Маркетинговые исследования ОАО «Октябрьская швейная фабрика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

В современной экономике большое значение в развитии экономики России уделяется вопросам перспективного развития торговых предприятий, оптимизации хозяйственных связей и механизмов продаж. И это не удивительно, поскольку желание стать ближе к конечному потребителю позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества на потребительском рынке, развить его инновационный потенциал и увеличить прибыль торговых и сбытовых предприятий. Технологии управления потребительским рынком и соблюдение условий «здоровой конкуренции» существуют в мире достаточно давно.

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинговые исследования ОАО «Октябрьская швейная фабрика».docx

— 55.72 Кб (Скачать файл)

Введение

В современной экономике  большое значение в развитии экономики  России уделяется вопросам перспективного развития торговых предприятий, оптимизации  хозяйственных связей и механизмов продаж. И это не удивительно, поскольку  желание стать ближе к конечному  потребителю позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества на потребительском рынке, развить  его инновационный потенциал  и увеличить прибыль торговых и сбытовых предприятий. Технологии управления потребительским рынком и соблюдение условий «здоровой  конкуренции» существуют в мире достаточно давно. Однако в силу специфики перехода России к рыночным механизмам хозяйствования динамика изменений отечественного потребительского рынка говорит  о необходимости адаптации зарубежного  опыта и использования инновационных  механизмов его развития с целью  соблюдения конкурентных условий хозяйствования и построения высокоэффективной  экономики, направленной на конечного  потребителя. Управление потребительским  рынком в современных условиях хозяйствования позволяет регулировать два типа отношений: конкурирующих между  собой хозяйствующих субъектов, а также этих субъектов с поставщиками сырья, материалов, иных ресурсов и  потребителями продукции (товаров, работ, услуг). Эти отношения регулируются многими законами. Кроме того, в  определенных случаях в отношения  конкуренции и взаимоотношений  с потребителями продукции вмешивается  государство в лице органов законодательной, судебной и исполнительной власти. Возникает необходимость «привязки» законодательства к типу потребительского рынка, изучения его жизненных циклов, продукции, товаров-заменителей, товарных групп, изучение географических границ рынка и формирование инновационных  моделей хозяйствования, позволяющих  эффективно контролировать деятельность.

 

   1. Понятие потребительского  рынка. 

1.1 Понятие,  типы и виды  потребительского рынка

 

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного  производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения. Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг.

Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих  мер:

   1. путем развития  предпринимательства в сфере  производства и сбыта продовольственных  и непродовольственных товаров.

   2. путем поддержания  малых и средних предприятий.

   3. налоговое и кредитное  стимулирование товаров широкого  потребления.

   4. переход к свободному  ценообразованию на большинство  товаров постепенная отмена дотирования  убыточных предприятий. радикальный пересмотр льготного перераспределения товаров широкого потребления.

Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы. Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.

Рынок потребительских товаров  предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые товары, мебель, лекарства, отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и  семейного пользования и др. товаров  аналогичного назначения. Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги (водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.

1.2 Виды потребительских  рынков:

 Рынок продовольственных  товаров.

Этот рынок предназначен для удовлетворения насущной потребности  людей в питании. Это и готовые  продукты питания,  и товары, необходимые  для приготовления пищи. Он делится  на более мелкие рынки конкретных товаров. Например, мясной, молочный, хлебный, рыбный, овощной, табачный, рынок безалкогольных напитков. Продовольственный рынок функ­ционирует на базе универсамов, магазинов, базаров, мелко­оптовых ярмарок.

2. Рынок промышленных (непродовольственных)  товаров.

Этот рынок осуществляет продажу одежды, обуви, предметов  домашнего обихода, парфюмерии, косметики, головных уборов, чулоч­но-носочных и  галантерейных изделий, мебели, бытовой  техники, книг, спорттоваров, инструментов, транспортных средств, постельных принадлежностей, канцелярских това­ров, бензина, лекарственных препаратов, химических моющих средств. Этот рынок представляют универмаги, торговые дома, ярмарки, аптеки.

3. Рынок недвижимости.

Рынок недвижимости предназначен для продажи жилья и непроизводственных зданий (гаражей), а также имущест­венных ценностей, используемых в социально-культурной сфере. Например, клубов, кинотеатров, кафе, магазинов, которые продаются на залоговых аукционах. Рынок жилья предназначен для купли, продажи и обмена жилых помеще­ний: квартир, дач, домов. Он представлен агентствами по недвижимости, или риэлтерскими агентствами.

4. Рынок услуг.

Это рынок необходимм для оказания многочисленных, разноплановых платных услуг потребителям. Он включает в себя следующие отдельные рынки:

—    Рынок бытовых  услуг оказывает услуги по бытовому обслуживанию. Представлен банно-прачечными комбината­ми, парикмахерскими, ателье пошива одежды, мастерскими по ремонту  обуви, часов, бытовой техники, а  также транспортными агентствами, почтой, телеграфом, телефон­ными станциями, автозаправочными и станциями техобслу­живания автомобилей.

—   Рынок коммунальных услуг предназначен для оказания услуг водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, обслуживания лифта, ремонта жилья. Он функционирует с помощью специализированных организаций.

—   Рынок услуг образования  оказывает услуги довузовской и послевузовской подготовки. К нему относятся курсы бухгалтеров, брокеров, платные факультативы в школе, курсы переквалификации, музыкальные театральные и хореографические школы, курсы водителей.

—      Рынок  медицинских услуг проводит консультации, диагностику и лечение заболеваний. Существуют рынки специфических  услуг по объявлению: лечение наркомании, алкоголизма, услуги массажистов, экстрасенсов. Этот рынок  представ­лен различными медицинскими центрами.

Функционирование потребительского рынка — сложный механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов. Авторское видение совокупности принципов государственного регулирования  потребительского рынка сводится к  выделению трех их групп: целевые, функционально-процессуальные и структурно-организационные.

      1.3. Потребитель,  классификация потребителя. 

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Определяют пять типов  потребителей:

Традиционная классификация  потребителей по следующим критериям:

1. Пол: существуют товары с четкой половой принадлежностью – бюстгальтеры, платья, электробритвы, курительные трубки, пена для бритья и т. д. Бывают мужские и женские модели: сигареты, дезодоранты, брюки, рубашки и т. п.

2. Возраст.

3. Доход.

4. Образование.

5. Социально-профессиональный  критерий.

6. Быстрота реакции на  новую информацию или появление  нового товара на рынке. Принято  делить потребителей на следующие  группы:

1) «новаторы» – потребители,  рискнувшие попробовать новинку;

2) «адепты» – последователи,  делающие товар модным и известным;

3) «прогрессисты» – потребители,  обеспечивающие массовый сбыт  на стадии роста товара;

4) «скептики» – подключаются  спросу на стадии насыщения;

5) «консерваторы» – проявляют  спрос, когда товар становится  «традиционным».

7. Тип личности: выделяются  четыре основных психологических  типа – сангвиник, флегматик,  холерик, меланхолик. Практическое  применение данной классификации  в маркетинге достаточно затруднительно, так как сложно с помощью  10 – 12 вопросов теста определить  тип личности.

8. Стилю жизни: анализ  ценностей, отношений, ритма жизни,  поведения личности.

 

2. Основные направления  маркетинговых исследований, исследования  рынка.

Исследования маркетинга представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Основой исследований маркетинга служат общенаучные и аналитико-прогностические методы. Информационное обеспечение складывается из кабинетных и полевых исследований, а также из различных источников информации (внутренних и внешних, собственных и платных и др.). Конкретным результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия.

 

Исследование рынка - самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности

Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения  экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и  других факторов. Исследуются также  структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры  рынка, состояние конкуренции, сложившаяся  конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление  ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения  конкурентной политики на рынке и  возможности выхода на новые рынки. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.

2.1. Основные этапы маркетинговых  исследований.

Поскольку маркетинговые  исследования должны быть эффективными с экономической точки зрения, постольку они должны быть хорошо спланированы и организованы. Несмотря на многообразие видов проводимых маркетинговых  исследований, в основе всех их лежит  общая методология, определяющая порядок  выполнения.

Этому могут способствовать следующие действия ( этапы исследования ):

1.      Выявление проблем и формулирование целей исследования.

2.      Отбор источников, сбор и анализ вторичной информации.

3.      Планирование и организация сбора первичной информации.

4.      Систематизация и анализ собранной информации.

5.      Представление полученных результатов исследования.

 

2.2. Основные методы маркетинговых  исследований.

 

Итак, методы маркетинговых  исследований в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных.

Вторичные данные — информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.

Иными словами, вторичная  информация — это те данные, которые уже были собраны (Вами или кем-то другим) для решения других задач, но которые можно частично использовать и для разрешения стоящей перед Вами в настоящий момент проблемы.

Основные достоинства  и недостатки вторичной информации :

 Достоинства | Недостатки |

    1. Многие ее  виды недороги (отраслевые, правительственные  издания, периодическая печать  и т.д.)   2. Обычно быстро собирается (в библиотеках, отраслевые, правительственные  периодические издания, монографии, могут быть получены и проанализированы  очень быстро)   3. Часто имеется  несколько источников (позволяет  выявлять различные подходы, получать  большие объемы информации и  сопоставлять данные)   4. Источники  могут содержать данные, которые  невозможно получить самостоятельно   5. Собранная, из независимых источников, как правило, весьма достоверна   6. Помогает, на стадии предварительного анализа   7. Формирует более полное представление о рассматриваемых проблемах |    1. Может не подходить для целей проводимого исследования   2. Может быть старой или устаревшей   3. Методология сбора данных (размер выборки, срок выполнения исследования), может быть неизвестна и вторичная информация, может быть недостаточной   4. Могут публиковаться не все результаты   5. Могут существовать противоречивые данные   6. Многие исследовательские проекты не могут быть повторены |

Информация о работе Маркетинговые исследования ОАО «Октябрьская швейная фабрика»