Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:47, курсовая работа
Поставленные цели позволили сформулировать задачи, которые необходимо решить в данной работе:
а) выявить сущность и содержание маркетинговых стратегий управления;
б) определить понятие и виды стратегий;
в) описать методики определения конкурентного потенциала строительной организации;
г) провести анализ рыночных позиций конкурентоспособности организации.
Введение……………………………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Маркетинговая стратегия строительной организации
1.1 Понятие и сущность маркетинговой стратегии………………………………………….. 4
1.2 Маркетинговая продуктовая стратеги……………………………………………………. 7
1.3 Маркетинговая ценовая стратегия………………………………………………………… 8
1.4 Маркетинговая коммуникационная стратегия…………………………………………… 9
Глава 2. Маркетинговая стратегия повышение конкурентоспособности строительной организации ООО «Старко»
2.1 Понятие конкурентоспособности………………………………………………………… 12
2.2 Методики определения конкурентного потенциала строительной организации…….. 16
2.3 Повышение конкурентоспособности строительной организации ООО «Старко»…… 21
2.4 Анализ рыночных позиций конкурентоспособности организации …………………… 26
2.5 Проект мероприятий по совершенствованию системы управления деятельности организации……………………………………………………………………………….. 31
Заключение……………………………………………………………………………………….. 42
Список используемой литературы…………………………………………………………….. 45
В частности, оценивая состояние строительных рынков, можно выделить следующие факторы, ограничивающие развитие на них конкуренции.
1. Различные товаропроизводители этой отрасли (подрядные организации) производят и продают не абсолютно идентичную продукцию. Она отличается различной продолжительностью создания (сооружения), разным уровнем качества, составом применяемых материалов даже в том случае, если речь идет о реализации одного и того же проекта.
2. Особенностью
строительной продукции
3. Большая часть строительных подрядчиков может создавать свою продукцию не везде, где это необходимо заказчикам, а только в местах постоянной работы и дислокации.
Наличие этих факторов обусловлено самой спецификой строительного производства. Подчас нахождение строительной организации вблизи намечаемого объекта строительства создает ей объективные преимущества по сравнению с потенциальными конкурентами. Все это приводит к формированию на строительных рынках различных форм несовершенной конкуренции.
По некоторым оценкам около 75 % всех предприятий в экономически развитых странах конкурируют на рынках, где сбытовая система функционирует в условиях монополистической конкуренции. Среда конкуренции заполнена большим количеством мелких и средних предприятий, ни одно из которых не имеет значительной доли в общем объеме продаж. Ключевая конкурентная особенность такого рынка — отсутствие широко известных лидеров, оказывающих существенное влияние на развитие условий и тенденций в отрасли.
Некоторые рынки, на которых преобладает монополистическая конкуренция, консолидируются по мере развития. Жесткая конкуренция уничтожает слабые, неэффективные предприятия и приводит к большей концентрации производства в крупных, мощных компаниях. Однако это происходит не всегда. Часто по экономическим причинам предприятия не в состоянии дестабилизировать сложившуюся ситуацию из-за того, что ни одно из них не может кардинально изменить перечисленные выше характеристики среды конкуренции.
Если отсутствует угроза появления конкурентов, монополия добивается использования всей возможной экономии от масштабов производства. Однако, потребители не получают всех преимуществ от низких издержек монополиста, так как монопольная цена, как правило, значительно превышает уровень средних совокупных и предельных издержек.
Кроме того, начиная
с точки долгосрочного
Проведенный анализ представленных моделей в целом позволяет утверждать о негативном влиянии монополизации рынков на развитие экономики:
Вместе с тем нельзя говорить и об исключительной неэффективности ограничения конкуренции. Монополии могут приносить и определенные социальные выгоды: снижение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства, технологический прогресс за счет высокой степени концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где нецелесообразно стимулирование конкуренции и др.
Таким образом, более двух столетий проблемы конкуренции находят свое отражение в трудах многих исследователей. Однако до сих пор ученые и специалисты не пришли к единому мнению, о преимуществах и недостатках различных моделей конкуренции необходимо судить с позиций конкретной исторической эпохи, накопленного эмпирического опыта.
Тем не менее, можно сделать безусловный вывод, что рассмотренные теоретические модели требуют дальнейшего развития и уточнения. Особенно актуальной представляется проработка проблемы в части обеспечения конкурентоспособности организации.
2.2 Методики определения конкурентного потенциала строительной
организации
В настоящее время в российской экономической науке сформировались два основных подхода к оценке конкурентоспособности строительных организаций. Одни исследователи предлагают использовать для этого коэффициент конкурентоспособности, определяемый количеством и объемом выигранных тендеров по отношению к общему количеству конкурентных случаев (тендеров, в которых принимает участие фирма). Нетрудно заметить, что наивысший показатель конкурентоспособности в данном случае может иметь фирма, принявшая участие в одном тендере и выигравшая его. Таким образом, несмотря на простоту и удобство использования данный подход имеет существенные недостатки и в связи с этим ограниченный характер применения.3
Другой подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности строительно-монтажной организации предлагают Г. Н. Лапин, Р. М. Хамхоков, Э. И. Шагиахметова и др. По их мнению, для оценки конкурентоспособности необходимо
___________________
3 Яичников Е. А., Гумба X. М. - Экономика строительных организаций. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
использовать интегральный показатель, учитывающий комплекс финансовых, экономических, социальных и технических факторов. Однако с методической точки зрения неправомерно обобщающий (интегральный) показатель конкурентоспособности организации определять при помощи индексов относительной эффективности организации, так как эти показатели тесно коррелируют. Очевидно, что любой показатель эффективности зависит от объема продаж и добавленной стоимости, а последние, в свою очередь, прямо пропорционально зависят от конкурентоспособности организации. В то же время большинство исследователей сходятся во мнении, что конкурентоспособность строительно-монтажной организации определяется ее способностью получать заказы в условиях конкурентной борьбы с другими участниками рынка. Таким образом, строительная организация, чтобы объективно оценить конкурентоспособность производимой ею строительной продукции, должна в первую очередь использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, т. е. заказчик. Следовательно, необходимо определить перечень параметров, существенных с точки зрения покупателей строительной продукции.
Специфика строительной продукции как инвестиционного товара, как известно, состоит в закрепленности, неподвижности, капиталоемкости, материалоемкости, длительности создания и эксплуатации и др. Она предопределяет характер взаимоотношений участников инвестиционного процесса, особенности обращения строительной продукции как товара. Вследствие неразрывности фаз производства и реализации товар инвестиционного комплекса, как правило, не выходит на рынок в поисках покупателя, а создается по заказу в соответствии с заранее выбранной моделью (проектом) и в строго заданном месте, будучи предназначенным для определенного заказчика (инвестора).
Выбирая подрядную организацию, заказчик тем самым оценивает достоинства производимой ею строительной продукции, т. е. возможность удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные со строительством и эксплуатацией объектов. Таким образом, совокупность качественных и стоимостных характеристик строительной продукции (строительных услуг, подрядов) способствует созданию ее превосходства над продукцией конкурентов в удовлетворении конкретной потребности заказчика и позволяет количественно оценить ее конкурентоспособность.
Положение строительно-монтажной организации на рынке во многом определяет цена ее продукции и услуг. Конкурентоспособность организации по данному критерию можно оценить при помощи показателя, характеризующего соотношение средних цен предложения Цср и внутренней цены предприятия Цвн:
Внутренняя цена строительной продукции включает затраты на ее производство и прибыль, которая должна обеспечивать необходимый уровень рентабельности капитала:
где С - себестоимость строительной продукции;
Ф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов и оборотных средств;
V - годовой оборот строительной организации;
r - внутренняя норма рентабельности капитала.
Если к больше
1, т.е. рыночные цены предложения на
аналогичную продукцию
Можно выделить два основных направления снижения себестоимости строительных подрядов и строительных услуг:
- снижение себестоимости производства строительно-монтажных работ;
- совершенствование
проектно-конструктивных
Для современного рынка, как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, характерна устойчивая тенденция к повышению роли "неценовых" форм конкуренции, в частности конкуренции качества. Все большую роль начинает играть не цена конечной продукции, а стоимость полного жизненного цикла. Особенно заметно это в строительной отрасли, продукция которой характеризуется длительным периодом эксплуатации. Стоимость полного жизненного цикла строительной продукции представляет собой сумму следующих затрат:
1) затраты на
выполнение комплекса
2) затраты подрядной
организации на производство
строительной продукции или
3) затраты потребителя на обслуживание, эксплуатацию и ремонт законченных объектов строительства в течение всего периода их функционирования.
Совокупные затраты заказчика, во многом определяющие выбор подрядной организации, тесно связаны с качеством строительной продукции. Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства продукции, ее характеристики с точки зрения способности удовлетворять конкретную потребность.
Качество - комплексный
показатель, характеризующий эффективность
различных сторон деятельности фирмы.
Система компонентов
а) качество труда;
б) качество проекта;
в) качество техники и технологии.
Качество труда определяется наличием в строительной организации высококвалифицированных рабочих кадров. Его можно оценить при помощи коэффициента, показывающего удельный вес рабочих-строителей 5-6 разряда в общей численности основных рабочих:
Для оценки качества труда также можно использовать коэффициент соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых работ.
Качество проекта является показателем эффективности работы проектной организации. Формирование качества строительной продукции начинается на стадии ее проектирования. Оценить качество проекта можно с помощью коэффициента, характеризующего отношение числа исправлений при его реализации к единице мощности (например, 1 м2 жилой площади). Возможность оказывать большее влияние на качество проекта имеют подрядные строительно-монтажные организации, ставшие проектно-строительными. Это позволяет им находить наиболее эффективные проектно-конструктивные решения зданий и сооружений, рациональные варианты прокладки инженерных коммуникаций и т. д.
Качество техники и технологии определяет уровень соответствия используемых организацией технологий действующим стандартам и таким образом характеризует конкурентоспособность фирмы в своей отрасли. Строительно-монтажные организации, использующие современные технологии, обеспечивающие высокое качество работ, имеют преимущество перед другими организациями своего профиля. Обладая уникальной технологией, они имеют больше возможностей выиграть тендерные торги на получение заказа. Технологии, применяемые в настоящее время на предприятиях, условно можно классифицировать как:
- прогрессивные - имеющие существенные преимущества перед массовыми технологиями;
- массовые - используемые на большинстве предприятий;
- устаревшие - значительно уступающие по своим параметрам широко используемым технологиям.
Особое значение временной фактор играет в строительной отрасли. Скорость строительства определяет сроки ввода объекта в эксплуатацию. Подрядные контракты могут выполняться досрочно или с превышением договорных сроков. В первом случае заказчик строительной продукции согласно условиям договора может выплачивать вознаграждение за сокращение срока строительства или выполнения подрядного контракта, а во втором - взыскивать штраф.
Однако практика премирования и штрафных санкций применяется в настоящее время очень редко, при том, что досрочный ввод дает возможность заказчику (инвестору) получить дополнительную прибыль. Если по предмету торгов заказчик в своих требованиях для производственных зданий и сооружений выставляет условия по ускорению их ввода в эксплуатацию и повышению рентабельности проектируемого или сооружаемого объекта, то выбор победителя торгов может осуществляться по критерию минимума затрат, определенных стоимостью строительства, дополнительной прибылью, которую предполагается получить за период сокращения срока строительства, а также дополнительной прибылью от снижения текущих затрат за расчетный период эксплуатации объекта.