Организация мерчендайзинга в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть основные функции и методы мерчендайзинга.
Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:
-роль мерчендайзинга в маркетинге
-основные принципы и правила мерчендайзинга
-анализ мерчендайзинга на примере конкретной организации
-пути повышения эффективности мерчендайзинга в данной организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОНЯТЕ И СУЩНОСТЬ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 6
1.1. Понятие мерчендайзинга 6
1.2. Теоретические предпосылки мерчендайзинга. 8
1.3. Стандарты и правила мерчендайзинга 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В СЕТИ МАГАЗИНОВ ОДЕЖДЫ COLINS 18
2.1. Характеристика марки джинсовой одежды “Colins” 18
2.2. Анализ мерчендайзинговой политики ТМ “Colins” 22
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА МЕРЧЕНДАЙЗИНГА 27
3.1. Методологические основы внедрения технологий мерчендайзинга 27
3.2. Предложения по улучшению эффективности мерчандайзинга в сети магазинов Colin’s 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Существует много подходов к делению покупателей на различные  группы в зависимости от типов  покупательского поведения по отношению к цене, собственному статусу, качеству товара и т.п. (Табл. 1.2.)

Так, например, исследования покупательского поведения показывают, что для большой группы покупателей определяющим фактором решения о покупке является цена (предварительный анализ цен на интересующие товары по каталогам, прайс-листам различных продавцов, информации в Интернете, скидки). Для другой группы покупателей важно внимание со стороны компании и отношение как к индивидуальному клиенту (высокое качество, доверие к марке, доброжелательность и профессионализм продавцов, желание выделиться, самоуважение).

 

Таблица 1.2

Характеристика  типов покупателей [5]

 

Тип покупателей

Мотив покупателей

Источник информации о товаре

Способ стимулирования покупателей

Значимость покупателей для торгового предприятия

Чувствительные к цене

Рационализм, направленный исключительно на более низкую цену

Каталоги, прайс-листы; Интернет; реклама о распродажах

Ценовое стимулирование

Непостоянство и отсутствие прибыли; низкая степень лояльности

Чувствительные к качеству товаров и услуг

Комфорт, подражание, желание выде-литься (имидж марки, имидж торгового предприятия); гарантия качества и защита от подделок

Реклама в СМИ; каталоги; Интернет; выставки; ярмарки;  презентации; представление товара и реклама в торговом зале

Имидж торгового предприятия; мерчендайзинг; консультации торгового персонала; бренд продавца; установление партнерских отношений с торговым предприятием

Высокая степень лояльности; постоянный клиент


 

Таким образом, для привлечения и удержания постоянных и новых потребителей, а, следовательно, обеспечения высокой и стабильной прибыли розничного торгового предприятия необходим комплекс маркетинговых коммуникаций, основное место в котором занимает мерчендайзинг.

Для посетителя магазин представляет собой совокупность внешних факторов, активизирующих его безусловные и доминирующие условные рефлексы. Придя в магазин в первый раз, посетитель воспринимает торговый зал как некий лабиринт, хаос ощущений, который со временем, по мере адаптации, принимает четкие, организованные формы. Между средой магазина и поведением посетителя постепенно устанавливается гармония, в результате чего посетитель становится потенциальным покупателем. Задача специалиста по мерчендайзингу заключается в том, чтобы посредством регулирования качественных и количественных составляющих раздражителей ориентировать покупателя в нужном направлении.

Размещение отделов  и товаров в торговом зале должно быть таким, чтобы посетители заходили во все отделы магазина и делали как можно больше покупок. При первом посещении магазина покупатель в поисках нужного ему товара, как правило, обходит все отделы подряд. Однако в последующие посещения он сокращает путь к нужному товару и число посещаемых отделов, т.е. у него вырабатывается условный рефлекс, нежелательный для торгового предприятия. Ведь сокращение числа посещаемых отделов ведет к уменьшению количества незапланированных, импульсивных, покупок. Для решения этой проблемы необходимы перестановка оборудования и перепланировка торгового зала. Но такой подход может сформировать у постоянных посетителей чувство устойчивого хаоса, в ответ на которое вырабатываются оборонительные рефлексы. Из этого следует, что отделы, оборудование и товары необходимо размещать таким образом, чтобы путь покупателя к нужному товару и выходу проходил через отделы с другими товарами. При этом следует избегать создания ситуации, при которой покупатель будет бесцельно блуждать по торговому залу, не делая покупок. Большинство покупателей не посетят глубь зала, если нужный им товар находится недалеко от входа-выхода.[5]

Организм покупателя приобретает и изменяет программу  своих действий под воздействием внешних и внутренних раздражителей. Внешние раздражители и их сопровождения становятся для покупателя сигналами, ориентирующими в среде; реакция закрепляется только в том случае, если ее санкционирует внутренний фактор – потребность организма. Из школьной программы все хорошо помнят опыты И.П. Павлова по выработке реакции слюнной железы собаки на звук, свет и т.д. Опираясь на его теорию и методы условных рефлексов, можно целенаправленно формировать потребности  покупателей и управлять (стимулировать или подавлять) ими вплоть до бессознательного выбора товара под воздействием опосредованных условий.

 Исследования русских психологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и др. впервые показали, что потребность (мотив) можно вызвать не только прямым воздействием самого предмета (товара), но и опосредованно, т.е. с помощью совершенно иных компонентов внешней среды, не имеющих практически никакого отношения к самому фактору удовлетворения потребности. Их теория широко используется в разработке рекламных мероприятий и других программ воздействия на потребителя. В рекламе присутствуют не только товар и его свойства, но и его сопровождение – музыка, свет, цвет и т.д., которые впоследствии, по мере выработки условного рефлекса, становятся самостоятельными стимуляторами и мотивами потребностей и познания товаров.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Стандарты и правила  мерчендайзинга

Основные аспекты мерчендайзинга -  выкладка и принципы оформления - будут различаться в зависимости от типов розничных торговых точек. Супермаркет нельзя отождествлять с традиционным продовольственным магазином, а тот — с киоском. Поэтому в вертикальном маркетинге торговых каналов все розничные точки классифицированы. [7]

Первый уровень характеризуется потребительской активностью. Это совокупность торговых точек, для которых характерно одинаковое поведение покупателей, а именно цели приобретения: для немедленного потребления или дальнейшего, например, дома. В первом случае это могут быть киоски, кафе, рестораны, салоны красоты и т.п. Во втором — супермаркеты и продовольственные магазины.

Второй уровень классификации — это совокупность торговых точек, для которых характерен схожий ассортимент, уровень сервиса и одинаковый метод продаж — это магазины самообслуживания (супермаркеты и минимаркеты) и с торговлей через прилавок (традиционные продовольственные магазины или универсамы).

Третий уровень характеризуется показателями точки по ее стационарности (или мобильности), площади, количеству кассовых аппаратов и т.д. Это киоски, павильоны, минимаркеты, продовольственные и специализированные магазины, универсамы / универмаги, супермаркеты, гипермаркеты. А также лотки, автолавки, розничные и мелкооптовые рынки. И, конечно же, столовые, кафе, бары, рестораны.

Четвертый и последующие уровни классификации определяются местом расположения торговой точки, скоростью оборота, профилем покупателей и другими критериями.

Всю эту детализацию  участники рынка осуществляют в  соответствии со своими стандартами  и необходимостью в конкретизации. В основном это необходимо для понимания первоочередности проведения мероприятий по продажам и мерчендайзингу и их специфичности в зависимости от конкретной точки. Базой разделения розничных продавцов на торговые каналы служат:

а) нужды потребителя,

б) возможности магазина,

в) активность конкурентов.

Выкладка и оформление зависят от типа розничной точки, ее места расположения, оборота, возможностей торгового зала и профиля покупателей. Когда учтены все эти особенности, можно формировать ассортимент, объем партии и принимать решения по дополнительному торговому оборудованию для каждого типа магазина. Особое внимание следует обратить на определение так называемой минимальной группы товаров, которая должна быть представлена в каждой точке, вне зависимости от ее типа. Это относится в первую очередь к ударным (самым популярным) маркам. [7]

Места размещения в торговом зале подразделяются на основные и дополнительные. К первым принято относить полки клиента (производителя марки) в специализированной секции торгового зала. Дополнительными могут быть: мобильный стеллаж или стойка, дисплей, холодильник, другие конструкции, то есть все то оборудование, которое позволит производителю эффективно разместить свою продукцию. Такие обособленные места называются точками продаж. Зачастую количество товаров находящихся на дополнительных местах может быть больше, чем на основном.

Точки продаж необходимо расположить по ходу движения покупателей и в наиболее «заметных» и привлекательных местах торгового зала. Следует сразу получить большое «жизненное пространство» в специализированной секции, стремясь занять полки по вертикали и горизонтали. Добиться этого, значит, получить основное конкурентное преимущество в магазине. Дополнительную точку можно расположить отдельно от основной, тем самым даем потребителю еще один шанс увидеть и выбрать определенную марку. Как правило, в основном месте производитель стремится разместить максимально возможное количество товарных единиц своих марок, а в дополнительном — самые популярные, которые призваны дублировать основные. [8]

Тем не менее, одним из условий существования мерчендайзинга остается наличие товара на полках и его доступность. Поэтому выкладка продукции имеет первостепенное значение. Среди основных правил принято выделять следующие критерии размещения товара на полках:

1) по уровню 

    • стремиться занимать вертикальные блоки (легче выделить и найти продукцию потребителю);
    • на уровне глаз (это полка, на которую чаще всего обращают внимание);
    • на один уровень ниже или выше глаз (соответственно занимают вторую и третью позиции);
    • самый нижний уровень лучше не использовать (менее всего обращают внимание, и найти товар гораздо труднее);

2) на уровне (на полке) 

    • на расстоянии вытянутой руки (самое доступное и удобное место);
    • слева направо (по размеру упаковки: от маленькой к большой). Это правило реже применимо при выкладке в вертикальных блоках;
    • от светлого к темному (в левой части продуктовой линейки выставляются товары со светлой упаковкой, далее, по мере сгущения красок, и правее — темные). [8]

Таким образом, продукция  не раздражает глаза потребителя  и воспринимается как единое целое — сравните с цветами радуги;

3) по размеру упаковки

  • маленькие — вверху (так удобнее рассмотреть упаковку и достать товар);
  • большие — внизу (на большей упаковке и шрифт больше, его можно с наименьшими затратами рассмотреть на нижней полке);

4) среди конкурентов 

  • рядом с сильным (чтобы заимствовать популярность);
  • подальше от слабого;
  • сами по себе (если товар - лидер или обладает уникальными свойствами);

5) дублирование 

  • повторение одной и той же позиции марки в слитном ряду (позволяет увеличить вероятность обратить на себя внимание);

6) доступность

  • по сроку годности (товары с ограниченным сроком должны быть доступны в первую очередь);
  • по целостности упаковки (продукция с нарушенной упаковкой должна изыматься из продажи)[9].

Основополагающий принцип  размещения (выкладки) — поиск нужного товара должен быть максимально облегчен.

Правила оформления —  не менее значимая часть продвижения  товара в розничной сети. Рекламные материалы должны:

а) находиться непосредственно  возле точки продаж оформляемого товара или на пути следования к нему;

б) быть уместны и не вызывать недоумения или раздражения;

в) быть хорошо видны потенциальному покупателю;

г) быть актуальными, так  как материалы определенной рекламной  кампании работают только ограниченное время.

Основополагающий принцип  оформления — постоянное обновление материалов.

Принимая во внимание вышеупомянутое, стоит всегда помнить, что все перечисленные правила  являются лишь отправной точкой или  основой мерчендайзинга. Так или  иначе, они могут варьироваться  в зависимости от типа розничной точки, методов обслуживания, расположения, торговой площади и т. д.

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА В СЕТИ МАГАЗИНОВ ОДЕЖДЫ COLIN´S

 

2.1. Характеристика марки  джинсовой одежды “Colin´s”

История компании берет  свое начало в 1983 году, когда турецкий предприниматель Нуреттин Эроглу (Nurettin Eroğlu) вместе со своими четырьмя братьями открыл небольшое швейное предприятие — под громким названием Eroğlu Holding работали 15 человек. Фабрика площадью 150 кв. м. была оснащена 6 швейными машинами.

Первоначально фабрика  выпускала пальто и пуховики, а  в 1986 году освоила производство и  джинсовой одежды, под бредом Kulis. В этом же году компания всерьез занялась разработкой схем оптовой торговли своей продукцией. К 1992 году компания производила уже 1500 единиц продукции ежедневно, на фабрике было занято более 200 человек, а ассортимент расширился — под брендом Kulis выпускались джинсы, куртки, футболки, брюки, блузки и многое другое.

Информация о работе Организация мерчендайзинга в розничной торговле