Методы оценки конкурентоспособности товара (на примере ОАО «Бобруйский завод КПД»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать оценку конкурентным возможностям предприятия и изучить методы управления конкурентоспособностью товара, определить направления повышения его конкурентоспособности.
Для того, чтобы достичь цели, необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности организации;
- провести анализ конкурентоспособности ОАО «Бобруйский завод КПД » на рынке железобетонных изделий;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности товара……………………
1.2 Расчетные методы оценки конкурентоспособности товара……………..
1.3 Графические методы оценки конкурентоспособности…………………..
2 Методы оценки конкурентоспособности ОАО «Бобруйский завод крупнопанельного домостроения»……………………………………………
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции………………
2.2Оценка конкурентоспособности продукции предприятия……………….
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………………………
3.1 Повышение конкурентоспособности за счет технического перевооружения………………………………………………………………….
3.2 Реклама как фактор повышения конкурентоспособности предприятия…
3.3 Повышение конкурентоспособности за счет снижения себестоимости…
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПРИКЛАДНОЙ МАРКЕТИНГ.docx

— 194.94 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕСИТЕТ»

БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра: «Маркетинга  и учетно-финансовых дисциплин»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: «Прикладной маркетинг»

          на тему: Методы оценки конкурентоспособности товара (на примере        ОАО «Бобруйский завод КПД»)

 

 

 

 

 

 

 

Студентка                                                                                   Н.А.Смирнова

 

5 курс, МЗ- 071                               (подпись)                        

                                                          (дата)                                                                                

 

 

 

Руководитель                                   (подпись)                        С.Н.Дроздова

       (дата)

 

 

БОБРУЙСК 2012

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 36 с., 5 табл., 6 рис., 18 ист.

 

ТОВАР, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, ЦЕНА, ПОТРЕБИТЕЛИ, КОНКУРЕНТЫ, РЕКЛАМА.

 

Объект исследования − ОАО «Бобруйский завод КПД».

Предмет исследования – методы оценки конкурентоспособности товара ОАО «Бобруйский завод КПД» на внутреннем рынке.

ОАО «Бобруйский завод КПД » стремится достигать конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения его конкурентов.

Цель работы: дать оценку конкурентным возможностям предприятия и изучить методы управления конкурентоспособностью товара, определить направления повышения его конкурентоспособности.

Для того, чтобы достичь цели, необходимо решить ряд задач:

- изучить теоретические  основы конкурентоспособности организации;

- провести анализ конкурентоспособности ОАО «Бобруйский завод КПД » на рынке железобетонных изделий;

предложить программу  повышения конкурентоспособности «Бобруйский завод КПД».

Исследования  и разработки: изучение основ конкуренции и конкурентоспособности, выявление резервов усиления рыночных позиций предприятия. Также в ходе работы раскрыты основные способы оценки финансового состояния предприятия, от которого зависит его конкурентоспособность; проведен тщательный анализ ассортимента, номенклатуры и структуры выпускаемой продукции, а также качества готовой продукции.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 _______________________

(подпись студента)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………..

3

1.1 Понятие  и сущность конкурентоспособности  товара……………………

6

1.2 Расчетные  методы оценки конкурентоспособности  товара……………..

8

1.3 Графические  методы оценки конкурентоспособности…………………..

13

2 Методы оценки конкурентоспособности ОАО «Бобруйский завод крупнопанельного домостроения»……………………………………………

19

2.1 Характеристика  предприятия и выпускаемой продукции………………

19

2.2Оценка  конкурентоспособности продукции  предприятия……………….

21

3 Направления  повышения конкурентоспособности  продукции предприятия………………………………………………………………………

 

27

3.1 Повышение конкурентоспособности за счет технического перевооружения………………………………………………………………….

 

27

3.2 Реклама как фактор повышения конкурентоспособности предприятия…

28

3.3 Повышение конкурентоспособности за счет снижения себестоимости…

30

Заключение……………………………………………………………………….

33

Список  использованной литературы…………………………………………..

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

По мере перехода к рынку  предприятие, получая экономическую  самостоятельность в ведении  производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких  условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и  услуг предприятий является их конкурентоспособность.

Конкурентоспособность в  рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности  выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.

Конкурентоспособный товар  обладает какими-либо конкурентными  преимуществами. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более  низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность  фирмы разрабатывать, выпускать  и продавать сравнимый товар  с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.

Отсутствие необходимых  теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения  конкурентоспособности товаров  и услуг зачастую приводит к серьезным  просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к  существенным убыткам, а иногда и  к банкротству предприятий.

Вместе с тем, политика многих предприятий в области  обеспечения конкурентоспособности  нередко оказывается недостаточно квалифицированной.

Разработка новых перспективных  стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли.

Рассматриваемая тема является на сегодняшний день недостаточно разработанной  в силу того, что обеспечение конкурентоспособности  довольно сложно поддается комплексному анализу, также сложно получить информацию о рынке вообще и о том, какой  стратегии придерживается та или  иная фирма, и с какими результатами.

Цена была и остается важнейшим  критерием принятия потребительских  решений. Для государств с невысоким  уровнем жизни, для бедных слоев  населения, а также применительно  к товарам массового спроса это  характерно. Но за последнее время  получили широкое развитие иные, неценовые  факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как  традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое  влияние на рыночное положение и  прибыль предприятия.

Следует отметить, что в  подавляющем большинстве работ, посвященных конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного  товара и свойства конкурирующих  товаров. Многочисленные расчетные методы определения конкурентоспособности товара оперируют именно этими группами показателей - параметров качества (технических) и экономических параметров. В данной работе рассмотрены эти методы и сделана попытка определить преимущества и недостатки их использования в системе конкурентоспособности.

Для успешной деятельности на рынке предприятие должно осуществлять гибкую ценовую политику. Ценовая  политика как составляющая системы  обеспечения конкурентоспособности  теснейшим образом взаимосвязана  со многими аспектами деятельности предприятия: модернизацией производства, инвестиционной деятельностью предприятия, маркетингом, инновациями и многими  другими.

В данной работе рассмотрены  понятие "конкурентоспособность", раскрыта его сущность, влияние различных  факторов, необходимых для производства на конкурентоспособность продукции  в условиях переходной к рыночной экономики.

Целью данной работы является изучение методов оценки конкурентоспособности товара и разработка на этой основе мероприятий по его совершенствованию. Объектом исследования является механизм обеспечения конкурентоспособности продукции на примере ОАО «Бобруйский завод КПД».

При написании данной работы использовались учебные пособия  и материалы отечественных и  зарубежных авторов по вопросам ценообразования, законодательные акты и постановления  органов государственного управления, материалы периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

1 Методы оценки  конкурентоспособности товара

 

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности товара

 

 

Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в  экономике как конкуренция.

С экономической точки  зрения, конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка [5, с.138].

С точки зрения маркетинга, важными в этом определении являются следующие аспекты:

Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут  фирмы, продвигая на рынок свои товары и/или услуги.

Во-вторых, конкуренция ведется  за ограниченный объем платежеспособного  спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать  друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной  фирмы, то все остальные автоматически  лишаются возможности продавать  свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически  неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию.

В-третьих, рыночная конкуренция  развивается только на доступных  сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым  прибегают фирмы, чтобы облегчить  давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные  для других сегменты рынка [9, с.57].

Конкуренция является главным  элементом рыночного механизма  регулирования спроса и предложения  товаров, выступает как форма  социально-экономических отношений  и взаимодействия рыночных субъектов  хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров.

Конкурентоспособность –  важнейшая особенность товаров-конкурентов, базирующаяся на определенных принципах (рисунок 1).

 

Принципы конкурентоспособности  товаров


Комплексность

Относительность

Социальная адресность


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Принципы конкурентоспособности товаров

Примечание– Источник: [5]

 

Комплексность конкурентоспособности товаров заключается в том, что при ее оценке должна учитываться совокупность критериев, определяющих особенности товаров-конкурентов.

Относительность конкурентоспособности предполагает сравнительный характер ее оценки, когда выбранные критерии одного товара сравниваются с критериями другого, товара, принятыми за базовые.

Социальная адресность конкурентоспособности определяется степенью удовлетворения с помощью товаров конкурентов потребностей конкретных социально ориентированных сегментов потребителей. Так, одни и те же товары могут обладать конкурентоспособностью для определенных потребителей и не обладать ею – для других. Например, дорогие престижные товары привлекательны для обеспеченных потребителей и не являются таковыми для малообеспеченных. Социальная адресность этих товаров и их конкурентоспособность будут неодинаковыми.

Информация о работе Методы оценки конкурентоспособности товара (на примере ОАО «Бобруйский завод КПД»)