Маркетинговое исследование рынка пластиковых карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования усиливается тем, что в современных условиях рынок пластиковых карт переживает новый весьма важный момент своего развития. От элитных, доступных лишь высокооплачиваемым категориям населения, пластиковые карты превращаются в достаточно демократичное средство расчетов. Выпуск пластиковых карточек позволяет интегрироваться в мировую систему банковских услуг, поднять деловой имидж банка, завоевать рынок и привлечь клиентуру, дает возможность овладеть новейшими банковскими технологиями, увеличить скорость расчетов, исключить ошибки и злоупотребления со стороны банковских служащих. Отсюда следует, что маркетинг пластиковых карточек - это назревшая проблема, которую необходимо срочно решать российским банкам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические аспекты использования пластиковых карт……………………..6
1.1 История возникновения пластиковых карт…………………………………….6
1.2 Понятие и сущность пластиковых карт………………………………………...9
1.3 Основные характеристики пластиковых карт………………………………..15
2 Маркетинговое исследование рынка пластиковых карт………………………19
2.1 Организационно-экономическая характеристика ВТБ 24 (ПАО)…………..19
2.2 Исследование рынка пластиковых карт ВТБ 24 (ПАО)……………………..22
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 283.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Теоретические аспекты  использования пластиковых карт……………………..6

1.1 История возникновения  пластиковых карт…………………………………….6

1.2 Понятие и сущность  пластиковых карт………………………………………...9

1.3 Основные характеристики  пластиковых карт………………………………..15

2 Маркетинговое исследование рынка пластиковых карт………………………19

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ВТБ 24 (ПАО)…………..19

2.2 Исследование рынка пластиковых карт ВТБ 24 (ПАО)……………………..22

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованных источников……………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время на территории России действуют десятки локальных, региональных и межрегиональных платежных систем. Количество держателей пластиковых карточек российских платежных систем исчисляется в совокупности многими сотнями тысяч. Десятки тысяч точек приема на территории всей страны работают с банковскими карточками национальных и международных платежных систем. Поэтому, поиск и оценка решения проблем российского рынка пластиковых карт составляет новизну и актуальность данной курсовой работы.

Актуальность исследования усиливается тем, что в современных условиях рынок пластиковых карт переживает новый весьма важный момент своего развития. От элитных, доступных лишь высокооплачиваемым категориям населения, пластиковые карты превращаются в достаточно демократичное средство расчетов. Выпуск пластиковых карточек позволяет интегрироваться в мировую систему банковских услуг, поднять деловой имидж банка, завоевать рынок и привлечь клиентуру, дает возможность овладеть новейшими банковскими технологиями, увеличить скорость расчетов, исключить ошибки и злоупотребления со стороны банковских служащих. Отсюда следует, что маркетинг пластиковых карточек - это назревшая проблема, которую необходимо срочно решать российским банкам.

Связь работы с общенаучными задачами определяется тем, что пути решения в обострившейся конкуренции российских и зарубежных банков на рынке пластиковых карточек в переходный период становления рыночных отношений в России является предметом поиска многих других ответвлений экономической науки.

Целью курсовой работы является изучение и обобщение опыта внедрения и проведения маркетинга пластиковых карточек в банке; разработка и защита маркетингового проекта перевода предприятия на выплату заработной платы при помощи пластиковых карточек.

Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

- развития и функционирования  системы безналичных расчетов  на основе пластиковых карточек;

- обоснование роли маркетинга  пластиковых карточек в банковской  деятельности с учетом перспектив развития рыночных отношений;

- проведение анализа организации маркетинга в банке;

- анализ рынка пластиковых карт;

- определение методических подходов к разработке и внедрению маркетингового проекта перевода предприятия на выплату заработной платы при помощи пластиковых карточек;

- оценка эффективности  маркетинга пластиковых карточек.

Предметом исследования является маркетинговое исследование пластиковых карточек и его влияние на деятельность банка.

В качестве объекта исследования принят банк ВТБ 24 (ПАО).

В данной курсовой работе применяются следующие методы:

- изучение литературы;

- описание;

- наблюдение;

- анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты  использования пластиковых карт

 

1.1 История возникновения  пластиковых карт 

 

Пластиковая карта – это термин, обобщающий все виды карточек, которые различаются по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, по своим техническим возможностям и организациям. Это не только банковские карты, но и карты экспресс-оплаты, дисконтные карты торговых сетей и фирм. В зависимости от оказываемых услуг такая карта может служить пропуском, водительским удостоверением, проездным документом или просто эффективным средством безналичных расчетов.

Идея использовать карты как платежное средство появилось в 1880 г. в книге Эдуарда Беллами «Глядя назад». Первые же кредитные карты были выпущены в 1914 г. известной фирмой Mobil Oil, которые использовались для оплаты нефтепродуктов. Такие карты были сделаны из картона, а данные вписывались вручную или выдавливались.

Первые «зарплатные» карты впервые появилось после Второй мировой войны в Японии.

Символической точной отсчета в мировой истории пластиковых карт принято считать встречу внука основателя одного из крупнейших американских универмагов Альфреда Блумингдейла, главы небольшой финансовой компании Hamilton Credit Corporation Фрэнка Макнамары и юриста этой компании Ральфа Шнайдера, которая случилась в 1949 г. в одном из ресторанов Манхэттена (Нью-Йорк, США). В результате этой беседы появилась на свет карта Diners Club – первая массовая платежная карта в мире, по мнению многих исследователей [14, c. 142].

В процессе обеда разговор зашел об одном клиенте Макнамары в Бронксе. Этот предприниматель позволял соседям пользоваться своим банковским счетом за проценты. Продавцы магазинов звонили ему по телефону и, получив разрешение, записывали стоимость покупок на его счет. В такой сделке новшеством являлось наличие посредника, который, используя свою кредитоспособность, представлял ссуду людям, не имеющих возможность получить ее по-другому.

Такая финансовая схема им понравилась. Изъян был замечен лишь в кредитовании людей, не имеющих в магазине кредитной линии. Ведь чаще всего именно с ними возникают проблемы. Поэтому ресторан показался им самым удачным местом для развития нового бизнеса.

Использовать в качестве идентификации клиентов соучредители решили эмбоссированные пластинки, которые к тому времени уже были довольно распространены и применялись во многих магазинах и бензиновых компаниях. К программе было привлечено 10-12 близлежащих ресторанов города. За первый месяц оборот составил 2 тыс. долларов, а уже через 4 месяца – 250 тыс. долларов.

Первоначально карты Diners Club предназначались для расчетов за обеды, но очень быстро карта стала универсальной и предназначалась для расчетов за товары, для получения наличных. Таким образом, первая карта, получившая широкое распространение, была платежной, кредитной и небанковской.

К концу 1951 года компания принесла владельцам прибыль в размере 61222 долларов с оборотом в 6,2 млн.

Главным отличием карты Diners Club от предыдущих систем было то, что между клиентом и коммерческими компаниями существовал посредник, который берет на себя проведение расчетов. Именно это позволило Diners Club стать первой и очень массовой универсальной картой.

1 октября 1958 г. была выпущена  первая карта компании American Express. А уже через год эта компания насчитывала 32 тысячи предприятий и более 475 тысяч держателей карточек. Такой успех American Express объяснялся тем, что компания обладала разветвленной международной сетью обслуживания дорожных чеков и огромными финансовыми средствами, что позволило кредитовать клиентов [15, c. 96].

Новый период в развитии карточного бизнеса в 1958 г. начался со вступления в него таких крупнейших американских банков, как Bank of American и Chase Manhattan Bank.

Вследствие роста карточных программ большинство банков столкнулось с тем, что сеть обслуживания своих карточек была ограничена. Поэтому в 1966г. Bank of American начал выдавать лицензии на выпуск карточек BankAmericard другим банкам. В ответ на это несколько крупных банков-конкурентов Bank of American создал свою Межбанковскую карточную ассоциацию – МКА (Interbank Card Association). В 1969 г. эта ассоциация купила права на карты Master Charge, выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов, большинство банков – членов МКА перешли на выпуск Master Charge.

А банки, выпускавшие «BankAmericard», настояли, чтобы карточная программа была введена из-под контроля Bank of American. Так в июле 1970 г. была создана National BankAmericard Incorporated – НБИ.

Таким образом, к началу семидесятых годов в Соединенных Штатах сформировались два основных конкурента на рынке универсальных банковских карточек: НБИ и МКА. Среди небанковских универсальных карточек по-прежнему выделялась «American Express».

В зарубежной классификации универсальные карточки разделялись на карточки для «путешествий и развлечений» (Travel and Entertainment – T&E) и чисто банковские. Первые выпускались компаниями Diners Club, American Express, Carte Blanshe и предназначались для оплаты услуг гостиниц, ресторанов. Карточки, выпускаемые банками, имели более «потребительский» характер и предназначались для обычных клиентов. На данный момент эти различия исчезли, и такое разделение является условным [13, c. 15].

Первая платежная карта, которая появилась в России, была карта международной платежной системы Diners Club. Именно эти карты стали приниматься в системе магазинов «Березка» в 1969 г. А спустя 20 лет, в 1988 г., спортсменам советской Олимпийской сборной в Сеуле, впервые были выданы карты другой международной платежной системы – Visa International. Но большого распространения международные карты не получили. И только после начала формирования в России системы коммерческих банков у банковских пластиковых карт как платежного инструмента появилось в России большое будущее [15, c. 204].

В 1974 г. на российском рынке появилась American Express. Годом позже, в 1975 г., VISA Ins. и Europay, в 1976 г. – карты японской системы JCB.

Первым советским эмитентом международных карточек стал Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 г. золотые карточки Eurocard. В России собственную карточку VISA в 1991 г. выпустил Кредобанк.

В 1993 г. в России были созданы такие платежные системы на картах, как STB Card (расчетный банк – Столичный) и Union Card (расчетный банк – Автобанк), которые быстро стали лидерами рынка пластиковых карт с магнитной полосой. Также была создана система «Золотая корона», которая основывается на картах с микросхемой.

Подводя итог в истории возникновения пластиковых карт, можно сказать, что первые пластиковые карты появились в России в начале 90-х гг. прошлого века и по своей сути были банковскими платежными инструментами. К тому времени банковские пластиковые карты уже были широко распространены на Западе, но для России это было новшеством.

Несмотря на все возникающие сложности, банковские платежные карты получали в России все большее распространение.

 

1.2 Понятие и сущность  пластиковых карт

 

Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий его владельцу возможность безналичной оплаты товаров, работ и услуг, а также получения наличных средств в отделениях и филиалах банков и банкоматах.

При выдаче карты клиенту осуществляется ее персонализация: на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карту и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карты при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карте называется авторизацией [13, c. 27].

Карта является только средством доступа к денежным средствам на счете держателя. Поэтому, из указанного определения можно сделать следующие выводы:

- пластиковая карта является  средством доступа к счету, на  ней содержится определенная  информация, с помощью которой, а  также индивидуального кода (ПИН-код) происходит доступ держателя  к денежным средствам на его  счете;

- пластиковая карта является  средством проведения платежей, а не самим средством платежа; она является лишь инструментом, с помощью которого деньги  выполняют свою функцию;

- карта не является  денежным заменителем, на ней  содержится только определенная  информация о счете владельца, а не его денежные средства.

Банковская карта - пластиковая карта, привязанная к лицевому счёту одного из банков, которая используются для платежей, в том числе через Интернет [15, c. 263].

Изначально банковские платежные карты создавались как розничный продукт, ориентированный на держателя - физическое лицо. Сейчас же платежные карты для банков - это одно из важных направлений розничного бизнеса. При этом маркетинговые цели бизнеса могут быть различными. В общем случае в зависимости от этих целей можно выделить три основных направления использования платежных карт:

- для работы с клиентами  банка - физическими лицами;

- для работы с юридическими  лицами и их сотрудниками в  рамках зарплатных проектов;

- карты могут предлагаться  корпоративным клиентам в качестве  дополнительной услуги для оплаты  представительских расходов, так  называемые корпоративные карты.

Классификация платежных карт по разнообразным признакам очень многогранна. В различных источниках можно встретить такие классификации карт, как:

- по материалу изготовления (бумажные, пластиковые, металлические);

- по способу записи  информации (кодирование магнитной  полосы, чип, лазерная запись, штрих-кодирование);

- по территориальной принадлежности (международные, национальные, локальные);

- по системе проведения  расчетов (расчетные карты, кредитные  карты, предоплаченные карты и т. д.).

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка пластиковых карт