Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "ТТ-обувь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. Она является посредником осуществления рыночного соглашения товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.

Содержание

Введение

3

Глава 1. Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях

5

Глава 2. Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли

7

2.1. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли

7

2.2. Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия

13

2.3.Содержание торгово-технологических процессов розничного торгового предприятия

16

Глава 3. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "ТТ-обувь"

21

3.1. Анализ эффективности товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"

21

3.2. Анализ эффективности использования технологической планировки торгового зала ООО "ТТ-обувь"

25

3.3. Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь"

26

Заключение

30

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 45.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Наряду с правильным формированием  ассортимента товаров, важной задачей  является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих  устойчивость ассортимента товаров  в магазине, является  коэффициент  устойчивости, определяемый по формуле:

 

                                         Оn

 

                       Ку = 1 - --------- ;     (1)

 

                                        n x a

 

где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;

 

О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже  в момент проверок (из предусмотренных  разработанным ассортиментным перечнем товаров);

 

a - количество разновидностей  товаров, предусмотренных разработанным  ассортиментным перечнем;

 

n - количество проверок.

 

При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует  исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.

 

Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров  в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже

 

- для универсамов и  гастрономов - 0,90;

 

- для универмагов - 0,80;

 

- для магазинов обуви  и одежды - 0,75;

 

- для магазинов по продаже  культтоваров, спортивных, хозяйственных,  галантерейных товаров - 0,85.

 

Широкий и устойчивый ассортимент  товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области  коммерческой деятельности по закупке  товаров. [4]

 

Так же применительно к  области формирования и размещения товаров в магазинах заслуживает  внимания опыт ряда фирм США, Франции, ФРГ, Канады.

 

Численность ассортиментных позиций в магазинах этих фирм распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в  процентном соотношении 66:34.

 

Ассортимент продовольственных  товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, примагазинных пекарен, а также продукции отделов  кулинарии, которые функционируют  в 81% продовольственных магазинов  самообслуживания США.

 

Особое внимание уделяется  формированию ассортимента непродовольственных  товаров в магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные  товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных, птиц, спорттовары, изделия из дерева, кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены.

 

Во Франции ассортимент  товаров в магазинах с торговой площадью от 50 до 200 м кв. насчитывает 3000 позиций, из них 1700 - бакалейные товары, 500 - замороженные и молочные продукты, 130 - овощи и фрукты, 180 - гастрономические продукты, 100 - мясопродукты. Длина выкладки товарных линий составляет 66 погонных метров. [14]

 

Ассортимент товаров в  магазинах с торговой площадью от 250 до 66 кв.м. насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53 %, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные  товары - 5%. Длина выкладки - 170 погонных метров.

 

Из изложенного можно  сделать вывод, что необходимо придерживаться одинаковой системы показателей  эффективности ассортимента товаров  и его формирования. Выделяют следующие  показатели: широту ассортимента, глубину, коэффициент обновления и коэффициент  устойчивости ассортимента.

 

Но несмотря на то, что  изучение ассортимента товаров –  очень важная проблема, до сих пор  нет стандартов, регламентирующих его  показатели. Специалисты и научные  работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.

 

Считается, что в розничной  торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих в магазинах  ассортиментных перечней положен производственно-технический  признак ассортимента товаров, который  не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности  развития спроса и другие условия.

 

Для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения  результативности ассортиментной политики, анализ структуры ассортимента, его  широта и частично глубина позволяют  охарактеризовать лишь фактическую  структуру ассортимента товаров  в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники  не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету  реализации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной  торговли анализ ассортимента товаров  не проводится.

 

Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента являются финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности.

 

Для повышения социального  уровня торгового обслуживания торгово-оперативные  работники магазинов должны уделять  особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой – свидетельствует  о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента – главный ориентир для покупателя.

 

Для характеристики эффективности  коммерческой деятельности розничного предприятия наиболее важным показателем  является степень обновления товарного  ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен  как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

 

Расчеты устойчивости ассортимента позволяют судить об отсутствии перебоев в продаже отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством  покупок в течение дня, поможет  не только проанализировать эффективность  организации товароснабжения, но и  определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики розничного предприятия.

 

Анализ широты и устойчивости ассортимента необходимо проводить  на базе оперативных данных о состоянии  текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.

 

 

 

 

2.2. Совершенствование формирования  ассортимента товаров розничного  торгового предприятия

 

Рост объемов реализации товаров является наиболее перспективным  и надежным средством обеспечения  устойчивости торгового предприятия.

 

Увеличение массы продаваемых  товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе  которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения  в той местности, в которой  функционирует торговое предприятие. Для потребительской кооперации это очень существенный вопрос, так как обслуживаемое сельское население имеет меньшую степень градации по уровню предъявляемого спроса, и просчеты в этой области могут привести к сокращению количества продаваемых товаров по причине невостребованности некоторых из них. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка.

 

Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием  или ассортиментом.

 

Чем более качественно  подобран ассортимент товаров торгового  предприятия, тем большая прибыль  будет получена. Ассортиментная политика торгового предприятия – это  целенаправленная деятельность в области  товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации  номенклатуры товаров и обеспечения  рентабельности всей деятельности.

 

Ассортиментная политика торгового предприятия имеет  комплексный характер. Игнорирование  одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные  усилия. Ассортиментная политика, проводимая розничной торговой организацией, не должна иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под  пристальное внимание коммерческих работников. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу  новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным  просчетом необходимости и эффективности  этого внедрения.

 

В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает  спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.

 

В розничной торговле рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который объединяет номенклатуру товаров  нескольких отраслей промышленности и  сельского хозяйства, исходя из специализации  розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов. Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.

 

Формирование товарного  ассортимента является одновременно и  средством и методом управления ассортиментом. С целью достижения максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей  коммерческие работники розничной  торговли потребительской кооперации обязаны учитывать множество  общих и специфических факторов, влияющих на формирование и поддержание торгового ассортимента и объединенных в две большие группы. К общим факторам относятся: социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатические. Специфические факторы включают в себя: тип магазина, его материально-техническую базу, объем его деятельности, район деятельности, условия снабжения товарами, специфику сельского расселения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи в районе, наличие конкурентов.

 

В условиях рыночной экономики  нет четкого мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы  наилучшим образом удовлетворить  спрос покупателей, обеспечить получение  необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных  условий. Поэтому коммерческие работники  потребительской кооперации должны четко представлять, на каких покупателей  они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу и др. Для этого считается возможным  использовать широко применяемый в  рыночной экономике метод АВС-анализа.

 

Данный метод позволяет  определить оптимальное соотношение  групп и видов товаров в  розничном торговом предприятии  с учетом основных требований для  достижения поставленной цели. Метод  предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории  по каждому критерию. К категории "А" относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории "В" относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории "С" – около 5%. Причем, в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50% (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Графическое представление  распределения товаров на области  А, В, С

 

 

В качестве критериев оценки выбраны прибыль, розничный товарооборот, издержки обращения.

 

Деление торгового ассортимента основывается на ранжировании товарных групп по выбранному критерию и определении  категорий "А", "В", "С" в  соответствии с условиями АВС-анализа.

 

Анализ результатов можно  произвести в следующей последовательности. Расположите товарные группы в порядке  убывания прибыли. В категорию "А" включите товарные группы, которые  в сумме дают около 70% прибыли, в  категорию "В" – 25% прибыли, в категорию "С" – 5% прибыли. Для каждой категории  подсчитайте общее количество входящих в нее ассортиментных позиций  и определите их долю в номенклатуре торгового ассортимента. В соответствии с этим можно сделать вывод о достаточности количества ассортиментных позиций в каждой категории.

 

В дальнейшем, с каждой отдельно взятой категорией, произведите подобные действия по другому критерию –  товарообороту, а каждые сформированные категории по товарообороту, в свою очередь, проранжируйте и разбейте на категории по издержкам.

 

В то же время следует предусмотреть, что торговый ассортимент должен содержать не только высокодоходные товары, приносящие максимум прибыли, но и товары с меньшими показателями прибыльности, для того, чтобы достичь  максимального результата по привлечению  покупателей и наиболее полному  удовлетворению их спроса. Это требование обусловлено также тем, что потребительская  кооперация является социально ориентированной  системой и поэтому должна торговать  товарами первой необходимости и  социально значимыми товарами везде.

 

При установлении целесообразности нахождения товара определенного наименования в торговом ассортименте, следует  учитывать, в каком периоде жизненного цикла он находится.

 

Из графика видно, что  наибольшую прибыль розничная торговля получает в промежутке времени A'-A", когда в ассортименте преобладают  товары, находящиеся в стадии роста  и зрелости, однако, при этом в  наличии имеются новые товары, только завоевывающие свое место  на рынке, а также товары, спрос  на которые падает (рис.4).

Информация о работе Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "ТТ-обувь"