Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 19:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить теоретические аспекты бренда, разобраться в методике и технологии управления брендом. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотрение истории появления понятия «брендинг» и чёткое обозначение смысловой нагрузки, которую несёт данное понятие; раскрытие механизма создания новых брендов (последовательность действий) и описание инструментов, с помощью которых достигается создание торговой марки; представление экономической сущности брендинга; продемонстрировать методику брендинга на конкретном бренде и на основе этого провести анализ эффективности этого управления, предложив в итоге мероприятия по повышению эффективности данного метода управления.
Введение 5
1 Теоретические аспекты бренда и его роль в маркетинге услуг 7
1.1 Понятие и история брендинга 7
1.2 Классификация брендов 13
1.3 Составляющие элементы бренда 15
2 Методологические основы управления брендом 18
2.1 Процесс создания и продвижения бренда 18
2.2 Технология управления брендом 26
2.3 Стоимостной подход управления брендом 28
3 Оценка стоимости и продвижения бренда на примере ОАО Мегафон 34
3.1 Характеристика компании и экономическая деятельность ОАО «Мегафон» 34
3.2 Анализ стоимости и продвижения бренда Мегафон 39
3.3 Мероприятия по совершенствованию управления стоимостью бренда 41
Заключение 43
Список используемых источников 45
Приложение А. Самые дорогие мировые бренды по версии агентства Interbrand 2012г 46
Это определение создано на базе подхода к бренду, как к личности, который был разработан в рекламном агентстве JWT и широко применяется в настоящее время на практике.[4, с. 76] Согласно этому подходу бренд является уникальной композицией трёх составляющих:
Суммируя
эти составляющие, мы получаем не что
иное, как личность. Ведь людей, с
которыми мы ежегодно общаемся, можно
описать именно с помощью чувственных,
рациональных и эмоциональных составляющих.
Бренд также должен включать в
себя эти компоненты, поскольку товар
только тогда становится брендом, когда
он умеет вызывать определённые ощущения
у потребителей. Такой подход к
построению бренда позволяет добиться
чёткой обратной связи от покупателей,
попадающих в целевую группу, на
которую направлен бренд. Надо заметить,
что сегодня большинство
Так ли важен бренд для потребителя, как это хотят представить специалисты? До недавнего времени в маркетинге господствовала концепция «уникального торгового предложения» (УТП) (unique sales proposition (USP)), которая ставила во главу угла отличительную рациональную черту именно продукта, а не бренда. Почему же мы можем утверждать, что именно отношение потребителя к бренду определяет его выбор при покупке, а не понимание реальных отличительных свойств товара?
В. Перция для доказательства существования брендов и их эффективности приводит результаты одного эксперимента.[14, с. 24] Суть опыта проста. Группе испытуемых предлагают попробовать применить товары (моющие средства и картофельные чипсы) первый раз в таком виде, что их невозможно опознать, второй раз – в их «родной» упаковке. Люди должны были в обоих случаях выбрать те продукты, которые лучше: в первом случае – стирают грязные вещи, во втором – на вкус. На рисунке 1 графически изображены результаты такого эксперимента.
Рисунок 1 - Результаты «слепого» тестирования
двух товаров-конкурентов
Испытуемые в первом и во втором опытах отдали свои предпочтения не качествам товаров, а своим ощущениям по отношению к этим товарам. Так, не зная, что скрывается за безликими пачками, участвующие в испытании отметили моющее средство А как лучшее, но после того, как тот же порошок был представлен в упаковке, их «любовь» снизилась на 14%. Картофельные же чипсы В от упаковки только выиграли – упаковка помогла ещё 15% покупателей обозначить их как самые вкусные.
Благодаря
этому опыту, специалисты подтвердили
свои предположения, что любой товар
имеет свой образ, является некоторой
персоналией с точки зрения потребителя.
Если этот образ положительный, то товар
получает дополнительные преимущества
по сравнению с конкурентами (чипсы
В), если нет – отрицательно влияет
даже на хорошие товары (порошок
А). В этом опыте специалисты столкнулись
с добавленной стоимостью, которая
появляется откуда-то и не связана
с физическими качествами продукта.
С той ценностью, которая привлекает
потребителя, заставляет его приписывать
товару не свойственные ему качества,
позволяет создавать образ
Таким образом,
бренд – это всё, что помогает
потребителю однозначно идентифицировать
товар, то есть такие вербальные, визуальные
и другие элементы, по которым потребитель
может установить принадлежность данного
продукта к данному названию, даже
не видя названия (коричневая жидкость,
налитая в фирменную бутылку Co
Основной функцией бренда является подтверждение высокого качества товара. Репутация бренда имеет огромное значение, при торговле товарами, качества которых покупатель не всегда может оценить самостоятельно. Товары, продающиеся под знаменитыми марками, стоят намного дороже, чем какой-либо другой, функционально эквивалентный им товар.
М. Дымшиц
выделяет 6 основных преимуществ, которые
бренд даёт потребителю. Он считает,
что потребители брендов платят
дополнительные деньги не только за реальные
качества, а за «миф брендов», функция
которого – определение источника
товара (производителя), причём именно
на том уровне, на котором это
необходимо владельцу бренда. Однозначное
определение источника
1) «передать ответственность» изготовителю бренда;
2) снизить субъективный риск покупки;
3) уменьшить затраты на поиск товара;
4) «заключить договор» с производителем;
5) получить
подтверждение качества
6) приобрести
символическое значение бренда,
являющегося для большинства
дорогих товаров практически
единственной выгодой для
Главное
отличие бренда от торговой марки
– это то, что бренд определяет
перспективу продвижения
Рассмотрим классификацию бренда по различным критериям.
1. По степени узнаваемости.
Как любое явление бренд может обладать разной силой, способностью влиять на сознание потребителей и формировать их предпочтения.
Сильный бренд - такой бренд, который знают и могут отличить от других марок по ключевым элементам более 60% потребителей данной товарной категории.
Развивающийся бренд - его знают и различают от 30 до 60% потребителей.
Слабый бренд - бренд, который узнают среди конкурентов менее 30% потребителей [8, с.80].
2. По
типу объектов формирования
Товарные бренды (Product Brands) - это первые из появившихся брендов на рынке. Они являются основной, ядром брендинга, поскольку явно превалируют в количественном отношении над другими типами и вспоминаются потребителями в первую очередь (L'Oreal, Nestle, J7).
Сервисные бренды (Service Brands) - неосязаемые услуги. Их гораздо меньше на рынке, чем товарных брендов, т. к. первые гораздо тяжелее представить в привлекательном виде и продать покупателям, которое часто испытывают трудности с выбором даже тех товаров, которые они могут увидеть и пощупать (Avis, UPS, SAS, FordCredit). Именно к сервисным брендам относятся бренды гостиничного бизнеса.
Бренды организаций ("Organizational" Brands) - корпораций, некоммерческих организаций, политических партий, образовательных учреждений (UEFA, ЮНЕСКО, МГИМО).
Бренд событий ("Event" brands) - периодически проходящие события, как правило, в мире спорта, индустрии развлечений и искусства (Formula I, Kremlin Cup, Olympic Games).
Бренды личностей ("Personal" Brands) - спортсмены, певцы, политики, бизнесмены. Их особенность как «бренда» заключается в том, что их знаменитость распространяется гораздо дальше, чем сфера их деятельности - спортсмены и политики снимаются в рекламе, певцы - в кино, актеры и бизнесмены проводят спортивные соревнования (Пирс Броснан, Мадонна, Алла Пугачева).
«Географические» бренды ("Geographical" brands) - города, страны, курорты. Этот вид бренда постепенно становится распространенным, особенно в туристическом бизнесе (Канны, Венеция, Золотые пески).
3. По иерархии.
Корпоративный
бренд – один-единственный бренд,
под которым выпускается
Зонтичный
бренд – это бренд, под которым
объединяются сразу несколько продуктов/
Суббренд - бренд, представляющий отдельный товар (или линию товаров), отличный от материнского, но сохраняющий непосредственную связь с ним (Ford Focus, Chevrolet Lumina).
Индивидуальный бренд - самостоятельное название всех видов продукции компании, в которых не упоминается имя самой компании (Lexus, Neo).
4. По способу продвижения.
Потребительский
бренд – при продвижении
Высокотехнологичные
бренды - требуют покупательского
понимания и минимизации риска,
должны продвигаться с использованием
двустороннего диалога для
Таблица 1 - Классификация брендов
Критерий классификации |
Вид бренда |
Пример |
По предметной направленности |
Товарный |
L'Oreal, Nestle, J7 |
Сервисный |
Avis, UPS, SAS, FordCredit | |
Социальный (личностный) |
Мадонна, Алла Пугачева | |
Бренд организации |
UEFA, ЮНЕСКО, МГИМО | |
Событийный |
Formula I, Kremlin Cup, | |
Географический |
Канны, Венеция, Золотые пески | |
По территориальному охвату |
Глобальный |
Virgin, Coca-Cola, Benetton |
Национальный |
Wimm-Bill-Dann, «Балтика» | |
Региональный |
Тасо Bell | |
Локальный |
«Перекресток» | |
По сфере применения |
Потребительский |
Tide, Pepsi, Danone |
Промышленный |
Caterpillar, Tetra-Pack | |
Высокотехнологичный |
MicroSoft, Intel | |
По принадлежности |
Производителя |
Ford Motor Company, Sony |
Дистрибьюторский |
FordAvto, FordKunzevo | |
Частный |
MaxMara, Marks&Spenser St. Michael, «Перекресток» | |
По иерархии в структуре портфеля |
Корпоративный |
GM, Unilever, P&G |
Зонтичный |
Chevrolet, Carnation, Buick, Ford |
Бренд состоит из пяти основных компонентов:
1. Имя бренда;
2. Графическое представление;
3. Подпись;
4. Девиз;
5. «Легенда».
Эти отдельные пять компонентов все же едины, и не один из них не менее важен, чем остальные. Все вместе они должны быть гармоничны, и этот баланс приведет к установлению особой связи с покупателем. Рассмотрим характеристики некоторых из компонентов, чтобы увидеть, как они работают вместе, определяя положение брэнда в сознании потребителя.
Имя бренда. Имя — это первое и, наверное, самое сильное выражение брэнда. Оно задает тон всех других выражений — от корпоративного образа до рекламных объявлений и упаковок. Гениальность в выборе имени заключается в нахождении уникального, «своего», звукового образа, который находит отклик в душах покупателей. Хорошее имя помогает в деле создания ценности, укрепляя бренд. Удачное имя — это первый сигнал, которым бренд может воспользоваться, чтобы произвести особое и хорошее впечатление. Наука и искусство создания имени — дело нередко очень сложное и требующее технологий. Процесс, среди всего прочего, включает в себя лингвистический (языковой) анализ, анализ звуковой символики (естественных значений), приобретенных значений (ассоциаций, появившихся со временем), включенных значений (однокоренные слова), фонетики (звуков речи) и этиологических (поведенческих) особенностей.
Имя
бренда влияет на
Имя бренда сообщает о ценности товара, укрепляет положение корпорации и сильно влияет на итоговый баланс».
Хорошие
имена привязаны к
Критерии при разработке удачного имени включают следующие.
Информация о работе Методики и технологии управления брендом