Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:45, курсовая работа
В современной экономике большое значение в развитии экономики России уделяется вопросам перспективного развития торговых предприятий, оптимизации хозяйственных связей и механизмов продаж. И это не удивительно, поскольку желание стать ближе к конечному потребителю позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества на потребительском рынке, развить его инновационный потенциал и увеличить прибыль торговых и сбытовых предприятий. Технологии управления потребительским рынком и соблюдение условий «здоровой конкуренции» существуют в мире достаточно давно.
Введение
В современной экономике
большое значение в развитии экономики
России уделяется вопросам перспективного
развития торговых предприятий, оптимизации
хозяйственных связей и механизмов
продаж. И это не удивительно, поскольку
желание стать ближе к
1. Понятие потребительского рынка.
1.1 Понятие, типы и виды потребительского рынка
Рынок - это есть совокупность
экономических отношений
Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:
1. путем развития
предпринимательства в сфере
производства и сбыта
2. путем поддержания малых и средних предприятий.
3. налоговое и кредитное
стимулирование товаров
4. переход к свободному
ценообразованию на
Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы. Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.
Рынок потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые товары, мебель, лекарства, отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования и др. товаров аналогичного назначения. Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги (водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.
1.2 Виды потребительских рынков:
Рынок продовольственных товаров.
Этот рынок предназначен для удовлетворения насущной потребности людей в питании. Это и готовые продукты питания, и товары, необходимые для приготовления пищи. Он делится на более мелкие рынки конкретных товаров. Например, мясной, молочный, хлебный, рыбный, овощной, табачный, рынок безалкогольных напитков. Продовольственный рынок функционирует на базе универсамов, магазинов, базаров, мелкооптовых ярмарок.
2. Рынок промышленных (непродовольственных) товаров.
Этот рынок осуществляет продажу одежды, обуви, предметов домашнего обихода, парфюмерии, косметики, головных уборов, чулочно-носочных и галантерейных изделий, мебели, бытовой техники, книг, спорттоваров, инструментов, транспортных средств, постельных принадлежностей, канцелярских товаров, бензина, лекарственных препаратов, химических моющих средств. Этот рынок представляют универмаги, торговые дома, ярмарки, аптеки.
3. Рынок недвижимости.
Рынок недвижимости предназначен
для продажи жилья и
4. Рынок услуг.
Это рынок необходимм для оказания многочисленных, разноплановых платных услуг потребителям. Он включает в себя следующие отдельные рынки:
— Рынок бытовых
услуг оказывает услуги по бытовому
обслуживанию. Представлен банно-прачечными
комбинатами, парикмахерскими, ателье
пошива одежды, мастерскими по ремонту
обуви, часов, бытовой техники, а
также транспортными
— Рынок коммунальных услуг предназначен для оказания услуг водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, обслуживания лифта, ремонта жилья. Он функционирует с помощью специализированных организаций.
— Рынок услуг образования оказывает услуги довузовской и послевузовской подготовки. К нему относятся курсы бухгалтеров, брокеров, платные факультативы в школе, курсы переквалификации, музыкальные театральные и хореографические школы, курсы водителей.
— Рынок
медицинских услуг проводит консультации,
диагностику и лечение
Функционирование
1.3. Потребитель, классификация потребителя.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Определяют пять типов потребителей:
Традиционная классификация потребителей по следующим критериям:
1. Пол: существуют товары с четкой половой принадлежностью – бюстгальтеры, платья, электробритвы, курительные трубки, пена для бритья и т. д. Бывают мужские и женские модели: сигареты, дезодоранты, брюки, рубашки и т. п.
2. Возраст.
3. Доход.
4. Образование.
5. Социально-профессиональный критерий.
6. Быстрота реакции на
новую информацию или
1) «новаторы» – потребители,
рискнувшие попробовать
2) «адепты» – последователи,
делающие товар модным и
3) «прогрессисты» – потребители, обеспечивающие массовый сбыт на стадии роста товара;
4) «скептики» – подключаются спросу на стадии насыщения;
5) «консерваторы» – проявляют спрос, когда товар становится «традиционным».
7. Тип личности: выделяются
четыре основных
8. Стилю жизни: анализ
ценностей, отношений, ритма
2. Основные направления маркетинговых исследований, исследования рынка.
Исследования маркетинга
Исследование рынка - самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности
Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.
2.1. Основные этапы маркетинговых исследований.
Поскольку маркетинговые исследования должны быть эффективными с экономической точки зрения, постольку они должны быть хорошо спланированы и организованы. Несмотря на многообразие видов проводимых маркетинговых исследований, в основе всех их лежит общая методология, определяющая порядок выполнения.
Этому могут способствовать следующие действия ( этапы исследования ):
1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.
2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной информации.
3. Планирование и организация сбора первичной информации.
4. Систематизация и анализ собранной информации.
5. Представление полученных результатов исследования.
2.2. Основные методы маркетинговых исследований.
Итак, методы маркетинговых исследований в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных.
Вторичные данные — информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.
Иными словами, вторичная информация — это те данные, которые уже были собраны (Вами или кем-то другим) для решения других задач, но которые можно частично использовать и для разрешения стоящей перед Вами в настоящий момент проблемы.
Основные достоинства и недостатки вторичной информации :
Достоинства | Недостатки |
1. Многие ее
виды недороги (отраслевые, правительственные
издания, периодическая печать
и т.д.) 2. Обычно быстро собирается
(в библиотеках, отраслевые, правительственные
периодические издания,
Информация о работе Маркетинговые исследования ОАО «Октябрьская швейная фабрика»