Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:00, курсовая работа
Рассмотрение аспектов такой деятельности в деталях и стало целью данной работы.
Поставленная цель обусловила необходимость разрешения следующих задач при написании работы:
1. определение значения оптовой и розничной торговли на современном этапе;
2. определение роли маркетинга в деятельности организации оптовой и розничной торговли;
3. определение значения правильного формирования ассортимента продукции в организациях оптовой и розничной торговли;
4. определение значимых направлений в принятии маркетинговых решений в оптовой и розничной торговле.
стр.
Введение
2
Глава 1. Значение оптовой и розничной торговли на современном этапе и роль маркетинга в их деятельности
4
Параграф 1 Значение оптовой торговли и роль маркетинга в деятельности оптовых организаций
4
Параграф 2 Значение розничной торговли и роль маркетинга в деятельности предприятий розничной торговли
8
Глава 2. Формирование ассортимента продукции и организация маркетинговой деятельности в оптовой и розничной торговле
12
Глава 3. Принятие маркетинговых решений в оптовой и розничной торговле
19
Параграф 1 Принятие маркетинговых решений в оптовой торговле
19
Параграф 2 Принятие маркетинговых решений в розничной торговле
25
Заключение
32
Список литературы
Создание ассортиментной матрицы важный этап для анализа и управления ассортиментом торгового объекта. Схема построения матрицы изменяется в зависимости от потребностей торгового объекта. Сюда могут входить данные о производителе или поставщике товара, о различных параметрах продукции. Ассортиментная матрица помогает наглядно отслеживать «жизненный цикл» продукта - повышение и спад спроса. Организованная по принципу разделения продукции по товарным категориям, такая матрица дает точное представление о взаимозаменяемых и конкурирующих товарах. Это поддерживает обоснованную ассортиментную политику.
Ассортиментная матрица
На основании изложенного в этой главе можно сделать следующие выводы:
1. Создание оптимального
2. Управление товарным
3. Основными принципами
4. Формирование ассортимента в розничной торговле - сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов:
18
• общих - покупательского спроса и производства товаров;
• специфических - типа магазина, условий товароснабжения и т.д.
5. Формирование ассортимента
Из этого следует то, что:
С позиции маркетинга роль оптовой торговли состоит в максимальном удовлетворении потребностей розничных предприятий, поставляя им нужные товары в определенных объемах и в установленные сроки. Поэтому оптовые компании самостоятельно или с помощью производителя товара способны организовывать мощную маркетинговую поддержку розничной торговле.
Говоря о розничной торговле, следует согласиться с А. Федоровым в том, что, анализируя роль маркетинга в успехе торговых предприятий розничной торговли, приходишь к выводу: на сегодняшний день объем продаж магазина или сети в большей степени предопределен их месторасположением, ассортиментом, ценами. В деятельности оптовой торговли существуют некоторые проблемные моменты. Отечественная розница не использует весь спектр инструментов маркетинга, а применяемые приемы работают не совсем качественно и эффективно. Успех любой ритейл-компании зависит не только от имеющихся у ней в наличии товаров-брендов. Успех зависит и от проведения эффективной рекламной политики Федоров А. Маркетинг в розничной торговле // www.my-market.ru. 30.10.2011..
19
Глава 3. Принятие маркетинговых решений в оптовой и розничной торговле
3.1 Принятие маркетинговых решений в оптовой торговле
Положение Оптовой компании или
предприятия-производителя, занимающегося
оптовой торговлей, существенно
зависит от выбранной маркетинговой
стратегии, маркетинговой политики
и характера маркетинговых
Задачи (функции) маркетинга оптовой торговли представим в таблице Информация с сайта Маркетинговые исследования и консультации. www.my-market.ru. 30.10.2011..
Задачи маркетинга |
Содержание |
|
1. Разработка маркетинговых |
удержание и увеличение рыночной доли; проектирование сбытовых каналов; разработка конкурентного |
|
2. Проведение маркетинговых |
исследование исследование потребителей; исследование рынка |
|
3. Сегментирование рынка сбыта |
сегментирование профессиональных покупателей-посредников; сегментирование потребителей; выбор целевых сегментов. |
|
4. Маркетинг закупок |
определение связи между характером товарного спроса и требованиям к закупкам; маркетинговая оценка поставщиков; разработка политики в сфере закупок. |
|
5. Маркетинг-логистика |
определение требований покупателей
к логистической структуре поиск конкурентных преимуществ в сфере логистики сбыта. |
|
6. Маркетинговые решения сбыта |
ценовая политика оптовой компании; товарная и ассортиментная политика; сбытовая политика; сервисная политика; |
|
коммуникативная политика |
||
7. Организация мерчиндайзинга |
организация мерчиндайзинга по инициативе производителя; организация мерчиндайзинга по инициативе оптовой компании. |
|
8. Маркетинг-аудит системы сбыта |
организация работы с рекламациями розничной компании; организация работы с претензиями покупателей; разработка программы |
|
Маркетинговая стратегия в сфере сбытовой деятельности предприятия разрабатывается в случае расширения сбыта на старом рынке, выхода на новые рынки, при проектировании новых сбытовых каналов, например, тогда, когда старая система перестала быть эффективной.
В сбытовой деятельности предприятие неизбежно сталкивается с фирмами-конкурентами, а иногда специально предусматривает конкуренцию между собственными каналами сбыта.
По отношению к внешним
Масштаб конкурентного соперничества может распространяться на мировой рынок, рынок конкретной страны, в пределах одного города, в одном или нескольких сегментах. Наконец, может быть борьба за владение какой-либо нишей.
Реализация маркетинговых
Маркетинговые исследования, проводимые оптовым предприятием, охватывают три наиболее важные сферы:
1. исследование профессиональных
субъектов рынка сбыта:
2. исследование потребителей-
3. исследование рынка
Могут проводиться и другие исследования исходя из стратегических целей компании.
21
Организация маркетинговых исследований зависит от наличия и квалификации маркетологов. В случае их отсутствия могут быть привлечены сторонние исследователи или куплен уже готовый отчет, составленный маркетинговой фирмой на основании ранее проводимых исследований.
По инициативе поставщика-производителя возможно проведение различных экспериментальных исследований по оценке потребительских качеств товара.
Сегментирование рынка сбыта является обязательной функцией маркетинга оптового предприятия. Например, чтобы выбрать целевые сегменты покупателей-профессионалов и знать покупательские предпочтения разных слоев населения и их реакцию на поставляемый товар.
Профессиональный рынок сбыта сегментируют по таким критериям как: объемы закупок, широта ассортимента, деловая репутация, платежеспособность, проводимая ценовая политика и т.д.
Если потребителем является население, то применяют различные системы показателей, выбирая из них те, которые в наибольшей степени характеризуют потребительский сегмент (социальные, демографические, экономические, поведенческие и другие показатели).
Маркетинг закупок служит для получения конкурентных преимуществ уже на стадии работы с поставщиками за счет приобретения товаров, способных удовлетворить потребности конечных покупателей.
В этом случае решаются следующие задачи:
• закупать товар, пользующийся спросом у потребителя;
• процесс закупки должен давать экономическую выгоду для оптовика (за счет получения скидок, отсрочки платежа);
• в случае некондиционного товара оптовик должен иметь возможность его замены.
Предприятие-производитель
Процесс закупки состоит из ряда последовательных шагов:
1. определение потребностей в конкретном товаре, конкретной торговой марке с установлением его количества;
2. определение потребностей в ассортименте, который желательно покупать у одного поставщика;
3. определение критериев,
4. поиск и анализ поставщиков
методами маркетингового
22
5. отбор поставщиков и
6. размещение пробных заказов;
7. оценка результатов;
8. заключение долговременных
Можно определить основные требования к поставщикам:
• популярность (известность торговой марки);
• надежность;
• доступность;
• заинтересованность в совместной работе;
• понимание роли маркетинга в продвижении своей продукции;
• минимальные сроки поставки;
• понимание необходимости брать на себя долю риска, например, связанного с транспортировкой.
При отборе поставщиков оптовая компания решает вопрос, остановиться на одном поставщике или выбрать несколько поставщиков (соответственно: принцип концентрации заказов или принцип распыления заказов).
Преимущество концентрации заказов у одного поставщика позволяет получить большие скидки за счет большего размера заказа. Этому же способствует тесное сотрудничество, включая и осуществление совместных проектов по производству новых товаров. Оптовая компания может предоставлять информацию о новых тенденциях спроса, новых товарах, поступающих на рынок от других производителей.
Однако работа с одним поставщиком увеличивает риск оптовика и ограничивает его возможности быстро подстраиваться под требования розничной сети.
Для снижения такого рода риска оптовая компания работает одновременно с несколькими поставщиками. Если поставщики заинтересованы сотрудничать с оптовиком, то это можно использовать для получения дополнительных выгод, добиваясь уступок от них.
Маркетинг-логистика оптовой
23
Часто такие требования приводят к тому, что оптовая компания вынуждена размещать торговые склады наиболее близко к магазинам. С другой стороны, собственные закупки оптовика больших партий товара у производителей заставляют его решать следующую задачу: иметь центральный распределительный склад или, минуя его, развозить товар по районным складам.
Маркетинговые решения в системе сбыта имеют цель оказать поддержку в реализации планируемого объема товаров на местном и региональном рынках.
Маркетинговая информация, подпитывающая сбыт, способствует снижению риска сбытовой деятельности.
Маркетинговые решения сбыта охватывают весь комплекс маркетинг-микса:
• решение о товарном ассортименте. Подробно вопросы формирования товарного ассортимента были рассмотрены в предыдущей главе, поэтому кажем только некоторые ключевые моменты. При принятии решений по ассортименту необходимо учитывать степень близости между товарами различных товарных групп, возможности предприятия (финансовые, кадровые, складские и т.д.), требования покупателей, наличие конкурентов. С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли. Расширение ассортимента производится по нескольким причинам:
o для некоторых товаров основног
o деятельность оптовой компании
при данном ассортименте
o решаются другие маркетинговые задачи: продвигаются товары-новинки, предприятие переключается на более крупные розничные сегменты и т.д.;
• решение о ценах. В подавляющем большинстве случаев при заключении сделки магазинами с оптовой компанией основным фактором служит цена, качество товара и условия оплаты. Поэтому оптовая цена должна быть выгодной для магазина, учитывать характер спроса на данный товар и ценовые предложения конкурентов;
• решение о каналах сбыта. Варианты решения о методиках и каналах сбыта оптовой компанией принимаются также как и производителем. Большим преимуществом сбытовой структуры оптовой компании является возможность доставки в розничную сеть товаров небольшими партиями в короткий срок. Кроме этого, сбыт должен быть нацелен на поиск новых покупателей и освоение новых рынков.