Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:07, контрольная работа
Цель контрольной работы: получить теоретические и практические знания в области маркетинговых исследований, провести маркетинговое исследование рынка соков.
В соответствии с поставленной целью были выявлены следующие задачи:
- ознакомиться с сущностью маркетинговых исследований;
- дать характеристику рынку сока;
- провести сегментацию и описать структуру рынка;
- провести маркетинговое исследование рынка сока;
- проанализировать, полученные исследования.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАРКЕНГОВЫХ ИСССЛЕДОВАНИЙ 3
Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований 3
Процедура маркетингового исследования 4
ГЛАВА 2. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОВАРА 7
Понятие сегментирования рынка 7
Принципы сегментации рынка 7
Критерии сегментации потребительского рынка 9
Сегментация рынка соков 14
ГЛАВА 3. ТОВАР В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА 19
Описание рынка соков 19
Основные количественные характеристики рынка соков 22
ГЛАВА 4. СБОР МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 24
Выбор методики опроса потребителей 24
Анкета в системе маркетингового исследования 24
Разработка опроса 25
Анализ и интерпретация полученных результатов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 35
2.4. Сегментация рынка соков
ГЛАВА 3. ТОВАР В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА
3.1. Описание рынка выбранного товара
Маркетинг – относительно молодая научно-прикладная дисциплина.
В самом общем виде понятие маркетинга означает изучение рынка с определенной целью.
Цель контрольной работы: получить теоретические и практические знания в области маркетинговых исследований, провести маркетинговое исследование рынка соков.
В соответствии с поставленной целью были выявлены следующие задачи:
- ознакомиться с сущностью маркетинговых исследований;
- дать характеристику рынку сока;
- провести сегментацию и описать структуру рынка;
- провести маркетинговое исследование рынка сока;
- проанализировать, полученные исследования.
Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде. Имеется целый ряд аналогичных и иных определений маркетинговых исследований.
Основные цели маркетингового исследования:
- уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений;
- следить за процессом реализации маркетинговых задач.
Маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.
В процессе маркетингового исследования даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует.
Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе специализированными маркетинговыми фирмами.
Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии.
Наиболее типичные решаемые задачи маркетинговых исследований:
- изучение характеристик рынка;
- замеры потенциальных возможностей рынка;
- анализ распределения долей рынка между фирмами;
- анализ сбыта;
- изучение тенденций деловой активности;
- изучение товаров конкурентов;
- краткосрочное прогнозирование;
- изучение реакции на новый товар и его потенциала;
- долгосрочное прогнозирование;
- изучение политики цен.
Маркетинговые исследования осуществляются либо собственными маркетинговыми службами фирм, либо на коммерческой основе специализированными маркетинговыми фирмами.
Процедуру маркетингового исследования можно разделит на пять блоков.
1. Разработка концепции исследования.
- Определение целей исследования и постановка проблемы.
- Формирование рабочей гипотезы.
2. Разработка программы исследования.
- Определение системы показателей и потребности в информации.
- Выбор методов исследования и рабочего инструментария.
- Формирование выборки.
3. Процесс получения данных.
- Техническая организация сбора данных.
- Сбор данных.
4. Процесс обработки и представления данных.
- Процесс технической обработки данных.
- Анализ данных.
- Разработка выводов и рекомендаций.
- Оформление и презентация отчетов.
5. Проверка адекватности результатов и выводов.
Количественные исследования – это описание проблемы в числовом выражении. Здесь подтверждается или опровергается высказанная гипотеза. Данные, как правило, представляются в виде таблиц и графиков.
Качественные исследования имеют общую цель – выявить проблемы или объяснить наблюдаемые явления. С их помощью можно определить различные побудительные мотивы действий потребителей, а также на основе каких факторов принимается решение.
Принцип различия между сегментами означает, что в результате проведения сегментации должны быть получены различающиеся друг от друга группы потребителей. В противном случае, сегментация неявно будет подменена массовым маркетингом.
Принцип сходства потребителей в сегменте предусматривает однородность потенциальных покупателей с точки зрения покупательского отношения к конкретному товару. Сходство потребителей необходимо для того, чтобы можно было разработать соответствующий маркетинговый план для всего целевого сегмента.
Требование большой величины сегмента означает, что целевые сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения продаж и покрытия издержек предприятия. При оценке величины сегмента следует учитывать характер продаваемого товара и емкость потенциального рынка. Так, на потребительском рынке количество покупателей в одном сегменте может измеряться десятками тысяч, тогда как на промышленном рынке большой сегмент может включать менее сотни потенциальных потребителей (например, для систем сотовой или спутниковой связи, для потребителей энергомашиностроительной продукции и т.д.).
Измеримость характеристик потребителей необходима для целенаправленных полевых маркетинговых исследований, в результате которых можно выявлять потребности потенциальных покупателей, а также изучать реакцию целевого рынка на маркетинговые действия предприятия. \
Принцип достижимости потребителей означает требование наличия каналов коммуникации фирмы-продавца с потенциальными потребителями. Такими каналами коммуникации могут быть газеты, журналы, радио, телевидение, средства наружной рекламы и т.п. Достижимость потребителей необходима для организации акций продвижения, иначе информирования потенциальных покупателей о конкретном товаре: его характеристиках, стоимости, основных достоинствах, возможных распродажах и т.п.
В основе процедуры сегментации рынка, лежит и обоснованный выбор соответствующего метода сегментации.
Потребительский рынок – это рынок конечных потребителей, которые приобретают товары для личного, домашнего или семейного пользования.
Сегменты потребительского рынка могут выделяться на основе:
· региональных критериев;
· демографических критериев;
· критериев жизненного стиля потребителей.
Региональные критерии представляют собой основные отличительные характеристики городов, областей, регионов. Предприятие может использовать одну или несколько демографических особенностей для сегментации своего рынка. Стратегии сегментации делают упор на выделение и использование географических отличий.
Основные региональные критерии следующие:
1) Расположение региона может отражать различия в доходе, культуре, социальных ценностях и других потребительских факторах. Например, один район может быть более консервативным, чем другой.
2) Численность и плотность населения показывает, достаточно ли в регионе людей, чтобы обеспечить сбыт и облегчить проведение маркетинговой деятельности.
3) Транспортная сеть региона представляет собой сочетание массового общественного транспорта и автомагистралей. Регион с ограниченной сетью массового общественного транспорта, скорее всего, имеет иные определенные потребности, чем регион с хорошо развитой системой транспорта и легковых автомобилей.
4) Климат также может являться критерием сегментации рынка, например, для фирм, специализирующихся на калориферах и кондиционерах.
5) Структура коммерческой деятельности в регионе включает ориентацию на туристов, рабочих и служащих, и других лиц, проживающих в данном регионе. Туристов привлекают отели и кемпинги, рабочих – места общественного питания с быстрым обслуживанием, жителей городов -универмаги. Крупные города обычно располагают торговыми районами, пригороды имеют торговые центры. Каждый торговый район или центр имеет свой отличающийся образ и сочетание различных магазинов.