Маркетинговая адаптационная стратегия развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного проекта состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы маркетинговой программы развития региона − изучить основную концепцию социально-экономического развития Новгородской области, а также сделать выводы по реализации этой стратегии. Для достижения поставленной цели необходимо будет сделать сле-дующее:
- рассмотреть специфику и структуру программ регионального разви-тия
- изучить концепцию социально-экономического развития региона на примере Новгородской области, ее основные показатели, проблемы и пре-имущества.
- сформулировать научно-обоснованные выводы и предложения, на-правленные на решение экономических проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

1) использование современного  интеллектуального пространства в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов области;

2) развитие электронных  коммуникаций, информационных систем  и программного обеспечения для  обмена информацией и поддержки  управленческих и технических решений;

3) поэтапный переход  на системный электронный дистанционный  обмен информацией между органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и жителями области;

4) содействие в развитии  и регистрации интеллектуальной собственности граждан и организаций области, в т.ч. в областях программирования, создания новых технологий, научных открытий и др.;

5) организация подготовки  государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, обеспечивающих  специалистов, работников региональных государственных учреждений по вопросам освоения современных информационных технологий, в том числе для повышения качества принятия управленческих и технических решений.

Развитие системы охраны здоровья населения на всех этапах оказания медицинской помощи, включая совершенствование проведения профилактических мероприятий, а также реализация всего комплекса мероприятий федеральных и областных целевых программ в сфере здравоохранения позволит достичь снижения показателей общей и младенческой смертности, роста рождаемости, уменьшения заболеваемости и смертности населения от ведущих причин, увеличения продолжительности жизни населения области, а также обеспечить рост удовлетворенности населения качеством оказания медицинских услуг.

Положительные тенденции демографического развития области позволят снизить естественную убыль населения к 2030 году до 0,7 на 1000 человек населения. Увеличение численности населения области прогнозируется за счет уменьшения естественной убыли и увеличения миграционного прироста.

К 2020 году численность  населения области увеличится до 660 тысяч человек, к 2030 году - 698 тысяч человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3:   Реализация системы программы мероприятий.

3.1.Действия по обеспечению условий для устойчивого развития региона.

Для устойчивого развития региона необходимо рассмотреть  содержание этапов маркетинговой политики.3

Во-первых, это преодоление  недооценки  региона отечественными и внешними инвесторами. Такая ситуация может возникать, если власти региона уделяли недостаточное внимание  пропаганде  достижений региона, а ему на самом деле уже есть что продемонстрировать потенциальным бизнес-партнерам, и чем убедить их в возможности прихода в регион инвестициями и проектами.

Во-вторых, это повышение  привлекательности региона за счет реализации внутрирегиональной программы реформирования. Такая программа может, например, включать:

●проведение мер по минимизации бюджетных расходов и созданию на этой основе возможностей для предоставления налоговых льгот наиболее выгодным инвесторам.

●проведение анализа  структуры хозяйственного комплекса  региона и выделение в нем  экономически полезных (производящих положительную добавленную стоимость) и экономически вредных предприятий (производящих отрицательную добавленную стоимость) с целью последующего принятия мер по быстрейшей реструктуризации или ликвидации экономически вредных предприятий.

●проведение анализа  сильных и слабых сторон хозяйственного комплекса региона, а также возможностей и угроз его развитию, создаваемых внешней  для региона средой с тем, чтобы на этой базе найти возможные схемы создания в регионе «кластеров развития»

●реализацию мер по повышению  информационной прозрачности региона для деловых партнеров расположенных здесь предприятий и кластеров.

●ускорение подготовки и переподготовки управленческих кадров для региона.

В-третьих, улучшение условий для развития региона за счет формирования взаимовыгодных связей с другими регионами России, странами СНГ и странами дальнего зарубежья. Можно напомнить, например, что каждый из 50-и штатов США имеет свое представительство в Японии, занимающееся привлечением японских инвесторов на свою территорию.

В-четвертых, оптимизация  бюджетной системы региона и  его подготовка к привлечению средств на инфраструктурные проекты с помощью инструментов денежного рынка. Такая задача обычно решается с помощью специальных  финансовых посредников-консультантов, и ее постановка возможна после того, как регион уже сумел добиться определенных успехов в своем реформировании. Развитие инфраструктуры региона в свою очередь еще более повышает привлекательность региона для инвесторов и создает основы для стабилизации притока в него денежных  средств и бизнес-проектов,  а следовательно и устойчивого роста доходов населения и регионального бюджета.

Системный подход к региональному маркетингу уже начинает применяться в практической деятельности региональных и городских органов власти нашей страны. Так , например, в Новгороде системный подход используется с 1992 года, когда вопрос привлечения дополнительного потока туристов в город стал связываться не только с продвижением турпродукта на рынке туристических услуг, но и целенаправленным формированием имиджа области. в 1996 году была принята комплексная программа формирования имиджа Новгородской области и Новгорода как ее административного центра, более похожая на бизнес-план с использованием того опыта economic developmeht, который к тому времени был обобщен в США и Канаде.

3.2.Формулирование научно-обоснованных выводов и предложений, направленных на решение экономических проблем по концепции  социально-экономического развития Новгородской области.

Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года (далее«Стратегия-2030») направлена на обеспечение реализации на территории области основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основополагающими принципами формирования  являются:

●необходимость сохранения особой роли области, как региона, исторически тесно связанного со становлением российской государственности;

●обеспечение устойчивого социально-экономического развития области как региона на границе Центрального и Северо-Западного федеральных округов с диверсифицированной экономикой, устойчивой к динамической системе вызовов;

●формирование комплексного подхода к решению демографических, миграционных, социальных и экономических вопросов.

  ●реализация устойчивого развития возможна только при комплексном решении демографических, миграционных, социальных и экономических вопросов, на основе документов территориального планирования. При этом обеспеченность жильем не менее важна, чем качество рабочего места.

«Стратегия - 2030» направлена на сохранение роли области как региона  исторической памяти формирования Российского государства, в том числе в рамках получения федеральной государственной поддержки на содержание исторических памятников и развитие туристской инфраструктуры, вязанной с историческим туризмом.

Устойчивое  развитие области обусловлено комплексным  подходом к созданию законодательных и административных мер по:

●оптимизации распределения плотности населения в области (используя сочетание ускоренного развития агропромышленных и рекреационно-туристских агломераций, а также выравнивание социальных параметров во временно проблемных зонах);

●повышению эффективности использования земли через дифференциацию различных видов хозяйственной деятельности с использованием региональной и муниципальной налоговой политики;

●расчету необходимого обеспечения промышленного роста соответствующей динамикой развития энергетики и транспортной инфраструктуры;

Расположение области  вблизи Москвы и Санкт-Петербурга с  одной стороны создает условия  для научного, образовательного, культурного, инновационного и кадрового обмена, открывает товарные рынки двух крупных городов для области, с другой стороны - обуславливает отток населения, в том числе наиболее подготовленных кадров, в мегаполисы, который на сегодняшний день ничем не восполняется.

Необходимо добиваться баланса входящего и исходящего потока трудовых ресурсов посредством создания привлекательных для трудовой деятельности рабочих мест, как в городской, так и в сельской местности.

Область, будучи достаточно типичным регионом по географическим, климатическим, земельным условиям для существенной части Российской Федерации может стать важным пилотным проектом по реализации программы оптимального использования земельных ресурсов через создание устойчивых агропромышленных округов, разработку долгосрочных муниципальных и региональных программ в увязке с федеральными и региональными программами по реализации современных животноводческих комплексов, а также реализации интенсивных методов выращивания ряда видов сельскохозяйственной продукции.

Великий Новгород остается крупным культурным и туристским центром России. Туристский продукт Новгородского края является уникальным по своей значимости и наличию объектов туристского показа и интереса, природному и культурно-историческому наследию, которое имеет глубокие корни. Развитие туризма мирового уровня на территории области будет одной из основных доходных статей консолидированного бюджета.

«Стратегия-2030»  разработана на основе:

●стратегического анализа социально-экономического развития области;

●определения устойчивых конкурентных преимуществ области и их оценки на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

●проведения анализа основных проблем (ограничений) социально-экономического развития области на средне- и долгосрочную перспективу;

●проведения анализа потенциала развития основных секторов экономики области на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

●разработки сценариев, определения приоритетных направлений и задач социально-экономического развития области;

●определения приоритетных направлений деятельности органов государственной власти области, ориентированных на достижение целевых параметров развития области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данном курсовом проекте  я рассмотрела в первой главе  основные  теоретические основы региональных комплексных программ развития, которые заключаются в том, что состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона представляют собой перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Во второй главе был сделан анализ социально - экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу. Главным содержанием концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.

В третьей главе были сформулированы основные выводы стратегического анализа социально-экономического развития региона, где основной целью разработки и реализации является повышение уровня и качества жизни населения области, формирование благоприятных условий социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу, а также оформлены необходимые действия по обеспечению условий для устойчивого развития региона.

 

 

Список использованной литературы

1.Акьюлов Р.И. Социально-экономическая политика в сфере воспроизводства человеческих ресурсов региона: теория, методология, практика. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. − 283 с.

2.Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. Учебник для вузов, издательство во:Питер, 2012. – 560 с. 

3.Концепция, технология и инструменты формирования управленческих решений в социально-экономической и технологической сферах субъектов Российской Федерации. Сборник материалов Проблемной рабочей группы по прогнозированию и стратегическому планированию социально-экономического развития российских регионов. Москва, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2005г. − 364 с.

4.Костылева Н.Е. Инновационные методы повышения конкурентоспособности городов и регионов. – СПб.: ИРЭ РАН, 2005. − 243 с.

5.Маркетинговые адаптационные стратегии развития регионов: Тексты лекций/Бондаренко Н.В., Краснов А.Г., Ладыкова Т.И., Шигильчев М.А. − Чебоксары : Изд-во «Новое время», 2010. − 216 с.

6.Материалы Международного форума «Стратегическое планирование в городах и регионах России». Санкт-Петербург, 2009. − 189 с.

7.Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. 2-е изд., дополн. − СПб.: Питер, 2006. − 416 с: ил. − (Серия «Маркетинг для профессионалов»).

8.Смирнов Е.П. Проект «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России». Российская муниципальная практика, 2006. − №2.

9.Электронный ресурс: [http://www.dis.ru] Издательская группа «Дело и Сервис» Проблемы формирования общей стратегии развития приграничного региона на основе маркетингового управления конкурентными ресурсами.

10.Стратегия социально-экономического развития Новгородской  области до 2030 года. − Электронный ресурс. URL : [http://region.adm.nov.ru]

11.Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». − Электронный ресурс. URL: [http://www.mavriz.ru]

12.Региональные программы социально-экономического развития регионов России. − Электронный ресурс. URL : [http://www.grandars.ru]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Маркетинговая адаптационная стратегия развития региона