Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является денежно-кредитная политика государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить несколько задач:
1. Проанализировать сущность, инструменты денежно-кредитной политики государства, назначение резервной системы ЦБ РФ;
2. Рассмотреть рефинансирование коммерческих банков, операции на открытом рынке;
3. Проанализировать уровень инфляции в РФ в (2011-2012) годах;
4. Рассмотреть динамику потребительских цен в РФ, динамику цен на рыночные услуги в 2012 году;
5. Проанализировать динамику показателей денежно-кредитной сферы в 2012 году.
Обьектом исследования является денежно-кредитная политика государства.
Введение 2
1. Сущность, инструменты денежно-кредитной политики государства 4
1.1. Сущность и назначение резервной системы ЦБ РФ 4
1.2. Рефинансирование коммерческих банков 10
1.3. Операции на открытом рынке 13
1.4. Цели и методы проведения денежно-кредитной политики 14
2. Анализ уровня инфляции в РФ в (2011-2012) годах 19
2.1. Динамика потребительских цен в РФ 19
2.2. Динамика цен на рыночные услуги в 2012 году 26
2.3. Динамика показателей денежно-кредитной сферы в 2012 году 28
3. Основные направления развития денежно-кредитной политики в РФ 32
Заключение 39
Библиографический список 42
В документе уделено внимание развитию операций рефинансирования банковской системы. Одним из ключевых в Основных направлениях должен был стать раздел «Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов», где заданы количественные ориентиры денежно-кредитной политики, охарактеризована политика валютного курса и использование инструментов денежно-кредитного регулирования [2]. Данный раздел по-прежнему содержит декларацию намерений относительно темпов инфляции: предполагается добиться ее снижения до 4,5–6,5 % в 2012 г. Что касается денежной программы на 2010–2012гг., то она представлена в 4 вариантах, что соответствует вариантам прогноза социально- экономического развития России на 2010–2012 гг. В программе прогнозируется прирост денежной базы в узком определении (2010 г. — 8–17 %; 2011 г. — 11–19 %; 2012–13–19 %) [2]. Основные варианты прогноза основаны на том, что источником роста денежной базы будет рост чистых международных резервов. В целом стратегия по управлению денежным предложением пассивна и ориентирована на внешнюю конъюнктуру.
В части политики валютного курса заявлена цель постепенного сокращения государственного вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры управления курсом будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики. Конкретных мер по усилению влияния курса на диверсификацию экономики в Основных направлениях не указано.
В части применения инструментов денежно- кредитной политики упор сделан на реализацию эффективной процентной политики. Основные меры направлены на совершенствование технологий рефинансирования: развитие механизма рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения; расширение перечня активов, используемых для обеспечения при рефинансировании и др.
Таким образом, приоритетами Банка России по развитию банковского надзора являются:
В Основных направлениях содержится ряд дополнительных мер в части совершенствования банковского надзора: оценка деловой репутации руководителей, совершенствование процессов регулирования реорганизации банков, упрощение эмиссии ценных бумаг, эффективное взаимодействие банков и аудиторов, ряд мер по развитию инспекционной деятельности. Как видим, Банк России представил список рабочих мероприятий.
Отдельный интерес вызывает позиция ЦБ по таргетированию: в настоящее время основные методы денежно-кредитной политики, используемые центральными банками, включают валютное регулирование, таргетирование денежной массы и таргетирование инфляции.
Государственное регулирование — важнейший принцип экономической стратегии и политики России может обеспечить экономический рост и развитие на основе модернизации. В то же время применение такого подхода призвано дать простор для здоровой конкуренции, поставить заслон монополизму в производстве и торговле как главной причине инфляции в на-шей стране. Таким образом, разумное государственное регулирование будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики [4].
Регулирование валютного курса основано на поддержании определенной стоимости национальной валюты по отношению к иностранной валюте или корзине валют. Его основными инструментами являются валютные интервенции центрального банка и манипулирование процентной ставкой. Таргетирование денежного предложения опирается на установление ориентиров по темпам роста определенного денежного агрегата или группы агрегатов. Таргетирование темпов роста денежной массы может быть эффективным в случае наличия четкой взаимозависимости между изменениями денежных агрегатов и темпов роста инфляции.
Инфляционное таргетирование предполагает установление центральным банком целевого уровня инфляции и ориентацию на него при разработке мер денежно-кредитной политики. Ключевым методом достижения поставленной цели является механизм процентных ставок. До сих пор в России одним из основных макроэкономических «параметров» является валютный курс доллара к рублю. В перспективе, как уже отмечалось, все большую роль будет играть процентная ставка, отражающая реальную цену денег в стране.
Эта политика изначально предполагает наличие плавающего валютного курса. Кроме того, она ориентируется на достаточно высокий уровень развития финансовой системы и рынков, обеспечивающий адекватную и своевременную реакцию экономики на изменения процентной ставки. Преимущество инфляционного таргетирования заключается в том, что установление целевого уровня инфляции в качестве номинального якоря создает условия для прогнозирования действий центрального банка и формирования системы принятия решений экономическими агентами.
В заключение следует отметить, что при всем разнообразии рекомендаций общий вывод связан с тем, что для эффективного решения задач макроэкономического регулирования, с одной стороны, действия Центрального банка Российской Федерации должны характеризоваться независимостью и последовательностью, с другой стороны, меры, принимаемые в денежно-кредитной сфере, должны сопровождаться адекватной бюджетной политикой.
Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д.
С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом.
Среди экономистов ведутся споры, обусловленные двумя различными подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом.
Уровень инфляции в России является ключевым фактором сдерживания экономического роста, при этом именно ЦБ сегодня должен отвечать за регулирование этого показателя.
Кроме того, для усиления влияние Центробанка на денежные процессы в стране необходимо создание эффективного механизма рефинансирования банковской системы и денежного рынка. Ставка рефинансирования ЦБ должна стать ориентиром для реальных ссудно-депозитных операций и ключевым инструментом денежно-кредитной политики.
Итак, можно сделать выводы, что объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, в целом за 2012 год увеличился на 1,2 трлн. руб., или на 14% (против прироста на 5,5% за 2011 год) и составил по состоянию на 1 января текущего года 9852,8 млрд. рублей. При этом сохранилась тенденция изменения структуры источников роста денежного предложения в пользу рефинансирования банковского сектора со стороны Банка России.
Продолжившееся повышение гибкости курсообразования в 2012 году привело к снижению участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке, за счет которых был сформирован прирост денежной базы (0,2 трлн. руб. в 2012 году по сравнению с 0,3 трлн. руб. в 2011 году).
Бюджетная система по-прежнему была главным каналом абсорбирования ликвидности – за счет увеличения остатков денежных средств на счетах расширенного правительства в Банке России в 2012 году произошло снижение денежной базы на 1,2 трлн. руб. (в 2011 году – на 1,1 трлн. рублей). В этих условиях прирост денежного предложения формировался в основном за счет расширения рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России: годовой прирост валового кредита банкам составил 1,8 трлн. рублей [12,с.42].
Проведенный анализ инфляции за предыдущие годы показывает, что на динамику российского ИПЦ значительное влияние оказывает поведение цен на довольно ограниченный перечень товаров. Среди продовольственных товаров в данный перечень входят плодоовощная продукция, крупа, молоко, мясо и сахар-песок. Непродовольственные товары в целом не отличаются значительным воздействием на итоговый уровень ИПЦ, однако ряд товаров все же имеет определенный вес, в частности, бензин, медикаменты и табачные изделия. Основными платными услугами, оказывающими влияние на потребительские цены, являются ЖКХ, транспортные и бытовые услуги.
Банк России сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства на текущий год, снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении [15,с.82].
1. Федеральный Закон от 21.03.2002. №82-ФЗ "О банках и банковской деятельности" // Справочно-правовая система "Гарант".
2. Федеральный
закон от 28 октября 2008. "О дополнительных
мерах для укрепления
3. Аниховский А.Л. Деньги и кредит. Кредитный рейтинг: основные элементы и классификация - 2010. - №3. - С.30-34.
4. Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой Л.П. /Банковское дело: учебник / Финансы и статистика, 2008. - 592 с.: ил.
5. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник. 2006. - 452 с.
6. Ковалев С.Н., Латов Ю.В. Экономика. Учебное пособие. – М.: Книжный мир, 2004.
7. Коробовой Г.Г. Банковское дело: Учебник / Экономист, 2010. - 751 с.
8. Курс экономической теории: учебник – Киров: «АСА», 2004. – 832с.
9. Лаврушина О.И. Банковское дело. Экспресс-курс: Учеб. Пособие 2008. - 544 с.
10. Лаврушина О.И. Деньги, кредит, банки: учебник 7-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2009. - 560 с.
11. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Макроэкономика. - М.: ЮНИТИ, 2007.
12. Сайт министерства экономического развития РФ.
13. Сайт Росстата РФ.
14. Сайт ЦБ РФ.
15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Информация о работе Основные направления развития денежно-кредитной политики в РФ