Оценка и обеспечение качества и конкурентоспособности товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является оценка и обеспечение качества и конкурентоспособности товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1.Рассмотреть основное понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции;
2.Изучить социально-экономическую сущность конкурентоспособности продукции;
3.Привести существующие методы оценки конкурентоспособности продукции;
4.Представить организационно - экономическую характеристику предприятия;
5.Провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
1.1. Основное понятие и показатели качества и конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………….5
1.2. Социально-экономическая сущность конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………...12
1.3. Существующие методы оценки конкурентоспособности продукции…………………………………………………………………………...20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «АТКАРСКИЙ МАСЛОЭКСТРАКЦИОННЫЙ ЗАВОД»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…...27
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия………………………………………………………………………...31
2.3. Анализ качества продукции ОАО «Аткарский МЭЗ»………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

контр.МАРКЕТИНГ.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

 

Если k < 1, то анализируемый  товар уступает товару - образцу; если k > 1, товар обладает более высокой конкурентоспособностью. [10, c.279]

После такого анализа  становится возможным вычислить  единичный параметрический показатель (формула 2.6.):

 

          

,                        (2.6.)

 

где  q- параметрический показатель;

Р - величина параметра  реального изделия;

Р100 - величина параметра  гипотетического изделия, удовлетворяющего потребность на 100 %.

 

Каждому параметрическому показателю по отношению к изделию в целом соответствует некоторый вес «а», различный для каждого показателя. В итоге, после того, когда будут вычислены все единичные параметрические показатели, становиться реальностью вычисление обобщенного (группового) показателя, характеризующего соответствие изделия потребности в нём:

 

                                            ,                 (2.7.)

 

где  Itn - групповой технический показатель (по техническим параметрам);

qi - единичный параметрический показатель по i-му параметру;

ai- вес i-го параметра;

n - число параметров, подлежащих  рассмотрению.

 

Показатель конкурентоспособности  изделия по отношению к аналогичному изделию другого предприятия  будет равен:

 

,                     (2.8.)

 

где  К - показатель конкурентоспособности нашего изделия к конкурирующему;

Itn1, Itn2 - соответствующие групповые технические показатели.

 

Применяют и  такой метод оценки конкурентоспособности, как разработка списка главных параметров, а затем присвоение баллов всем изделиям, сравниваемым между собой. В итоге для каждого изделия формируется некоторая сумма - интегральный показатель конкурентоспособности (эксперты сравнивают изделие с изделием - эталоном в данном классе). Мнения покупателей формируют систему покупательских предпочтений. Этому вопросу в литературе и в работах экономистов уделено достаточно мало внимания, а в имеющихся попытках исследования носят односторонний характер.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 

ОАО «АТКАРСКИЙ МАСЛОЭКСТРАКЦИОННЫЙ ЗАВОД»

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод» – крупнейшее предприятие Поволжья, расположенное  в г. Аткарск Саратовской области. Оборудование предприятия способно за сутки переработать 1,1 тысяч тонн маслосемян, вырабатывая при этом более 400 тонн фасованного масла. После проведенной в 2005 году реконструкции предприятие обладает самым современным оборудованием полного производственного цикла: дезодорация и рафинация масла, самостоятельное изготовление ПЭТ тары, фасовка, этикеровка, палетирование. Кроме того, завод располагает собственными мощностями по хранению подсолнечника на 25 тыс. тонн с мощным сушильным хозяйством. За сутки Аткарский маслоэкстракционный завод может принимать до 2000 тонн подсолнечника и просушивать более 800 тонн семян.

ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод» был  построен в 1913 году. Из предприятия, на котором рабочие вручную загружали маслодавильные прессы полуфабрикатом, он превратился в современное производство, где весь технологический процесс автоматизирован.

В 2002 году Аткарский МЭЗ  в составе ЗАО «Янтарное» вошел  в группу компаний «Букет», в октябре 2003 года как самый крупный филиал ЗАО «Янтарное» был выделен в  самостоятельное юридическое лицо. Позднее, в 2004 году, Аткарский МЭЗ вошел в масложировой дивизион холдинга «Солнечные продукты».

Деятельность  компании ведётся по направлениям:

- Масложировой  дивизион: производство майонезов  и соусов, промышленных маргаринов  и жиров, потребительских маргаринов  и спредов, технической продукции

- Маслосырьевой  дивизион: производство бутылированого масла, подсолнечного масла для промышленных переработчиков, шрота, приёмка-хранение-отгрузка семян подсолнечника и зерновых, зерно-трейдинг

В состав Холдинга входят 10 производственных предприятий, а также Торговый дом «Солнечные продукты» и Торговый дом «Янтарное»

Начало истории  Холдинга «Солнечные продукты» связано  с 1998 годом, когда в ГК «Букет»  вошел саратовский «Жировой комбинат». При мощности более 10 тыс. тон на момент заключения сделки выпускал всего 700 т продукции в месяц. Уже через четыре года объем производства на комбинате достиг 14 тыс. т в месяц. В настоящее время саратовский комбинат является признанным лидером по производству маргариновой продукции в России.

В 2002 ГК «Букет»  приобретает одно из крупнейших предприятий  России по переработке масличных  сельскохозяйственных культур ЗАО  «Янтарное», в состав которого также  входит Аткарский маслоэкстракционный  завод. В сентябре 2002 года в составе ГК «Букет» создается предприятие по обработке и хранению подсолнечника ЗАО «Элеваторходинг».

Весной 2003 года в состав ГК «Букет» входит «Новосибирский жировой комбинат», крупнейшее предприятие  по переработке жиров за Уралом. Осенью того же года ГК «Букет» приобретает один из крупнейших маслобойных заводов Европы - Армавирский МЖК.

В мае 2004 года ГК «Букет» приобретает базу по хранению сырья для Армавирского МЖК –  ОАО «Хлебная база №68» (Кущевский  элеватор). В июле 2004 года создается Холдинг «Солнечные продукты», объединивший все предприятия масложирового направления в составе ГК «Букет». В ноябре того же года уже в состав нового Холдинга входит «Московский жировой комбинат», в настоящее время крупнейшее предприятие по производству майонеза в московском регионе.

В июле 2005 года в структуру Холдинга «Солнечные продукты» вошел «Балаковский терминал», крупнейшее в Саратовской области  предприятие по хранению и переработке  сырья, а также «Калининский элеватор».

В 2007 Холдинг  «Солнечные продукты» занимает лидирующие позиции на российском рынке масложировой продукции. На предприятиях Холдинга производится майонез, фасованный и промышленный маргарин, наливное и фасованное растительное масло, горчица, хозяйственное и туалетное мыло, техническая продукция. Холдинг активно занимается модернизацией и расширением существующих производственных мощностей. В настоящее время на наших предприятиях реализуется долгосрочная инвестиционная программа, направленная на укрепление производственной и технологической базы.

Позиции «Солнечных продуктов» на рынке России:

- №2 по объёму  производства подсолнечного масла  в России. Объём переработки семян  подсолнечника на МЭЗах компании - 13% от общего урожая России

- №2 по объёму  производства майонезов и соусов  в России. По итогам 2007 года майонезы «Солнечных продуктов» занимают 12% рынка России. Наши бренды - Московский провансаль, Оливьез, Чудесница, Новосибирский Провансаль, Саратовский Провансаль

- Входит в  тройку крупнейших производителей  промышленных жиров в России. По итогам 2011 года доля рынка от общего потребления РФ составила 16%

- В 2011 году - самая быстрорастущая компания  на рынке бутылированного масла.  По итогам года рыночная доля  составила 5%. Наши бренды - Россиянка  и Ярко

- №1 по объёмам  производства хозяйственного мыла с рыночной долей 30% по итогам 2011 года.

На всех предприятиях Холдинга особое внимание уделяется качеству выпускаемой продукции. Передовые технологии, качественное сырье и современное оборудование – все это позволяет нам выпускать продукты высшего качества, максимально полезные для здоровья.

Одним из ключевых направлений деятельности ОАО "Аткарский  МЭЗ" является производство бутылированного  масла. Почти половина всего вырабатываемого сырого подсолнечного масла идет на фасовку.

В 2010 г. Аткарский МЭЗ произвел и отгрузил более 75 тыс. тонн бутылированного подсолнечного масла, что составило 7% от общероссийского объема рынка бутылированного подсолнечного масла.

Для реализации перспективных планов ОАО "Аткарский МЭЗ" по расширению производства, увеличению собственных мощностей по хранению семян подсолнечника в целях обеспечения сырьевой безопасности предприятия в 2010 г был приобретен имущественный комплекс - элеватор с 10 зерноскладами и складом готовой продукции, расположенный в непосредственной близости от ОАО "Аткарский МЭЗ".

Согласно отчету, чистая прибыль ОАО "Аткарский МЭЗ", рассчитанная по РСБУ, в 2011 г. снизилась в 7 раз по сравнению с 2010 г. - до 30,707 млн. руб. При этом выручка от продаж в 2011 г. выросла в 1,7 раза и составила 6,83 млрд. руб.

Приоритетными задачами ОАО "Аткарский МЭЗ" на 2012 г. являются разработка и внедрение  проектов, обеспечивающих увеличение объемов производства, продаж и прибыли, продолжение укрепления лидирующих позиций на рынке масложировой продукции, модернизация с наращиванием производственных мощностей.

Для решения данной задачи в 2012 г. планируется реализовать проект "Масловозы" по приобретению двух автомобильных масловозов емкостью 20 тонн с целью организации бесперебойной доставки масла подсолнечного на ОАО "Жировой комбинат", а также установить третий фильтр для фильтрации масла; провести ремонт железнодорожных путей; организовать погрузку лузги на ж/д; начать разработку проекта по реконструкции прессового отделения и т.д.

 

 

2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия

 

В таблице 2.1. представим  основные экономические показатели деятельности ОАО "Аткарский МЭЗ" за 2009-2011 гг.

 

Таблица 2.1. –  Основные экономические показатели деятельности  ОАО «Аткарский МЭЗ»

Показатели

Ед. изм.

2009г.

2010г.

2011г.

Абсолютное изменение (+;-)

Темп роста, %

2010г. к 2009г.

2011г. к

2010г.

2011 к

2009

2010 к

2009

2011 к

2010

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Объем товарной

продукции

тыс.

руб.

901530

1210851

1423679

+309321

+212828

157,9

134,3

117,6

2. Выручка от

продажи

продукции

тыс.

РУб

901530

1210851

1423679

+309321

+212828

157,9

134,3

117,6

З.Полная

себестоимость

реализованной

продукции

тыс.

руб.

859950

1121142

1354035

+261192

+232893

157,5

130,4

120,8

4. 3атраты на 1

рубль

реализованной

продукции

руб.

0,95

0,93

0,95

-0,02

+0,02

100

97,9

1022

5. Среднесписоч-

ная численность

ППП

чел.

396

371

338

-25

-33

85,4

93,7

91,1

в том числе рабочих

266

250

238

-16

-12

89,5

94,0

952

6. Среднегодовая

выработка . 1

работника ППП

тыс.

руб.

2 282,04

3260,54

4 208,1

+978,5

+947,56

184,4

142,9

129,1

7.Фонд оплаты

трупа ППП

(годовой)

тыс.

руб.

26896

32187

34103

+5291

+1916

126,8

119,7

106,0

8.Среднегодовая

заработная плата 1

работающего

руб.

67919

86 757

100 896

+18838

+14139

148,6

127,7

116,3

9Среднегодовая

стоимость ОПФ

тыс.

руб.

249722

259548

567084

+9826

+307536

2,3

раза

103,9

2,2

раза

10.Фовдоотдача

руб.

3,61

4,67

2,51

+1,06

-2,16

69,5

139,4

53,7

11.Фондовоору-

женность 1

работающего

тыс.

руб.

630,6

699,6

1677,8

+69,0

+978,2

2,7

раза

110,9

2,4

раза


 

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12 Прибыль от

продажи

продукции

тыс.

руб.

41580

89709

69644

+48129

-20065

167,5

2,2

раза

77,6

13.Прибыпь до

налогообложения

тыс.

руб.

7495

8970

10677

+1475

+1707

142,5

119,7

119,0

14. Рентабельность

основной

деятельности

%

4,8

8

5,1

+3,2

-2,9

106,3

166,7

63,8

15.Рентбельность продаж

%

4,6

7,4

4,9

+2,8

-2,5

106,5

160,9

66,2


Источник: расчёты  автора

 

На основании  данных таблицы 2.1. можно сделать следующие выводы относительно деятельности ОАО "Аткарский МЭЗ"

Объем выполненных  работ, услуг за анализируемый период с 2009-2011 гг. увеличился на 59.7 что связанно с увеличением спроса на продукцию  предприятия. В 2010 по сравнению с 2009 объем выполненных работ увеличился на 34,3%, а в 2010 к 2011 на 17,6 %.

Относительно  выручки от реализации продукции  можно отметить следующее: на протяжении трех лет данный показатель имеет  тенденцию к повышению, за данный период времени увеличение составило 7,9%, это обуславливается увеличением спроса на продукцию.

В 2009-ом году полная себестоимость реализованной продукции  составила (859950тыс. руб.). В следующем  году себестоимость по отношению  к факту 2009 год увеличилась на 30,4%. В 2011 году также было отмечено повышение этого показателя на 20,8%. В целом за три года увеличение себестоимости составило 57,5% , этому способствовало увеличение цен на материалы, увеличение затрат на производство, связанное с его усовершенствованием. Затраты на 1 рубль реализованной продукции-это важнейший показатель оказывающий влияние на результат финансовой деятельности предприятия. В 2010 году по сравнению с 2009 наблюдается снижение данного показателя на 17,1%, что связанно со снижением объема выполненных работ и выручки. А в 2011 по отношению к 2010 отмечено увеличение на 2,2% что объясняется увеличением объема выполненных работ и выручки.

Информация о работе Оценка и обеспечение качества и конкурентоспособности товаров