Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является получение информации о состоянии потребительского рынка макаронных изделий, проведение анализа состояния рынка и предоставление выводов и предложений по улучшению спроса на данный вид товара.
Введение…………………………………………………………………….3
Цели и задачи исследований…………………………………………...5
Общая характеристика потребительского рынка г. Вологда….…...8
Характеристика выбранного сегмента рынка……………………….10
Характеристика исследуемого товара ……………………………….12
План маркетингового исследования…………………………………17
5.1. Методы сбора информации………………………………………17
5.2. Инструмент сбора информации………………………………….19
5.3. Способ связи с респондентами…………………………………...21
5.4. Способ составления выборки……………………………………..22
Инструментарий и методика исследования………………………….24
Анализ результатов исследования……………………………………26
Выводы и предложения…………………………………………………..29
Список литературных источников………………………………………31
Приложение……………………………………………………………….32
5.4. Способ составления выборки
Выборка является базовым уровнем проводимых исследований. Это часть потребителей, которые будут представлять интересы и вкусы всех потребителей (генеральной их совокупности).
Формирование выборки основывается на знании контура выборки, под которым понимается список всех единиц совокупности, из которых выбирают единицы выборки.
План выборки должен отвечать на вопросы: Кто станет участником исследования? Сколько людей будет охвачено исследованием? Как будут отбираться участники исследования? Чем больше размер выборки, тем достовернее полученные результаты.
По процедуре отбора
выделяют случайные и
При случайной выборке используют такие приемы: простая выборка – элементы выбирают с помощью случайных чисел; стратифицированная выборка – генеральная совокупность делится на группы с определенными признаками, в каждой из которых проводится случайный отбор; кластерная выборка - генеральная совокупность делится на идентичные группы, случайным образом отбирается несколько групп, которые подвергаются сплошному обследованию.
Неслучайные выборки предполагают неслучайных респондентов, мнение которых может отличаться от мнения генеральной совокупности. Неслучайная выборка может быть произвольной - элемент выбирают без плана, бессистемно; типовой – сбор данных ограничивается характерными элементами генеральной совокупности; квотированной – структура выборки подбирается по аналогии с распределением признаков в генеральной совокупности.
Поскольку выборка является частью изучаемой совокупности, полученные от выборки данные в точности не могут соответствовать данным, которые можно было бы получить от всех единиц совокупности. Различие между данными, полученными от выборки, и истинными данными, называется ошибкой выборки.[6]
6. Инструментарий и методика исследования
Первичная информация в процессе маркетингового исследования была собрана с помощью анкетирования.
Анкета – опросный лист для получения сведений или ответов на вопросы, составленные по определенной программе и направленные на выявление количественных и качественных характеристик объектов анализа.
В процессе исследования была разработана анкета, состоящая из трех частей: введения, основной части и реквизитной. Во введении указана цель проводимого маркетингового исследования – выявление потребностей в исследуемом товаре (детские каши) и оценка рыночного спроса на них. В основной части располагаются вопросы, касающиеся непосредственно данной исследуемой проблемы. В реквизитной части помещены вопросы о возрасте и половой принадлежности респондентов.
В ходе анкетирования необходимо получить ответы на вопросы в отношении объемов спроса на детские каши, факторов, оказывающих решающее значение при покупке данного товара, предпочтений покупателей, для расчета эластичности спроса на товар нужны сведения о доходах потребителей, объемах потребления, об уровне цен, а также об изменении спроса в зависимости от уровня цен и доходов.
Исходя из поставленных проблем, были составлены соответствующие вопросы анкеты (Приложение 1). Всего анкета содержит 16 вопросов.
При составлении анкеты использовались закрытые вопросы, включающие перечень возможных ответов и требующие выбора одного из них. Большинство вопросов среди ответов содержат строку «Ваш вариант», дающую возможность респонденту дать свой собственный вариант, отсутствующий в предложенном перечне.
Первый вопрос анкеты дает возможность определить целесообразность опроса данного респондента, в нем выясняется: покупает ли респондент детские каши. При положительном ответе имеет место дальнейшее заполнение анкеты. Последующие вопросы помогают получить информацию о предпочтениях покупателей в выборе марки детских каш, факторах, влияющих на решение о покупке. Далее следуют вопросы о частоте совершения покупок данного товара, объеме разовой покупки, сумме, затрачиваемой на разовую покупку. Важным является вопрос об уровне дохода покупателей, что позволяет определить возможности покупателя делать покупки с определенной частотой и определенного объема. После этого идут вопросы об изменении предпочтений покупателей относительно частоты покупки и веса, в зависимости от колебаний цены на 20% и доходов населения на 15%, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. На основе данных, полученных в ходе ответов на эти вопросы можно рассчитать емкость рынка, коэффициенты эластичности спроса на детские каши по цене и доходу.
Заключительные вопросы использ
Затем был выбран потребительский сегмент – домохозяйки. Данный сегмент был выбран исходя из того, что при выборе продуктов питания наибольший вес имеют женщины, а домохозяйки – конкретный целевой сегмент, с четкими критериями. Для исследования была взята выборка объемом 30 человек, в ее состав вошли домохозяйки, в возрасте от 25 до 55 лет (посредством использования социальных сетей).
Опрос проводился в социальных сетях респондентами из конкретных целевых групп (Беременные и молодые мамочки г.Вологды http://vk.com/club18804819 ).
После проведения опроса была осуществлена обработка собранной информации и анализ результатов, которые включают: анализ структуры опрошенных, частоты покупки детских каш разового объема покупки, покупательских предпочтений, анализ ежемесячного дохода, анализ емкости рынка и эластичности спроса и др.
В ходе проведенного маркетингового исследования удалось получить информацию о предпочтениях покупателей, факторах, оказывающих решающее значение при покупке детской каши, объемах потребления данного товара, эластичности спроса на детские каши в зависимости от колебания цены и ежемесячного дохода.
Исходя из полученных ответов, можно сказать, что детские каши являются часто потребляемым продуктом исследуемого потребительского рынка, так как все опрашиваемые покупают детские каши. Для большинства респондентов важным является информация о производителе данного продукта (73,3%), причем наибольшее предпочтение люди отдают детским кашам торговой марки «Nestlé» (80,0%).
На принятие решения о покупке товара может влиять множество различных факторов таких как: цена, качество, производитель, упаковка и др. Результаты анкетирования показали, что среди факторов, оказывающих решающее воздействие на решение о покупке изделий в выбранном сегменте, на первом месте стоит качество (73,4%), на втором – цена (20%), менее значимым фактором оказалась упаковка (3,3%).
Если анализировать частоту осуществления покупки детских каш, то можно прийти к выводу, что большинство домохозяек покупают продукт один раз в месяц (43,3%), один раз в неделю предпочитают совершать покупку детской каши 36,7% опрошенных, 16,7% покупают два раза в неделю и 3,3% - два раза в месяц.
При повышении цены на макаронные изделия на 20% (22.60 рубля) частота покупок незначительно, но изменится: один раз в неделю будут покупать 46,7%, два раза в неделю – 10%, один раз в месяц также остается 43,3% опрашиваемых. При этом средний объем спроса в месяц уменьшится на 128,84 грамма и составит 1916,82 грамм при средней частоте месячных покупок 3,1 раза. В случае возникновения обратной тенденции, то есть снижении цены на 20%, средний объем спроса поднимется на 118,84 грамма и составит 2164,5 грамма при средней частоте покупок, равной 3,33 раза.
Относительно ежемесячного дохода опрашиваемых можно сделать вывод, что большинство домохозяек имеет доход от 7000 до 15000 рублей (70%), до 7000 рублей – 16,7% ,до 12000 рублей – 67% и свыше 15000 рублей - 13,3%. В среднем данный показатель составляет 9450 рублей.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что коэффициент эластичности спроса по цене на макаронные изделия при увеличении цены равен 0,33, а при снижении – 0,26, то есть на такой процент изменится объем спроса при изменении цены макаронных изделий на 1%. Полученные коэффициенты меньше 1. Отсюда следует, что спрос на макаронные изделия неэластичный, увеличение цены приводит к относительно слабому падению спроса, а снижение цены – к слабому увеличению спроса.
Если рассматривать
влияние колебаний дохода на спрос,
то наблюдается также
Коэффициент эластичности спроса по доходу при увеличении дохода равен 0,51, при уменьшении - 0,54, что находится в промежутке от 0 до 1. Это свидетельствует о слабом влиянии изменения дохода на спрос макаронных изделий, потому что данный товар относится к продуктам первой необходимости. Макаронные изделия относятся к категории «нормального» товара.
Выводы и предложения
Результаты проведенного маркетингового исследования товарного рынка макаронных изделий позволяют сделать выводы о состоянии данного рынка в настоящее время.
Очевидным является то, что поведение различных потребителей различно по потребностям и целям закупок, характеру спроса и покупок, действий на рынке, мотивации, что подтверждает важность исследования мотивации и поведения потребителей для производителей и продавцов. Для привлечения покупателей важно хорошо знать их потребности и желания.
Исследование показало, что макаронные изделия относятся к категории товаров первой необходимости, обладают высокой питательностью, исключительной устойчивостью при хранении, из них можно быстро приготовить широкий ассортимент вкусных блюд и гарниров, поэтому спрос на данный продукт всегда высок. Но в то же время на спрос оказывают влияние достаточно разнообразные факторы. Результаты исследования показали значимость таких факторов, как качество, цена, упаковка, производитель. Для большинства опрашиваемых не цена, а качество продукта играет решающую роль при покупке, что обязательно должно быть учтено при их производстве (качество продукта зависит от технологии, применяемого сырья и может быть улучшено посредством применения витаминных добавок) и предложении.
Отсюда следует, что для повышения спроса на продукт необходимо учитывать множество факторов, чтобы удовлетворить потребности покупателя и развивать свою деятельность. Предложение более разнообразного ассортимента макаронных изделий, интересная упаковка, цельность и качество продукта будет способствовать повышению спроса на него.
Не менее важным является умение предложить большой ассортимент товара, выделяя его лучшие качества. Здесь играет роль расположение на витрине, которое бы обеспечивало удобство при выборе нужного продукта, возможность покупателя получит необходимую информацию о свойствах, производителе продукта и др.
Значительное влияние на спрос оказывает и качество обслуживания покупателя. Внимательность, компетентность продавцов, ответить на любые интересующие клиента вопросы, позволяют сделать покупателя постоянным клиентом.
Таким образом, совершенствование сбыта макаронных изделий должно сопровождаться совершенствованием всех рассмотренных факторов с учетом предпочтений покупателей.
Список литературных источников:
1. Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Финпресс», 2003. – 688 с.
2. Каменева Н. Г., Поляков В. А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006.- 439 с.
3. Котлер Ф. . Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. – М.: Прогресс, 1993. – 736 с.
4. Крылова Г. Д. , Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999 – 519 с.
5. Основы маркетинга / В.П. Федько, Н. Г. Федько; под ред. д. э. н., проф. В. П. Федько, к. э. н. И. И. Савидию- Изд.4-е –Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 479 с.
6. Пошатаев А. В., Москалев М. В., Семенова Е. И. и др. Маркетинг: Под ред. А. В. Пошатаева.- М.: КолосС, 2005. – с.:
7. Справочник по товароведению продовольственных товаров/ Т.Г. Родина, М. А. Николаева, Л.Г. Елисеева и др.; Под ред. Т.Г. Родиной.- М.: КолосС, 2003. – 608 с.
8. Сребник Б. В. Маркетинг: Учеб. Пособие для вузов.- М.: Высшая шк., 2005 - 360 с.
1.Вы покупаете макаронные изделия?
А) Да
Б) Нет
2.Считаете ли вы необходимым, что бы макаронные изделия входили в ваш рацион?
А) Да
Б) Нет
3.В какой упаковке вы чаще покупаете макаронные изделия?
А) 450гр.
Б) 900гр.
В) свыше 900 гр.
Г) Ваш вариант
4.Сколько пачек макаронных изделий вы покупаете за одну покупку?
А) одну
Б) две
В) Ваш вариант
5.Как вы предпочитаете покупать макаронные изделия в упаковке или на развес?