Мотивационный анализ поведения покупателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить мотивацию поведения потребителей.
Задачи:
*систематизация, закрепление, расширение полученных теоретических знаний;
*развитие навыков самостоятельной работы;
*определение степени подготовленности по данной теме.
Объектом изучения является рынок золотых колец Санкт-Петербурга. Предметом - маркетинговое исследование данного рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……..….3
Глава 1. Теоретические основы мотивационного анализа поведения поку пателей
1.1 Понятие «Поведение потребителей» в комплексе маркетинга………….….….4
1.2 Общая характеристика мотивации в поведении покупателей…………….... …6
1.3 Факторы, влияющие на поведение покупателей…………………………………10
Глава 2. Изучение мотивационного анализа поведения покупателей на примере покупателей ООО "Торговый Дом "СевЗапЮвелирпром"
2.1 Характеристика деятельности ООО"Торговый Дом "СевЗапЮвелирпром"..14
2.2 Анализ маркетинговой среды ООО "Торговый Дом "СевЗапЮвелирпром"..16
2.3 Проведение исследования………………………………………………………......18
2.4 Разработка комплекса маркетинга……………………………………………….…28
Заключение………………………………………………………………………………....31
Список использованной литературы……………………………………………..…….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая основы маркетинга 2.docx

— 77.19 Кб (Скачать файл)

В настоящее время ювелирный  рынок России развивается быстрыми темпами. Только в 2008 г. объем розничной  торговли вырос в среднем на 20-25% и достиг, по примерным оценкам, 80 млрд. российских рублей. Проведенный  Клубом «Российская Ювелирная Торговля»  и РИА «РосЮвелирЭксперт» анализ продаж весеннего сезона 2009 г. в целом  по России свидетельствует о 30%-ном  росте по сравнению с аналогичным  периодом 2008 г. 

По данным ИАА «Русская Ювелирная Сеть», количество российских предприятий, занимающихся производством  ювелирных изделий, составляет 960 организаций (подавляющее большинство имеет  частную форму собственности). Количество индивидуальных предпринимателей - 2300 человек.

Крупные игроки рынка оценивают  оборот ювелирных изделий в 2008 г. в $8,65 млрд. Эта цифра включает и предполагаемый оборот контрабандной продукции и продукции, ввезенной по толлинговым схемам. В 2009 сокращение объема рынка незначительно в натуральном выражении (объем заклейменных изделий) -- порядка 2%. Однако в стоимостном выражении сокращение объема рынка будет выглядеть более существенно, учитывая переориентацию спроса на более дешевые изделия из серебра и некрупные драгоценные камни. По оценкам «Маркет Аналитики», в стоимостном выражении рынок сократился на 10-15%.

По итогам 2009 г. можно отметить снижение объемов производства изделий из золота и, наряду с этим, -- увеличение объемов выпуска серебряных изделий: серебра в 2009 г. ювелиры стали использовать в производстве больше на 34,8%, до 235,6 т. В денежном выражении выпуск серебряных изделий увеличился на 32%. Доля импорта золотых ювелирных изделий по итогам 2009 г. сократилась до 1,08 млн шт. (4,02% против 6,4% в 2008 г.). Снижение объемов импорта ювелирных изделий из серебра в 2009 г. составило 23%. [15, C. 145]

Ювелирная продукция не является предметом  первой необходимости и снижение спроса очевидно. С другой стороны, растет число людей, считающих вложения в ювелирные изделия эффективным вариантом накоплений. В конце 2008 г. в ювелирных магазинах наблюдался рост продаж на 30-40% по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет. Такая активность покупателей была связана с психологическим фактором и кампанией в СМИ, пропагандировавшей инвестиции в драгоценные металлы и камни. Но более верным с точки зрения инвестиций является покупка не любых украшений, а изделий премиум -- класса, например, крупных бриллиантов без оправы (т.н. «инвестиционных камней»).

Ювелирная фирма ООО "Торговый Дом "СевЗапЮвелирпром" работает на рынке  свыше 6 лет.

Это динамично развивающееся предприятие, которое за короткое время прошло путь от кустарного до хорошо оснащенного  современного ювелирного производства.

Основным направлением деятельности фирмы ООО "Торговый Дом "СевЗапЮвелирпром" является собственное производство и продажа ювелирных изделий  из золота и серебра с натуральными камнями, а также с высококачественными  цирконами производства Австрии  и Швейцарии.

Модельный ряд выпускаемых изделий  представлен от классических форм до современных направлений моды и  дизайна. Постоянно проводится разработка новых моделей. Опытные художники и дизайнеры разрабатывают оригинальные и интересные модели изделий, которые способны удовлетворить самые разнообразные и изысканные запросы покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ маркетинговой  среды ООО "Торговый Дом  "СевЗапЮвелирпром"

Поскольку организация существует и оперирует во внешней среде, то необходимо постоянно отслеживать  факторы этой среды для обнаружения  новых тенденций и происходящих в них изменений, что поможет  выявить потенциальные рыночные возможности и угрозы.

Демографические факторы:

В настоящее время наблюдается  сокращение численности населения, которое связанно как с процессами миграции, так и с естественной убылью населения. Мужчин среди населения  города 44,3 %, а женщин 55,7 %. Лиц моложе трудоспособного возраста -- 15,2 %, в трудоспособном -- 66,2 %, старше трудоспособного -- 18,6 % от общей численности населения.

Уровень рождаемости в 2009 году превысил уровень смертности, чем данные показатели в 2008 году. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократилось  число умерших от инфекционных и  паразитарных болезней, несчастных случаев, отравлений и травм. По всем остальным  классам причин смерти (новообразования, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни  органов пищеварения) фиксировался рост ее уровня.

Уровень доходов населения  значительно возрос. Соответственно увеличилась и покупательская способность. Расходы населения на текущее  потребление являются основным направлением использования денежных доходов. Рост денежных доходов создает условия  для увеличения денежных расходов, используемых на покупку товаров  и оплату услуг.

Экономические факторы:

В настоящее время наблюдается  подъем экономики. В 2009 году увеличился годовой оборот организаций на 16,9%. На потребительском рынке увеличился оборот розничной торговли на 13,5% по сравнению с предыдущим годом. Оборот розничной торговли, приходящийся на государственную и муниципальную  форму собственности, сократился 7%.

Природные факторы:

В настоящее время поголовье  скота сокращается, по сравнению  с предыдущим годом оно снизилось  на 12%. Соответственно валовой надой  молока также сократился на 14% и составил 635 тонны, вместо 739 тонн в прошлом  году.

Политическое окружение:

Политические изменения необходимо учитывать постоянно, прежде всего, из-за того, что предприятие функционирует  за счет ссуды из бюджета Хабаровского края. Законодательная дума края поддержала комбинат и согласовала соответствующее изменение в законе о бюджете края на 2006 год. Смена правительства или другие возможные изменения в данной сфере могут привести к нежелательным результатам для деятельности предприятия.

Конкуренты являются важной составляющей функционирования фирмы, без учета  и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики  функционирования предприятия на рынке.

Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или  частично совпадающую фундаментальную  нишу. Под фундаментальной нишей  принято понимать совокупность сегментов  рынка, для которых подходят товар  или услуга, производимая этой фирмой.

В ООО "Торговый Дом "СевЗапЮвелирпром" большое внимание уделяется разработке дизайна фирменных магазинов  и новых торговых марок, что позволяет  значительно расширить торговую розничную сеть.

В настоящее время больший ассортимент  составляют ювелирные изделия для  женщин (кольца, цепи, серьги, браслеты, подвески и т.д.). На втором месте  находятся столовые приборы (серебро  и серебро с позолотой). Список замыкают сувениры различного вида. В  России существует два "горячих" периода: пик продаж ювелирных изделий  отмечается два раза в год, в период, предшествующий Новому году и Рождеству  и в период, предшествующий 8 Марта, женскому дню. На это время приходится 80% продаж. В 2003 г. в России официально была зарегистрирована продажа ювелирных  изделий на сумму $1,5 млрд. Главными "игроками" на российском рынке  золотых изделий являются компании: "Алмаз-холдинг" - контролирует бывшие советские ювелирные заводы в  Красном Селе, Костроме, Орле, а так  же завод "Топаз" в Костроме и  группа "Адамас" , которой среди  прочих принадлежит ювелирный завод  в Москве.

К группе основных игроков  российского рынка золотых колец  также можно причислить ювелирные  фирмы "Сирин" и "Эстет". Кроме  того, далеко не последнее слово  за сравнительно молодыми перспективными ювелирными компаниями, такими как "Инталия", "Гродэс", "Алмаз-контакт", "Элит", "Садко", "Сидан". Они вносят новые веяния в ювелирную моду, находятся в постоянном художественном поиске, демонстрируют возможности  современных технологий.

Ценовая политика на внутреннем рынке  ЦБ РФ определяется задачами, которые  ставятся при формировании золотовалютных резервов, - обеспечение внешней  ликвидности, поддержание курса  национальной валюты и функций, которые  выполняет золото как актив, предназначенный  к использованию для чрезвычайных государственных нужд и повышающий доверие к национальной денежной единице.

Исходя из того, что степень  ликвидности золота окончательно определяется в центрах мировой торговли драгоценных  металлов (прежде всего на Лондонской, Нью-Йоркской и Токийской биржах), цена покупки золота ЦБ РФ привязана  к его стоимости на мировых  рынках. Традиционно разница между  ценой золота на региональных рынках отличается от цен мировых рынков на стоимость накладных расходов (включая транспортировку, страхование, упаковку, таможенные сборы и т. д.) по перемещению золота между мировыми и региональными рынками, что  было взято за основу и при установлении котировок ЦБ РФ по драгоценным металлам. В расчете были приняты также  определяемые на мировых рынках значения изменчивости рынка, то есть возможные  отклонения от фиксированной цены в  течение определенного промежутка времени.

 

2.3 Проведение исследования

Система сбора первичной  информации предусматривает проведение специальных маркетинговых исследований. Их целью является получение дополнительных данных, связанных с решением конкретных маркетинговых задач. Здесь необходимо заметить, что создание системы сбора  первичной информации не всегда доступно многим небольшим предприятиям. В  этом случае они обращаются за помощью  к фирмам, специализирующимся на выполнении подобного вида работ. Это значительно  дешевле, чем содержание на предприятии  собственного штата исследователей. Более крупные предприятия нередко  сами занимаются сбором первичной маркетинговой  информации.

Анкетирование - это процедура проведения письменного опроса с помощью  разработанной анкеты. Является одним  из методов количественных исследований в маркетинге и социологии.

Достоинства анкетирования:

Высокая оперативность получения  информации.

Жесткая регламентация процедуры  позволяет получить хорошо структурированные  и сопоставимые результаты.

Анонимность респондентов повышает объективность и искренность  получаемых ответов.

Возможность организации массовых обследований и сбора большого объёма данных. Сравнительно малая трудоёмкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов.

Отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов.

Невыраженность у исследователя  отношений субъективного пристрастия  к кому- либо из отвечающих.

Недостатки анкетирования:

Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и  формулировки вопросов в зависимости  от ответов или поведения респондентов.

Невозможность контроля корректности понимания респондентом формулировок вопросов и ответов, а также получения  респондентом пояснений в случае недопонимания.

Невозможность гарантировать  точное выполнение инструкций респондентом (в частности, соблюдение порядка  ответа на вопросы).

Возможное влияние формулировок вопросов и ответов на выбор респондента.

Возможная пристрастность респондентов.

При заочном анкетировании  невозможно гарантировать, что респондент заполняет анкету самостоятельно, без  влияния других лиц.

Анкетирование респондентов проводилось 22 по 28 марта. В ходе исследования принимали  участие 150 человек.

Проанализируем результаты анкетирования жителей Санкт-Петербурга (анкета - см. приложение 1).

Таблица 1 Результаты анкетирования

 

Номер и содержание вопроса  анкеты

Порядковые номера опрошенных по вариантам ответов

 

1. Носите ли Вы золотые  кольца?

Да

Нет

 
 

2,3,5,7…149

Всего: 115 чел. (73%)

1,4,6,8…150

Всего:35 чел. (27%)

 

2. С какой целью Вы  приобретаете золотые кольца?

постоянная носка

на выход

в подарок

 
 

2,3…101

Всего: 49 чел. (44%)

13,14,15… 31-78, 134-149

Всего:81 чел. (51%)

103…132

Всего: 20 чел. (6%)

 

3. Где вы обычно покупаете  золотые кольца?

специализированные торговые сети

небольшие магазины, торгующие  золотом

бутики

другое

 
 

1…87

Всего: 75 чел. (50%)

2, 3…149

Всего: 55 дел (35%)

4,5…150

Всего: 20 чел. (15%)

Всего: 0 (0%)

 

4. Как часто Вы покупаете  золотые кольца?

менее одного раза в год

один раз в год

более одного раза в год

   
 

1…148

Всего: 64 чел. (51%)

3 …129, 149

Всего: 69 чел. (39%)

2,5,9103

Всего: 17 чел. (10%)

   

5. Какие золотые кольца  Вы предпочитаете?

без камней

с драгоценными камнями

с полудрагоценными камнями

без предпочтений

 
 

2,5…146

Всего: 55 чел. (45%)

1,4…148

Всего: 25 чел. (6%)

13,14,15…150

Всего: 54 чел. (44%)

1,2…128

Всего: 16 чел. (5%)

 

6. Перстни из золота  какого цвета Вы предпочитаете?

желтый

белый

красный

Все равно

 
 

3,4,7…141

Всего: 66 чел. (48%)

1,5…128

Всего: 26 чел. (23%)

13,27…136

Всего: 18 чел. (15%)

16,19…150

Всего: 40 чел. (17%)

 

7. Изделия из золота  какой пробы Вы предпочитаете?

585

500

975

Без предпочтений

 
 

1,4,7…106, 115,130- 148

Всего: 65 чел. (41%)

3,6,8,10…102…149

Всего: 54 чел. (37%)

12….150

Всего: 21 чел. (15%)

107… 110

Всего: 3 чел. (7%)

 

8. С каким количеством  камней Вам нравятся золотые  кольца?

одним

с россыпью

другое

   
 

1…115,130- 148

Всего: 66 чел. (42%)

3, …121-129, 149

Всего: 47 чел. (28%)

2,5,9,35…103

Всего: 37 чел. (30%)

   

9. Сколько вы готовы  заплатить за одно золотое  кольцо?

до 5 тысяч руб.

от 5 до 15 тысяч руб.

от 16 до 35 тысяч руб.

свыше 36 тысяч руб.

 
 

3,8…127

Всего: 80 (60%)

10…59

Всего: 42 (30%)

36…150

Всего: 28(10%)

Всего: 0 (0%)

 

12. Укажите Ваш пол:

Мужской

Женский

     
 

2,3…149

Всего: 30 чел. (30%)

1, 5….150

Всего: 120 чел. (70%)

     

13. Укажите Ваш возраст:

до 18 лет

18 - 23 года

24- 45 лет

46 - 60 лет

свыше 60 лет

 
 

19,28…137

Всего: 19 чел. (16%)

1,2…105

Всего: 24 чел. (20%)

3,9…143

Всего: 65 чел. (49%)

11,19…118

Всего: 40 чел. (15%)

4,17

Всего: 2 чел. (1%)

 

14. Род занятий

учащийся

рабочий

предприниматель

служащий

пенсионер

 
 

3,4…14

Всего: 18 чел. (13%)

1,5…141

Всего: 54 чел. (50%)

21,25…150

Всего: 43 чел. (16%)

45,22…12

Всего: 25 чел. (14%)

4,15…116

Всего: 10 чел. (4%)

 

15. Укажите Ваш уровень  месячного дохода в семье на 1 человека:

До 8000 руб.

от 8 до 15 тысяч руб.

от 16 до 35 тысяч руб.

свыше 35 тысяч руб.

   
 

10,15…125

Всего: 25 чел. (17%)

54,69…117

Всего: 62 чел.

(70%)

4,18…119

Всего: 58 чел. (60%)

Всего: 5 (3%)

   
             

Информация о работе Мотивационный анализ поведения покупателей