве.

     Дуалистическая  модель – является продолжением первой и второй форм. Местное самоуправление контролируется государством  в той степени, в какой местная власть участвует в решение государственных задач. В пределах собственной компетенции, определяемой законодательством, местное самоуправление является самостоятельным, действующим независимо от государственных институтов.

      При выстраивании  взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления следует исходить из того, что государственная власть и местное самоуправление являются по сути своей  формами единой публичной власти. С учетом этого должны соблюдаться  как принцип функционального единства, так и принцип институциональной самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

      Под системой местного самоуправления понимается  совокупность форм прямого  волеизъявления граждан, через которые  население муниципального образования реализует  признаваемую и гарантируемую  Конституцией РФ власть, решает, исходя из  своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения. Единство системы местного самоуправления проявляется в том, что все элементы связаны  между собой отношениями руководства, подотчетности, ответственности и подконтрольности, т.е. между ними существует  тесная организационная правовая связь. Элементами системы местного самоуправления выступают население, как особый субъект,  непосредственные (референдум, выборы, сход граждан) и представительные (органы местного самоуправления) формы его организации.     

       Структура   органов  муниципального образования  определяется на основании Конституции  РФ,  ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» от 6.10. 2003 года, в котором определен закрытый их перечень, порядок формирования, полномочия, регионального законодательства. Эти вопросы находят отражение в Уставе муниципального образования.

      Существуют два  основных подхода  к построению структур  местных администраций – функциональный и программно-целевой. В действительности  при построении структур местных администраций  в различных долях применяются оба названных подхода, что позволяет оптимизировать структуры местных администраций.

           Органы  местного самоуправления можно  классифицировать по следующим  основаниям: способу образования  (выборные и утверждаемые), объему  и характеру компетенции (общей,  отраслевой и межотраслевой), предметам  ведения (решение местных вопросов, выполнение отдельных государственных полномочий), способу принятия решений, типу исполняемых  функций (представительные, исполнительные).

      В структуре органов местного  самоуправления  можно выделить  два составляющих блока: политический (способы выборов главы МО, характер избирательной системы при выборах представительного органа, механизм формирования местной администрации, разделение общей суммы полномочий); управленческая составляющая формирует организационную структуру, кроме  обязанности исполнения решений представительного органа,  она имеет собственные, закрепленные  уставом МО, полномочия, а также  отдельными государственными полномочиями.  Структура местной администрации практически целиком зависит  от тех функций, которые ей предстоит выполнять, и от инфраструктуры, находящейся в ее управлении.

      Анализ сложившейся структуры   органов местного самоуправления  различных  МОЛ, многообразие  форм организации и осуществления  местного самоуправления позволяет  выделить  несколько  организационных моделей в зависимости от политической составляющей:  сильный глава МО – муниципальный совет, слабый глава местного самоуправления – муниципальный совет, муниципальный совет – глава администрации (управляющий).

5.4. Взаимодействие  органов государственной власти и местного самоуправления

   Оно строится на следующих  принципах:

    • Единства целей и задач обеспечения  прав и свобод человека и гражданина, в реализации общегосударственных интересов
    • Всесторонней государственной поддержки  осуществления и развития местного самоуправления
    • Разграничения я предметов ведения полномочий  между органами государственной власти и органами местного самоуправления
    • Самостоятельности осуществления своих полномочий  в области местного самоуправления населением, органами и должностными лицами МО
    • Невмешательства органов государственной власти в компетенцию органов  местного самоуправления
    • Субсидиарности при осуществлении органами местного самоуправления минимальных государственных социальных стандартов и переданных им отдельных государственных полномочий
    • Взаимной гласности и информированности
    • Взаимного контроля
    • Законности, взаимной ответственности, гласности
    • Целесообразности и соблюдения общегосудартсвенных интересов
    • Равноправия и недопустимости  ущемления интересов других МО

Информация о работе Лекции по "Основам государственного и муниципального управления"