Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 02:56, курсовая работа
В данной работе нам предстоит описать, почему одни покупатели предпочитают одну группу товаров, другие-другую. Какие механизмы влияют на покупателя, когда он идет на рынок за покупкой, чему они подчинены. Какое влияние оказывают различные (внутренние и внешние) факторы на решение покупателя о совершении покупки и какие существуют модели в зависимости от этих переменных.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Исследование и анализ рынка……………………………………….……4
1.1 Классификация рынков и видов рыночного спроса……………4
1.2 Подходы к проведению рыночных исследований………………9
1.3 IKEA: стильная мебель для дома по приемлемым ценам……..14
2. Изучение рынка, помощью мотивации потребителей……………...17
2.1 Изучение мотивации…………………………………………………...18
2.2 Результаты изучения мотивации……………………………………23
3. Изучение потребителей………………………………………………..26
3.1 Поведение потребителей, принципы и методы его изучения..26
3.2 Моделирование поведения потребителей………………………...35
Заключение………………………………………………………………….42
Список используемых источников…………………………………………44
Статус отражает интегрированный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. Социальная значимость оценивается в таких понятиях как, например, престиж, авторитет.
Убеждение — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное мировоззрение личности. Что касается установки, то она выражает готовность, предрасположенность субъекта, возникающую при восприятии им определенного объекта или ситуации и обеспечивающую устойчивый характер деятельности по отношению к ним.
Основная задача специалиста по маркетингу состоит в выявлении субъектов, принимающих решения о приобретении товаров. В отношении некоторых товаров и услуг это сделать достаточно просто. Например, решение о приобретении той или иной марки сигарет принимает тот, кто непосредственно курит. Вопрос о приобретении многих других товаров, решается, как правило, в семьях, домашних хозяйствах (мебель, автомобиль, продукты питания, одежда). При этом каждый член семьи, домашнего хозяйства играет определенную рель: инициатор — лицо, определяющее необходимость или желание приобрести товар или услугу; влияющее лицо — член семьи, который сознательно или подсознательно, словами или действиями влияет на решение покупки и использование товара или услуги; пользователь — член или члены семьи, непосредственно использующие, потребляющие приобретенный товар или услугу.
«Потребитель»
и «покупатель» в маркетинге имеют строго
определенный смысл. Покупатели — это
лица, непосредственно осуществляющие
покупку. Их поведение в магазине определяется
индивидуально или как следствие намерений
всей семьи или домашнего хозяйства. Потребители
— понятие более широкое, подразумевающее
субъектов рынка, удовлетворяющих свою
потребность (определяющих нужду, поиск
товаров, покупку, использование).
В основе оценки (измерения) потребностей,
потребления и спроса лежат различные
теоретические посылки. Их можно представить:
теориями мотивации; экономическими теориями;
теорией рационального потребления.
Наиболее известны теории мотивации З.Фрейда и А.Маслоу. Теория мотивации З.Фрейда основала на признании действия определенных психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых. Это можно представить как своего рода ответные реакции человека на действия различных стимулов внутреннего и внешнего характера. Например, мужчина, приобретающий модный костюм, может сказать, что он просто удовлетворяет свою текущую потребность. Однако данная покупка может быть вызвана чувством подражания, престижем, и в конечном счете — желанием выглядеть модным, современным человеком.
Теория мотивации А.Маслоу объясняет, почему в разное время людьми движут разные потребности. Она исходит из определенной иерархии потребностей. Человек как бы поочередно удовлетворяет наиболее важные для него потребности, которые становятся движущим мотивом его поведения.
В нашем примере, приобретение нового модного костюма означает, что человек уже как бы удовлетворил потребности нижних иерархий (физиологические, самосохранения, социальные). Его беспокоит необходимость добиться определенного статуса, положения в обществе, обладать определенным символом причастности к нему.
Для маркетинга
важно выяснить, как потребитель
осознает, какая продукция ему
необходима и почему именно она удовлетворяет
его потребности наилучшим
Опыт маркетинговой деятельности показывает, что ориентация на полезность продукции требует глубокого знания психологических, мотивационных факторов, которые становятся решающими при покупке товаров. Можно выделить ряд таких мотивов:
Мотив выгоды. Желание человека разбогатеть, наращивать свою собственность, эффективно расходовать деньги.
Мотив снижения риска. Потребность чувствовать себя уверенно и надежно, иметь гарантии сохранения стабильности.
Мотив признания. Поиск действий, связанных с формированием своего статуса, повышением престижа, имиджа.
Мотив удобства. Желание облегчить, упростить свои действия, отношения с другими людьми.
Мотив свободы. Потребность в самостоятельности, независимости во всех сферах деятельности.Мотив познания. Постоянная нацеленность на новые открытия, знания.
Мотив содействия, соучастия. Желание сделать что-нибудь для своего окружения, близких, партнеров по работе.
Мотив самореализации. Потребность в достижении собственных жизненных целей, установок.
К экономическим теориям оценки
потребительского поведения можно отнести
теорию предельной полезности и теорию
эластичности потребления и спроса. Основатели
теории предельной полезности (У.Джезанс,
Л.Вальрас, К.Менгер, Э.Бем-Беварк и др.)
рассматривали поведение потребителя
как поиск наибольшей полезности в приобретении
тех или иных материальных благ (он как
бы уподобляется предпринимателю, желающему
получить больше прибыли). Рыночная цена
благ определяется, в конечном счете степенью
полезности товара и для потребителя,
и для продавца. Пока на рынке оценки полезности
товара со стороны продавца ниже, чем оценки
покупателя, обмен идет беспрепятственно.
Процесс обмена продолжается до тех пор,
пока не встречается так называемая предельная
пара (продавец и покупатель), чьи
оценки полезности, выраженные в деньгах,
совпадают. Оценка полезности товара этой
последней пары и есть та предельная полезность,
которая определяет рыночную цену товара
(цена равновесия).
Способность
потребления и спроса изменяться
в определенных границах под влиянием
экономических факторов носит название эластичности потребления
и спроса. Основателями инструментария
для оценки эластичности
потребления и спроса являются А.Маршалл
и П.Самуэльсон.
Наибольшее распространение получило исчисление эластичности от дохода и цены, показывающих, на сколько процентов изменится спрос или потребление, при изменении этих факторов на один процент. Различные предметы потребления имеют разную эластичность. Чем товар настоятелен (например, хлеб), тем меньше его эластичность, и наоборот, товар с меньшей настоятельностью (например, мебель, бытовые машины), имеет большую эластичность.
Теория рационального потребления (основы которой были заложены С.Струмилнным, В.Немчиновым, В.Майером и другими в рамках разработки «рационального потребительского бюджета») рассматривает возможность определения целевых ориентиров потребления. В качестве таковых могут выступать физиологические потребности (продукты питания), функциональные бытовые процессы (предметы длительного пользования), социальные требования (одежда). Маркетинговая деятельность имеет дело с целостной системой личных потребностей, содержание и формы проявления которых весьма многогранны, поскольку они находятся под воздействием различных факторов и процессов объективного и субъективного характера. Задача заключается в том чтобы в практической работе предприятие могло бы четко выявить, изучить и оценить ту конкретную потребность, на удовлетворение которой направлена его деятельность.
3.2 Моделирование поведения
потребителей
Исследование
потребителя в системе
Процесс моделирования конечного
потребителя
осуществляется в несколько этапов (рис.
4). На первом этапе исследуются возникновение
и осознание потребности в том или ином
товаре. Потребителями могут быть семья,
домашнее хозяйство, отдельная личность.
Товары также различаются по характеру
потребления: единовременного и длительного
пользования; по настоятельности потребности
в них (повседневного, периодического,
редкого спроса). В основе оценки (измерения)
потребности, потребления и спроса в маркетинге
широко используются приемы и
методы теории «предельной полезности»,
эластичности спроса, современного бихевиоризма
и др.
Рисунок 4 - Модели поведения конечного
потребителя
Следующим шагом является моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре. Используются различные каналы информации о товаре: персональные (семьи, друзья), коммерческие (реклама, продавцы, упаковка), публичные (средства массовой информации), эмпирические (опыт, испытания).
Покупателю
требуется различная
Важным
шагом в моделировании
Покупка — это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из методических подходов в решении данной задачи служит «модель черного ящика» (рис. 5). При моделировании принятия решения о покупке «черный ящик» рассматривается как набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие решения о покупке. Это стимулы внутреннего характера (физические и духовные потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономки) и стимулы внешнего характера (групповые интересы, обычаи, традиции).
Рисунок 5 - Модель принятия решения о покупке
Наконец, заключительный этап моделирования — оценка потребителем правильности выбора товара. Положительная оценка усиливает приверженность к данному товару, негативная — наоборот, ослабляет интерес к нему.
Таким образом,
специалист по маркетингу на основе моделирования
поведения потребителя получает
возможность: знать, удовлетворению каких
потребностей служит его товар, и
при необходимости совершенство
потребителем.
Теория и практика маркетинга выработала методы дифференцированного подхода к изучению требований потребителя. Одним из таких методов является типология потребителей. Она предполагает выделение из множества потребителей с множеством признаков их поведения типических групп, для которых характерны одни и те же признаки.
Типология представляет собой как бы оборотную сторону сегментации. Если сегментация имеет целью выявить различия в поведении потребителей по отдельным признакам, то типология призвана обнаружить скрытые сходства в потребительском поведении и сгруппировать их по наиболее существенным признакам. Наиболее распространенной является типология потребителей с учетом социально-экономических и демографических характеристик (доход, условия и место проживания, состав семьи, пол, возраст, занятие).
Наряду с этим все большее развитие получает так называемая эмпирическая типология на основе психографического анализа поведения потребителя (интересы, хобби, консервативность и прогрессивность по отношению к нововведениям, представления о жизненных ценностях). В результате потребители, имеющие даже схожие социально- экономические и демографические характеристики, могут быть представлены как «модники», «прагматы», «эстеты», «максималисты», «технари».
Построение
типологии потребителей обычно необходимо
в случаях, когда имеют дело с
совокупностью объектов многомерных
наблюдений. Многомерность информации,
выражающаяся в большом числе
показателей — характеристик ка
месту проживания. В результате формируются
однородные группы, существенно отличающиеся
своим потребительским поведением от
других групп.
Основой типологии
потребителей являются панельные обследования.
Потребительская панель — это выборочная
совокупность потребителей, предназначенная
для систематических наблюдений по заранее
разрабатываемым программам. Панельный
опрос представляет специфическую форму
выборочных опросов: одна и
та же совокупность
исследуемых единиц опрашивается неоднократно
в течение определенного
Панельные обследования дают возможность сравнивать результаты последующих опросов с итогами предыдущих, обеспечивают более высокую репрезентативность выборки, существенно сокращают расходы на проведение обследований. Панельные опросы позволяют выявить факты и их динамику, изучить мнения и оценку потребителей, установить их намерения, проанализировать мотивы покупки и поведения потребителей. С помощью панельных обследований обычно изучают факты (и особенно их динамику), которые не могут быть установлены другими методами. Формирование и функционирование потребительских панелей основывается на определении выборочной совокупности потребителей в зависимости от задач обследований; установлении размера и состава панели; организации и планировании панельных обследований; выбора адекватных методов обработки полученных данных.
Информация о работе Маркетинг товаров потребительского назначения