На второй стадии анализа
рассматривается динамика объема и структуры формирования
положительного денежного потока (поступления
денежных средств) предприятия в разрезе
отдельных источников. Основное внимание
на этой стадии анализа уделяется изучению
источников
поступления денежных средств по видам
хозяйственной деятельности предприятия.
В процессе исследования динамики
объема и структуры
формирования положительного потока по
операционной деятельности предприятия
основное внимание должно быть уделено
соотношению
источников поступления денежных средств
от реализации продукции и прочих видов
операционной деятельности.
На третьей стадии анализа
рассматривается динамика объема и
структуры отрицательного денежного потока
(расходования денежных средств) предприятия
по отдельным направлениям затрат денежных
средств. В процессе этой стадии анализа
в первую очередь определяется, насколько
соразмерно распределялись эти затраты
по основным видам хозяйственной
деятельности предприятия, носили они
регулярный или чрезвычайный
характер, в какой мере они были объективно
обусловлены.
На четвертой стадии анализа
рассматривается сбалансированность
положительного и отрицательного денежных
потоков по общему объему по предприятию
в целом.
На пятой стадии анализа рассматривается
динамика формирования суммы чистого
денежного потока как важнейшего показателя
оценки результативности
всего финансового менеджмента, направленного
на обеспечение роста рыночной
стоимости предприятия.
Исследование факторов, влияющих
на формирование денежных
потоков предприятия. В процессе такого
исследования,
предопределяющего условия формирования
денежных потоков
предприятия в предстоящем периоде, все
факторы рекомендуется
подразделить на внешние и внутренние.
В системе внешних факторов
основную роль играют следующие:
Конъюнктура товарного
рынка. Изменение конъюнктуры этого
рынка определяет изменение главной
компоненты положительного денежного
потока предприятия — объема поступления
денежных средств от
реализации продукции
Система налогообложения
предприятий. Налоговые платежи
составляют значительную часть объема
отрицательного денежного потока предприятия,
а установленный график их осуществления
определяет
характер этого потока во времени. Поэтому
любые изменения в налоговой системе —
появление новых видов налогов, изменение
ставок
налогообложения, отмена или предоставление
налоговых льгот, изменение графика внесения
налоговых платежей и т.п. — определяют
соответствующие изменения в объеме и
характере отрицательного
денежного потока предприятия.
Доступность финансового
кредита. Эта доступность во многом определяется
сложившейся конъюнктурой кредитного
рынка (поэтому этот фактор рассматривается
как внешний, не учитывающий уровень кредитоспособности
конкретных предприятий). В системе внутренних
факторов основную роль играют следующие:
Жизненный цикл предприятия.
На разных стадиях этого жизненного
цикла формируются не только разные объемы
денежных потоков, но и их виды (по структуре
источников формирования положительного
денежного потока и направлений использования
отрицательного денежного потока). Характер
поступательного развития предприятия
по стадиям жизненного цикла играет большую
роль в прогнозировании объемов и видов
его
денежных потоков.
Продолжительность
операционного цикла. Чем короче
продолжительность этого цикла, тем больше
оборотов совершают денежные средства,
инвестированные в оборотные активы, и
соответственно тем больше объем и выше
интенсивность как положительного, так
и
отрицательного денежных потоков предприятия.
Увеличение объемов
денежных потоков при ускорении операционного
цикла не только не
приводит к росту потребности в денежных
средствах, инвестированных в оборотные
активы, но даже снижает размер этой потребности.
Неотложность инвестиционных
программ. Степень этой
неотложности формирует потребность в
объеме соответствующего
отрицательного денежного потока, увеличивая
одновременно
необходимость формирования положительного
денежного потока. Этот фактор оказывает
существенное влияние не только на объемы
денежных потоков предприятия, но и на
характер их протекания во времени.
1.4 Нормативно правовое регулирование
политики управления денежными потоками организации
Деятельность предприятий
имеет в своей основе
нормативно - правовую базу, включающую
в себя Гражданский кодекс России,
Налоговый кодекс РФ, различные положения
по бухгалтерскому учёту, а также ряд методических
рекомендаций. Рамки научного
исследования не позволяют охватить всей
совокупности нюансов и
особенностей юридического регулирования
этого рода деятельности,
поэтому представляется необходимым отобразить
основные
нормативно - правовые акты и освежить
положения, которые они содержат:
1 Гражданский кодекс
РФ.
2 Налоговый кодекс РФ.
3 Федеральный закон
«О бухгалтерском учёте» от 21.11.2012 №
129-ФЗ (в редакции от 23.11.2012).
4 Положение по бухгалтерскому
учёту «Бухгалтерская отчётность
организации» ПБУ 4/99, утверждённое приказом
Минфина РФ от 06.07.2011 № 43н (в ред. Приказа
Минфина РФ от 18.09.2013 N 115н).
5 Положение по ведению
бухгалтерского учёта и бухгалтерской
отчётности в РФ, утверждённое приказом
Минфина РФ от 29.07 № 34н (в ред. Приказа Минфина
РФ от 26.03.2012 № 26н).
6 Приказ Минфина РФ
«О формах бухгалтерской отчётности
организации» от 22.07.2012 № 67н (в ред. Приказа
Минфина РФ от 18.09.2012 № 115н).
7 Методические рекомендации
по оценке эффективности
инвестиционных проектов, утверждены
Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем
РФ 21.06.2012 № ВК 477.
8 Методика расчёта приведенной
стоимости финансовых
инструментов и обязательств, утверждена
Приказом Минфина РФ 27.05.2013 № 156.
Рассмотрим более детально
данные нормативные документы и их правовое
поле применительно к анализу и управлению
денежными
потоками предприятия.
Основной целью предоставления
финансовой отчетности является обеспечение
информацией о финансовом положении, результатах
деятельности и изменениях в финансовом
положении предприятия.
Бухгалтерская отчетность
состоит из бухгалтерского баланса, отчета
о прибылях и убытках, приложений к ним
и пояснительной, а также
аудиторского заключения, подтверждающего
достоверность бухгалтерской отчетности
организации, если она в соответствии
с федеральными законами подлежит обязательному
аудиту.
Бухгалтерская отчетность
должна давать достоверное и полное
представление о финансовом положении
организации, финансовых
результатах ее деятельности и изменениях
в ее финансовом положении.
Порядок предоставления финансовой
отчетности утвержден приказом Минфина РФ № 34н от 27.07.1998,
согласно которому организации обязаны
представлять годовую бухгалтерскую отчетность
в течение 90 дней по окончании года, а квартальную
- в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
- в течение 30 дней по
окончании квартала.
Отчет о прибылях и убытках
должен характеризовать финансовые
результаты деятельности организации
за отчетный период.
В отчете о прибылях и убытках
доходы и расходы должны
показываться с подразделением на обычные
и прочие.
Отчёт о движении денежных
средств возник как связующее звено между
балансом и отчётом о прибылях и убытках
и как ответ на возникшее требование к
надежности и актуальности информации.
Себестоимость,
выручка, прибыль - не те понятия, которыми
финансисты могут
манипулировать, в то время как информация
о денежных потоках
абсолютно реальна и хорошо контролируемая.
В отчете о движении денежных
средств отражаются фактические
денежные притоки/оттоки, которые, в случае
если даты оплаты и даты
перехода прав собственности различаются,
могут быть показаны в периоде, отличном
от периода, когда получены доходы/понесены
расходы.
Отчет о прибылях и убытках отражает выручку от реализации,
себестоимость реализованной продукции,
товаров, работ и услуг, другие доходы
и расходы, формирующие прибыль организации,
а также содержит информацию об основных
направлениях расходования полученной
прибыли.
Отчет о движении денежных
средств восполняет этот пробел.
Информация, содержащаяся в отчете о движении
денежных средств,
необходима для оценки:
- способности компании выполнять
свои обязательства по расчетам с кредиторами,
выплате дивидендов и иных платежей;
- перспективной возможности
компании создавать положительные потоки
денежных средств;
- потребности в дополнительном
привлечении денежных средств со стороны.
Таким способом, отчет о перемещении
денежных средств получается наиболее четким
и проверяемым отчетом, в котором практически
невозможно использование профессионального
предложения и махинаций менеджмента.
Другими словами, отчет о движении денежных
средств нужен как руководителям,
исполняющим надзор за денежными потоками,
так и посторонним инвесторам и акционерам,
имеющие все шансы
совершать заключения о управлении ликвидностью
фирмы.
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «РЖД»
2.1. Общая характеристика ОАО «РЖД»
Открытое акционерное общество «Российские железные
дороги» является одной из самых крупных
в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами
грузовых и пассажирских перевозок, которая
обладает высокими финансовыми рейтингами,
квалифицированными
специалистами во всех областях железнодорожного
транспорта,
проектными и строительными мощностями,
большой научно-технической базой значительным
опытом международного сотрудничества.
ОАО «РЖД» учреждено Правительством Российской
Федерации — постановление Правительства
РФ от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании
открытого акционерного общества «Российские
железные дороги».
Создание Компании было осуществлено
в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 мая 2001 г. №
384 «О
программе структурной реформы на железнодорожном
транспорте» и
является итогом первого этапа реформирования
железнодорожной отрасли. Свою деятельность
ОАО «РЖД» начало с 1 октября 2003 г.
Размер уставного капитала - 1 786 715 588 тыс.
руб.
Общее количество акций - 1 786 715 588 шт.
Виды деятельности:
- грузовые перевозки;
- пассажирские перевозки в пригородном
сообщении;
- пассажирские перевозки в дальнем следовании;
- предоставление услуг инфраструктуры;
- ремонт подвижного состава;
- предоставление услуг локомотивной тяги;
- предоставление услуг инфраструктуры;
- предоставление услуг инфраструктуры;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы;
- строительство объектов инфраструктуры;
- предоставление услуг социальной сферы;
- прочие виды деятельности.