Наблюдение как тип маркетингового исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Метод маркетингового исследования определяется его целями и включает необходимые методики и способы, используемые для достижения поставленной цели. Поскольку стоимость исследования определяется выбранным методом анализа, он должен быть обоснован на стадии формулирования маркетинговой проблемы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Цели и задачи видов наблюдения в маркетинговом исследовании……4-9
2. Анализ технологии методов наблюдения……………………………….10-24
3. Маркетинговый анализ конкретной проблемы методом наблюдения...25-28
Заключение…………………………………………………………………...29-30
Список литературы…………………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

При аудите потребительских товаров исследователь проводит инвентаризацию марок потребительских продуктов, их количества. Например, важно определить, где застревают товары при движении по цепочке от производителя до потребителя. Эта проблема значима для фирм, производящих компьютеры. Никто не мог с уверенностью сказать, какие именно компьютеры покупают потребители, а какие скапливаются на складе. Для улучшения ситуации одна компания договорилась с основными реализаторами компьютеров о присылке аудиторов для проведения инвентаризации их складов и определения того, какие именно модели предпочитают покупатели. Аудит позволил получить информацию об объемах розничных продаж и их движении по каналам распределения.

Контент-анализ используется, когда объектом наблюдения является коммуникативная связь, а не поведение или материальные объекты. Его можно определить кА объективную, систематическую и количественно определенную характеристику основных параметров коммуникативной связи. Контент-анализ включает наблюдение и анализ. Объектами анализа могут быть слова (употребление различных слов в сообщении), длина и продолжительность сообщения, предмет сообщения, то есть наблюдаются и анализируются содержания рекламных сообщений, статей в газетах и т.п.

Анализ следов – методика, при которой сбор информации осуществляется по физическим признакам или свидетельствам прошедших событий. Например, в универмаге можно провести анализ информации, считанной при сканировании кредитных карточек покупателей (США), что позволит проанализировать их использование. Вот нестандартные примеры использования анализа следов:

    • Анализ состояния пола в помещениях музеев для оценки сравнительной популярности различных выставок;
    • Количество разных отпечатков пальцев на страницах журналов для оценки читабельности рекламных объявлений;
    • Пользователи Internet оставляют следы, которые можно проанализировать для получения информации об их интересах и моделях поведения, как показано на примере: многие пользователи Internet не осознают того, что во время путешествий по его просторам они раздают «печенье» (Cookie) (то есть оставляют следы) владельцам Web-сайтов. Cookie – это группа цифр и букв, сохраняемых в браузере пользователя и идентифицирующих его. Компании, которые создают Web-сайты, используют cookie для сбора маркетинговой информации о посетителях. Cookie сопровождают пользователя в его перемещениях по сайту и отмечают страницы, которые он посетил, а также длительность пребывания на каждой из них. Ваше имя, адрес, телефон и посещаемые сайты можно определить по cookie и занести в базу данных, если вы вводите какую-либо информацию.

Процесс подготовки и  проведения наблюдения предполагает несколько  этапов рисунок 2.

1. Подготовительный этап включает в себя следующий шаги:

    • определение места данного метода сбора информации в общей     программе исследования, целей и задач наблюдения;
    • определение объекта и предмета наблюдения;
    • выбор места и времени наблюдения, обеспечение доступа к среде наблюдения;
    • выбор формы наблюдения;
    • разработка процедуры наблюдения (системы понятий, которая включает в себя единицы и рамки наблюдения);
    • разработка плана наблюдения и его апробация;
    • подготовка оборудования, тиражирование необходимых документов;
    • подготовка инструкции для исполнителей;
    • подбор кадров и инструктаж наблюдателей, при необходимости их тренинг.

Рис. 2 . Этапы сбора информации методом наблюдения

2. Полевой этап, связанный  со сбором информации в полевых  условиях и контролем работы  наблюдателей.

3. Аналитический этап, включающий обработку результатов  наблюдения и подготовку отчета.

На начальном этапе  определяются место наблюдения в  общей программе исследования, его  цели и задачи. Например, в рамках исследования поведения потребителей в отношении конкретного товара может проводиться опрос, изучающий  мнения реальных и потенциальных потребителей о данном товаре, и наблюдение за процессом покупки товара в магазине. Цель наблюдения — установить, каким образом потребитель выбирает товар в магазине.

Задачами наблюдения в этом случае будут:

    • выявление количества участников процесса покупки и распределение ролей между ними, кто выступает инициатором покупки,
    • кто принимает окончательное решение;
    • выяснение последовательности и длительности различных действий, осуществляемых в процессе принятия решения о покупке,
    • общее время, затрачиваемое на покупку товара, какое время отводится покупателем на изучение информации о товаре;
    • определение количества оцениваемых в процессе принятия решения о покупке марок товара, какие товары-заменители рассматриваются покупателями как альтернативные;
    • оценить факторы обстановки, способствующие покупке товара, например широта ассортимента, подробная информация на упаковке, ее дизайн и др.

В качестве объекта наблюдения может выступать индивид, домохозяйство, организация. В зависимости от целей  в качестве предмета наблюдения может выступать одна или несколько сторон поведения объекта (признаки, факты его деятельности). Предмет исследования определяет необходимость самого поведения или его последствий.

В соответствии с поставленными  задачами необходимо определить место и время проведения наблюдения. Например, выбрать типы торговых точек или других заведений, в которых будет проводиться наблюдение (разные типы магазинов могут придерживаться различных концепций при формировании ассортимента товаров, создавая таким образом разные условия для покупки). Время дня или день недели могут выступать как факторы, влияющие на осуществление покупки, поэтому выбор времени наблюдения должен либо нейтрализовать действие этого фактора, либо охватывать достаточный период, чтобы выявить закономерности (если это соответствует задачам исследования).

Определив место наблюдения, необходимо обеспечить доступ к нему в выбранное  время, получить разрешение руководства  выбранных заведений. При проведении лабораторно-полевого наблюдения может  понадобиться более тесное сотрудничество исследователей с администрацией и персоналом торговых точек, что требует соответствующего согласования.

Теперь рассмотрим выбор  формы наблюдения. На этом этапе  определяется, в какой форме должно проходить наблюдение. Для этого необходимо выяснить критерии выбора в соответствии с потребностями исследователя:

    • Требуется ли стабильная обстановка для проведения наблюдения?
    • Существует ли опасность субъективного истолкования событий?
    • Достаточно ли хорошо известна структура наблюдаемого поведения?
    • Требуется ли изучать тенденции изменения исследуемых процессов?
    • Есть ли ограничения по срокам проведения наблюдения?
    • Повлияет ли информация о проводимом исследовании на естественность поведения наблюдаемых?
    • Есть ли сложности с пониманием сути происходящего?
    • Есть ли необходимость более точного измерения изучаемых признаков с помощью технических средств?
    • Достаточна ли квалификация персонала для выполнения наблюдения?
    • Насколько трудоемка процедура регистрации событий?

Что касается разработки процедуры наблюдения, то она предполагает ответ на вопрос: «Что наблюдать?»  Ответ во многом зависит от выбранной  формы наблюдения — структурированной  или свободной, но в любом случае требуется определить единицы и рамки наблюдения.

Единица наблюдения —  это некоторый «блок» действий или  набор простейших операций (движений, действий), или их признаки, с помощью  которых будет описываться исследуемое  поведение, по которым можно судить о произошедшем событии. Единица наблюдения выделяется путем разделения поведения на отдельные элементы, учитывающие четко определенное действие, условие его осуществления или признак ситуации его свершения. В качестве единицы наблюдения можно выделить набор действий различного характера любой сложности (комплексности), например, покупатель может просто рассматривать стоящий на полке товар, а может взять его в руки. В процессе анализа совокупность единиц наблюдения позволяет воссоздать ситуацию в момент сбора информации.

Рамки наблюдения - это степень детализации (количество уровней) наблюдаемого поведения, которые должны быть охвачены в процессе исследования; например поведение объекта в целом - первый уровень наблюдения, поведение объекта в отношении конкретного предмета или процесса в конкретной ситуации — второй, третий и т. д. уровни наблюдения.

Рассмотрим разработку процедуры неструктурированного наблюдения.

Неструктурированное наблюдение используется, как правило, в ситуациях, когда исследователь затрудняется с идентификацией проблемы исследования или формированием рабочей гипотезы, когда необходимо описание какого-либо процесса или явления для проведения его качественного анализа. Задача исследователя — определить основные элементы объекта исследования, их взаимодействие, поэтому невозможно выделить детально конкретные аспекты, подлежащие наблюдению. Рамки свободного наблюдения довольно широки, осмысление исследователем наблюдаемой ситуации может привести к изменению направления (фокусировки) наблюдения. В то же время все наблюдать невозможно. Даже при наблюдении за предельно простыми процессами невозможно получить полный отчет о наблюдаемых явлениях.

Поэтому при проведении свободного наблюдения выделяют примерный  перечень значимых элементов.

    1. Наблюдаемые.
    2. Обстановка.
    3. Цель действий, осуществляемых наблюдаемыми.
    4. Поведение.
    5. Частота и продолжительность наблюдаемого действия, явления.

Характеристика наблюдаемых  элементов приведена в Таблице 1.

 

Таблица 3. Примерная схема  неструктурированного наблюдения

Элементы

Направления наблюдения

Наблюдаемые

Сколько человек участвует  в процессе? Кто они, каковы их роли в наблюдаемой ситуации? Как они  взаимодействуют?

Обстановка

Где происходит наблюдение? Какие элементы обстановки способствуют совершению наблюдаемого процесса? Какие  действия обстановка поощряет, а каким препятствует? (Например, танцы в ресторане)

 Цель

Имеются ли у наблюдаемых  какие-либо формальные цели или они  оказались на месте наблюдения случайно? Совместимы ли цели различных участников ситуации (например, дети канючат сладости у родителей, которые не склонны тратить на это деньги)?

Поведение

Что и как делают участники  ситуации? Какого рода поведение является ожидаемым? Каковы стимулы, влияющие на поведение? Каковы эмоции, выражаемые при той или иной форме поведения? Каков результат (последствия) поведения?

Частота и продолжительность

Когда возникла и как  долго длилась наблюдаемая ситуация? Как часто она возникает?


Рассмотрим разработку процедуры структурированного наблюдения. Структурированное наблюдение проводится с целью описания типичности (распространенности) той или иной формы поведения. Для разработки процедуры структурированного наблюдения важно не только определить наиболее значимые элементы наблюдаемого процесса, которые будут включены в бланк регистрации, но и какие признаки этих элементов будут фиксироваться в ходе исследования: наличие (отсутствие) или интенсивность их проявления.

Структурированное наблюдение, как правило, применяется при  исследовании частных ситуаций, поэтому  исследователь должен создавать  систему категорий и единиц наблюдения в соответствии с моделью последующего анализа. При планировании рабочего документа таких элементов может быть задействовано значительное число, чтобы подробнее воссоздать наблюдаемое явление, но при апробации инструмента исследования (бланка наблюдения) некоторые из них могут быть исключены либо как неработающие, либо как недостоверные.

В качестве бланка наблюдения, помогающего регистрировать события, может использоваться карточка наблюдения, протокол наблюдения, таблица наблюдения, дневник.

Информация о работе Наблюдение как тип маркетингового исследования